Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

II. Генезис «конкретных» операций

Операции, такие как объединение двух классов (отцы, объединенные с матерями, являются родителями) или сложение двух чисел, суть действия, выбранные среди самых общих (действия соединения, упорядочения и т. д. включаются во все координации частных действий), интериори-зируемые и обратимые (объединению соответствует разделение, сложению — вычитание и т. д.). Они не обязательно свойственны тому или иному индивидууму одного ментального уровня и принимают участие не только в частных рассуждениях, но и в когнитивных обменах, поскольку последние также объединяют части информации, устанавливают их отношения или соответствия, вводят взаимную связь и т. д., а это есть операции, изоморфные тем, которыми пользуется каждый индивидуум для себя.

Операции состоят также в обратимых трансформациях, которые могут быть инверсиями (А - А = О) или соответствиями соответствует В и наоборот). Обратимая трансформация не модифицируется сразу, иначе она была бы безвозвратной. Операциональная трансформация всегда соотносится с инвариантом, а этот инвариант системы трансформаций представляет собой то, что мы до сих пор называли понятием или схемой сохранения (гл. 1, § 2; гл. 2, § 4 и т. д.): так, схема постоянного объекта — это инвариант практической группы перемещений и т. д. Понятияконсервации могут служить психологическими указателями окончания операциональной структуры.

1. Понятия консервации.Наряду с вышесказанным, самым явным указателем существования предоперацио-нального периода, соответствующего второму из уровней, выявленных в главе 4, § 1, является отсутствие понятий консервации в возрасте до 7-8 лет. Пересмотрим в этом отношении опыт с сохранением объема жидкости1 при переливании из стакана А в более тонкий стакан В или в более широкий стакан С. Особо замечательны два факта в обычных для детей 4-6 лет реакциях, согласно которым количество жидкости увеличивается или уменьшается. Первый заключается в том, что дети размышляют только о состояниях или конфигурациях, пренебрегая трансформациями: уровень воды в В выше, чем в А, значит, возросло ее количество, независимо от того обстоятельства, что это одна и та же вода, которую лишь перелили, и т. д. Второй факт — трансформация, несмотря на то что ее не игнорируют, не рассматривается как таковая, т. е. как обратимый переход из одного состояния в другое, преобразующий формы, но оставляющий неизменным (инвариантным) качество: она ассимилирована с непосредственным действием — «налить», расположенным на ином плане, нежели план физических явлений и являющимся источником невычислимых результатов в прямом смысле, т. е. невыводимых в их внешнем применении. Напротив, на уровне конкретных операций, т. е. с 7 или 8 лет, ребенок скажет: «это та же вода», «просто налили», «ничего не убрали и не добавили» (простые или аддитивные тождества); «можно перелить обратно (из В в А), как это было раньше» (обратимость через



1J. Piaget et A. Szeminska, La genese du nombre chez V enfant, Delachaux & Niestle', 1941.

инверсию); и особо — «этот более высок, но более тонок, поэтому столько же» (компенсация или обратимость через соответствие отношений). Другими словами, отныне состояния подчинены трансформациям, а они, будучи децентри-рованы от собственного действия, чтобы стать возвратными, свидетельствуют одновременно о модификациях в их компенсированных вариациях и о причастном к ним через обратимость инварианте.

Эти факты могут служить примерами общей схемы усвоения всякого понятия консервации, начиная от пред-операциональных реакций не-сохранения. Идет ли речь о деформациях глиняного шарика1, в которых ребенок к 7-8 годам откроет сохранение субстанции, к 9-10 годам — веса, а к 11-12 годам — объема (измеренного у перелитой воды при погружении объекта), или о сохранении длин (прямая линия сравнивается с равной ей сначала прямой, затем — изломанной; два прямых равных стержня, один из которых затем смещается по отношению к другому), о сохранении рядов после изменения пространственных положений и т. д., мы всегда находим на предоперациональных уровнях реакции, сцентрированные одновременно на перцептивных или образных конфигурациях, за которыми следуют на операциональных уровнях реакции, основанные на тождестве и на обратимости через инверсию или через взаимность2.

1 J. Piaget et В. Inhelder, Le developpement des quantitesphysiques chez V enfant, Delachaux & Niestle, 1941 u 1962.

2 Эти результаты, подтвержденные многими авторами в разных странах, были получены нами в результате расспросов, преимущественно качественных и относящихся к статистической проверке. Один из нас снова использовал эти вопросы, «продольным» методом исследуя тех же детей через повторяющиеся промежутки времени, что позволило, с одной стороны, показать, что речь действительно идет о «естественном» и очень2. Конкретные операции. Действующие в этом роде задач операции можно назвать «конкретными» в том смысле, что они относятся прямо к предметам, а еще не к вербально выраженным гипотезам, как это будет в случае пропозициональных операций, которые мы рассмотрим в главе 5; конкретные операции есть, таким образом, переход между действием и более общими логическими структурами, содержащим комбинаторику и структуру «группы», координирующие обе возможные формы обратимости. Эти зарождающиеся операции координируются в комплексные структуры, но более бедные и действующие постепенно за неимением обобщенных комбинаций. К этим структурам относятся, например, классификации, расположения в серии, соответствия почленные или один к многим, матрицы или таблицы с двумя графами и т. д. Свойство структур, которые мы называем «группировками», состоит в том, чтобы образовывать прогрессивные сцепления, содержащие композиции из прямых операций (например, класс А, соединенный со своим дополнением А', дает полный класс В\ затем В + В1 - С и т. д.), обратных^ -А' = Л), идентичных (+А - А = О),тавтологиче-

последовательном процессе (без возвратов к пройденным этапам) и, с другой стороны, проверить, что три рода аргументов, используемых для подтверждения сохранений, являются независимыми: идентичность, например, необязательно предшествует обратимости, но проистекает изнее эксплицитно или имплицитно. Впрочем, некоторые эксперименты проводились, чтобы проанализировать факторы, участвующие в открытии консервации: осуществление основных механизмов обратимости, идентичности и компенсации, последовательность стратегий от самых простых до самых сложных и т. д. В этих случаях мы наблюдает действие регуляций (с петлями или обратными связями), совершающих переход посредством операции, но без того, чтобы краткосрочные навыки были достаточны для производства оперативных структур, а также для достижения своей завершенности в форме полных закрытий, делающих возможным чисто дедуктивное управление.

ских + А = А) и частично ассоциативных: (А + А') + В' = -А + (А'+В'),но(А + А)-А*А + (А -А).

На разных предоперациональных уровнях можно выявить последовательные «наброски» того, чем станут аддитивные и умножающие «группировки» классов и отношений,1 как только будет полностью достигнута обратимая подвижность и, следовательно, возможность когерентной дедуктивной композиции (свертки), непрерывно замыкающейся на самой себе, несмотря на бесконечное расширение системы.

3. Распределение в серии. Хороший пример этого процесса построения — распределение в серии, состоящее в упорядочении элементов согласно возрастающим или уменьшающимся величинам. Существуют сенсомоторные наброски этой операции, когда ребенок в возрасте от 1,5 до 2 лет строит, например, башню из кубиков, разницу размеров которых можно легко заметить. Когда впоследствии субъектам дают десять маленьких линеек, с виду мало отличающихся друг от друга, и просят сравнить их попарно, наблюдаются следующие этапы действия: сначала создаются пары или маленькие ряды (маленькая, большая и т. д.), не скоординированные между собой; затем построение осуществляется посредством эмпирических ощупываний, которые представляют собой полуобратимые, но еще не операциональные регулирования; наконец, используется систематический метод, состоящий в поиске посредством

1 С логической точки зрения, «группирование» есть комплексная структура с ограниченными композициями (со смежностью или постепенной композицией), родственная «группе», но без полной ассоциативности (ср. «группоид»), и соседствующая с «сетью» в виде лишь полурешетки. Его логическая структура была определена Ж.-Б. Гризом (Etudes d'episte-mologie genetique, vol. X!) и Ж.-Ж. Гранже (Logique et analyse, 8е annee, 1965).попарных сравнений сначала самого маленького элемента, затем самого маленького из тех, что остаются, и т. д. В этом случае метод операционален, т. к. некий элемент Е заранее понимается как одновременно больший, нежели предыдущие (Е>Д, С, В, А), и меньший, нежели следующие (Е < F, G и т. д.), что будет формой обратимости через взаимность. В момент, когда структура достигает своего завершения, появляется ранее неизвестный способ дедуктивной композиции: переходность А < С, если А < В и В < С (предоставляя перцептивно сравнить А и В, затем В и С, ко потом пряча Д чтобы заставить вывести его отношение с С, от чего отказываются предоперациональные субъекты).

Из этой операциональной разбивки на серии, усвоенной к 7 годам, проистекают серийные соответствия (установить соответствие между фигурками разного роста, различными палками и рюкзаками, которые тоже можно расположить в серии) или разбивки на серии с двумя измерениями (расположить в таблице с двумя графами листья дерева, отличающиеся одновременно величиной и оттенками). Эти системы также усваиваются с 7 или 8 лет.

4. Классификация. Классификация также является основополагающей операцией, корни которой можно обнаружить уже в ассимиляциях, свойственных сенсомоторным схемам. Когда детям в возрасте от 3 до 12 лет предлагают классифицировать предметы («сложить вместе похожие» и т. д.), в их действиях наблюдаются три этапа1. Самые юные начинают с «фигурных коллекций», т. е. располагают объекты не только в соответствии с их индивидуальным сходством и различием, но пространственно помещая их в ряды, квадраты, круги и т. д. так, что эта коллекция сама

1 В. Inhelder et J. Piaget, La genese des structures logiques elementaires chez I'enfant, Delachaux &Niestle, 1959.

становится фигурой в пространстве, служащей перцептивным или образным выражением класса (на самом деле сен-сомоторная ассимиляция, которой известно «понимание», не содержит «расширения» с точки зрения субъекта). Второй этап — этап нефигуральных коллекций: маленькие наборы без пространственной формы, которые сами могут дифференцироваться в поднаборы. Такая классификация кажется рациональной (с 5,5-6 лет), но в результате анализа выявляются пробелы в «расширении»: например, для набора В, состоящего из двенадцати распустившихся цветков, существует поднабор А из шести бутонов, ребенка просят показать один за другим цветы В и бутоны Л, он отвечает правильно, т. к. может указать весь набор В и часть А, но если его спрашивают: «Здесь больше цветов или бутонов?», ему не удается ответить соответственно отношению А<В, потому что если он думает о части А, весь набор В перестает сохраняться как единство, а часть А может быть сравнима только со своим дополнением А' (он ответит «то же самое» или, при наличии шести бутонов, скажет, что их больше). Это вхождение классов в расширение удается освоить к 8 годам, именно оно и характеризует операциональную классификацию1.

5. Число. Построение целых чисел осуществляется ребенком в тесной связи с построением разбивок на серии

1 С ней связаны двойные классификации (стол с двумя ящиками или матрица), появляющиеся на том же уровне: например, классифицировать квадраты или круги, красные или белые, в четыре ящика, сгруппированные по двум измерениям и т. д. Эти структуры использовали как тесты мышления (Равен), но необходимо четко различать, что из операциональных решений не получаются просто перцептивные решения, основанные на фигурных симметриях. Тщательно изучались (Голдстейн, Ширер и др.) изменения критериев разъяснений, т. е. предваряющие и ретроактивные регулировки, приводящие к обратимой подвижности.и включении в классы. На самом деле, не следует думать, что маленький ребенок обладает понятием о числе только потому, что научился считать вербально: числовая оценка в реальности долгое время остается для него связанной с пространственным расположением элементов в тесной аналогии с «фигуральными коллекциями» (см. выше п. 4). Опыт, описанный в главе 3, § 4, п. 5, показывает это со всей очевидностью: достаточно разделить элементы одного из двух рядов, первоначально расположенные в оптическом соответствии, чтобы субъект перестал допускать их числовое равенство. Естественно, невозможно было бы говорить об операциональных числах до того, как формируется сохранение числовых рядов, независимых от пространственных расположений.

С учетом вышесказанного можно предположить, принимая во внимание теорию наборов и логические теории Фрега, Вайтхеда и Расселла, что число развивается в процессе постепенного установления соответствия между двумя классами или двумя наборами. Существует две структуры соответствий: качественные соответствия, основанные на сходстве элементов (например, нос для носа, лоб для лба и т. д., в соответствии между моделью и ее копией), и соответствия «некие» или «один к одному». Лишь последние ведут к числу, поскольку они предполагают числовое единство. Остается объяснить это генетически (с точки зрения происхождения), чтобы не попасть в порочный круг.

С одной точки зрения, число возникает из абстракции дифференцирующих качеств, результат которых — равенство каждого индивидуального элемента каждому из других: 1 = 1 = 1 и т. д. После установления этого соотношения остается возможность расположения элементов в классы по включениям (<):!<(! + !)<(! + 1 + 1)ит. д. Но элементы

в то же время могут располагаться в серии (—»), есть только одно средство различить их и не считать одно и то же два раза в этих включениях — разбить их на серии (в пространстве или во времени)1: 1 -» 1 —> 1 и т. д. Таким образом, число появляется как простое составляющее синтеза распределения в серии и включения: {[(1) -» 1] -> 1} -» и т. д.; поэтому оно образуется в тесной связи с этими двумя группами (см. 3 и 4), но в качестве оригинального и нового синтеза. Именно психология ребенка помогает ответить на вопросы, часто оказывающиеся неясными без учета генетической точки зрения. Многие работы, экспериментальные или теоретические (логическая формализация), исходят из этой точки зрения2.

6. Пространство. Операциональные структуры, о которых говорилось только что, касаются объектов разрывных или дискретных и основаны на различиях между элементами, а также на их сходстве или равенстве. Но существует комплекс структур, в точности изоморфных предыдущим, за исключением того, что они касаются непрерывных объектов и основаны на соседствах и на разбивках на серии. Эти операции, которые мы можем назвать «инфралогиче-скими» (в том смысле, что они касаются другого уровня реальности, а не потому, что они являются предыдущими),

1 Т. е. не согласно отношению -«больший», но согласно лишь отношениям «до» и «после».

2 Так, П. Греко, изучавший этапы, предшествующие построению числа, смог показать, что числовой синтез классов и серийного порядка выполняется постепенно в возрасте 7-8 или 14-15: значит, можно говорить о растущей арифметиэации серии чисел. С точки зрения логической формализации, Ж.-Б. Гриз смог доказать, что указанный синтез приводится в когерентную форму: он показал, что при объединении в единое целое всех классов и отношений ограничения, свойственные группировкам, устраняются (Etudes d'epintemologie, t. XIII et XV, 1961-1962, PUF).строятся параллельно с логико-арифметическими операциями и в синхронности с ними, в особенности — пространственные операции (также, впрочем, как временные, кинематические операции и т. д.).

Поразительным примером является пространственное измерение1, которое формируется независимо от числа, но в тесном изоморфизме с ним (с разницей приблизительно в шесть месяцев, поскольку в континууме единство не дано заранее). Измерение возникает с момента разделения континуума и вхождения частей в изоморфность с включением классов. Но чтобы образовать и использовать единство, одна из частей должна быть последовательно применена к целому через порядковое перемещение (= без сдвигов и т. д.), что соответствует разбивке на серии. Таким образом, измерение появляется как синтез перемещения и частичной аддитивности в том же смысле, в каком число есть синтез разбивки на серии и включения.

Но измерение — лишь частный случай пространственных операций, и, если рассматривать их в целом, ребенку свойственно представление, вызывающее более общий, теоретический интерес. Исторически научная геометрия началась с евклидовой, затем последовала проективная геометрия и, наконец, топология. Теоретически, напротив, топология является общей основой, из которой можно параллельно вывести проективное пространство и общую геометрию, от которой происходит евклидова. Замечательно, что развитие предоперациональной интуиции и пространственных операций у ребенка гораздо ближе к теоретическому построению, чем к историческим преемственным связям:

1J. Piaget, В. Inhelder, A. Szeminska, La geometrie spontanee chez I'enfant, PUF.1948.

топологические структуры разделения порядка (соседство, разделение, поворот, открытие и закрытие, координация соседств в линейном порядке, затем в двух- или трехмерном и т. д.) достаточно явно предшествуют другим, затем из этих базовых структур возникают одновременно и параллельно проективные структуры (точечная, координация точек зрения и т. д.) и метрические структуры (перемещения, размер, координаты или системы референции, в качестве обобщения размера с двумя или тремя измерениями). См. также главу 3, § 3.

7. Время и скорость. Вспомним, наконец, операции, участвующие в структурировании скоростей и времени1. По отношению к исходному примату топологических и порядковых структур понятие скорости начинается не в своей метрической форме (о - e/t), достигаемой только к 10-11 годам, но в порядковой форме: тело движется быстрее другого, если оно его опережает, т. е. если оно двигалось за ним в предшествующий момент и перед ним — в последующий. На предоперациональном уровне ребенок рассматривает только точки прибытия (падение при полуопережении и при простом наверстывании), затем он операционально структурирует преждевременные опережения, так же как и установленные; после чего он начинает учитывать возрастающую или уменьшающуюся величину интервалов и, наконец, обретает способность сопоставлять пройденные расстояния.

Что касается понятия времени, оно в законченном виде основано на операциях трех видов: 1) расположение событий в серии на основе порядка их временного следова-

• J. Piaget, Les notions demouvementetde vitesse chez I'enj ant, PUF.1945, и J. Piaget, Le deoeloppement de la notion du temps Лег I'enfant, PUF, 1946.ния; 2) введение интервалов между точными событиями, источник длительности; 3) временное измерение (уже действующее в системе музыкальных единств, задолго до любой научной выработки), сходное по форме с пространственным. Однако тогда как порядковая структурализа-ция скоростей независима от длительности (но, естественно, зависима от временного порядка), длительность, как, впрочем, и одновременность, зависит от скоростей. На самом деле, предыдущие операции (1-3) остаются независимыми от более или менее значительной быстроты течения времени и ничего не сообщают субъекту о самом темпе этого течения1, т. к. он зависит от физического или психологического содержания длительности, от которого она (длительность) неотделима. Ребенок начинает судить о длительности только по этому содержанию, забывая о скорости (что мы часто делаем сами в интуитивных оценках): он скажет, таким образом, что движущееся тело двигалось дольше, если оно продвинулось дальше, и т. д. После чего содержимое связывается со скоростью своего движения, тогда время воспринимается в качестве объектного отношения (объективного), что дает указанным операциям возможность влиять на (дает представление о) течение времени как таковое: это очевидно в операциях измерения времени (скорость движения настенных часов), тогда как у детей использование таких ориентировок (определений положения предмета) не служит ничему, поскольку они представляют себе, будто бы стрелка часов или песчинки песочных часов перемещаются со скоростями, изменяемыми в зависимости от измеряемого содержимого.

1 На самом деле, если один час, измеренный на настенных часах, длился бы в десять раз больше или в десять раз меньше, операции 1-3 дали бы те же результаты для тех же событий.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.