Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дипломатических представительств

Развитие института постоянных дипломатических пред­ставительств настойчиво требовало установления общеприня­тых правил, норм, которые определяли бы статус и регламен­тировали деятельность дипломатов. Отсутствие их приводило к столкновению и конфликтам между дипломатами, посколь­ку каждый дипломат, представлявший своего государя, пре­тендовал на исключительность, особое к себе отношение при дворе государства, в котором он был аккредитован. Возника­ющие споры и конфликты часто решались с помощью дуэлей и драк.

Вопрос регламентации деятельности дипломатических пред­ставителей был решен на Венском конгрессе 1814–1815 гг., ко­торый собрался после разгрома наполеоновской империи. В чис­ле других был принят документ, известный как "Венский регла­мент 1815 г.". В соответствии с этим документом устанавлива­лось деление дипломатических представителей на классы пос­лов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Позднее, на Аахенском конгрессе 1818 г. был принят протокол, которым дополнительно вводился класс министра-резидента, предшествовавший поверенному в делах. Но с течением времени этот класс перестал выделяться.

Венский регламент, принятый представителями России, Австрии, Англии, Испании, Португалии, Пруссии, Франции и Швеции, а также Аахенский протокол, принятый лишь пред­ставителями России, Австрии, Англии, Пруссии и Франции, вошли в международную дипломатическую практику.

В XX в. на политической карте мира появились новые госу­дарства, изменились формы и методы дипломатической дея­тельности. Все это требовало выработки такого международного соглашения, которое определяло бы и регулировало все стороны дипломатических отношений между государствами. Этим доку­ментом стала Венская конвенция о дипломатических сношени­ях 1961 г., участником которой был и Совет­ский Союз.



Венская конвенция определила функции дипломатических представительств, порядок их аккредитования, перечень предо­ставляемых им дипломатических иммунитетов и привилегий. Согласно Венской конвенции (ст.З), функции дипломатичес­ких представительств состоят в следующем:

(a)представительство аккредитующего государства в госу­дарстве пребывания;

(b)защита в государстве пребывания интересов аккредитую­щего государства и его граждан в пределах, допускаемых меж дународным правом;

(c)ведение переговоров с правительством государства пре бывания;

(d)выяснение всеми законными средствами условий и собы тий в государстве пребывания и сообщение о них правительс тву аккредитующего государства;

е) поощрение дружественных отношений между аккредитую­щим государством и государством пребывания и развитие их взаи­моотношений в области экономики, культуры и науки.

Практика дипломатических отношений выработала опре­деленный порядок назначения глав дипломатичес­ких представи-тельств, который был закреплен Венской кон­венцией. В соответствии с положениями этого документа пос­лы и посланники в качестве глав представительств аккредиту­ются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуется при министрах иностранных дел.

Перед назначением главы представительства аккредитую­щее государство запрашивает у государства пребывания агре­ман (согласие) на кандидатуру, намеченную на этот пост. При этом сообщаются краткие биографические данные нового гла­вы диппредставительства: имя, год рождения, образование, се­мейное положение, общие сведения о служебной карьере. Зап­рос агремана при смене глав представительств делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или лицом, его представляющим, отъезжающим главой представи­тельства или временным поверенным в делах этого представи­тельства. Иногда запрос агремана оформляется путем направ­ления вербальной ноты. Ответ на запрос агремана дается обыч­но в течение месяца. Затягивание сроков ответа может быть расценено как отказ в агремане. В случае отказа в агремане го­сударство аккредитования не обязано объяснять его причины, хотя в дипломатической практике имели место случаи сообще­ния мотивов отказа.

Если глава представительства аккредитуется впервые, т.е. вслед за достигнутой договоренностью об установлении дип­ломатических отношений, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через представителя страны аккреди­тования.

Положительный ответ на запрос агремана свидетельствует о том, что лицо, назначаемое на пост главы представительства, является для страны назначения "персоной грата" (желатель­ным лицом). В случае отказа в агремане предлагаемый канди­дат считается "персоной нон грата" (нежелательным лицом).

После получения агремана производится назначение главы дипломатического представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати.

При отъезде к месту назначения глава дипломатического представительства – посол или посланник (но не постоянный поверенный в делах) – получает на руки верительные грамоты, подписанные главой аккредитующего государства.

Название "ве­рительные грамоты" в русском значении происходит от слова "верить". Примерно то же значение или близкое к нему имеет этот документ и на других языках. Так, по-английски веритель­ные грамоты обозначаются словом credentials, что переводится также "мандат", "удостоверение личности". Это слово происхо­дит от другого английского слова credence, т.е. вера, доверие. В самом тексте документа имеется поэтому фраза, содержащая просьбу "верить всему тому", что будет говорить посол от имени главы государства и правительства своей страны .

Поверенный в делах (постоянный) как глава дипломатическо­го представительства получает соответствующие полномочия от своего министра иностранных дел, адресованные министру инос­транных дел страны назначения.

Глава миссии вручает верительные грамоты главе государства в доказательство своей подлинности и уполномоченное™ вести переговоры от имени своего государства. Иначе вери­тельные грамоты называются «рекомендательные письма» и составляются в несколько витиеватом стиле, например:

Для послов

 

 

В случае смерти или прекращения правления главы го­сударства, который является сувереном, верительные гра­моты всех глав миссий, аккредитованных для переговоров с сувереном, становятся недействительными; так же теряют силу и верительные грамоты, выданные сувереном, и в обоих случаях подлежат перевручению. Однако это требование не­применимо в случае смерти президента или прекращения его срока правления и уже не действует в королевствах Да­нии, Швеции и Нидерландов.

Моментом принятия полномочий главой миссии посольс­кого ранга в стране, в которой он аккредитован, является вручение им своих верительных грамот главе государства. В нескольких государствах (в частности в Великобритании) датой принятия послом своих функций считается дата уве­домления им соответствующего министерства (обычно ми­нистерства иностранных дел) о своем прибытии и пред­ставления рабочей копии верительной грамоты (copie d'usage). Церемонии официального приема глав миссий проводятся в порядке их прибытия для принятия своих функций.

После процедуры вручения вступительных грамот посол считается «вступившим в должность», о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.

Глава миссии, за исключением особых случаев, имеет граж­данство того государства, которое он представляет, но это требование не обязательно применимо к его супруге (-гу). Во многих дипломатических службах должностные лица могут получать особое разрешение на брак с иностранны­ми гражданами при условии, что обстоятельства и граж­данство супруга(-ги) ни в коем случае не представляют уг­розы и не препятствуют карьере должностного лица. В араб­ских странах, согласно общему правилу, дипломаты не могут вступать в брак с иностранными гражданами, хотя в неко­торых случаях глава государства может дать официальное разрешение на брак с другими представителями арабского происхождения.

Члены дипломатического состава миссии, в принципе, дол­жны быть гражданами государства, которому они служат, но в исключительных случаях они могут быть гражданами того государства, в котором расположена миссия. В таких случаях необходимо получить особое согласие принимаю­щей стороны, которое может быть отозвано в любое время. Такие дипломаты пользуются только ограниченными при­вилегиями и неприкосновен-ностью.

Глава миссии может получить аккредитацию (а члены дип­ломатического состава миссии — назначение) в нескольких странах, если ни одна из этих стран не имеет возражений. При наличии данных условий поверенные в делах ad interim или, в некоторых случаях, члены дипломатического состава низшего ранга могут назначаться в дипломатические мис­сии в тех столицах, где глава миссии не имеет своего посто­янного представительства.

Международные организации: аккредитация главы миссии

Глава миссии (или любой член дипломатического состава его миссии) может выступать представителем своего госу­дарства в любой международной организации, и в этом слу­чае необязательно информировать государство, в кбтором он аккредитован, и оно не вправе высказывать какое-либо возражение.

Дипломатическая миссия располагается в столице государ­ства. Дополнительные офисы, образующие часть миссии, могут располагаться в других регионах страны в случае полу­чения особого разрешения государства. В некоторых странах, например в Нидерландах, дипломатическая столица (Гаага) не совпадает со столицей государства (Амстердам).

Размер дипломатических миссий может быть взаимно согла­сован. В противном случае государство может потребовать соблюдения разумных ограничений на количество членов миссии, учитывая обстоятельства и ситуацию в принимаю­щем государстве и потребности миссии. В рамках таких огра­ничений и при соблюдении принципа репрезентативности своих граждан государство имеет право назначать сотрудников любой дипломатической миссии по собственному желанию. Что касается военных, морских и военно-воздушных атташе, Министерство иностранных дел может конфиденциально потребовать, чтобы их имена были предварительно сообще­ны для получения одобрения, прежде чем будет произведе­но какое-либо назначение на пост. Государство также может отказать в принятии официальных лиц отдельных категорий при условии, что ограничение будет применяться ко всем дипломатическим миссиям в государстве без исключения.

Два государства и более могут в исключительных обстоя­тельствах аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы миссии в другом государстве при отсутствии возражений со стороны принимающего государства.

Объявление персоны «нон грата» или «нежелательной»

Любое государство имеет право объявить главу миссии или члена его дипломатического состава нежелательной персо­ной (персоной нон грата) и информировать об этом его пра­вительство. В этом случае функции дипломата потеряют силу и он будет отозван (если он не является гражданином или постоянным резидентом государства, в котором несет службу). Если его правительство не предпринимает такого шага, при­нимающее государство может отказать ему в признании его членом миссии. Объявление персоны нон фата может быть сделано либо до, либо после прибытия дипломата, и изло­жения причины тому не требуется.

Таким же образом нежелательной персоной может быть объявлен сотрудник административного и технического пер­сонала.

Существуют два принципиальных основания для объявле­ния дипломата персоной нон грата: причины, которые вызваны личными недостатками и приводят к криминальному или антисоциальному поведению, и преднамеренные действия, угрожающие безопасности или другим интересам государства и совершаемые под прикрытием дипломатической неприкос­новенности. Кроме того, возможным предлогом для объявле­ния такого статуса является месть другому государству за объяв­ление одного из его собственных дипломатов персоной нон грата. И хотя такая практика противоречит духу междуна­родных отношений, она, к сожалению, применяется нередко.

Обязательства, которые берет на себя принимающая сторона

Подразумевается, что, дав согласие на размещение посто­янной дипломатической миссии, государство принимает на себя некоторые обязательства: оно должно предоставить та­кие условия и неприкосновенность, которые обеспечат удов­летворительное функционирование миссии. Оно также дол­жно наделить сотрудников миссии личным привилегиями и неприкосновенностью, необходимыми им для выполне­ния своих функций без опасений и препятствий. Эти обя­зательства изложены в главе 5 «Дипломатические привиле­гии и иммунитеты».

Отсутствие полной дипломатическом миссии. Обострение дипломатических отношений

Ни одно государство не содержит дипломатической мис­сии в каждой столице мира, большинству из них приходит­ся выбирать и устанавливать баланс между своими нацио­нальными интересами и необходимыми затратами. Проблема отсутствия полного дипломатического представительства в определенном государстве может быть решена одним из че­тырех способов:

– просьбой к правительству, которое представлено посто­янной миссией в таком государстве, действовать и от его лица, на что правительство может согласиться при получении одобрения принимающего государства. При таких условиях глава постоянной миссии обычно сво­дит свою деятельность к передаче сообщений между дву­мя заинтересованными правительствами и консульским вопросам, и если бы возник конфликт между интереса­ми его собственного и иностранного правительства, от чьего имени он действовал, превалировали бы интересы его собственного государства;

– аккредитованием одного из глав миссий в другом госу­дарстве в качестве нерезидента или «приглашенного» гла­вы миссии в соответствующем государстве;

– размещением дипломатической миссии, возглавляемой аккредитованным иностранным главой миссии, имею­щим стасус поверенного в делах ad interim. На практике из-за сложности, с которой сталкивается несколько го­сударств в подборе адекватного дипломатического сос­тава для заполнения вакансий, принимающая сторона обычно соглашается, чтобы такую миссию возглавлял дипломат более низкого ранга;

– аккредитацией очень высокого официального лица (нап­ример, постоянного секретаря Министерства иностран­ных дел) в качестве нерезидента или «приглашенного» главы миссии в нескольких государствах при сохранении места жительства в столице собственного государства.

В некоторых случаях дипломатические миссии могут быть отозваны в результате обоюдного согласия между заинтере­сованными государствами, например, на основании того, что изменившиеся обстоятельства привели к отсутствию не­обходимости в существовании миссий или их неэкономич­ности. Отзыв миссии может также рассматриваться как пред­намеренный шаг внешней политики, и во времена прямолинейной «дипломатии канонерок» отзыв миссии с последу­ющим разрывом дипломатических отношений был логичес­кой прелюдией к войне. На практике лишь угрозы таких дей­ствий крупной державы было обычно достаточно, чтобы убедить меньшую державу в том, что пора пересмотреть ее внешнюю политику. Сегодня этот маневр иногда применя­ется скорее не как угроза, а как протест, но при этом его эффект ограничен и обычно не соразмерен с неудобством, которое он создает всем вовлеченным сторонам.

Даже когда миссия отозвана и дипломатические отношения формально прерваны, контакты редко прекращаются: государ­ства мира становятся все в большей степени взаимозависимы­ми, и дипломатические отношения часто продолжаются на другом уровне, чем ранее, но (при условии, что у принимаю­щей стороны нет возражений) через посредников или «надеж­ные ведомства» государства, которое представлено постоянной миссией в этой стране. В некоторых случаях страну покидает только глава миссии, обычно «для консультаций», и возвраща­ется в течение короткого промежутка времени. При более серь­езных обстоятельствах глава миссии и большинство состава покидают страну, оставляя вместо себя «отдел интересов» как часть миссии защитного характера, которая следит за соблюде­нием интересов своего государства. Члены «отдела защиты интересов» сохраняют за собой личные дипломатические при­вилегии и неприкосновенность, ведут переговоры со своим правительством на привилегированной основе от лица своего отдела и продолжают функционировать в обычном режиме, за исключением того, что они не могут вывешивать свой нацио­нальный флаг или изображать национальный герб на своих офи­циальных помещениях. Если они вывешивают флаг или герб, то только тот, который принадлежит «отделу интересов».

Идея представительства является важнейшим элементом дипломатии. Посол представляет правительство своей страны перед правительством выступать от имени своего правительства. Он наделен необходимыми полномочиями выступипать от имени своего правительства. В его компетенцию входит как получение, так и отправление корреспонденции, которой обмениваются между собой оба правительства. Он постоянный посредник в отношениях между обоими государствами. Он считается официальным источником информации о своей стране. Идея представительства приобрела очень большое значение во времена абсолютных монархий. Послы считались личными представителями своих монархов, и, исходя из этой концепции, возникли особые иммунитеты для глав дипломатических представительств. С общим развитием парламентских режимов монархи лишились всех политических прерогатив и был положен конец такой ситуации. Но в некоторых государствах, в которых глава исполнительной власти является сильной и влиятельной личностью, такую практику еще можно встретить. В глазах народа
страны пребывания дипломаты обычно олицетворяют государство, которое они представляют. Поэтому поведение посла и членов его представительства как в общественной, так и в
личной жизни должно быть безупречным. Моральные качества дипломатических представителей должны являться главным критерием при их отборе и назначении. Государству назначаю-
щее своим представителем человека, который не заслуживает уважения, не уважает и себя.

Каждое правительство должно обеспечить своих официальных представителей за границей необходимыми средствами, чтобы создать наилучшее впечатление о своей стране, и предоставить им возможность вести образ жизни, который соответствовал бы этому требованию. Послы должны иметь возможность быть щедрыми и гостеприимными хозяевами, когда этого требуют обстоятельства. Устраивать приемы в нужный момент так же важно, как устраивать их часто. Для дипломатов не представляет трудности встречаться с руководящими деятелями страны пребывания и иностранными коллегами, но они должны также вступать в контакты и стараться поддерживать их с неофициальными лишми, играющими важную роль или пользующимися влиянием как в соответствующих кругах столицы, так и за се пределами, даже если речь идет о людях скрытных и необщительных. Для посла и его сотрудников важно поощрять и поддерживать контакты с нижестоящими представителями правительственных и общественных кругов, в равной степени как и с высокопоставленными. Это требует опыта и такта. Их личные контакты всегда будут полезны для расширения дружественных и взаимовыгодных отношений между обоими правительствами, за что посол несет личную ответственность. Но они не должны ловить рыбу в мутной поле и искать святей срепи авантюристических элемен­том политических и общественных крути.

Другим необходимым элементом деятельности посла является информация. Обмен дипломатическими представи­тельствами указывает на желание государств поддерживать мирные отношения на основе норм международного права и в рамках того международного сообщества, частью которого они являются. Посол должен разъяснить обшую политику своего правительства, добиваться ее понимания и, если возможно, поддержки правительством, при котором он аккредитован. Для того чтобы правительство могло сформулировать свое мнение, он должен также информировать его об обстановке в стране пребывания, особенно в отношении планов правитель­ства, а также о развитии событий в соседних странах, если они имеют прямое отношение к стране пребывания, дать свою оценку и сделать выводы. Получение информации предпола­гает использование всех легальных средств, таких, как пресса, беседы с коллегами, с сотрудниками министерства иностран­ных дел и с влиятельными людьми, с которыми посольство поддерживает постоянные или эпизодические контакты, или путем наблюдений, сделанных в ходе визитов посла и сотрудни­ков представительства. За исключением тех случаев, когда это касается национальной безопасности, правительство страны пребывания не должно препятствовать свободному общению дипломатов и приему ими посетителей. В некоторых странах с полицейским режимом это правило не всегда соблюдается, и в таких случаях дипломатический представитель или консул должны уметь оценивать и использовать так называемое "мол­чаливое наблюдение". Не общаясь с людьми непосредственно, он получит больше информации во время своих поездок по стране, чем из бесед с подозрительными или запуганными людьми. Все сотрудники посольства должны проводить эту работу совместно. Дипломатам запрещается, учитывая общие правила оказываемого им гостеприимства, дипломатического иммунитета и привилегии, которыми они пользуются, высту­пать против местного правительства, критиковать его в оскор­бительной форме или наносить ущерб интересам принимающе­го их государства.

Дипломатические агенты и консулы в силу традиционно сложившегося характера выполняемых ими обязанностей не являются разведчиками. Любая деятельность, направленная на то, чтобы оказать влияние на внутреннюю политику страны пребывания недозволенными средствами, такими, как получе­ние секретной информации, может рассматриваться как грубое нарушение ими своих обязанностей. Правительство страны пребывания вправе требовать отзыва дипломатов, поступаю­щих таким образом. Длинный список стран, к дипломатам которых применялись подобные меры, свидетельствует о том, что правила поведения дипломатов в отношении страны пребы­вания соблюдаются не всегда точно и добросовестно.

В ходе бесед посол должен стремиться излагать пози­цию своей страны с учетом позиции страны, в которой он аккредитован. В этом и заключается искусство переговоров, которые являются попыткой найти решения путем мирных и взаимоприемлемых соглашений.

Переговоры – это "искусство возможного". К перего­ворам обычно приступают, когда имеется обоюдное желание поддерживать мирные и дружественные отношения. Должен быть также предмет переговоров, то есть точки зрения обоях правительств по спорному вопросу должны быть достаточно ясно определены, для того чтобы достичь предусмотренного или ожидаемого урегулирования. Наконец, стороны должны проявить желание, чтобы найти согласованное решение, без чего нельзя достигнуть успеха. Это подразумевает готовность обеих договаривающихся сторон пойти на уступки. Даже если взаимный подход к вопросу о дальнейших переговорах между определенными странами является неприемлемым, то и в таких случаях будет правильным продемонстрировать своей умеренностью и выдержкой желание продолжить переговоры позднее. Если глава дипломатического представительства уста­навливает разногласия, он должен выявить те вопросы, по которым необходимо достичь урегулирования, и условия, на которых они могут быть разрешены, и затем попытаться в сдержанной и вежливой форме добиться одобрения своей точки зрения. Для этого он должен снискать к себе доверие и попытаться достичь почетного соглашения, удовлетворяющего обе стороны.

Ведение переговоров всегда индивидуально и субъек­тивно. Ведение переговоров - одна из наиболее привлекатель­ных, но в то же время и разочаровывающих сторон дипломати­ческой работы. Именно в переговорах окупаются личные качества и темперамент ведущего переговоры, завоеванные им симпатии и доверие. Именно в переговорах он может проявить гибкость ума, умение правильно оценивать обстановку и правильно выбрать благоприятный момент, проявить свое профессиональное мастерство и накопленный практический опыт в использовании методов примирения различных интере­сов, в поисках почетных и взаимоприемлемых решений. Опре­деленную роль здесь играет получение информации. Посоль­ству должны быть иэасстпы мошны, побуждающие его правительство к действию, оптимальный результат, которого оно желает добиться, и максимальные уступки, на которые оно может пойти. Посольство должно быть осведомлено заранее о точке зрения иностранного правительства, его возможностях и пределах желаемого и возможного. Эти сведения оно получает, используя благоприятные возможности:. момент, когда могут быть начаты переговоры, и момент, когда было бы целесооб­разно их прервать или даже прекратить, всегда оставляя почетный выход, который позволил бы возобновить выполне­ние задачи позднее. Именно в переговорах оценивается профес­сиональный уровень дипломатов, так же как и мастерство, с которым они проводятся.

При всех обстоятельствах дипломат обязан быть добросовестным. К нему будут прислушиваться, следовать его советам, и он добьется хороших результатов, если те, с кем он ведет переговоры, или его собеседники поверят, что он бес­спорно говорит от имени своего правительства и что он является тем человеком, который знает, чего он добивается и как далеко он может пойти, и хорошо аргументирует свои позиции, искренне желает найти разумное и приемлемое реше­ние проблемы, которую ему поручено обсудить и решить. Если же его профессиональный авторитет или моральные качества поставлены под сомнение, или чувство недоверия, возникшее у оппонента, может помешать принятию хорошего и конструк­тивного решения в переговорах; или если он будет уличен во лжи ( flagrant dclit dе mensongе), то может быть оконча­тельно дискредитирован. Успех, которого может добиться глава дипломатического представительства на переговорах, в значительной степени будет зависеть от позиции, занимаемой общественностью и частными лишми, от дружественных отно­шений, которые он сумеет установить, и от авторитета, приоб­ретенного им в ходе повседневной работы общения с людьми. Он никогда не должен забывать о необходимости быть сдержанным и скромным, так как стремление подчеркнуть свой успех вызовет у других чувство унижения и ревнивой зависти, что только ослабит достигнутые результаты.

При выполнении этой части своих обязанностей глава дипломатического представительства должен проявлять понимание и проницательность. Желательно также, чтобы он прояв­лял в отношениях с властями и видными деятелями страны пребывания доброжелательность и добросердечность, которые только и помогут ему расположить к откровенности сдержан­ных и даже замкнутых собеседников, а также гибкость ума, которая позволит приспособить свою аргументацию к аргумен­тации собеседников, и силу убеждения, вмгекающую из глубо­кого понимания проблемы и способности ясно и разумно изложить факты.

Наконец, важной обязанностью посла является зашита интересов граждан, торговли и мореплавания его страны. Глава представительства должен не только следить и принимать меры к тому, чтобы в отношении его соотечественников, судов, плавающих под флагом его страны, торговых связей соблюда­лись действующие международные договоры и соглашения, но и чтобы лица, находящиеся под его юрисдикцией, не станови­лись жертвами дискриминационной практики. Он должен стре­миться расширить правовой статус своей колонии, развивать торговый обмен и укреплять научные и культурные связи, являющиеся важными элементами в развитии дружественных и мирных отношений между двумя странами. Объективное отно­шение к деловым связям, так же как и умеренность и сдержанность в словах и выражениях, абсолютно необходимы в этих делах. Сложность перечисленных выше задач требует от людей, которым поручено их выполнение, характера и качеств, присущих незаурядным людям.

Посол должен быть объективным и иметь спокойные и здравые суждения. Он должен уметь правильно оценивагь обстановку, быть достаточно эрудированным, чтобы правильно действовать в той или иной ситуации. Он должен также иметь широкие познания в экономических вопросах, не будучи обязательно профессиональным специалистом в этом. Кроме того, возлагаемые на него ответственные задачи требуют, чтобы он имел пытливый ум и уравновешенный характер. Он должен приучить себя говорить простым и понятным языком, научить­ся направлять свой ум и способности не на полемику (длительная полемика никогда не ведет к хорошим результатам), а на достижение взаимоприемлемых и мирных решений.

Дипломат должен владеть языками. "Иностранные языки могут изучить люди со средними способностями, если они понимают, что их затраченный труд окупится с лихвой. Не следует посвящать себя дипломатической карьере, если не чувствуешь себя способным сделать такое простое, но важное усилие. У дипломата должен быть исключительно широкий кругозор. Он должен проявлять доброжелательный и объек­тивный интерес к людям и делам других стран, даже если они совсем не похожи на людей и дела его собственной страны. Он не должен выказывать ни излишней заинтересованности, ни явной антипатии.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства, наз­начивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве — отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при про­щальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит про­щальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам, руко­водящим должностным лицам парламента и другим официаль­ным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные ви­зиты своим коллегам — отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.

Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.

 

3.3. Персонал и структура дипломатического представительства

 

Персонал дипломатического представительства состо­ит из главы дипломатического представительства, дипломати­ческого, административно-технического и обслуживающего персонала.

Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция — представителя Ватикана), а миссию — дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция — представителя Ватикана). По­сольство или миссию может возглавлять временный поверен­ный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатичес­кого представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в других случаях до момента вручения главе государства пребы­вания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства или миссии до прибытия дипломатического представителя – посла или посланника – и вручения им верительных грамот.

Посольство открывается на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь в соответствии с решением Президента Республики Беларусь об установлении дипломатических отношений с соответствую­щим государством [4].

Посольство входит в систему Министерства иностранных дел.

Выше мы рассматривали порядок установления дипломатичес­ких отношений. После совершения всех формальностей наступает подготовительный период открытия посольства.

В этих случаях обычно принято направлять в страну аккреди­тования специальную «передовую группу», в обязанности которой входит подыскание временного или постоянного здания для раз­мещения представительства. Иногда передовой группе поручают решение вопросов строительства здания представительства с уче­том предъявляемых к нему требований.

В такую группу, как правило, возглавляемую опытным дипло­матическим работником, входят специалисты, знакомые с требова­ниями, которые предъявляются к служебным помещениям пред­ставительства, размещению в нем соответствующих служб. Особое значение имеют вопросы, относящиеся к обеспечению безопас­ности служебных помещений. В такую группу может быть вклю­чен и финансовый работник для определения затрат, связанных с организацией представительства и финансовым обеспечением его нужд.

Работа передовой группы должна быть рассчитана на короткие сроки с тем, чтобы не задерживать приезда главы представительст­ва и его сотрудников. Разумеется, предполагается, что группе будет оказано соответствующее содействие со стороны властей страны пребывания.

Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь актами Президента Республики Беларусь

законами Республики Беларусь

постановлениями Совета Министров Республики Беларусь

решениями и указаниями руководства МИДа

Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года

Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года другими международными договорами Республики Беларусь.

 

Примерная структура дипломатического представительства

 

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Советник-посланник (заместитель посла)

Отдел (группа) по вопросам внешней политики

Отдел (группа) по вопросам внутренней политики

Экономический отдел (группа)

Отдел культуры

Пресс-группа

Консульский отдел

Протокольный отдел

Канцелярия

Обслуживающий персонал

 

Глава дипломатического представительства

Посол (возглавляет посольство)

Посланник (возглавляет миссию)

Временный поверенный в делах (возглавляет посольство в случае отъезда ак­кредитованного дипломатического представителя для консультаций, в отпуск и т.д.)

Поверенный в делах (возглавляет дипломатическое представи-тельство в случае понижения уровня двусторонних отношений).

 

Порядок прибытия персонала

 

Получение агремана не требуется

МИД страны пребывания уведомляется вербальной нотой

Выдается въездная виза

Наличие дипломатического паспорта

По прибытию выдается Карточка дипломата (МИД страны пребыва­ния)

Прибывают до отъезда лиц, которых заменяют Дипломатический корпус: основные подходы к определению

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.