Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

IX. МУХАММАД — ПРОРОК ИСЛАМА

Религия ислама была основана Мухаммадом в седьмом веке н. э. Она основывается на откровениях, объявленных им в зрелом возрасте. Откровения Мухаммада, провозглашенные и записанные в Коране, привлекли множество сторонников, самоотверженно и преданно последовавших за своим пророком. Менее чем через столетие после смерти Мухаммада воины ислама покорили и обратили в свою веру обширный регион от Испании и Марокко на Западе до реки Инд и Пенджаба на Восто-


249

ке. В настоящее время ислам объединяет около миллиарда мусульман в Африке, Азии и на других континентах, соперничая с христианством за власть над сердцами и душами людей.

Слово ислам означат «покорность воле Бога». Мусульманин — последователь веры, установленной Мухаммадом, тот, кто «предан Богу». Магометанин — неверное словоупотребление, у мусульман нет культа Мухаммада в том смысле, что они не считают его божеством. Он не совершал чудеса, в отличие от Иисуса, он просто пророк Аллаха (араб. «Бог»), человек, получивший от него откровения, подобно пророкам Ветхого Завета.

Мухаммад признавал ветхозаветных пророков и возводил родословную арабов к Исраилу — старшему сыну Авраама. Он признавал Иисуса, но не как Бога-сына, а лишь как одного из самых значительных пророков. Мусульмане говорят, что тот, кто верит в явленность Бога библейским пророкам, должен также признавать божественную ниспосланность откровений Мухаммада.

Предыстория

История жизни Мухаммада и стремительного распространения основанной им религии чрезвычайны увлекательна. Хотя нам неизвестны подробности раннего периода его жизни, принято считать, что он родился в 570 году в аравийском городе Мекка. Его отец Абдулла умер незадолго до его рождения. В шестилетнем возрасте он лишился матери. Его воспитывал сначала его дед, а затем дядя Абу Талиб.



Мекка расположена в горной теснине примерно в 55 милях от побережья Красного моря. Стратегически она находилась на пересечении торговых путей Аравийского полуострова и являлась важным торговым центром. Мекка — древний религиозный центр, где в главном мусульманском святилище Каабе находится черный камень. Ему придается магическое и сверхъестественное значение. Каждый год ко дню Мухаммада в Мекку собираются паломники из всего мусульманского мира. До возникновения ислама среди народов, населявших Аравийский полуостров, был распространен анимизм. Они верили в духов (джинов), обитавших на земле и вселявшихся в души животных и неодушевленные предметы. В те времена господ-


250

ствовал политеизм, различные племена поклонялись своим местным божкам. Широко было распространено рабство. За исключением нескольких оазисов и торговых центров, Аравия представляла собой бесплодную пустыню. Жизнь была суровой и аскетичной. Население занималось земледелием и скотоводством. Объединяющее централизованное политическое управление отсутствовало. Племена состояли из семейных кланов, возглавляемых родовым вождем, или шейхом. Распространенным источником доходов были набеги. Защитой становились только родственные узы. Каждое племя обеспечивало своим членам безопасность. Месть и закон возмездия правили в этом, состоявшем из разрозненных племен, обществе.

Мухаммада, бедного сироту, взял к себе на воспитание дядя, глава клана Хасима, пользовавшийся в тех местах большим уважением. Мухаммад начал взрослую жизнь погонщиком верблюдов. В возрасте двадцати пяти лет он женился на Хадидже, богатой женщине, которая была старше его на пятнадцать лет. Мухаммад преуспел в коммерции. Его жена Хадиджа родила ему несколько детей. Все его сыновья умерли в детстве, но он сумел удачно выдать замуж своих дочерей. Когда Мухаммаду было сорок лет, Аллах «открылся» ему в своих откровениях. Это стало началом глубокого религиозного обращения и мессианского благовестия Мухаммада.

Исторические документы

Мы уже указывали на трудность установления достоверности текстов Ветхого и Нового Заветов, особенно деяний пророков. В еще большей степени это относится к Мухаммаду и исламу. Этому вопросу посвящена обширная мусульманская филологическая и историческая литература. Так же как иудейские и христианские нервоисточники, исламские письменные свидетельства содержат легенды и мифы. По-видимому, не сохранилось, если, конечно, она существовала, никакой критической или еретической литературы, написанной мусульманами или приверженцами вытесненных исламом различных религиозных групп. В настоящее время существует настоятельная необходимость с помощью современных научных методов исследовать происхождение ислама.


Рассмотрим два основных на сегодняшний день источника. Первый из них — сам Коран. Согласно мусульманским фундаменталистам, каждое слово Корана — вечно и божественно но своему происхождению. В действительности же способ, каким собран Коран, хорошо известен. Он разделен на суры или главы, состоящие из аят или строф. Он полностью состоит из предписаний и откровений Мухаммада, полученных им, как он говорил, от ангела Джибрила, или — непосредственно от Аллаха. Получив свои «вдохновения», он в тот же миг, или короткое время спустя, излагал их родственникам, друзьям или приверженцам, записывавшим их на коже, камне, пальмовых листах или других, оказывавшихся под рукой, материалах. Мухаммад продолжал получать откровения на протяжении двадцати трех лет, вплоть до своей смерти. Неизвестно, насколько полно они сохранились. Маловероятно, чтобы после смерти Мухаммада было собрано все, что он передавал. Многие из откровений имели значение, не выходящее за рамки частных жизненных ситуаций.

Мухаммад наговаривал откровения. Его ученики заучивали их наизусть и передавали другим. Спустя годы они стали читаться в мечетях и произноситься нараспев в медресе и общественных местах. Учение Мухаммада вызывало глубокий трепет и благоговение, чтецы старались воспроизводить суры с наибольшей точностью и гордились своей способностью запоминать их дословно. Известно, что устная традиция часто искажает первоначальное знание, выделяя и усиливая то, что прежде имело меньшее значение, и наоборот. У нас нет уверенности, в том, что Коран передает откровения такими же, какими они были изначально. Только после смерти Мухаммада его первые ученики — родственники и друзья — собрали вместе все имевшиеся записи, названные Кораном (от араб, кара'а — читать).

Первым человеком, собравшим суры, был Саид, приемный сын Мухаммада и один из первых обращенных. Саид расположил их не в хронологическом порядке, а по величине сур — сначала длинные, затем короткие. Поскольку Саид часто читал их в присутствии Мухаммада, его вариант расположения текстов считался достоверным. Однако со временем в него были привнесено множество изменений и дополнений. Появились различные варианты Корана. Еще одна попытка составления


252

Корана была сделана при третьем арабском халифе Османе. Его вариантом Корана, составленным спустя двадцать лет после смерти Мухаммада, мусульмане пользуются и сегодня. Исследователи уверены, что он достаточно точно передает большую часть откровений Мухаммада.

К сожалению, часто невозможно точно датировать время создания той или иной суры или определить контекст ее происхождения. Многие фрагменты более ранних откровений были вытеснены поздними фрагментами или противоречат им. Тем не менее, Коран остается уникальной книгой, способной пробуждать сильное чувство набожности у многих поколений верующих, завороженных ее выразительной поэтикой и мощью.

Вторым источником но ранней истории ислама, помогающим понять Коран и узнать о жизни Мухаммада, является священное предание ислама — сунна, основанная на хадисах («традициях»). Этот источник с еще большим трудом можно признать правдивым. Он состоит из воспоминаний о Мухамма-де, поведаных его друзьями и последователями, передававшихся устно из поколения в поколение, со временем собранных и записанных. Айша, любимая жена Мухаммада, говорит о 1210 преданиях, записанных ею самою. Первые последователи Мухаммада испытывали глубокое воздействие его сильной харизматической личности. Их называют спутниками Мухаммада. Большинстве из них были простыми кочевниками или воинами. Их свидетельства не могут приниматься без оговорок, особенно если принимать во внимание, что, подобно авторам Нового Завета, фактически все спутники Мухаммада были распространителям новой веры. После смерти Мухаммада многие из них пришли к власти в расширяющейся империи ислама и были заинтересованы в приукрашивании легенды о нем. Более вероятно, что второе и третье поколение мусульман еще больше изменили историю жизни основателя ислама, как христиане — предание об Иисусе.

Почитание личности Мухаммада со временем возросло еще больше, и даже прядь его волос стала считаться бесценной реликвией. По мере того, как ислам распространялся в Азии и Африке, множилось число рассказчиков, известных как собиратели, сочинявших новые легенды о пророке. Спустя два столе-


тия после смерти Мухаммада уже существовало множество вымышленных историй о нем, тем не менее вошедших в сунну.

Главным при изучении религии является отделение фактов от вымысла. Непреодолимая трудность, с которой сталкивается объективный научный исследователь, заключается в том, что ислам строго ограничивает свободное исследование. Иногда отступивший от дозволенных истолкований ислама предавался смерти. Нам известно, что у Мухаммада были противники. Когда он впервые возвестил свои истины, некоторые сочли его сумасшедшим. Отголоски этой борьбы можно найти в Коране и сунне. Но нам не известны ни характер их скептицизма, ни аргументы против ислама.

Самые ранние биографии Мухаммада были написаны спустя 120-200 лет после его смерти и содержат описания чудесных событий, в которые трудно поверить и которые еще труднее подтвердить. Тем не менее можно проникнуть в некоторые ключевые подробности жизни Мухаммада и даже в его пророческие переживания.1

Первые откровения

Откровения начались при любопытных обстоятельствах. Мухаммад ходил на каменистый склон горы неподалеку от Мекки, где медитировал долгие часы. Иногда он проводил в уединении целые дни и ночи в пещере у подножия горы Хира. Временами его сопровождали жена (или семья). По-видимому, Мухаммад переживал духовное смятение, испытывал сильную депрессию, возможно, это был кризис зрелого возраста. Согласно традиции, он серьезно думал о самоубийстве, хотел броситься со скалы в пропасть. Все это время он переживал яркие сны и мистические видения. Испытывая глубокий религиозный кризис, Мухаммад стал сомневаться в божествах и морали своей политеистической культуры, искал путь к монотеизму, выраженному в древних библейских манускриптах. Это

1 Мусульманское летоисчисление (м.л.) начинается с Хиджры, бегства Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину в 622 г. по христианскому летосчислению. Среди первых мусульманских историков, чьи труды часто цитируются и считаются заслуживающими доверия — Мохаммед Ибн Ис-хак (ум. около 151 г. по м.л.), Ибн Хисам (ум. в 213 г.), Аль-Вакинди (ум. 207г.), его секретарь Ибн Саид (ум. 230 г.) и Ат-Табари (ум. 310 г.).


254

говорит о его знакомстве с религиозными преданиями иудаизма и христианства. Если у тех народов были пророки, получавшие свои откровения от Бога, то почему бы не иметь их и арабам? Так Мухаммад готовился к откровениям, которые он выражал потом в восторженной поэтической форме.

Большинство историков считают, что первые и наиболее важные откровения содержатся в Суре 96, строфы 1-5. В них Мухаммад рассказывает о своих встречах с божественным посланником. Однажды после скитаний среди скал Хиры, возможно, погрузившись в глубокую медитацию и тревогу, он внезапно испытал видение. Могущественное существо спустилось с небес и вплотную приблизилось к нему. Мусульманская традиция говорит, что это был ангел Джибрил, посланник Аллаха. Ангел трижды повторил слово iqraa (повторяй, читай, провозглашай). «Что я должен повторить?» — в изнеможении спросил Мухаммад. Наконец было произнесено:

«Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил —

сотворил человека из сгустка.

Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом,

научил человека тому, чего он не знал».1

Голос властно повелевал ему проповедовать весть, ниспосланную свыше. Мухаммад был преисполнен видением. Он унал на колени и пополз, испытывая трепет в груди. Придя в себя, он поспешил домой рассказать Хадидже о пережитом ужасе. Согласно хадитам, Хадиджа успокоила его и заверила, что он находится в здравом рассудке. Она уверила его, что ему было дано пророчество. Хадиджа рассказала об этом своему брату Вараку, знавшему иудейские и христианские книги. Варак объявил, что Мухаммаду были даны пророческие откровения. Некоторые комментаторы считают, что без моральной поддержки Хадиджи он бы никогда не осмелился провозгласить себя пророком.2

1 Все цитаты приводятся по изданию: Коран, М. 1991. Пер. И.Ю.Крачковского.

2 Нижеследующее мнение о первом религиозном откровении Мухаммада принадлежит Аль-Вакиди: «Первоисточником вдохновения Мухаммада были подлинные видения. Каждое видение было ясным, подобно утренней заре. Они вновь вызывали любовь к уединению. Он часто приходил на


Хотя у нас нет точной хронологии жизни Мухаммада, весьма вероятно, что нескольких месяцев после первой встречи Джибрил не посещал его, и он испытывал необъяснимые переживания. У него вновь возникли сомнения. Чувствуя сильную психологическую усталость, он должен был увериться, что не повредился умом или что в него не вселился джин (злой дух).

гору Хира, где проводил дни и ночи. Затем, влекомый привязанностью к Хадидже, он возвращался домой. Это продолжалось столь долго, пока истина не открылась ему в пещере. Мудрость снизошла на него. Он скитался среди холмов, когда ангел с небес воззвал к нему: «О Мухаммад! Я Джибрил!» Мухаммада охватил ужас. Подняв голову, он увидел ангела. Мухаммад поспешил домой рассказать жене о случившемся. «О Хадиджа, — воскликнул он, — ни к чему я не испытывал такого отвращения как к этим идолам и гадалкам, а сейчас, воистину, я опасаюсь, что сам стану прорицателем». «Нет, — ответила его верная жена, — Господь не допустит этого», и привела много добродетелей его в подтверждение своих слов. Затем она отправилась к своему брату Вараке и все ему рассказала. «О Боже, — сказал старик. — Он сказал правду. Это начало пророчества, и снова снизойдет на него Великий Намус, как снизошел он на Моисея. Это бремя вверено ему, потому что он думает не о чем попало, но обретает надежду в душе своей. Если ему суждено стать пророком, то пока я жив, без сомнения поддержу его».

«Итак, первая сура, открытая Мухаммаду, 96-ая, строфы 1-5 «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил»и т. д., была ниспослана ему в пещере Хиры. После этого он ждал Джибрила, но тот не являлся ему. Подавленный, он с тех пор бродил в безудержных поисках от одной горы к другой. Так самоистязающий себя, однажды он внезапно был остановлен гласом с небес. Он посмотрел наверх и увидел Джибрила на троне между небом и землей, сказавшего ему: «О Мухаммад! Ты воистину пророк Господа, и я — Джибрил!» Мухаммад вернулся домой. Аллах успокоил его и укрепил его сердце. После этого откровения стали часто посещать его одно за другим». Цит. по William Muir, The Life of Mohammed: From Original Sources, ed. Т.Н. Weir (Edinburg: John Grant, 1912), pp. 49-50.

Следущий отрывок Ибн Хисама и Аль-Тараби о первом вдохновении несколько отличается от версии Аль-Вакиди. Согласно им, Мухаммад был в пещере не один: «Ночью, когда Господь милостиво оберегал его, Джибрил явился в пещеру, где Мухаммад ночевал со своей семьей. Джибрил держал в руке кусок шелка с письменами и повелел: «Читай!» Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Тогда ангел охватил его так крепко, что Мухаммад подумал, что настает его смертный час. Второй раз повелел Джибрил: «Читай!» Преодолев сильное страдание, Мухаммад ответил: «Что я должен читать?» Джибрил продолжал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил» и т. д. повторение Суры 96. Когда он закончил, ангел исчез. И «слова, — поведал Мухаммад, — были будто высечены в сердце моем». Внезапно он почувствовал присутствие злых духов, и его охватило стремление покончить свою жизнь. Как только он поспешил наружу с желанием броситься в пропасть, то был остановлен вновь появившимся Джибрилом и надолго остался стоять, скованный его взглядом. Потом видение исчезло. Он вернулся к Хадидже, которая, встревоженная его исчезновением, послала на поиски гонцов в Мекку. В ужасе он прижался к ее ногам и поведал о случившемся. Она утешила его, уверив, что он непременно станет пророком, и Барака поддержал ее веру». Ibid., p. 50.


256

Впоследствие Джибрил вновь явился ему, провозгласив его истинным пророком Аллаха. Мы читаем в суре 68:1-5:

«Клянусь письменной тростью и тем, что пишут!

Ты по милости Господа твоего не одержимый,

и, поистине, для тебя — награда неистощимая,

и поистине, ты — великого права.

И вот ты увидишь, и они увидят, в ком из вас испытание».

Только тогда Мухаммад уверовал в подлинность услышанных им голосов и убедился, что они являются ему извне. Он был уверен, что может отделить свои собственные внутренние мысли от откровений, которые являются ему от Бога. Вначале он пытался держать откровения в тайне, доверяя их только своей жене, поддерживавшей его веру в божественность его пророчеств. Уверовав, что он является пророком Аллаха, Мухаммад стал высказывать свои откровения более открыто. Он призывал людей к вере в Аллаха — Бога единого, — начало всего сотворенного и судьи человеческого.

Согласно Корану, сначала слышавшие его насмехались над ним. Они считали его одержимым демонами и обвиняли в колдовстве и магии. Традиция сохранила различные истории о видениях Мухаммада. В одной из них рассказывается, как однажды Хадиджа посадила своего мужа на свое левое колено, затем на правое, но его видения продолжались. Когда она сдвинула свою вуаль и открыла тело,.дух исчез, что должно было свидетельствовать о его целомудренности и благопристойности. Хадиджа воскликнула: «Радуйся, мой родной, ради Господа! это ангел, а не дьявол». В другой раз, ужаснувшись своему переживанию, Мухаммад попросил Хадиджу поддержать его. Она постоянно помогала ему справиться со страхом.'

Психологический диагноз

Как объяснить переживания Мухаммада? Был ли их причиной Бог, или им может быть дано физиологическое объяснение? Ввиду давности событий нелегко предложить исчерпывающий диагноз состояния Мухаммада. Тем не менее, некоторые фрагменты из его ранних откровений позволяют предполо-

1 Эти истории Ибн Хисама и Ат-Тараби приводятся в Muir, Life of Mohammed, p. 51.


жить, что (1) он мог испытывать галлюцинации и (2) что он мог страдать эпилепсией. Тогда в первом случае видения ему Джибрила и его откровения оказываются следствием болезненных переживаний. Во втором случае они оказываются результатом «трясучки», рода эпилептико-экстатических припадков. Эпилепсия была известна древним цивилизациям и рассматривалась как «священное безумие».

Как правило заболевания эпилепсией приходятся на ранний возраст. Имеются указания, что Мухаммад мог заболеть ею в раннем возрасте, даже в детстве, однако мы не можем быть в этом уверены, поскольку у нас почти нет достоверных свидетельств о его жизни до сорока лет.1 Эпилептические припадки происходят внезапно, ничто не предвещает их приближения. Они выражаются в потере сознания, конвульсиях, прикусывании языка, одервене-нии мышц и затруднении дыхания. Припадок доводит человека до изнеможения, он не помнит, что происходило с ним.

Свидетельства его приверженцев о состоянии и симптомах недомогания Мухаммада, которыми мы располагаем, в точности не подтверждают классический эпилептический синдром. Обычно его припадки возникали внезапно, без всяких признаков его приближения. Он часто падал в глубокий обморок, у него появлялся сильный жар, с раннего возраста он жаловался на обильное потение. Ходили слухи о его подверженности сильным судорогам и изматывающим припадкам. Его приближенные считали, что подобные припадки, происходившие с ним в конце его жизни, говорят о его физиологическом расстройстве. Вот свидетельство Ибн Саида:

«В минуту вдохновения, Пророк впадал в тревожное состояние, его лицо выражало беспокойство. Он валился на землю, как пьяный или сморенный сном, и в самый холодный день его лоб покрывали крупные капли пота. Даже его верблюдица, если в минуты вдохновения он восседал на ней, приходила в дикое возбуждение, садилась и вскакивала, затем раскидывала

1 Можно предположить, что он страдал эпилептическими припадками в шестилетенем возрасте. В одном источнике говорится, что взяв Мухаммада под свою опеку, Абу Талиб сказал: «Я боюсь, что мальчик может страдать припадками. Возьмите его назад в семью, прежде чем болезнь проявит себя». Ibn Hisham, Sura, Das Lebens Muhammeds, ed. F. Wustenfeld (Gottingen, 1859-60), p. 105. Quoted in Maxime Rodinson, Muhammed (New York: Pantheon Books, 1971), p. 56.

 


258

ноги, как если бы они отделялись от нее. Вдохновение прорывалось внезапно, без каких-то знаков Пророку. Отвечая на вопрос об этом, он говорил: «Вдохновение приходит двумя путями: иногда Джибрил передает мне Откровение спокойно, так, как один человек рассказывает другому; в других случаях оно подобно колокольному набату, пронзающему мое сердце и раздирающему меня, и от него я страдаю более всего».1

Описывая характер припадков и их последствий, Абд ар-Рахман рассказывает, как однажды, когда Мухаммаду было 58 лет, они возвращались из Аль-Ходейбии. Внезапно попутчики начали подгонять своих верблюдов. Что за суета? «Вдохновение снизошло на пророка», — был ответ. Аль-Рахман поспешил к своим верблюдам и подъехал к Мухаммаду. Когда вокруг Мухаммада собралось множество людей, он начал распевать суру 40. Согласно хадиту, Мухаммад не знал о наступлении вдохновения до того, как оно охватывало его. В конце жизни Мухаммад признавался, что из-за них у него увеличилось количество седых волос в его бороде. Он признавался своему другу Абу Бекру, что эти «ужасающие» суры виновники его седины.2

Традиция указывает, что иногда Мухаммад настораживался и сомневался в своих переживаниях. Важный вопрос: испытывал ли Мухаммад галлюцинаторные откровения во время припадков (когда он, как казалось, впадал в бессознательное состояние) или, если его сознание не удерживало переживания в памяти, он хитрил, плетя небылицы своим приверженцам, привыкшим к восприятию его припадков как чего-то сверхъестественного.

Многие комментаторы, симпатизирующие исламу, высмеивают такое объяснение и утверждают, что Мухаммад был чистосердечен. Они говорят, что он искренне верил в божественность своих откровений. Как нам убедиться в искренности человека, которого миллионы людей почитают и чтят как великого и благородного пророка? Пропоненты считают, что Мухаммад обладал огромной личной притягательностью, способностью увлекать за собой людей. Напротив, критики ислама указывают на расчетливую ловкость, пристрастность Мухаммада, его склонность к использованию интриг и лукавству.

1 Ibn Sai'd, in Muir, Life of Mohammed, p. 52.

2 Ibid, p. 52.


Было ли религиозное служение Мухаммада подчинено его стремлению к власти? Возможно, хотя и не в первую очередь. Однако очевидно, что в конце жизни он обрел огромную власть. Со временем он мог поверить, что его видения и странные припадки действительно от Аллаха. С того времени, когда его откровения были признаны божественными, он мог укрепиться в собственном заблуждении. Как мы увидим, Мухаммад (подобно ранее Моисею) но своему желанию изменял некоторые откровения в зависимости от личной и политической необходимости. В своей окончательной форме они были восприняты как закон Божий.

Отнесемся более внимательно к некоторым деталям, отмеченным в хадитах. Согласно Ибн Саиду, Айша, любимая жена Мухаммада, рассказывала: «Однажды я видела, как очень холодным днем пророку Аллаха было явлено откровение. Когда оно завершилось, с его бровей капал пот». Согласно Абдулле Ибн Умару, на вопрос: «Ты знаешь, когда на тебя снизойдет откровение?» — пророк ответил: «Сначала я слышу громкие звуки, затем на меня как будто обрушивается удар. Когда я получаю откровение, я чувствую, словно моя душа отделилась от меня».1

Только вначале Мухаммаду были видения ангела Джибри-ла. Впоследствии его откровения были исключительно слуховыми. Некоторые очевидцы рассказывали, что во время вдохновений он испытывал сильные страдания и физическую боль, что также свидетельствует о том, что у Мухаммада было что-то вроде эпилептических припадков. «Когда откровения являлись пророку, они тяготили его, его лицо темнело». Он падал на землю словно пьяный. Рассказывали, что он даже «стонал как верблюжонок».2

Это описание подтверждает, что Мухаммад испытывал тяжкие страдания. При первой встрече с Джибрилом он мог страдать галлюцинациями, вызванными соблюдениями поста и истощением. Он мог страдать от изматывающих эпилептических припадков. Неспособный объяснить их в медицинских понятиях, он истолковывал их в понятиях религии. Во всяком случае

1 Цит. по Tor Andrae, Mohammed: The Man and His Faith, trans. Theophil Menzel (New York: Harper & Row, I960), pp. 49-50. 2 Ibid., p. 50.


260

Мухаммад и его окружение были уверены в его божественном призвании. Парадокс мусульманства состоит в том, что одна из величайших религий человечества основывается на пренебрежении естественными объяснениями явлений, которые приносили страдания их главному пророку, на приписывании их сверхъестественным силам. Трансцендентное искушение столь велико, что люди готовы усматривать промысел Божий в чем угодно, даже если у них нет для этого достоверных подтверждающих оснований.

Вот элементарный вопрос, на который верующие совершенно не обращают внимание: почему за истину принимаются неподтвержденные, субъективные свидетельства? Возможно, люди верили откровениям Мухаммада, потому что его религия быстро набирала силу. Чем больше увеличивалось число его приверженцев, тем шире распространялись его известность и влияние, несмотря на множество врагов, считавших его безумным оппозиционером. Его критики были побеждены привлекательностью новой веры и силой оружия.

Читатель может спросить: были ли обнаружены в деятельности Мухаммада следы обмана? В самом Коране говорится об обвинениях, выдвинутых против пего жителями Мекки, а позднее иудеями. Его обвиняли в колдовстве и откровенном обмане, в заимствовании своих ранних идей у иноземцев — в основном, иудеев и христиан. Трудно установить точно, как обстояло дело в действительности, поскольку высказываний критиков новой веры почти не сохранилась. Однако я располагаю свидетельством Муснад, или собранием преданий Ибн Хаб-налы, который умер в 855 г. Он сообщает, что один из писцов, записывавший речи Мухаммада, стал считать его самозванцем и в конце концов отказался от ислама.1

Являлись ли откровения Мухаммада результатом его припадков или со временем он смог вызывать их но желанию, не испытывая приступов? Лучшее доказательство, какое я смог обнаружить, свидетельствует, что в поздние годы жизни Мухаммад хитро прибегал к «приукрашиванию» откровений, дабы приспособить их к своим политическим и личным целям.

1 Cairo, 1890, vol. 3, p. 212. Цит. по David S. Margoliuth, Mohammed and the Rise of Islam (Freeport, N.Y.: Books for Libraries Press, 1972), p. 89.


Первые обращенные

Удивителен успех, который сопутствовал Мухаммаду после его первой встречи с Джибрилом в пещере Хиры. Лучи света пробивались в темные уголки души Мухаммада, когда он стремился постичь смысл своих переживаний. Он поверил в их божественное происхождение. Постепенно он начал верить, что Аллах — единственный создатель, судья и правитель человечества. Люди его общества безнадежно погрязли в идолопоклонстве и язычестве. Он чувствовал себя божественным мессией. Он считал своим величайшим предназначением дать людям новое религиозное сознание, понимание величия Аллаха и необходимости полного повиновения ему. Только так они могут бытьспасены. Эти воззрения не были новыми, они являлись существенной частью иудео-христианской религиозной традиции. Новым было истолкование им своих видений как знака того, что он, Мухаммад, призван Аллахом стать последним пророком, принесшим последнюю божественную весть. Его учение было обращено непосредственно к арабскому миру и в итоге привело к моральной и духовной реформе. Откровения были изложены словами уникальной красоты и силы.

В суре 95 читаем:

«Клянусь смоковницей и маслиной,

и горою Синаем,

и этим городом безопасным!

Мы сотворили человека лучшим сложением,

а потом вернем его в нижайшее из низких (состояние),

кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, —

им награда неисчислимая!

Что же после этого заставляет считать тебя лгущим о суде?

Разве Аллах не лучший из решающих?»

Мухаммад сначала выражал свои чувства преимущественно в узком кругу приближенных, прежде чем отважился дать им широкую огласку. Откровения продолжали нисходить на него, и он провозгласил себя пророком Аллаха. Спустя три года, когда Мухаммаду было сорок три года, он решился заявить о них открыто на улицах Мекки. Очевидно, что если вера его распространялась и власть ее постоянно возрастала, она должна была основываться на прочных основаниях. Решающим


262

фактором ее усиления стала близость к власти первых обращенных. Среди самых первых обращенных в ислам были его жена Хадиджа и два его молодых домочадца, Саид, бывший раб, усыновленный Мухаммадом, и его брат Али, которому было тринадцать или четырнадцать лет.

Соседи, первыми услышавшие учение Мухаммада, высмеивали его и насмехались над ним. Они считали его безумцем. Но вскоре к небольшому кругу его последователей присоединились другие верующие. Первым был старый друг Мухаммада, человек по имени Абу Бакр, примерно того же возраста, разделявший его религиозные воззрения. Роль Абу Бакра была очень велика, поскольку он помог перейти в ислам многим другим, включая Османа, а позже выкупал рабов, ставших мусульманами. Абу Бакр и другие играли очень значительную роль в росте влияния новой веры и после смерти Мухаммада. Рабы Мекки особенно сочувствовали учению Мухаммада, как и неудовлетворенные своим положением молодые мужчины и женщины, вообще люди без власти и влияния. За три года публичных проповедей Мухаммаду удалось привлечь на свою сторону около сорока сторонников.

Примечательны изменения, произошедшие в отношении к Мухаммаду у жителей Мекки. Поначалу они считали его проповеди всего лишь невинным и безвредным учением, однако по мере их популярности, их враждебность возрастала. Приверженцы ислама стали подвергаться гонениям. Причина состояла в том, что новая вера стала угрожать их вере в Каабу. Мухаммад отвергал языческих идолов. Он проповедовал единого Бога, посмертный суд за благие и злые дела, воскрешение, молитву, пост, милосердие, покорность пророку. «Аллах-о-Ак-бар!» — восклицал Мухаммад. — Бог велик!» И люди приходили в гнев. Хотя им была близка идея моногамного божества, такого, в какого верили иудеи и христиане, городской совет боялся, что в случае возрастания влияния Мухаммада, он потеряет свою власть. Преследования мусульман ужесточались.

Все это время Мухаммада защищал его дядя Абу Талиб, хотя другие члены семьи Мухаммада были недовольны его поведением. Его дядя, Абу Лхаб, оскорблял его. По мере увеличения своей численности, мусульмане продолжали преследо-


ваться и подвергаться жестоким наказаниям. Новообращенные рабы и инородцы из низших слоев были особенно беззащитны. Некоторых из них бросали в темницу или истязали. Чем больше их преследовали, тем крепче становилась их вера в учение пророка. Здесь действовал психологический фактор: чем больше глубоко верующих страдало за свою веру, тем сильнее она становилась. Обвинения Мухаммада во лжи и подтасовках только усиливали преданность его последователей. Все это время Мухаммад жил в глухой изоляции в одном из городских кварталов под защитой своего дяди. Он занимал дом одного из своих первых обращенных, Аль-Аркама, в окружении соседей, испытывающих к нему неприязнь и даже ненависть.

В это время Мухаммаду удалось обратить в свою веру нескольких богатых людей, таких как Хамза и Омар, которые вначале преследовали его. Число его последователей постепенно достигает сотни человек. Поворотным для Мухаммада оказывается 619 год, когда вскоре после смерти Хадиджи умер его дядя. (По случайности, Абу Талиб так и остался необращенным до самой смерти). Абу Талиб был главой Хашемского клана с согласия Абу Лхаба, который поначалу покровительствовал Мухаммаду, но разгневался на него, после того как Мухаммад предостерег его, что он подвергнется мукам ада, как не обратившийся в ислам. С тех пор положение мусульман стало резко ухудшаться. Происходили случаи отказа от веры, а число новообращенных стало уменьшаться. Чтобы выжить, последователям Мухаммада нужно было опираться на другой общественный слой. Если бы Мухаммаду не удалось найти новой социальной почвы, его культ пришел бы в упадок и зачах, как тысячи других культов до и после него. Однако появилась новая возможность распространения ислама, которой Мухаммад успешно воспользовался.

Медина: мечь ислама

Наблюдение, что нет пророка в своем отечестве, особенно верно в случае Мухаммада. Только в Медине, где его пророчества начали пускать корни, в судьбе ислама произошел исторический поворот. Медина — это город, или, если говорить точнее, скопление домов в оазисе, расположенных в 180 милях


264

севернее Мекки. На протяжении многих лет Медина была охвачена кровавой междоусобицей между соперничающими родами. Мухаммад приезжал в эти места в детстве. Там жили его родственники и был похоронен его отец. Жители Медины хотели мира и спокойствия, особенно с тех пор, как их жизнь стала зависеть от сельского хозяйства и урожаев. Некоторые из них совершали паломничество в Мекку для поклонения Каабе. Часть из них Мухаммаду удалось обратить в ислам. Он даже посылал в Медину своего ученика для чтения Корана и привлечения новообращенных. Семьдесят пять жителей Медины поехали навстречу Мухаммаду. Он пообещал им, что Аллах через него покончит со всеми внутренними родовыми раздорами и рассудит все будущие разногласия. Жители обещали взять его под свою защиту, если он поедет в их город.

Вскоре состоялся переезд Мухаммада и его последователей из Мекки в Медину. Это событие, известное как Хиджра, стало поворотным в истории ислама. С этого времени начинается мусульманское летосчисление. Таким образом 622 год христианского календаря стал 1-ым годом мусульманского летоисчисления. После своего признания в Медине, ислам стал быстро распространяться. Мухаммад стал героем этих мест. Он создал боеспособную армию. Стало очевидным, что не только его слово само по себе, но и сила оружия способствует расширению влияния ислама. Мухаммад был уже не слабым пророком, призывающим своих последователей к добродетели и указывающим путь к спасению личным примером. Теперь он мог навязывать свою волю силой. Новая религия основывается уже не на одном только откровении. Основой ее усиления и распространения явился союз религиозного фанатизма и военно-политической власти.

Разделение церкви и государства, что в конечном итоге стало нормой в демократических государствах, было изначально чуждо исламу. Напротив, союз мечети и государства послужил основой новой священной империи. Если религиозный лидер не в состоянии убедить людей принять веру, он может силой запретить им отвергать ее и господствовать на их землях. В этом отношении ислам не уникален. Установление императором Константином христианства в качестве официальной религии Римской Империи превратило Библию в идеологичес-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.