Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Установление дипломатических контактов

Три фактора составляют понятие «дипломатических контактов». Первое — они должны носить доверительный харак­тер. Если одна из сторон с подозрением относится к другой, не до­веряет ей, серьезного разговора, обмена мнениями не получится, и наоборот, каждый дипломат любого ранга должен стремиться к ус­тановлению именно доверительных отношений, причем, когда партнеры доверяют друг другу, происходит сближение, укрепле­ние отношений.

Второе важнейшее требование к дипломатическим контактам — они должны приносить пользу. Те или другие лица хотели бы встречаться с вами и беседовать, но они не обладают глубокими знаниями, суждения черпают только из прессы, не имеют своего мнения. Даже если они владеют какой-то информацией, она не представляет интереса ни для вас, ни для вашего государства. Встречи с ними означали бы попросту зря потраченное время.

Третье — связи только тогда выполняют свою роль и могут на­зываться контактами, когда они носят стабильный, устойчивый ха­рактер. Иногда я спрашивал молодого дипломата, когда он в пос­ледний раз встречался с господином N., которого считал одним из своих лучших контактов. «Да с полгода тому назад или чуть боль­ше», — слышал я в ответ. Да какой же это контакт? Систематичес­ких встреч у них явно не было, партнеры, по-видимому, не испы­тывали нужды в обмене мнениями, их отношения не развивались и они попросту забывали друг о друге.

Для дипломатических контактов характерна систематичность, постоянство встреч, скажем, раз в два-три месяца, а может быть и чаще. Не обязательно это продолжительные встречи, иногда это может быть и телефонный разговор на три-четыре минуты или обмен письмами, открытками, встреча на приеме и т.д. Во всяком случае, когда вы нуждаетесь в той или другой информации, в сове­те, так сказать, «в сверке часов» и знаете, что ваш партнер может быть вам полезен, вы можете быть уверенным, что ваш друг найдет для вас время и откликнется на вашу просьбу.



Каковы качества, необходимые дипломату для установления контактов?

Прежде всего, дипломат должен хорошо знать свою страну, в особенности то, что может интересовать собеседника, быть в курсе самых последних событий. (В следующей главе мы будем говорить об этом подробнее.) Далее, ему следует хорошо знать страну пре­бывания, ее историю, политику, экономику, уметь приноравли­ваться к нравам и обычаям страны пребывания, не проявляя к ним пренебрежения и тем более отвращения.

Автор книги «Старая и новая дипломатия» A. JI. Кеннеди отме­чает такие существенные особенности, которые следует иметь в виду для общения с людьми: «Уметь приспосабливаться к обста­новке, в любом обществе чувствовать себя на месте и производить одинаково хорошее впечатление в кабинетах старой дипломатии и на трибунах новой». Цитируя эти слова, Э. Сатоу приводит выска­зывание другого ученого, барона де Мартенса: «Для того чтобы дипломатический представитель внушал доверие, столь необходи­ мое для успеха его деятельности, надо, чтобы он без напускной не­принужденности заставлял верить в его искренность».

Английские авторы книги «С уважением, Посол» опросили британских послов, задавая им вопрос, какими наиболее важными качествами должен обладать дипломат, если он хочет иметь успех в своей деятельности, прежде всего в установлении прочных дове­рительных контактов с жителями страны. Они приводят в связи с этим мнение английского посла в Венгрии, очень образованного дипломата, окончившего Оксфордский и Гарвардский университе­ты: «Готовы ли вы жить жизнью другого народа (по его правилам), все время интересоваться политикой одной страны, языком не ва­шего народа, историей другого народа? Если нет, то тогда вы не подходите для дипломатической службы». «Наиболее существен­ным для дипломата является — как устроиться, приспособиться жить в иностранном государстве в качестве не туриста, а работаю­щего официального лица. Это в высшей степени специальное ис­кусство».

Другое требование для успешного установления тесных довери­тельных контактов — хорошее знание языка страны пребывания. Характеризуя французскую дипломатию XVII—XIX вв., Г. Ни­кольсон пишет, «что любое лицо, вступившее на дипломатическую службу (имеется в виду французский дипломат), должно знать не­мецкий, итальянский и испанский языки (заметим, что в то время дипломатия была европейской, а Азия, Африка и Латинская Аме­рика находились на обочине международных отношений), а также латынь, незнание которой должно быть позором для сотрудника дипломатической службы».

Хорошее знание языка страны пребывания вызывает уважение у собеседника, позволяет без переводчика вести беседу, которая может стать более доверительной, приблизить одного партнера к другому.

Наиболее существенными связями посольства, которым, конечно, отдается предпочтение, являются контакты с высшими официальными кругами страны – монархами, президентами, премьер-ми­нистрами, министрами иностранных дел и другими членами каби­нета, высшими представителями законодательной и исполнитель­ной власти, т.е. прежде всего с теми, кто обладает реальной влас­тью в государстве и от кого зависит решение вопросов о сотрудни­честве с вашей страной. Установление таких контактов — самая трудная задача, и ее успех не всегда зависит даже от посла и посланника, а тем более от дипломатов среднего звена. Но в действительности очень многое решают инициатива и умение дипломата.

Повторим, что это очень непростая задача даже для послов. В ряде стран за первой встречей с руководителем страны может не последовать вторая. В некоторых странах даже отзывные грамоты вручаются не послом, покидающим страну, а вновь назначенным руководителем посольства после отъезда его предшественника. Э.Сатоу в своем дипломатическом руководстве утверждал, что посол может требовать доступа к главе государства только в тех случаях, когда это предусмотрено этикетом (правилами страны пребывания), он не должен действовать за спиной министра его страны пребывания. Автор ссылался при этом на Бисмарка, гово­рившего, что «ни один посол или посланник не имеет права требо­вать личного свидания с главой государства».

Конечно, со времени Сатоу (1917 г.) многое изменилось, отно­шения посла с главой государства стали более демократичными, но и сейчас контакты с президентами и монархами не устанавливают­ся автоматически, а должны развиваться, и для этого следует ис­пользовать все доступные средства. Очень важными представля­ются и контакты с членами семьи руководителей государства, они помогают установить более тесные, человеческие контакты и с са­мими руководителями.

Контакты эти зависят от личных факторов — субъективных и объективных. К объективным относятся, прежде всего, роль и зна­чение вашей страны, заинтересованность в ней, состояние двусто­ронних отношений — близкие они или нет, дружественные или нейтральные или даже холодные (и чем хуже они, тем уровень от­ношений может быть ниже). Но очень многое при прочих равных условиях зависит от личных качеств дипломатов, прежде всего от их умения заинтересовать высокое лицо, сделать разговор полез­ным для него. Немалую роль играет и то, насколько уважительно дипломат будет вести разговор с высшим лицом и каково отноше­ние к дипломату в его собственной стране.

Есть еще одно серьезное обстоятельство, которое важно учесть при первых встречах с руководителями страны и вообще при нача­ле знакомства. Часто ваши собеседники хотят знать, насколько вы близки к руководителям вашей страны, т. е. знать, в какой степени ваша информация идет из первых рук и каким влиянием вы поль­зуетесь в своем государстве. Поэтому, например, американские послы, так называемые «назначенцы», т. е. не карьерные диплома­ты, либо сами дают вам знать о своих отношениях с президентом, либо через своих подчиненных распространяют такие сведения. Послы США по особым поручениям, направляющиеся от имени руководства страны, такие как Г. Гопкинс, А. Гарриман, близкие к президентам, пользовались особым уважением лидеров стран, с кем они вели переговоры.

Если вы хорошо знакомы с руководителем вашей страны, мини­стром, при случае деликатно дайте понять это, конечно, не хваста­ясь, расскажите об их взглядах, о них самих. По возвращении из отпуска (командировки), если вы встречались в столице с руково­дителями вашего министерства, упомяните об этом, передайте приветы, естественно, предварительно заручившись согласием на это, и расскажите, какие проблемы вы обсуждали в своей столице.

В книге известного американского специалиста Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей» есть специальная глава, которая называ­ется «Как сразу завоевать расположение людей». Ее можно было бы назвать «Как устанавливать дипломатические контакты». «Важней­ший закон человеческого поведения» (а тем более дипломата) он формулирует так: «Всегда внушайте своему собеседнику сознание его значительности». Но если это относится к рядовым лицам, то тем более это применительно к руководителям государства. Не зазна­ваться, быть уважительным с людьми, а в особенности с руководите­лями страны, бизнеса, прессы, с теми, с кем вы работаете, — это закон для дипломатов. Словарь Даля трактует глагол «зазнаваться» как «ставить себя выше своего звания». Вы — дипломат, даже посол, но не выше руководителей страны, не богаче тех бизнесменов, с которы­ми вы имеете дело, не так хорошо знаете страну, в которой находи­тесь, как ее жители, и оснований зазнаваться у вас нет никаких.

Естественно, что установление контактов на самом высшем и высоком уровне — задача послов и посланников, но когда эти связи налажены, то значительно облегчаются и контакты осталь­ных дипломатов, как старших, так и младших. Завязывание связей зависит от порядков, установленных в стране: в одних президенты и премьеры принимают послов всех вместе и для индивидуальных встреч, в других — как, например, в Англии — встречи послов с премьером не предусмотрены, и многие иностранные послы в Лон­доне жаловались мне, что за все время пребывания в должности они никогда не имели возможности беседовать с премьером и очень редко с министром иностранных дел, а контакты их на выс­шем уровне ограничивались заместителем министра.

В установлении контактов с руководством исполнительной власти могут играть значительную роль правительство и МИД собственной страны дипломата.

Это может быть сделано в виде каких-либо предложений пра­вительству страны — путем обращения президента, премьера, ми­нистра иностранных дел по самым разным проблемам двусторон­них отношений, общения на международных конференциях, в ООН, других международных организациях. Посещение посла с письмом от руководителя страны пребывания дает ему возмож­ность встречи с лидерами страны пребывания и обсуждения дип­ломатических вопросов на самом высоком уровне, такого рода об­ращения могут быть письменными и устными. Посол должен ис­пользовать передачу таких посланий, чтобы заинтересовать пре­мьера (министра) разрешением двусторонних проблем, построить встречу в духе диалога, избегая по возможности конфронтации. Надо помнить, что в первых встречах обычно не следует ставить своей задачей переубедить премьера, «переспорить его», достаточ­но лишь в доброжелательном духе изложить свою точку зрения, наметить контуры решения тех или других проблем, чтобы к этому вопросу вернуться позднее.

Контакты с парламентом

Важным участком работы посольства является парламент, контакты с его депутатами.

Посольству, во-первых, важно знать из первых рук, какие новые законы готовятся на кухне парламента и какое влияние они будут иметь на экономику данной страны и на отношения с нашей страной.

Во-вторых, парламенты ряда стран имеют возможности (боль­шие или меньшие) контроля за внешней политикой страны путем вопросов и прений, запросов в комитетах документов, иногда на­значения послов. За этими действиями парламентариев обычно стоят те или другие круги страны.

В-третьих, действия парламентских групп (комитетов), занима­ющихся двусторонними отношениями, могли содействовать их развитию или, наоборот, затормозить его, а вмешательство этих парламентских структур в разрешение ряда проблем могло быть существенным.

В-четвертых, некоторые члены парламента в ряде стран занима­ли в прошлом видные государственные посты (в английском пар­ламенте одно время заседало пять бывших премьеров и несколько министров).

Наконец, в парламентах обычно широко представлены руководи­тели политических партий, деловые круги, связанные с банками и крупным бизнесом, и представители средств массовой информа­ции.

С чего начинаются контакты с парламентариями?

Посол по приезде наносит визит вежливости спикерам обеих палат парламента, а также, возможно, руководителям комитетов по иностранным делам. Это не просто протокольные визиты. В их ходе могут быть поставлены и рабочие вопросы взаимоотношений двух парламентов, поэтому к ним следует тщательно подготовить­ся, изучить документы, касающиеся предыдущих обменов визита­ми, вопросов, которые раньше решались двумя парламентами (дипломатам более низкого ранга следует также нанести визиты тем парламентариям, с которыми у ваших предшественников были хорошие, систематические контакты). Спикеры могут познако­мить вас с другими членами парламента, с руководителями внеш­неполитических комитетов, охарактеризовать их, посоветовать, как лучше организовать ознакомление членов парламента с мате­риалами посольства.

Дипломатам полезно посещать некоторые заседания парламен­та. Это дает возможность встретить в кулуарах интересных парла­ментариев и установить с ними полезные контакты. Парламента­рии, в особенности те из них, кто проявляет интерес к внешней по­литике, обычно охотно идут на такие знакомства.

Выезжая в другие города и районы страны, нанесите визит члену парламента от этого округа (если он будет в это время там), заранее поставьте его в известность о своем желании посетить его и попросите о встрече. Если вам удастся установить полезные кон­такты с такими парламентариями, не забудьте включить их в спи­сок приглашенных на прием в посольство. И, конечно, постарай­тесь встретиться с ними на приеме. И еще один совет. Обязательно следует вести досье на тех парламентариев, с которыми у вас есть контакт, а также на наиболее видных членов парламента, их вы­ступлений по вопросам внешней политики и двусторонних отно­шений. Это очень пригодится при разговорах с ними и при состав­лении различного рода справок.

Контакты со СМИ

В этих условиях задача посольства заключается в том, чтобы, не осложняя отношений с прессой, постепенно находить пути к смяг­чению взаимоотношений. В демократических обществах других возможностей, кроме как терпеть и налаживать с прессой отноше­ния, практически не существует. Не следует по мелочам приди­раться к прессе. Выступать с опровержением и разъяснением своей позиции следует только тогда, когда затронуты национальные ин­тересы страны, когда у вас есть убедительные доказательства не­правоты СМИ.

Но возьмем ситуацию, когда отношения у посольства с прессой складываются в общем нормально. Начнем с того, какую информа­цию могут дать журналисты дипломатам. У журналистов самые широкие контакты во всех сферах общества — правительственных и оппозиционных, интеллигенции и средних классов, бизнесменов и простых граждан. Они никогда не знают, какие точно источники информации им понадобятся для предстоящей публикации. Поэ­тому сеть, которую они забрасывают при поиске информации, — с самой мелкой ячейкой, чтобы в нее попалось как можно больше рыбы; какая из них будет использована для ужина, они еще не знают. Конечно, они заинтересованы в получении доверительной и добротной информации, поэтому их связи со всеми своими рес­пондентами часто носят конфиденциальный характер. Далеко не всю информацию они могут выплеснуть на страницы своих печат­ных органов. Часто этому мешает закон о неразглашении государ­ственной тайны, иногда стремление не осложнять отношений с влиятельным лицом, но они могут поделиться информацией с людьми близкими, которым они доверяют.

Среди журналистов есть очень способные аналитики, состави­тели обзорных статей, которые, с одной стороны, далеко не все публикуют, а с другой — сами пользуются доверительными мате­риалами посольств, на которые обычно не ссылаются и не раскры­вают их источники.

Конечно, наиболее важными являются контакты дипломатов с редакторами крупнейших газет и журналов страны и их хозяевами.

Обычно контакты посольств ограничиваются журналистским корпусом столицы. Это большая ошибка. Знакомство с представи­телями провинциальной прессы, радио и телевидения может быть не менее важным. Провинциальная пресса иногда лучше отражает интересы регионов и даже страны в целом (она меньше подверже­на давлению со стороны правительства). Ее экономические обзо­ры, сведения о провинциальных фирмах могут очень помочь рас­ширению наших торговых центров.

В ряде стран существуют ассоциации провинциальных журна­листов, которые ежемесячно собираются в столице государства. Послу и пресс-атташе следует установить контакты с такого рода ассоциациями.

В прошлом для этой цели использовались деньги, подкуп жур­налистов. В настоящее время нельзя сказать, что этот метод ушел в прошлое. Но сейчас ни один уважающий себя западный журна­лист, ни одно серьезное издание не пойдет на такие отношения, ибо при раскрытии факта подкупа его карьера будет закончена (я не говорю о так называемой «таблоидной» или «желтой прессе» и некоторых просто нечестных репортерах). Как сказал один англий­ский посол, со средствами массовой информации «можно прими­риться» (то есть сотрудничать, но не подкупать их).

«Справочник дипломата» в разделе «Пресса и сектор информа­ции» пишет: «Сотрудник отдела прессы и информации должен знать, ктоделает новости, чтобы он мог снабжать информацией относительно данной страны с максимальным эффектом». На наш взгляд, это касается не только сотрудников отдела информации, а практически всех дипломатов — одни добывают информацию, дру­гие проверяют, третьи анализируют — весь дипломатический кол­лектив посольства должен принимать в этом участие.

Другая часть работы дипломата — поддержание престижа своей страны, ее внешней политики, ее экономических программ и до­стижений. Тот же «Справочник дипломата» считает, что пропаган­ду своей внешней политики прежде всего следует вести среди тех, кто интересуется этими проблемами, кто с симпатией относится к вашей стране. «Средства массовой информации располагают силь­ным влиянием на общественное мнение, и это во все возрастающем масштабе воздействует на решение правительства по вопросам внешней политики».

Если поиск информации должны вести все дипломаты, то для пропаганды внутренней и внешней политики страны должны при­влекаться люди знающие, умеющие убеждать, те, которым доверя­ют. Анатоль Франс писал: «Нет магии сильней, чем магия слов». Таджикский поэт Насар Хосров заметил: «Слова для нас и счастье и беда. В них пользы столько ж, сколько и вреда».

Цель красноречия — убеждать людей, а прежде всего верят тем, кто сам убежден в правоте своей мысли, настоящее красноречие состоит в знании дела, в профессионализме, в лучшем понимании темы, которую ты излагаешь.

Контакты с оппозицией

Контакты с оппозицией, конечно легальной, никогда не вызывали никаких вопросов и тем более осуждения.

Венская конвенция прямо предусматривает «выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребыва­ния и сообщение о них правительству аккредитирующего государ­ства». А как можно выяснить эти сведения, не встречаясь с лидера­ми, членами всех законных действующих партий?

«Дипломатический справочник» указывает, что глава предста­вительства обязывает дипломатов «комментировать взгляды тре­тьих партий в стране», т.е. следить за всеми партиями и давать о них информацию. В действительно демократических странах такой порядок, как уже указывалось, существует в дипломатии на протяжении нескольких столетий. Вопрос о возможности и невоз­можности контакта с легальной оппозицией практически не возни­кает.

Пожалуй, для контактов с оппозиционными партиями важно придерживаться основного правила, сформулированного Э. Сатоу: «Дипломатический представитель должен весьма тщательно воз­держиваться от всякого вмешательства во внутренние дела госу­дарства, в котором он аккредитован». Панамериканская конвен­ция от 20 февраля 1928 г., подписанная в Гаване, устанавливает: «Иностранные дипломатические представители не могут прини­мать участие во внутренней или внешней политике государства, в котором они аккредитованы».

Иными словами, выслушивать, но не вмешиваться, делать вы­воды, но не действовать самому.

Из других важных особенностей связей с оппозицией надо ос­тановиться на следующих:

Дозированность этих контактов. При всей важности связей с оппозицией посольство всегда должно иметь в виду, что главной его задачей являются контакты с правительственными кругами. Перекос в контактах в сторону оппозиции может быть неправиль­но истолкован правительствами. Последние особенно чувстви­тельно относятся к таким связям накануне и в период всеобщих парламентских выборов. Например, в 1995 г. бывший президент США Р. Никсон начал свой визит в Москву с контактов с лидера­ми оппозиции, в частности, тепло встретился с руководителем коммунистической оппозиции в парламенте Г. Зюгановым. Ник­сон при этом отметил, что «он просто попытался подружиться с другим концом российского политического спектра». Президент России выразил свое недовольство, отменив встречу с Никсоном.

Следует иметь в виду ангажированность оппозиции. Она всегда критически настроена в отношении пробелов в деятельнос­ти правительства, и его недостатков, даже склонна преувеличивать их, и если поверить данным оппозиции, то вы можете неправильно информировать свое правительство.

В беседах с вами представители оппозиции, естественно, по­стараются убедить вас в справедливости их точки зрения и даже попытаются добиться одобрения их взглядов. Вот этого следует избегать. Нельзя вставать на точку зрения оппозиции и тем самым прямо или косвенно осуждать правительство. (Пожалуй, только в одном случае можно это сделать: когда внешнеполитические взгляды вашего правительства решительно отличаются от позиций правительства страны пребывания, но и в этом случае вы должны просто спокойно изложить точку зрения вашего правительства.) Представители левых кругов иногда упрекали меня, что я недоста­точно поддерживаю их: «Ваше правительство открыто говорит, что желает нам победы, что наша точка зрения ближе вам, чем позиция правительства. Почему же вы не высказываетесь так категорич­но?» Мне приходилось долго и настойчиво разъяснять, что между нравами свободной прессы, которая может отдавать приоритет любой стране и любой позиции правительства, и посольством, ко­торое не вмешивается во внутренние дела других государств, боль­шая разница.

Не передавать оппозиции доверительную информацию (если у вас не было прямого поручения правительства на этот счет), не сообщать данных конфиденциального порядка, получен­ных в стране пребывания, и не раскрывать этих источников. По не­знанию, недоразумению представители оппозиции, часто не иску­шенные в служебной деятельности и деловом этикете, могут пере­дать вашу информацию в другие руки, разгласить ее или передать в СМИ.

Соблюдать особую осторожность в контактах с оппозицией в период выборных кампаний. Оппозиция, конечно, рассчитывает на победу и иногда обращается за содействием к посольствам. Я вспо­минаю случай, когда лидер оппозиции одной страны, навестив меня за неделю-другую до выборов, обратился ко мне со странным предложением: «Мы обещали избирателям в ближайший год после прихода к власти значительно уменьшить безработицу. Нас спра­шивают: "Как вы можете это сделать?" Нам срочно нужно от вашей страны заявление, что вы в течение года закупите у нашей страны товаров на сумму около 1 млрд. долларов. Это даст нам возмож­ность открыть десятки тысяч рабочих мест». Это было, конечно, совершенно нереалистичное и нелепое предложение, и мне долго пришлось разъяснять лидеру оппозиции, что ни торговые дела, ни политика так не делаются. Для расширения торговли нужны под­ писанные контракты, следует обговорить цены, условия поставок, обязательства вашей страны.

При установлении контактов с оппозиционной партией следует особое внимание обратить на теневой кабинет партии, ее министров, прежде всего иностранных дел, экономики и торговли, обороны. Не следует пренебрегать связями с небольшими по числен­ности оппозиционными партиями, которые едва ли придут к влас­ти. Во-первых, в случае, если ни одна из основных партий не набе­рет большинства голосов, они могут участвовать в правительствен­ной коалиции и играть более важную роль. Кроме того, они часто отражают взгляды влиятельных кругов страны. Понимая, что в ближайшее время не смогут сами сформировать правительство, они часто более реалистически (как бы со стороны) оценивают об­становку и лучше знают закулисную политику партий. Некоторые из них охотнее идут на контакты с иностранными посольствами.

Если оппозиционная партия проигрывает выборы — это не значит, что с ней надо свертывать контакты до следующих выборов. С ее представителями надо также регулярно встречаться, как и раньше.

Говоря о контактах с небольшими партиями, следует иметь в виду, что посольство не должно преследовать цель установить контакты со всеми партиями. Некоторые из них скомпрометирова­ли себя крайне националистическими взглядами (близкими к фа­шизму, хотя они и легальные), подозреваются в терроре. Во всяком случае, решение о том, поддерживать ли с ними контакты, должен принять посол.

Есть и еще один вопрос — о связях с представителями национа­листических организаций, государствами, не признанными всем мировым сообществом или его большинством, скажем, Тайванем, Абхазией, Карабахом, ИРА или его политической организацией. По линии дипломатической, чтобы это не было их признанием, надо от связи уклониться. Возьмем, к примеру, Чечню. Она явля­ется субъектом Российской Федерации, и ни одно государство не признало официально ее самостоятельность — это было бы вмеша­тельством во внутренние дела Российской Федерации. Поддержа­ние связи с ней как с субъектом РФ вполне возможно. Единствен­ного, заранее данного решения этого вопроса нет (поддерживаем же мы связи — торговые — с Тайванем, Абхазией) и в каждом кон­кретном случае такие вопросы решаются центром и послом.

Контакты с научно-технической интеллигенцией по своему характеру близки к контактам с крупными бизнесменами. Они помогают понять экономические проблемы страны и пути их разрешения.

Информация ученых носит более аналитический характер, они пропускают факты через призму высокоинтеллекту-
ального анализа.

Само знакомство с выдающимися представителями интелли-
генции страны, крупными учеными, представителями мировой
науки и беседы с ними поднимают вас в глазах других собеседни-
ков. К мнению этой части общества внимательно прислушиваются
правящие круги страны, и если вы смогли убедить в правильности
своих позиций эту часть элиты страны, то можно сказать, что вы
преуспели в вашей дипломатической работе. Особое внимание
дипломаты обращают на контакты с профессорами и представите-
лями наиболее уважаемых в стране университетов и институтов.
Контакты с ними, конечно, требуют особой подготовки диплома-
тов, но она с лихвой окупится мыслями, которые вам выскажут
ваши собеседники.

Прежде чем говорить об установлении контактов с представите-
лями культуры, образования и искусства, скажем, как эти связи
развиваются на государственном уровне. Некоторые государства поручают это целиком посольствам, другие учреждают для этой работы специальные организации.

Канада, например, избрала вто­рой путь. Один из канадских дипломатов по этому поводу говорил: «Работа по культурным связям подчинена нуждам государства. И значительная часть ее сводится к переговорам и соглашениям о культурных обменах — это естественная дипломатическая работа». Примерно по этому пути идет госдепартамент США, который ос­тавляет за собой прямой контроль над образовательными програм­мами в этой области, так же как и за культурными связями, но всю практическую работу ведет информационное агентство США и его чиновники.

Третьи государства ведут эту работу при помощи своих минис­терств — образования, культуры и т. д. В Британии за культурные и образовательные связи отвечает не посольство, а Британский совет, организация, формально независимая от Форин Офиса, но поддерживаемая правительством. Британский совет был организо­ван в 1934 г. для распространения английского языка и развития культурных отношений между Британией и другими государства­ми. Он также поощряет связи между учеными Британии и других стран, содействует обмену специалистами, помогает английским ученым посещать другие страны, имеет возможность приглашать ученых в английские университеты, в том числе в аспирантуру и докторантуру.

Форин Офис рассматривает культурные связи как «оружие» и, исходя из этого, отдает предпочтение в установлении таких связей. Побеждает в случае расхождения мнений дипломатическое ведом­ство.

Франция — одна из первых стран, которая поняла все выгоды культурных программ во взаимоотношениях с другими странами, и в настоящее время эти программы повышают престиж страны. При каждом французском посольстве, даже при небольшом штате, обязательно есть атташе по культуре. К этой работе Франция при­влекает и писателей, и деятелей культуры и искусства. Обычно статус и подготовка французских культурных атташе выше, чем их коллег из других стран, они сами являются деятелями культуры и искусства и легко устанавливают контакты с интеллигенцией стра­ ны пребывания. Главная задача французских культурных атта­ше — содействие изучений французского языка и его распростра­нение, как института престижа и власти, а в известной степени усиления независимости Франции в Европе.

В последние годы на линию борьбы за рост престижа Германии, ее культуры, выдвинулась германская дипломатия. Германия орга­низовала огромное число институтов и школ по изучению немец­кого языка в Европе, Африке, Латинской Америке.

Надо отдать должное дипломатическим усилиям на этом на­правлении Советского Союза. Во всех крупных посольствах были атташе по вопросам культуры или эти обязательства выполняли представители ССОД. Они устанавливали тесные контакты с вид­ными деятелями культуры и искусства страны, импресарио, за­ключали соглашения об обмене делегациями деятелей культуры и образования, о выступлениях театральных и музыкальных коллек­тивов, о показе в посольствах советских кинофильмов. Наши ар­тисты, шахматисты, ученые пользовались большой популярнос­тью, и их выступления содействовали росту престижа страны, были хорошей формой установления контактов с самыми широки­ми слоями населения.

Особое значение имеют контакты посла, культурного атташе и других дипломатов с видными писателями страны. Как правило, это влиятельные люди, к мнению которых прислушиваются массы людей. Да и престиж самого дипломата, у которого такие друзья, значительно повышается.

Посольство поддерживает контакты с общественными органи­зациями страны и экономическими обществами, союзами женщин, движениями за нераспространение ядерного оружия и другими влиятельными общественными организациями. В определенные моменты эти движения могут играть очень заметную и даже ре­шающую роль в развитии событий, и контакты с ними могут дать очень ценную информацию о положении в стране и соответствую­щий канал для разъяснительной работы.

Сказанное в значительной степени относится к религиозным конфессиям. У православной и мусульманской религий и синагоги разветвленные зарубежные связи. Делегации православных религиозных деятелей в других странах принимаются посольствами, им оказывают необходимое содействие. Их прием используется и для установления контактов с религиозными дея­телями данной страны, и это очень помогает раздвинуть рамки ва­шего представления о стране.

Контакты с военными кругами страны обычно ведутся по линии военного атташата, но нельзя исключить контактов с ними и по линии дипломатов посольства. Прежде всего такого рода кон­такты устанавливаются у посла и посланника с военным руковод­ством страны, у советников по науке и технике. В военные акаде­мии и колледжи нередко приглашаются дипломаты для чтения лекций о своей стране и ее внешней политике. Такого рода посеще­ния иногда дают возможность установить полезные контакты. Но следует иметь в виду одно правило — без разрешения своего на­чальства ни один военный не может принять ваше предложение посетить вас, т. е. нельзя пытаться навязать контакт военному. Кроме того, не следует во время контактов выпытывать никаких военных тайн или задавать сомнительные вопросы.

Работа с диаспорой

После распада СССР многие, проживавшие в республиках СССР, приняли гражданство стран, где они жили, установили тесные связи с нашими посоль­ствами и консульствами. Последние регулярно приглашают их на кинопросмотры, вечера. Некоторые посольства устанавливают особый день и часы, когда любой гражданин Беларуси может прийти и встретиться с послом, сотрудниками посольства.

Первый национальный культурный центр "Беларусь" был создан в декабре 1992 года в Республике Казахстан. Организатором движения за создание белорусского национального культурного центра был ректор Казахской архитек­турно-строительной академии Павел Александрович Атрушкевич. Он и стал первым председателем совета НКЦ "Беларусь" Тогда же определился основной состав Совета организации: Е. П. Иванов, М. М. Каледич, Е. А. Юриков, В. Л. Гульницкий, А. Ф. Цеховой, JL Н. Питаленко.

Работа центра началась со сбора информации о белорусах, проживающих в Казахстане. В программу бы­ли включены такие задачи, как: защита культурных, экономических, социальных прав и свобод белорусов - граждан Казахстана, укрепление и расширение культурных связей с исторической родиной, сотрудничество с представителями других национальных культурных центров Казахстана, международными организациями и Посольством Республики Беларусь в РК. К концу 1990-х годов национальные культурные центры белору­сов были созданы в ряде городов республики - Усть-Каменогорске, Павлодаре, Астане, Костанае, Караганде, Кокшетау, Петропавловске.

В Восточно-Казахстанской области функционирует белорусский национально-культурный центр, его председателем является Владимир Павлович Магазинщиков. При центре создан фольклорный ансамбль. Центр направил одного выпускника школы г. Усть-Каменогорска на обучение в Политехническую акаде­мию г. Минска.

Владимир Павлович окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию по специальности инжене­ра-механика. После окончания был направлен на работу в Восточный Казахстан, где работал инженером-механиком колхоза, главным инженером сельхозуправления, долгие годы возглавлял областную сельхоз­технику. Имеет два ордена Трудового Красного Знамени, орден "Знак почета" и многие медали за освоение целинных и залежных земель. Ныне на пенсии.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.