РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА Тема 5. Индивидуальные особенности человека
Студент должен
знать:
- основные виды общения;
- классификацию функций общения;
уметь:
- владеть навыками ведения диалога: слушание, переговоры, настойчивость;
иметь представление:
- о функциях и типах общения.
Понятие общения. Цели общения. Виды общения. Уровни общения (фактический, информационный, личностный). Функции общения. Виды общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие.
Тема 6. Роль общения в онтогенезе человека.
Студент должен
знать:
- определения темперамента человека;
- Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности;
уметь:
- строить общение с различными по характеру собеседниками.
иметь представление:
- взаимосвязи общения от темперамента человека..
Определение темперамента. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Тест Айзенка.
Характеристики и особенности холерика, сангвиника, меланхолика, флегматика. Особенности темперамента в общении с другими людьми разных темпераментов.
РАЗДЕЛ 4. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Тема 7. Правила культуры общения
Студент должен
знать:
- ключевые понятия;
уметь:
- формулировать этические принципы и характер культуры общения;
иметь представление:
- о искусстве договариваться.
Ключевые понятия. Этика делового общении. Культура общения. Самооценка человека и влияние ее на взаимодействие с другими людьми.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Характеристика общения.
Семинар 1 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Определите понятие «общение».
2. В чем заключается феномен общения»?
3. Основные виды общения.
4. Типы общения и их характеристика.
5. Функции общения.
6. Взаимосвязь деятельности и общения.
Литература[1]
Основная
1. Абрамова Г.С.Введение в практическую психологию. М.,1994.
2. Андреева Г.М., Социальная психология..- М.,2003.*
3. Н.С. Ефимова Психология общения. Практикум по психологии. - М, 2012.*
4. Бодалев А.А. Психология общения: -М., 2003.
5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения.- М, 1996.
6. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.*
7. Психология: словарь /под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко.- М., 1996.
8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
9. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
Дополнительная
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001 г.*
2. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Питер, 2000г.
3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М. Наука, 1999
4. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999г. С. 466-484.
Тема 2. Многоплановый характер общения.
Семинар 2 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика коммуникативного процесса.
2. Типы коммуникативного воздействия.
3. Характеристика вербальной коммуникации.
4. Невербальные средства общения.
5. Конфликт как особая форма взаимодействия.
Литература
Основная
1. Абрамова Г.С.Введение в практическую психологию. М.,1994.
2. Андреева Г.М., Социальная психология..- М.,2003.*
3. Н.С. Ефимова Психология общения. Практикум по психологии. - М, 2012.*
4. Бодалев А.А. Психология общения: -М., 2003.
5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения.- М, 1996.
6. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.*
7. Психология: словарь /под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко.- М., 1996.
8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
9. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
Дополнительная
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001 г.*
2. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Питер, 2000г.
3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М. Наука, 1999
4. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999г. С. 466-484.
Тема 3. Социальная роль
Семинар 3 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика социальной роли.
2. Ролевые ожидания и выполняемые роли.
3. Влияние социальной роли на развитие личности.
4. Психология и виды слушания.
5. Ведение беседы.
6. Деловая беседа
Литература
Основная
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2003*.
2. Н.С. Ефимова Психология общения. Практикум по психологии. - М, 2012.*
3. Бадмаев Б.Ц., малышев А.А Психология обучения речевому мастерству. М., 2003*.
4. Философия: Учебное пособие / Под. Ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002*.
Дополнительная
1.Рогов Е.И. Психология общения..-М., 2004..
2.Станкин М.И. Психология общения. –М., 2003.
Тема 4. Умение слушать и вести беседу
Семинар 4 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия «слушать» и «слышать».
2. Техника и навыки слушания.
3. Ведение беседы.
4. Деловая беседа
Литература
Основная
1. ВерберберР, Вербербер К. Общение . М.,2003*.
2. Н.С. Ефимова Психология общения. Практикум по психологии. - М, 2012.*
3. Бадмаев Б.Ц., малышев А.А Психология обучения речевому мастерству. М., 2003*.
4. Философия: Учебное пособие / Под. Ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002*.
Дополнительная
1.Рогов Е.И. Психология общения..-М., 2004..
2.Станкин М.И. Психология общения. –М., 2003.
Тема 5. Индивидуальные особенности человека
Семинар 5 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Определите понятие «темперамент».
2. Особенности темперамента в общении?
3.Общение и характер человека.
4. Общение с различными собеседниками.
Литература
Основная
1. Станкин М.И., Психология общения..- М.,2003.*
2. Н.С. Ефимова Психология общения. Практикум по психологии. - М, 2012.*
3. Бодалев А.А. Психология общения: -М., 2003.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения.- М, 1996.
5. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.*
6. Психология: словарь /под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко.- М., 1996.
Дополнительная
1. Батаршев А.В. Способности к общению: -М., 2001.
2. Бодалев А.А. Психология общения.- М, 2002.
3. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.*
4. Кобаченко Т.С. Методы психологического общения.- М., 2003.
Тема 6. Роль общения в онтогенезе человека.
Семинар 6 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1.Общение как ведущая деятельность любого возраста.
2. Общение и предметно-манипулятивная деятельность личности.
3.Сюжетно-ролевая игра.
4. Игра как модель взрослых отношений.
Литература
Основная
1. Станкин М.И., Психология общения..- М.,2003.*
2. Н.С. Ефимова Психология общения. Практикум по психологии. - М, 2012.*
3. Бодалев А.А. Психология общения: -М., 2003.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения.- М, 1996.
5. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.*
6. Психология: словарь /под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко.- М., 1996.
Дополнительная
1. Батаршев А.В. Способности к общению: -М., 2001.
2. Бодалев А.А. Психология общения.- М, 2002.
3. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.*
4. Кобаченко Т.С. Методы психологического общения.- М., 2003.
Тема 7. Правила культуры общения.
Семинар 7 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Определите понятие «культура общения».
2. Что необходимо учитывать при заключении договора?
Литература
Основная
1. Н.С. Ефимова Психология общения. Практикум по психологии. - М, 2012.*
2. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.*
3. Крижановская Ю.С. Грамматика общения.- М., 2006.
Дополнительная
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000г.
Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.:АСТ, 2001г.
Аргайл М. Психология счастья. М., 1990г.
Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М., 2001г.
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М. 2000г.
Тема 7. Правила культуры общения.
Семинар 8 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Общение и характер человека.
2. Правила культуры общения.
Литература
Основная
1. Н.С. Ефимова Психология общения. Практикум по психологии. - М, 2012.*
2. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1997.*
3. Крижановская Ю.С. Грамматика общения.- М., 2006.
Дополнительная
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000г.
Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.:АСТ, 2001г.
Аргайл М. Психология счастья. М., 1990г.
Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М., 2001г.
Методические рекомендации
по изучению дисциплины И организации самостоятельной работы студентов
Указанная дисциплина изучается на протяжении семестра и завершается зачетом. Основными видами учебных занятий являются семинарские занятия, индивидуальные консультации.
В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по той или иной проблеме, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умение аргументировать и защищать выдвигаемые положения в их соотношении с юридической практикой.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:
- изучить рекомендованную учебную литературу;
- изучить и законспектировать первоисточники по теме;
- подготовить ответы на все вопросы семинара.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.
Вопросы, не рассмотренные на семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в процессе самостоятельной работы.
Вопросы, не рассмотренные на семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради - это способствует более полному запоминанию учебного материала.
|