Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методика Дж. Роттера по изучению экстернальности и интернальности

(«локуса контроля») субъекта

Цель: служит для изучения «локуса контроля» субъекта, который может зависеть от окружающих людей.

Экстернальность - это слабость воли, неуверенность в себе, зависимость человека от внешних обстоятельств, от окружающих людей. «Локус контроля» лежит вовне, он зависит от внешних условий жизни, внешних обстоятельств, от окружающих людей.

Интернальность - это сила воли, уверенность в себе, власть над внешними обстоятельствами благодаря своим собственным усилиям, зависимость человека от самого себя, от своих собственных возможностей и волевых качеств личности человека «Локус контроля» лежит внутри самой личности человека.

Даны 10 парных утверждений. Необходимо из каждого парного утверждения обвести кружочком то утверждение, которое совпадает с вашим утверждением.

№ 1 А. Неудача чаще всего происходит оттого, что не повезло в жизни.

В. Неудачи чаще всего происходят оттого, что сами допускаем ошибки в жизни.

№ 2 А. Если хорошо постараться, то всегда добьешься своего и получишь признание.

В. К сожалению, наши заслуги часто остаются непризнанными, как бы

мы ни старались.

№ 3 А. Отметки, которые нам ставят в школе, обычно соответствуют тому, что мы знаем и как мы себя ведем.

В. Отметки часто бывают несправедливыми и зависят от настроения учителя и его отношения к ученикам.

№ 4 А. Как ни старайся, все равно некоторые люди не будут к тебе относиться хорошо.

В. Надо уметь ладить с людьми, и тогда они будут хорошо к тебе относиться.

№ 5 А. Я верю в счастливый случай и всегда стараюсь не упустить его.

В. Лучше добиться скромного успеха, чем надеяться на счастливый случай и иметь возможность потерпеть неудачу.



№ 6 А. Считаю, что люди, тщательно планирующие свои действия, добиваются хороших успехов.

В. Думаю, что тщательное планирование не всегда разумно, т.к. многое зависит от обстоятельств, возникающих в ходе дела, которые нельзя предвидеть заранее.

№ 7 А. Есть люди, о которых можно смело сказать, что они во всем нехорошие.

В. Даже в очень плохом человеке можно найти что-то хорошее.

№ 8 А. Многое из того, что со мной случается: и хорошего в плохого, чаще всего зависит от меня самого. И если я захочу, то я могу изменить свое поведение в нужную (лучшую) сторону.

В. Часто случается, что мои поступки расходятся с моим желанием и моей волей, и мне трудно бывает изменить свое поведение в лучшую сторону.

№ 9 А. Привлекательность человека зависит от природных качеств в большей мере, чем от его работы над своими недостатками.

В. Привлекательным человек становятся благодаря работе над самим собой.

№ 10 А. Со всеми людьми можно поладить.

В. Есть люди, которых невозможно расположить к себе, как бы ни старались.

Ключ, по которому рассчитывается % экстернальности - интернальности:

Экстернальность равна количеству ответов - 1а, 2в, Зв, 4а, 5а, 6в, 7а, 8в, 9а, 10в - за каждое совпадение ответа с ключом 10% 3+ 30%.

Интернальность равна 100% - 30% = 70%

 

Опросник Басса – Дарки

Цель: диагностика состояния агрессии.

Тест состоит из 75 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

 

Текст опросника

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим «да» «нет»

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю «да» «нет»

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

«да» «нет»

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы «да» «нет»

5. Я не всегда получаю то, что мне положено «да» «нет»

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной «да» «нет»

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать «да» «нет»

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, испытывал

мучительные угрызения совести. «да» «нет»

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. «да» «нет»

10. Я никогда не раздражаюсь на столько, чтобы кидаться предметами. «да» «нет»

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам «да» «нет»

12. Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его.

«да» «нет»

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

«да» «нет»

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружелюбно, чем я ожидал

«да» «нет»

15. Я часто бываю не согласен с людьми «да» «нет»

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь «да» «нет»

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему «да» «нет»

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

«да» «нет»

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

«да» «нет»

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор

«да» «нет»

21. Меня немного огорчает моя судьба

«да» «нет»

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

«да» «нет»

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной «да» «нет»

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины «да» «нет»

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку «да» «нет»

26.Я не способен на грубые шутки

«да» «нет»

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются «да» «нет»

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

«да» «нет»

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится «да» «нет»

30.Довольно многие люди завидуют мне «да» «нет»

31. Я требую, чтобы люди уважали меня «да» «нет»

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей «да» «нет»

33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу

«да» «нет»

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

«да» «нет»

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

«да» «нет»

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

«да» «нет»

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть «да» «нет»

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются «да» «нет»

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям «да» «нет»

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

«да» «нет»

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня «да» «нет»

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь «да» «нет»

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием «да» «нет»

44. Нет людей, которых я бы по настоящему ненавидел

«да» «нет»

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам» «да» «нет»

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю

«да» «нет»

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею «да» «нет»

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь «да» «нет»

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева «да» «нет»

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться «да» «нет»

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить

«да» «нет»

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

«да» «нет»

53. Когда на меня начинают кричать, я начинаю кричать в ответ «да» «нет»

54. Неудачи огорчают меня «да» «нет»

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

«да» «нет»

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

«да» «нет»

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку «да» «нет»

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо «да» «нет»

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но

теперь я в это не верю

«да» «нет»

60. Я ругаюсь только со злости

«да» «нет»

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

«да» «нет»

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

«да» «нет»

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу «да» «нет»

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся «да» «нет»

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить «да» «нет»

66. Я не умею поставить человека на место, даже если от того заслуживает

«да» «нет»

67. Я часто думаю, что жил неправильно «да» «нет»

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки «да» «нет»

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей «да» «нет»

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить

или оскорбить меня «да» «нет»

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить

угрозы в исполнение

«да» «нет»

72. В последнее время я стал занудой

«да» «нет»

73. В споре я часто повышаю голос

«да» «нет»

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям «да» «нет»

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить «да» «нет»

 

Обработка опросника Басса—Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

 

1. Физическая агрессия:

«да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

«нет»-№ 9, 17, 41

 

2. Косвенная агрессия:

- «да» - № 2,18, 34, 42, 56, 63;

«нет» - №10, 26, 49

 

3. Раздражение:

«да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

«нет»-№ 11, 35, 69

 

4. Негативизм:

«да» - № 4, 12, 20, 23. 36

 

5. Обида:

«да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

«нет» — № 44

 

6. Подозрительность:

«да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» — № 65, 70

 

7. Вербальная агрессия:

«да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» -№ 39, 66, 74, 75

 

8. Угрызение совести, чувство вины:

«да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

 

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций.

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица

Косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой пункт — угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 + 4, а враждебности — 6,5 - 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса—Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.

Тест «Самооценка силы воли»

 

Тест, составленный Н.Н. Обозовым, направлен на самостоятельную оценку степени развития силы воли учащимися.

Содержание методики. Учащимся раздаются бланки с вопросами и чистые листы. На листах они указывают фамилию и имя. Ответив на все вопросы, испытуемые сдают бланки и листы с ответами экспериментатору.

Инструкция испытуемым. Ребята, вам предлагается ответить на 15 вопросов. Прочитайте вопросы. Постарайтесь ответить на них в соответствии с предлагаемыми вариантами: «да», «нет», «не знаю», «бывает, случается».

Обработка результатов. Экспериментатор подсчитывает баллы, набранные каждым учащимся. Ответ «да» оценивается в 2 балла, ответы «не знаю» и «бывает, случается» - в 1 балл, ответ «нет» - в 0 баллов. По набранной сумме баллов определяется степень развития силы воли.

Учащиеся с суммой от 0 до 13 баллов имеют слабую волю. Они просто делают то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить им. К обязанностям часто относятся спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей. Их позиция часто выражается известным изречением «Что, мне больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность люди подобного типа воспринимают чуть ли не как физическую боль. Хотя, возможно, дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.

Учащиеся с суммой от 14 до 19 баллов имеют среднюю степень развития силы воли. Когда они сталкиваются с препятствием, то начинают активно действовать, чтобы преодолеть его. Но если видят обходной путь, тс тут же стараются воспользоваться им. Не переусердствуют, но данное ими обещание сдержат. Неприятную работу выполнят, хотя и поворчат, однако по доброй воле лишние обязательства на себя не возьмут.

Учащиеся с суммой от 20 до 30 баллов обладают достаточно развитой силой воли. На них всегда можно положиться - они не подведут. Их не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Однако их твердая и непримиримая позиция часто досаждает окружающим.

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо оттого, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное вам (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь вы ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел

13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не казались вам слова противоположной стороны?

 

Методика САН

(оперативная оценка самочувствия, активности, настроения)

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 — за 2; индекс 1 — за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который, соответственно, принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие — 5,4; активность — 5,0; настроение — 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

 

Ключ

Вопросы на самочувствие: 1,2,7, 8,13,14,19, 20,25, 26.

Вопросы на активность: 3,4,9,10,15,16,21,22,27, 28.

Вопросы на настроение: 5,6,11,12,17,18,23,24,29, 30.

 

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

 

 

Текст методики

1. Самочувствие хорошее 2. Чувствую себя сильным 3. Пассивный 4. Малоподвижный 5. Веселый 6. Хорошее настроение 7. Работоспособный 8. Полный сил 9. Медлительный 10. Бездеятельный 11. Счастливый 12. Жизнерадостный 13. Напряженный 14. Здоровый 15. Безучастный 16. Равнодушный 17. Восторженный 18. Радостный 19. Отдохнувший 20. Свежий 21. Сонливый 22. Желание отдохнуть 23. Спокойный 24. Оптимистичный 25. Выносливый 26. Бодрый 27. Соображать трудно 28. Рассеянный 29. Полный надежд 30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3 1. Самочувствие плохое 2.Чувствую себе слабым 3. Активный 4. Подвижный 5. Грустный 6. Плохое настроение 7. Разбитый 8. Обессиленный 9. Быстрый 10. Деятельный 11. Несчастный 12 .Мрачный 13. Расслабленный 14 .Больной 15. Увлеченный 16. Взволнованный 17. Унылый 18. Печальный 19. Усталый 20.Изнуренный 21. Возбужденный 22. Желание работать 23. Озабоченный 24. Пессимистичный 25. Утомляемый 26. Вялый 27. Соображать легко 28. Внимательный 29. Разочарованный 30. Недовольный

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.