Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дипломатический корпус. Дипломатические ранги

Под дипломатическим корпусом в узком смысле понимается сово­купность аккредитованных в данной стране глав дипломатических представительств. К ним относятся послы и посланники, а также постоянные и временные поверенные в делах. В России, поддер­живающей дипломатические отношения с другими странами толь­ко на уровне посольств, в дипломатический корпус в узком смыс­ле входят послы и главы представительств эквивалентного класса, а также временные поверенные в делах.

В широком смысле слова под дипломатическим корпусом по­нимаются не только главы дипломатических представительств, но и все члены подчиненного им дипломатического персонала. В со­ответствии со сложившейся практикой к нему относятся лица, за­нимающие должности советников-посланников, советников, пер­вые, вторые и третьи секретари и атташе (имеется в виду первая дипломатическая должность). К дипломатическому корпусу в ши­роком смысле слова относятся также другие лица, пользующиеся дипломатическим статусом: военные, военно-воздушные и воен­но-морские атташе, их помощники, а также назначаемые на дип­ломатические должности различного рода специалисты по научно-техническому сотрудничеству, культуре, сельскому хозяйству и т.п.

В тех странах, где имеются торговые представительства, их ру­ководитель — торгпред, по договоренности со страной пребывания может также быть занесен в дипломатический список посольства, причем, как уже указывалось, в списке он обычно следует за со­ветником-посланником или советником, который остается вре­менным поверенным в делах в отсутствие Посла.

К дипломатическому корпусу относятся также члены семей всех перечисленных выше лиц: жены и дети, причем сыновья — до достижения совершеннолетия, а незамужние дочери независи­мо от возраста.



Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политичес­кой организации или юридического лица,но, возникший в результа­те общности рода деятельности позволяет оперативно решать мно­гие протокольные и церемониальные вопросы, способствует свое­временной информации о тех или иных аспектах политической жизни страны пребывания, а также поддержанию контактов с официальными кругами и между самими представительствами. Никаких международно-правовых норм, устанавливающих статус, регулирующих полномочия и функции дипломатического корпуса не существует.

Дипломатический корпус возглавляет старшина, или дуайен. Им становится глава дипломатического представительства, присту­пивший к исполнению обязанностей ранее своих коллег. Причем им может быть только дипломатический представитель высшего класса — посол или папский нунций. В некоторых католических странах в соответствии с установившимся обычаем дуайеном, не­зависимо от времени аккредитования, является папский нунций.

Хотя дуайен и не имеет каких-либо прав по отношению к дру­гим членам возглавляемого им дипломатического корпуса и не может давать им свои распоряжения, этот пост во все времена считался весьма почетным. Дуайен проводит периодически кон­сультативные совещания с главами дипломатических представи­тельств по тем или иным вопросам протокольного или церемони­ального характера. Эти совещания носят неофициальный характер и обычно происходят во время устраиваемого с этой целью завтра­ка или обеда для глав представительств. Такие завтраки и обеды, как и приемы в честь отъезжающего главы дипломатического представительства, устраиваются за счет взносов диппредставительств [11].

Собираемые средства расходуются и на некоторые другие цели, например, на подарок для отбывающего дипломата — главы пред­ставительства, приобретение венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т.п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, который избирается также из числа глав представительств с согласия избираемого. Время от времени казначей отчитывается перед дипкорпусом в расходовании средств и наличии их в кассе.

Дуайен нередко выступает от имени дипкорпуса по случаю торжественных событий в стране пребывания, выражает офици­альным лицам поздравления или приносит соболезнование. Он вправе предпринять шаги в защиту интересов дипломатического корпуса или отдельных его членов, если усмотрит в действиях местного протокола ущемление их иммунитетов и привилегий или нарушение этикета. Однако дуайен не имеет права от имени дип­корпуса или по его поручению делать какие-либо заявления и де­марши политического характера. Такого рода действия дуайена могут быть дезавуированы любым членом дипкорпуса как не отве­чающие позиции представляемой им страны.

После того как роль дуайенов стали играть и советские дипло­маты, от них начали поступать запросы в МИД, и протокольный отдел дает официальные ответы на эти запросы. Из письма МИД советским дуайенам интерес представляют следующие положения:

Так как дуайен является консультантом, то он с этой целью сосредоточивает у себя всю необходимую информацию, поддержи­вая контакт с правительственными кругами и местным протоколом. Следует отметить, говорилось в этом документе, что местный про­токол иногда злоупотребляет отзывчивостью дуайена и поручает ему то, что МИД должен делать сам.

Положение дуайена, то, как он реагирует на разного рода со­бытия в стране, очень ответственно и деликатно. Он должен выра­жать мнение всех коллег, но не может забывать, что представляет свое правительство, и, следовательно, не может не отражать в своей акции принципов проводимой своим государством внешней по­литики.

Предполагаемый текст выступлений дуайена, за редким ис­ключением, не рассылается дипломатам, так как это может втянуть его в нежелательную дискуссию.

Функции дуайена дипкорпуса не ограничиваются перечис­ленным. Особенности страны пребывания могут внести в них свои поправки.

Следует отметить, что в некоторых случаях министерства ино­странных дел стран пребывания пытаются использовать дуайенов в своих политических целях, с тем, чтобы добиться выгодного для них заявления политического характера.

Конечно, положение дуайена дипкорпуса позволяет послу за­нять в стране пребывания более выгодное положение по сравнению с другими главами диппредставительств. Оно повышает его престиж среди правительственных кругов, в прессе, в глазах общественности страны. Контакты дуайена значительно шире контактов обычного посла.

Министерство иностранных дел страны пребывания периоди­чески издает списки дипкорпуса. Главы дипломатических предста­вительств и члены дипломатического персонала, а также их супру­ги заносятся в него в соответствии с последовательностью, пред­ставленной каждым дипломатическим представительством.

Дипломатические ранги – это особые служебные звания, присваи­ваемые дапломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей.

Присвоение личного дипломатического ранга призвано стимулиро­вать профессиональный рост дипломатического работника, развивать его профессиональные качества. Наличие того или иного личного ран- га характеризует его, опыт как дипломата, способности и уровень при­обретенных знаний. Кроме того, лица, имеющие дипломатические ранги и работающие в системе МИДа, получают денежные-надбавки к установленньм должностным окладам в соответствии с рангом. В качестве исключения) дипломатический ранг может быть присвоен лицам, не работающим непосредственно в центральном аппарате или в загранич­ных учреждениях МИДа, но имеющим значительные заслуги в областа внещней политики и дипломатии.

 

Дипломатические ранги

 

Особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу МИД и дипломатических представительств в соответствии с национальным законодательством

Дипломатические ранги Республики Беларусь определяет:

 

«ПОЛОЖЕНИЕ О ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»,утвержденное Указом Президента Республики Беларусь 06.04.1995 N 142 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2001 N 759 [3]

 

Дипломатическим работникам с учетом занимаемых должностей, присваиваются следующие дипломатические ранги:

• атташе

• третий секретарь

• второй секретарь второго класса

• второй секретарь первого класса

• первый секретарь второго класса

• первый секретарь первого класса

• советник второго класса

• советник первого класса

• Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса

• Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса

• Чрезвычайный и Полномочный Посол

• Присвоение дипломатических рангов

Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного

Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Республики Беларусь и являются пожизненными.

Иные дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел на основании рекомендаций комиссии МИД по служебной аттестации, присвоению дипломатических рангов и классов служащих государственного аппарата и при выходе дипломатических работников в отставку или на пенсию сохраняются за ними пожизненно.

Ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла: должности

 

• Министр иностранных дел

• Первый заместитель Министра ностранных дел

• Заместитель Министра иностранных дел

• Посол по особым поручениям

• Посол

• Постоянный представитель при международной организации

 

Ранг: Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса: должности

 

• Начальник общего секретариата Министерства иностранных дел

• Начальник управления или самостоятельного отдела Министерства иностранных дел

• Посланник

• Поверенный в делах

• Советник-посланник

• Заместитель постоянного представителя при международной организации.
Для дипломатических работников устанавливаются следующие сроки нахождения в дипломатических рангах:

для атташе, третьего секретаря, второго секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, первого секретаря второго класса - не менее двух лет

для первого секретаря первого класса, советников второго и первого классов – не менее трех лет.

Выпускники высших учебных заведений не позже чем через два года работы на дипломатических должностях представляются к присвоению дипломатического ранга атташе.

 

3.5. Дипломатические привилегиии иммунитеты

 

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой те особые права и преимущества, которые предоставляется иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения воз-
ложенных на .них полномочий. Иммунитет (от лат», immunitus – освобождение, избавление от чего-либо) — это изъятие, из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства-пребывания. Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Государство, предоставляя иностранным дипломатам особыр права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их «абсолютно свободными» в выполнении порученной миссии. Этот принцип является производным суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного права.

Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических институтов с учетом традиций и обычаев, существующих в различных странах. Известно, что священные законы Древней Индии («Законы Ману») запрещали под страхом смерти поднимать руку на посла; так как «послы, в силу своей миссии, от которой зависят мир и война, находились под боже­ственным покровительством, а потому поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению». В Древней Греции и Древнем Риме личность посла считалась священной и неприкосновенной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого «права народов», как в те времена в Риме именовалось международное право. «Если кто-либо нанесем ущерб послу враж­дебной страны (!), это должно рассматривася как нарушение права народов, все послы признаются священными особами», — так тракто­вался посольский иммунитет римскими-правоведами.

В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дип­ломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенция­ми. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о диплома­тических сношениях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В некоторых из них Венская конвенция вошла в национальные законода­тельства, а многие страны приняли специальные законы [6].

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (по­слы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланни­ки, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секрета­ри-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их по­мощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельс­кого хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на чле­нов семёй дипломатических работников, проживающих с ними.

Для подтверждения принадлежности к дипломатическому персона­лу дипломатам и членам их семей служба государственного протокола МИДа выдает дипломатические карточки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатический паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства.

Венская конвенция устанавливает две категории привилегий и иммуни­тетов: относящиеся к:дипломатическому представительству как тако­вому и личные, т.е. принадлежащие главам и персоналу представительства.

К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность по­мещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются здания или часть зданий, используемые для целей представителсьтва, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия работников посольства. Предметы обстановки и другое и другое находящееся в помещениях имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В Венской конвенции подтверждена международная практика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон и т.д.) – так называемый фискальный иммунитет.

Кроме того, Конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Таможенные привилегии разрашают государству пребывание беспошлинно ввозить предметы, предназначенные для официального использования в представительстве. Еще одной привилегией является право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения.

Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов называется личная неприкосновенность дипломатических представителей. Глава представительства и члены дипломатического персонала неподлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, а государства пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государтсва пребывания. Если в следственные и судебные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказыватьься только правительство страны назначения.

Дипломаты пользуются также иммунитотом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно:

1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания;

2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через часное лицо;

3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результа­те которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. В соот­ветствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотруд­ники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, обычно включаемых в цену товаров и об­служивания, сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого нахо­дится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслужива­ния; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недви­жимого имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их ха­рактера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.

Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановле­ния страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению дипломата «персоной нон грата».

Одной из привилегий дипломатических сотрудников представи- тельств является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания. Исключение составляет въезд в зоны, которые обозначеныкак запретные по сообрашениям безопасности.

Один из допломатов назвал их «интеллегентными цыганами, к котороым значительное число населения стран их временного пребывания относится как к разботатевшим цыганам».

В этих условиях нормальная работа дипломатических представительств и дипломатов может осуществляться только при признании их суверенитета и независимого положения в стране
пребывания. В качестве суверенных представителей независимого государства они не могут быть подчинены другому, иностранному для них государству и управляться им. Их посылают в чужую страну и должны принимать именно как представителей чужой страны. Они лояльны своему государству, но они не слуги двух господ и не могут быть верны тому правительству, при котором аккредитованы. Но это должно быть отражено в соответствующих международных нормах, что и сделала Венская конвенция. Статья 24 Венской конвенции гласит:

«Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным
уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Статья 31 Конвенции указывает, что дипломат пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он не обязан давать показания в качестве свидетеля (но этот иммунитет
не избавляет его от юрисдикции аккредитующего государства).

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите функции дипломатических представительств в соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.

2. Что такое агреман? Как он запрашивается?

3. Что такое верительная, отзывная и отпускная грамоты?

4. Как аккредитуются военные атташе?

5. Права и обязанности Чрезвычайного и Полномочного посла.

6. Дуайи дипломатического корпуса и его функции.

 

Глава 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.