Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Существует ли экстрасенсорное восприятие? 3 глава

1 Betty Markwick, «The Soal-Goldncy Experiments with Basil Shackleton: New Evidence of Data Manipulation,» Proceedings of the Society for Psychial Research, vol. 56, part 211 (May, 1978), pp. 250-77.


460

дыванию». После дальнейшего исследования она обнаружила, что «подозрительные правильные угадывания практически и составляли эффект экстрасенсорного восприятия». Она также обнаружила, что каждые три или четыре лишние цифры соответствовали правильным угадываниям и что вероятность против такого высокого процента совпадения была тысяча миллионов к одному. Когда подозрительные лишние цифры были отброшены, количество набранных очков стало среднестатистическим. Таким образом, она обнаружила, что помимо лишних введенных цифр, соответствовавших удачным попаданиям, две последовательности из девятнадцати цифр и две последовательности из двадцати одной цифры из разных серий тестов совпадали.

Марквик также открыла, что в одном из тестов, для которого список случайных чисел должен был подготовить доктор Вассерман, имел место тот же феномен, «что ставило вопрос о том, что Соал мог подменить бланки». На самом деле вопрос был в следующем: откуда Соал брал свои последовательности случайных чисел? Марквик обнаружила, что Соал часто повторял одни и те же последовательности в разных сериях тестов. Она предположила, что для экономии времени Соал иногда готовил списки просто копируя их с предыдущих, не включая в них те цифры, которым соответствовали удачные попадания. Таким образом, Марквик могла сравнить только те серии, в которых она обнаружила схожие в частичном перекрывании последовательности, и где ожидались различия в составе лишних цифр. Это имело место примерно в 20 процентах от общего числа списков цифр. Во всех этих случаях она обнаружила точные свидетельства введения лишних цифр и изменения результатов.



Как нам рассматривать эти озадачивающие аномалии? Приведенные доводы кажутся совместимыми с гипотезой Скотта и Хаскелла, что списки цифр были собраны заранее и позднее изменены таким образом, чтобы увеличить число правильных угадываний. Возможно, в других случаях, как говорила Марквик, Соал был в сговоре с Шаклтоном и специально подготавливал бланки ответов для правильных угадываний. «Я не буду подробно рассматривать, каким образом


предполагаемые манипуляции могли достигать успеха, и то, можно ли было делать все это в одиночку».1 Нетрудно было изобрести много способов обмана, а их использование могло варьироваться в зависимости от особенностей условия проведения эксперимента.

Интересно, что с первой но семнадцатую серию, когда Соал приносил списки и играл роль ЕА, наблюдается устойчивая последовательность из ряда вон выходящего количества очков. После семнадцатой серии миссис Голдни сообщает Соалу об обвинениях миссис Альберт. Следующая серия, номер восемнадцать, на которой в качестве наблюдателя присутствовал Г.Г.Прайс, вовсе не показывает особого результата. В девятнадцатой серии и далее Соал занимает место ЕР, и становится наблюдателем за Шаклтоном. Тогда Шаклтон определяет или отменяет свои угадывания и Соал их записывает; за Соалом не наблюдают вообще или наблюдают очень редко. Только в двадцать четвертой серии, когда за Соалом наблюдают с начала и до конца, Шаклтон вновь показывает среднестатистический результат. Марквик задает вопрос, не «ошибся ли Соал в записях» результатов Шаклтона? Или, как предполагает Хансел, не содержали ли бланки ответов, которые давал Соал Шаклтону, пометки карандашом относительно правильных угадываний? Это требовалось бы только в трех-четырех позициях в каждой колонке. В добавление к этому Д.Д.Уэст отмечает, что Соал брал на себя руководство каждой серией экспериментов и не позволял другим занять его место. Единственное исключение составила миссис Голдни, когда она неожиданно и по собственному желанию, провела несколько тестов с Шаклтоном без Соала. Результаты этих тестов были отрицательными.2 Марквик отклоняет протесты защитников Соала, что последний был уважаемым ученым и что тесты с Шаклтоном исключали возможность обмана. «Мы редко можем понять, как фокусникам удается совершать их трюки, — замечает она, — и, возможно, Соал был таким же ловким, как и они.»

Мошенничал ли Соал сознательно? Для тех, кто его знал, был очевиден его странный склад характера; он был очень

1 Там же, р. 272.

2 Journal of the Society for Psychial Research 49, № 777, (Sept. 1978), p. 898.


462

увлекающимся, скрытным человеком, он был подвержен внутренним конфликтам. Можно возразить, что, скажем, Соал неосознанно предвидел результаты тестов и с учетом этого составлял свои списки случайных чисел. Но это маловероятно. Более похоже на правду то, что Соал занимался «игрой с данными». Сейчас на это указывают все свидетельства. Фальсификация результатов осуществлялась и другими учеными (такими, как Сирил Верт, который сфальсифицировал свои данные по I.Q., и Уолтером Леви, которого поймали на мошенничестве в лаборатории Райна в семидесятых годах). Многие исследователи не имеют заранее подготовленного плана обмана, но когда работа идет не так, как надо, когда результаты получаются отрицательными и растет напряжение, возникает соблазн изменить результаты к лучшему.

Марквик полагает, что после того, как Соал начал тестирование Шаклтона, возможно, количество очков начало снижаться, так что он поддался соблазну исказить данные в свою сторону. Страстно веря в парапсихологию и желая добиться ее научного признания, он затем окончательно сфальсифицировал результаты. Она делает вывод, что поскольку манипуляции с данными имели место в некоторых секторах бланков с цифрами и поскольку убедительного объяснения невинности Соала не было, «остается сделать грустное и неизбежное заключение, что ни одной из серий экспериментов по угадыванию карт, проведенных доктором Соалом, как это следует из доказательств, доверять нельзя». Таким образом, сомнения Прайса, Хансела, Скотта и Хаскелла теперь кажутся оправданными.

Работа Марквик была настолько сильна в отношении аналитических способов опровержения, что большинство из принципиальных парапсихологов, включая миссис Голдни, Фа-улеса, Пратта, Белоффа и Ийана Стивенсона, до тех нор преданно защищавших Соала, вынуждены были отступить от своих позиций. Однако Пратт пытался спасти остатки репутации Соала. Он рассуждал, что, возможно, выбрать комбинации чисел Соалу помогло предвидение! Но он признавал, что не может этого доказать, и что «мы должны отложить, по крайней мере, на время, все экспериментальные открытия Со-


ала как научно недостаточно обоснованные».1 Роберт Г.Фау-лес был в неведении относительно мотивов Соала обманывать и того, почему он поступил таким образом, но он делает вывод, что «факт обмана продемонстрирован слишком ясно, чтобы в нем сомневаться».2 Джон Л.Рэндэл признает, что мы имеем дело с «несомненным свидетельством обмана экспериментатора». Он пытается спасти репутацию Соала, и говорит, что могло произойти «возмущающее влияние паранормального». Склонность к магическому снова вмешивается для того, чтобы спасти априорную веру в паранормальное. Рэндэл рассуждает следующим образом: ряд экспериментаторов сообщили, что Ури Геллер может вызывать сбои в работе научного оборудования; в присутствии источника паранормального (ИП), такого как Геллер, электронное оборудование склонно давать сбои, раздражая тем самым экспериментатора; сознание экспериментаторов и наблюдателей может давать сбои. Таким образом, говорит он, возможно, что доктор Соал выработал схемы поведения в присутствии Шаклтона, которые заставляли его отклоняться от свойственной ему честности как ученого. Парафеномены, кажется, «стесняются быть зафиксированными» и уклоняются от этого; они имеют тенденцию, также, заметать свои следы.3 Как может научно мыслящий рационалист ответить на эти рассуждения?

Кристофер Скотт обращает внимание на разочаровывающие последствия случая с Соал ом.4 Во-первых, говорит он, ясно, что даже наиболее уважаемые ученые могут мошенничать в своих экспериментах. Во-вторых, защитники экстрасенсорного восприятия и других паранормальных феноменов обычно утверждали, что условия экспериментов были настолько жесткими, что исключали возможность обмана и что поэтому мы должны были принять экстрасенсорность как единственное остававшееся объяснение. Бетти Марквик не пыталась возразить на эти доводы. Она не доказывала, что условия экспери-

1 Там же, стр. 279.

2 Letter, Journal of the Sociaty for Psychial Research 49, № 778 (Dec. 1978),
p. 966.

3 Letter, ibid, pp. 968-69.

4 Letter, ibid.


464

ментов были недостаточно строгими, она также не стремилась показать, что в них не была исключена возможность обмана, она даже не пыталась показать, как именно совершался обман. Она просто продемонстрировала, что обман действительно имел место. Эксперимент Соала-Голдни-Шаклтопа казался застрахованным против мошенничества, но оно все-таки произошло. Скотт замечает при этом, что людям очень трудно решать, возможен ли обман в какой-либо из ситуаций. Профессиональные фокусники более умелы при обнаружении обмана, чем большинство людей, но и они не являются непогрешимыми.

Все это тем более разочаровывает, если мы отметим, что некоторые выдающиеся ученые были непосредственно вовлечены в эти тесты как наблюдатели в течение долгого времени и признали безусловную надежность экспериментов.1 Мы не хотим утверждать, что все люди склонны к мошенничеству и обману и что вся работа в области парапсихологии служит примером обмана. Есть честные, искренние люди с благими намерениями и с высокими моральными стандартами в этой и в других областях. Многие остаются в рамках этического поведения, требуемого на пути к научной истине. Никто не совершенен. Другие области науки также не были застрахованы от обмана. Но в иарапсихологическом обмане есть нечто характерное. К данному моменту должно быть совершенно ясно, что в людях есть сильная тяга к сверхъестественному, оккультному, магическому, спиритуалистическому или паранормальному — все это лишь вид стремления к трансцендентному. Без сомнения, Райн и Соал, хотя они и преследовали научные цели, разделяли склонность к трансцендентному соблазну со многими другими парапсихологами. Объединяющая их черта — желание верить. Возможно, это объясняет страстное желание принять реальность паранормального без достаточных на то доказательств (скорее всего, так и было в случае с Райном)

1 К сказанному о моей дискуссии с Д.Б.Райном в Институте Смита в 1978 г. сеедует добавить, что в оо время я поднял вопрос об обмане в парапсихологии и привел пример Соала. Уснав о замечательной работе Бетти Марквик. Райн на это ответил: «Зачем придираться к бедному доктору Соалу? Он болен.» Сам Райн был связан с грандиозным скандалом, когда основной член его исследовательской работы и преемник были пойманы с поличным в 1973 году. После значительного давления Райн признал отставку Уолтера Лсви и опубликовал отчет о происшедшем в Journal of Parapsychology.


или даже допускать небрежности или сфабриковывать результаты (очевидный способ действий Соала).

Схожесть религиозных феноменов, спиритуализма и паранормального теперь должна быть очевидной. Отличие исследования религии от научного исследования психических или паранормальных феноменов состоит в том, что последние поддаются тщательному эмпирическому и аналитическому контролю. Это подтверждает нашу гипотезу, что соблазн потустороннего настолько силен, что он не только заставляет обычного человека принимать непроверенные религиозные утверждения, но также может помутить сознание и исказить способность к здравому суждению даже самых честных исследователей, которые обычно строго придерживаются объективных методов и хладнокровно принимают любые выводы.

Супермедиум Ури Геллер

До сих пор я обращал особое внимание на двух парапсихологов: Райна и Соала. Я не анализировал мотивы или личностные характеристики субъектов их исследования, Пирса и Шаклтона, я не касался вопроса, занимался ли жульничеством кто-либо из двух последних, хотя скептики намекали на то, что некоторые подопытные Райна и Соала, вероятно, этим действительно занимались.

Теперь время обратить внимание скорее на предмет исследования, чем на наблюдателя. Давайте посмотрим на современных «медиумов» или «людей, обладающих сверхпсихикой», которые утверждают, что имеют экстраординарную ментальную силу. Появление огромного числа медиумов в двадцатом веке весьма интересно, особенно ввиду высокого уровня научного знания и технологии. И все таки мы все еще сталкиваемся с рядом индивидов, которые утверждают, что обладают особой психической силой, варьирующейся от экстрасенсорного восприятия и психокинеза до астропрогнозирования и лечения верой; часто они в чем-то похожи на пророков, медиумов, творцов чудес или духовных гуру прежних веков. Разница в том, что мы теперь имеем полную, совершенную систему фиксации данных и возможность изучать их внимательно в строгих научных условиях. Нет сомнений, что наиболее знаменитым и выдаю-


466

щимся среди этих индивидов в последние годы был Ури Геллер, израильский медиум, который путешествовал по миру и которого видели или о котором читали миллионы людей; он также был тщательным образом проверен множеством ученых.

История Ури Геллера подобна роману и полна легенд. Поразительно красивый, яркий и очаровательный человек, сумел привлечь к себе множество энтузиастов и последователей исполнением невероятных трюков. Оказывается, он может гнуть и ломать ключи, ложки, кольца; запускать остановившиеся часы; устраивать сбои в компьютере; угадывать содержание запечатанных конвертов и ящиков; материализовывать предметы и даже телепортировать самого себя. Безукоризненный шоумен, он сам высказывает искреннее удивление своими трюками.

Геллер родился в Тель Авиве 20 декабря 1946 г. В своей книге «Моя история» он утверждает, что «родился с этой силой» и что ему дали эту силу из некоего источника.1 «Я не хочу, чтобы вы думали, что я — Моисей или Иисус, но, согласно израильскому счету, Иисус родился 20 декабря. Может быть, это — совпадение, — сказал он. — Я верю, что Иисус обладал силой, так же, как и Моисей и остальные исторические личности».2

Согласно неподтвержденным заявлениям Ури, его медиумическая миссия проявилась, когда ему было всего три или четыре года, после того, как его посетило летающее блюдце, в то время, как он играл один в саду рядом с домом:

«Это было под вечер, но было еще светло... Внезапно у меня в ушах раздался громкий, пронзительный звон. Все остальные звуки исчезли. Было странное ощущение, как будто время внезапно остановилось. Деревья не двигались на ветру. Что-то заставило меня взглянуть на небо. Я хорошо это помню. Там был серебристый свет... Это пе было солнце, и я знал это. Свет был слишком близко ко мне. Затем он спустился ниже, я помню, очень близко ко мне. Цвет был бриллиантовым. Я почувствовал, как меня ударили, опрокинули назад. Во лбу появилась острая боль. Затем меня ударили. Я потерял сознание. Я не

1 Цит.по: John L.Wilhelm, The Search for Superman (New York: Pocket
Books, 1976), p. 10.

2 Там же.


знаю, как долго я лежал там... Где-то в глубине, я знал, что случилось что-то очень важное».1

В шесть или семь лет Ури открыл, что может двигать стрелки своих наручных часов на десять-пятнадцать минут исключительно силой своего ума. Его мать знала, что он имел странный дар, потому что он мог сказать ей когда она приходила домой после игры в карты, сколько денег она выиграла или проиграла. Когда ему было девять лет, в его руках стали ломаться серебряные вещи. Он говорил, что молчал об этих странных происшествиях, так как боялся, что над ним будут смеяться.

В 1967 г. Ури был ранен во время шестидневной войны. Пока молодой солдат выздоравливал, он повстречал Шипи Штранга, парня на семь лет моложе, и его сестру Хану. Они стали близкими друзьями и были вместе во время стремительного взлета Ури к славе. Шипи и Ури, по-видимому, имели книгу о магии и начали работать вместе в ночном клубе, чтобы совершенствовать актерское мастерство. Ури приглашался в театры по всему Израилю. Он скоро стал звездой, исполняя свои сольные трюки бесчисленное количество раз. История началась с заявления Ури, что ментальная энергия публики — основное условие его успеха и что он не может исполнять свои трюки при негативном восприятии. Шоу Ури, согласно его критикам, были стандартной магией с претензиями на паранормалыюсть для усиления драматизма. Он следовал установленным канонам, которые использовали и другие, такие, как Крескин и Данингер, хотя и с новыми остроумными особенностями. Обычно он начинал с того, что просил кого-нибудь из публики написать цветное слово на доске, которая была видна залу; он угадывал цвет, хотя, предположительно слово он видеть не мог. Также он угадывал название столиц других государств. Это легко сделать с соучастником в зале, если заранее иметь систему сигналов. Далее Ури ломал или гнул металлический предмет — бритву, ключ, гвоздь или ложку — или запускал остановившиеся часы. Все эти трюки могут быть проделаны фокусниками с помощью ловкости рук без претензий демонстрацию сверхъестественного. В конечном счете израильский суд привлек Геллера к ответственности за ис-1 Uri Geller, My Story, (New York: Pracgcr Publishers, 1975), pp. 95-96.


468

пользование в своем представлении слов «психокинез», «экстрасенсорное восприятие» и «парапсихология».

Карьера Ури получила новый толчок, когда он и Шини встретили доктора Андрия Пухарича, американского исследователя психики и врача, который приехал в Израиль, чтобы исследовать дар Ури. Пухарич был впечатлен. Загипнотизированный им, Геллер опознал себя как «Спектра», компьютер на борту космического корабля из далекой галактики. Под контролем «Хувы», который прилетел из отдаленной планетарной цивилизации, Геллер был посредником, а Пухарич был послан, чтобы помогать Геллеру в его великой задаче.

Что из этого принадлежало фантазиям Пухарича и Геллера и как много в этом было просто выдумкой, сказать трудно. Но, возможно, эти мифы — не хуже, чем сказки, рассказываемые о Моисее, Иисусе, Мухаммеде, Джозефе Смите и других пророках, которые утверждали, что были посланы или призваны божественным сущим. «Сведения», которые черпал Ури, поступали к нему из внешнего пространства. Для многих уфология стала повой религией — наполненной научно-фантастичекими образами постмодернистского мира. Как бесчисленное множество других нараирактиков, Ури украсил свои представления причудливой символикой космической эпохи. Язык трансцендентного откровения в прежние века был облечен в образы и метафоры своего времени. Паранормальные откровения настоящего насыщены научной технологией и сюжетами космической эпохи. Сегодняшним скептикам причудливое снаряжение Ури кажется вызывающе легкомысленным, ибо оно легко может быть исследовано. Дело в том, что хотя было тысяча сообщений о посадках НЛО и множество случаев заявлений о похищениях или прямых визитах, после десятилетий интенсивных критических рассмотрений обнаружено, что нет ни одного случая, который мог бы выдержать тщательное исследование. Тем не менее, в начале своей карьеры Геллер ухитрялся изображать космические фантазии, чего бы это ни стоило.

Со своей стороны, Пухарич представляет растущее число «исследователей» психического в околонаучных кругах, эти люди путают «феномены» псевдонауки с подлинно проверенными данными. Пухарич принимал практически все, что навя-


зывалось людьми, занимающимися паранормальным, и которые утверждали, что произошла огромная нарадигмальпая перемена, что открывается новый универсум паранормального и что уже не за горами потрясающий прорыв огромного значения. Он исследовал употребление галлюциногенов, основанных на грибах; привез для исследования в Америку голландского медиума, Питера Хуркоса; он даже принимал как подлинного представителя психической хирургии Ариго, филиппинского шарлатана. Пухарич полагал, что существенно важно, чтобы Ури был проверен учеными, и убедил Ури поехать в Соединенные Штаты с этой целью.

Джои Уилхельм, писатель-фантаст, брал интервью у Геллера и Пухарича после их прибытия в Америку. Это очень забавный отчет. Кто над кем здесь смеялся? Пухарич заявил, что его собственные тесты с Ури убедили его в том, что способности Ури подлинные. Он сказал Уилхельму, что как он, так и Ури находились в контакте с внеземными существами, которые использовали различные каналы связи с ними; он повторил историю о том, как он записывал сверхголос Геллера и что этот голос звучал, как если бы он был синтезирован на компьютере. Более того, пленки с записями, которые он часто использовал, исчезли (спрятал ли их Геллер от Пухарича?) в результате вмешательства Хувы. Пухарич сказал, что в присутствии Ури произошло много необъяснимых вещей: испортился радар, пе-ренрограмировались компьютеры, заглох мотор в машине, самопроизвольно двигались механизмы — и все это без какого-либо физического воздействия на них. Пухарич даже заявил, что голос говорил иногда с Ури по телефону.1

Временами казалось, что Геллер желает отделиться от некоторых наиболее диких идей Пухарича. Все же он продолжал игру. Так, Геллер рассказывал, что он и Пухарич несколько раз видели НЛО, по никто не смог подтвердить этот или какой-либо другой из их рассказов. Однажды Геллер стремительно выбежал из своей квартиры в Тель Авиве, взяв с собой Пухарича и подружку. В пригороде Геллер остановил машину, на некотором расстоянии он увидел сверкающие голубые огни. Попросив остальных не сопровождать его, он приблизился к

1 Wilhelm, Search for Superman, p. 32.


470

свету. Через несколько минут Геллер вернулся, неся авторучку Пухарича, которая, согласно Пухаричу, мистическим образом «дематериализировалась» несколько дней до этого. Имел ли кто-нибудь из них галлюцинации, или это был обман, совершенный Ури над Пухаричем или обоими над людьми? Геллер также рассказывает, что однажды теленортировал себя фактически мгновенно с улиц Манхэттена в дом Пухарича в Оссининге, в Нью-Йорке, на тридцать миль севернее, пройдя прямо сквозь верхнюю часть закрытой веранды.' Если Ури рядом, то вокруг не прекращаются чудеса, и как Иисус, гуляющий по воде, он может транспортировать себя мистическим способом. Ури заявил, что не думает, что сила, которую он демонстрирует, рождается в нем, но что она проходит через него. «То, что я способен сделать, — откровенничал он, — это, возможно, часть более обширного плана, который относится к чему-то большему, чем земля и человечество».

Нет сомнений, что наиболее ужасающим обстоятельством было тестирование Геллера многочисленными учеными и возможность Геллера убедить их, что его силы подлинные. К тому времени, Геллер стал известной личностью в системе международных средств массовой информации, он был центром внимания публики во всем мире. Знаменитые теле- и радио-шоумены были очевидцами его представлений и были поражены его умением гнуть ключи или читать содержимое запечатанных конвертов. Они были убеждены в достоверности его способностей. Но скептики спрашивали, была ли его сила реальностью или обманом? Появился ли современный сверх-ме-диум, который был проверен объективно, в контролируемых лабораторных условиях?

Так как наука в современном мире обладает определенным авторитетом, то стало ясно, что для того, чтобы Геллер достиг окончательного успеха на своем пути к славе, он должен пройти через научную экспертизу. Скоро он понял, что многие ученые хотели подвергнуть его испытаниям и подтвердить его психические способности: «Эффект Геллера» — вот то название, которое дали ему ученые, указывавшие на странные беспричинные явления, которые проявлялись в присутствии Геллера. Теперь

1 Geller, My Story, p. 266 ff.


заявления Геллера не просто получили подтверждение. Фактически, Геллер сумел обмануть множество ученых. Казалось, он имел силу Дунгласа Хоума, Евсафии Палладино и даже Жанны д'Арк. Но это только подтверждает тот тезис, что ум ученого часто так же доверчив, как и ум обыкновенного человека.

Геллер согласился, чтобы его проверили в Стэндфордском исследовательском институте в Меило Парке (Калифорния) доктор Гарольд Путхофф и Рассел Тарг, два ученых-естественника. Путхофф примыкал к саентологии, новой космической религии, которая предполагает астропредсказания, реинкарнации, космические путешествия и другие психологические феномены. Тарг и Путхофф проверяли других сциентологов с необычными психическими способностями, таких, как Пат Прайс и Инго Свон, которые, но их утверждению, так же являли психические способности, особенно ясновидение, телепатию, способность распознавать объект за пределами лаборатории и пересылать его образ медиуму внутри лаборатории. Они называли это «зрением на расстоянии», как если бы умственная телевизионная камера могла принять отдаленный сигнал каким-либо странным способом. Эксперименты с Геллером проводились в различное время, с ноября 1972 г. по август 1973 г. Предполагалось, что они проверят Геллера на ясновидение, телепатию и психокинез. Результаты тестов на ясновидение и телепатию были опубликованы в «Nature», наиболее престижном британском научном журнале, хотя редактор испытывал множество сомнений по поводу условий экспериментов и их недостаточно строгого контроля.1 Документы были опубликованы, как было сказано, для того, чтобы позволить парапсихологам и другим ученым оценить качество исследования в Стэндфордском исследовательском институте и увидеть, как много он внес в область парапсихологии.

Один из опубликованных тестов имел дело со способностью Ури телепатически читать намеченные изображения, выбранные случайным образом экспериментатором или кем-нибудь другим. Из тринадцати объектов, как утверждали Тарг и Путхофф, Ури угадал успешно шесть и еще почти угадал два. Согласно им, вероятность такой результативности составляет один к трем

1 Russele Targ and Harold Puthoff. Nature 252, no 5476 (Oct. 18, 1974).


миллионам. Скептики критикуют тест за его недостаточно жесткий контроль. Они отмечают, что изображения, нарисованные Геллером, не соответствовали тому, чему они должны были соответствовать, но, как оказалось, они были лишь реакцией на устные подсказки. Что является «удачным попаданием в цель» — вопрос открытый. Условия проведения экспериментов были крайне свободными, даже порой хаотичными и напоминающими цирковое представление. Изолированная комната, в которой помещали Ури, имела отверстие, из которого он мог украдкой выглядывать, и его сообщник Шипи то входил, то выходил из лаборатории и мог подавать ему сигналы.

Был другой тест на ясновидение, который Геллер прошел дважды, он восемь раз из десяти угадал, что выпадало на верхней грани игральной кости, которая находилась в закрытой металлической коробке. Вероятность случившегося, как нам сообщают, составляет один к миллиону. Критики утверждают, что протокол этого эксперимента был разработан неважно, что Геллер мог украдкой заглянуть в коробку и что были десятки других тестов, о которых ничего не сообщалось, и в них не было столь удивительных результатов. Даже Тарг признал, что «Геллер обманет, если сможет это сделать».

Геллер провалил третий тест, в котором предполагалось, что он сможет нарисовать намеченное изображение, которое было внутри конверта. Тарг и Путхофф также сообщали в «Nature», что хотя в их лаборатории наблюдали, как Геллер гнул металл, они не смогли повторить это наблюдение в адекватно контролируемом эксперименте, чтобы получить достаточные для иод-держания паранормальной гипотезы данные.

Тесты Тарга и Путхоффа положительно повлияли на карьеру Геллера, и его популярность увеличилась. Где бы Геллер ни появлялся, он повторял свое представление, сгибая множество предметов. «Эффект Геллера» приобрел психологическое измерение, ибо, если люди верили, что он владеет психической силой, они склонялись к тому, чтобы поверить в то, что они видели чудесное, самоподтверждающееся пророчество. Малейшее предположение, что происходило что-то необычное, рассматривалось как медиумическое. В своих многочисленных передачах, показанных по всему миру, Ури просил своих зрителей сконцентриро-


ваться на сгибании металла. После программы компании принимали сотни звонков, в которых сообщалось о чудесных психокинетических эффектах: ложки, ключи, настенные и наручные часы — все демонстрировало мистические эффекты.

Геллер описывает психокипетический эффект, который он мог произвести на металл:

«Это случается очень просто, но вместе с тем и поразительно. Ключ начинает медленно гнуться, как только я либо потру его легонько пальцами либо подержу над ним руку. Затем он продолжает гнуться после того, как я убираю руку. Иногда он лишь чуть-чуть сгибается и останавливается. Иногда продолжает гнуться до угла в 45° или даже до прямого угла. Иногда кажется, что он расплавится без нагревания и что половина ключа отвалится».1

Все трюки Геллера могут быть выполнены фокусниками. Джеймс Рэиди, профессиональный фокусник, гнул ключи с помощью физических манипуляций и давления, незаметных для зрителя; он держит их в своих пальцах и постепенно поворачивает так, что кажется, будто они гнутся. Подобным образом, Ранди способен показать эффект «усталости металла»на специально приготовленных ложке или ключе, которые после легкого поглаживания будто бы плавятся и затем ломаются. Он способен двигать вперед и назад минутную или часовую стрелки на часах, с помощью легкого щелчка пружин. Также он был способен угадывать содержание закрытых конвертов, либо держа их на свету, либо тайком подглядывая в них.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.