Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория

Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, пе­рехода, развития разных объектов под влиянием взаимного дей­ствия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие — на­чальная, исходная, родовая категория. «Взаимодействие вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю... взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти даль­ше познания этого взаимодействия именно потому, что поза­ди его нечего больше познавать» (Ф. Энгельс) [цит. по 111, с. 158]. Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимо­связано и взаимообусловлено. Взаимодействие, предполагая дей­ствие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими.

А.Н. Леонтьев, рассматривая в диалектико-материалистическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи. «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организо­ванных тел» [111, с. 160]. Чем выше организация «тел», тем слож­нее это взаимодействие. Во всех формах взаимодействия в нежи­вой природе (классические примеры ветра и скалы, капли воды и камня) или объектов живой и неживой природы (человек — камень, металл) воздействие одного объекта приводит к разру­шению другого. Объект, испытывающий воздействие, оказыва­ется в пассивной, страдательной позиции. Он может участвовать во взаимодействии только силой своего природного сопротивле­ния (отсюда и специальная наука «сопротивление материа­лов» — «сопромат»), неизбежно разрушаясь, исчезая.



В условиях взаимодействия «тел» живой природы, особенно взаимодействия людей, всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной в плане агента действия или, точ­нее, его субъекта, если осуществляется деятельность. Особенно существенна субъектность для социального взаимодействия лю­дей. С инициальной позиции активность может быть преобразу­ющей или сохраняющей; она может быть созидающей, развива­ющей или разрушающей. С реактивной позиции, с позиции то­го, на кого оказывается воздействие, может быть выделена ак­тивность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии.

Здесь важно уточнить понятие направленности, вектора ре­активности. Реактивность означает ответную, вызванную актив­ность, т.е. по отношению к самому действию реактивности его субъект всегда активен. В то же время по инициативе взаимо­действия один из агентов действия начинает, инициирует его, другой — отвечает на эту инициативу своими действиями. Та­кая ситуация служит основанием неправомерности отождеств­ления только инициирующего агента с субъектом, а реагирую­щего — с объектом. Они оба активны в тех действиях, деятель­ности, которую осуществляют, они оба — субъекты взаимодей­ствия.

Характеристика взаимодействия

Активность есть основная характеристика взаимодействую­щих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи.

Чем сложнее ее организация, тем разнообразнее формы этой ак­тивности. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи в условиях Земли, активность прояв­ляется на всех уровнях его организации. Это, во-первых, ин­теллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирова­ние стратегий, прием, обработка и оценка поступающей инфор­мации по каналам прямой и обратной связи и т.д., что особен­но явно представлено в общении). Во-вторых, это моторно-эффекторная активность человека, проявляющаяся в процессе восприятия при построении модели воздействующего на него объекта (процесса, явления). Согласно теории уподобления (А.Н. Леонтьев), было показано (О.В. Овчинникова, Ю.Б. Гиппенрейтер), что даже на уровне отдельного органа (и в частно­сти, наименее праксичного органа — слуха) осуществляется встреч­ная активность в виде построения образа, уподобляющего воз­действующий эффект. Построение уподобляющей модели (В.П. Зинченко) при восприятии объекта есть форма активно­сти взаимодействующей стороны, находящейся в реактивной по­зиции. В-третьих, это общеповеденческая активность, проявля­ющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм. В силу того, что актив­ность характеризует обе стороны взаимодействия, они обе име­ют качество субъектности.

Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные, каузальные. Оно является основой любой систе­мы, которая, как известно, всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов, компонентов. Соответственно си­стемность как представленность взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях есть также его характеристика.

Во взаимодействии людей выявляются такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Они определяют и формы этого взаимодействия, например сотрудни­чество (в игре, учении, труде и творчестве как высшей форме тру­да) и общение. Обе эти формы связаны между собой, проявля­ясь в образовательном процессе. Взаимодействие в форме сотруд­ничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеаль­ную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относитель­ной, условной автономии.

Взаимодействие в образовательной системе

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающих­ся (учеников, студентов), общающихся между собой, входит в бо­лее сложную систему взаимодействия в образовательном процес­се, который реализуется внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как управление (министерство, комитет, отделы образования), администрация (ректорат, директорат), педсовет, кафедры, препо­давательские коллективы, классы, группы. Каждая из них харак­теризуется структурой взаимодействия, определяющей его ситу­ацию, стиль и эффективность. Учебное взаимодействие проявля­ется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на до­стижение общего результата деятельности и общении.

Важно также отметить что образовательная система, напри­мер школьное, особенно дошкольное образование, взаимодейст­вует с системой «семья» (родители, родители родителей) и с си­стемой «общественность». Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на учебно-воспитательный процесс непосред­ственно в классе (в аудитории). Это выражается в отношении уче­ников к учебе, учителям, школе, что, в свою очередь, есть про­екция системы их ценностей на характер учебной деятельности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.