Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РАЗДЕЛ 2. РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

Психология общения

 

Учебно-методический комплекс

для студентов факультета непрерывного образования по

Подготовке специалистов для судебной системы

(специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

(углубленная подготовка)

 

Казань

Автор:

Пепелышева Оксана Вячеславовна,старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

Рецензенты:

Вахитов Дамир Равилевич,доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедры экономики КФ ФГБОУВПО «РАП».

Лаврентьева Ирина Александровна, старший преподаватель

кафедры социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.

Одобрен на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол №1 от 04.09.2013 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 25.09.2013 г.)

 

 

© КФ ФГБГОУВПО «РАП», 2013.

©Пепелышева О.В., 2013.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………………………..4

Обьем дисциплины и виды учебной работы………………...….……………….7

Тематический план и содержание учебного курса ……………….…………….7



Программа курса ………………………………………………………………….9

Планы семинарских (практических) занятий…………………………………..12

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов……………………………….……………18

Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации….19

Информационое обеспечение обучения (литература)………………………...22

Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………....23

.
ВВЕДЕНИЕ

 

Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 030912 «Право и организация социального обеспечения».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Психология общения» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель курса «Психология общения» состоит в актуализации навыков общения, получении возможности осмыслено подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей, подготовки себя к профессиональной деятельности и овладениями тонкостями общения.

Задачи изучения курса «Психология общения»:

- основные социально-психологические теории, описывающие процесс коммуникации;

- базовые определения курса: коммуникация, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, виды общения, способы воздействия и противодействия в общении, механизмы восприятия и понимания других людей;

- сущность сознания, основные факторы влияющие на восприятие и понимание других;

- сущность личности, ее взаимоотношение с обществом, общество как специфическая система;

- техники эффективной и неэффективной коммуникации, техники налаживания контакта;

-техники поведения в ситуации стресса.

В результате освоения учебной дисциплины «Психология общения» обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли о ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труды.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часа;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;

самостоятельной работы обучающегося 8 часов.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

1.6. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.

Результат обучения (усвоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценка результатов обучения
Применять современные методы психологии в анализе межличностного взаимодействия. Преодолевать коммуникативные барьеры, гармонично строить убеждающую речь. Владеть навыками поведения в ситуации стресса. Опрос, практические занятия, промежуточная аттестация, зачет.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Форма итогового контроля зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Основы общения
Тема 1. «Характеристика общения» Содержание учебного материала: 1.Общение и его функции. 2.Виды общения. 3.Общение и общительность. 4.Общение и деятельность  
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2. «Многоплановый характер общения» Содержание учебного материала: 1. Коммуникация 2. Интеракция 3. Перцепция
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Роли и ролевые ожидания
Тема 3. «Социальная роль» Содержание учебного материала: 1. Понятие социальной роли 2. Виды и характеристики социальных ролей . 3. Ролевые ожидания. 4. Ролевой конфликт.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4. «Умение слушать и вести беседу» Содержание учебного материала: 1. Психология слушания 2. Виды слушания 3. Слушания публичного выступления 4.Ведение беседы 5.Эффективность беседы
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Общение в онтогенезе человека
Тема 5. «Индивидуальные особенности человека» Содержание учебного материала: 1. Общение и темперамент 2. Характеристика темпераментов 3. Общение и характер человека
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся -
Тема 6. «Роль общения в онтогенезе человека» Содержание учебного материала: 1. Общение-ведущая деятельность младенческого возраста 2. Сюжетно- ролевая игра 3. Учебная деятельность
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся -
Раздел 4. Коммуникативная культура
Тема 7. «Правила культуры общения» Содержание учебного материала: 1.Искусство договариваться 2. Самоценность 3. Педагогическое общение
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся -
Всего:  

ПРОГРАММА курса

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

 

Тема 1. Характеристика общения.

Студент должен

знать:

- Важнейшие принципы общей психологии;

- основные понятия и этапы развития психологии как науки;

уметь:

- характеризовать основные принципы и понятия дисциплины «Психология общения»;

иметь представление:

-внутри личностной функции, как способ мышления человека.

Понятие «общения». Обмен информацией – коммуникация. Взаимодействие в процессе совместной деятельности - интеракция. Перцепция – восприятие другого человека. Функции общения.

Особенности прагматической функции. Роль формирующей функции в общении. Функция подтверждения в процессе общения. Внутри личностная функция, как способ мышления человека. Непосредственное общение. Проблемы косвенного общения. Массовое общение. Как развивать общительность. Типы межличностного общения. Типы коммуникаций - ролевая и личностная. Вербальное и невербальное общение. Уровни общения: фатический, информационный, личностный.

 

Тема 2. Многоплановый характер общения.

Студент должен

знать:

- суть и значение поведенческой психологии;

уметь:

- характеризовать личность и особенности поведения человека;

иметь представление:

- общение и деятельности;

- о видах речи и речевой деятельности;

- о природе и структуре взаимодействия.

Специфика обмена информацией между людьми. Коммуникационные барьеры. Авторитарная и диалогическая коммуникация. Вербальная коммуникация.

Речь. Речевая деятельность. Виды речи. Передача информации. Обратная связь. Невербальные способы общения. Жестикуляция. Особенности коммуникации в педагогическом процессе.

Природа и структура взаимодействия. Схема основных стратегий поведения в процессе взаимодействия.

Конфликт как особая форма взаимодействия. Основные стадии развития конфликта. Условия конструктивного разрешения конфликтов. Педагогические конфликты. Перцепция- общение восприятия людьми друг друга. Эффекты межличностного восприятия. Имидж личности. Имидже логия.

РАЗДЕЛ 2. РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ

 

Тема 3. Социальная роль

Студент должен

знать:

- суть и значение социальной роли и социального статуса;

уметь:

- характеризовать личность и его социальную роль;

иметь представление:

- о ролевых ожиданиях;

- о ролевом конфликте;

Основные понятия – социальная роль и социальный статус. Значимость социальной роли. Внутренняя структура личности. Виды и характеристики социальных ролей. Характеристики социальной роли. Мотивация роли. Понятия ролевого ожидания и ролевого исполнения. Влияние социальной роли на развитие личности. Смысловой аспект механизма подражания. Анализ социальных ролей.

 

Тема 4. Умение слушать и вести беседу.

Студент должен

знать:

- психологию слушания;

- способы межличностной коммуникации;

- правила эффективного слушания;

уметь:

- характеризовать личность и особенности поведения человека;

иметь представление:

- о факторах развития межличностных отношений.

Психология слушания. Процесс активного слушания. Определение основных понятий – сосредоточение, понимание, запоминание. Анализ и критическое слушание. Факторы от которых зависит процесс слушания. Субъективные факторы. Виды слушания. Особенности активного слушания. Пассивное слушание. Эмпатия. Варианты проявления.Слушание публичного выступления. Умение концентрироваться. Умение анализировать содержание. Умение слушать критически. Умение конспектировать.

Ведение беседы. Способы межличностной коммуникации. Деловая беседа. Варианты развития диалога в беседе. Техника слушания в беседе. Техника расспроса в беседе. Эффективность в беседе. Правила эффективного слушания.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.