Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ХУДОЖЕСТВЕНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

• Обогащать ребенка яркими впечатлениями, развивать эстетическое восприятие окружающего мира; способствовать отображению

• впечатлений в художественной деятельности.

• Содействовать появлению у ребенка предпосылок позиции субъекта изобразительной деятельности (инициативный выбор вида деятельности, художественного материала, темы, образа, получения результата); вызывать интерес к результату действий, «живое видение» рисунка, поделки.

• Формировать предпосылки творчества (экспериментирование с содержанием ассоциативных образов, обыгрывание получившихся «каракуль», фигурок из глины и пластилина, словесно-игровое развитие сюжетных замыслов).

• Создавать условия для освоения элементарных способов изображения и технических умений, поощрять инициативное обследование новых изобразительных материалов и стремление освоить способы действий с ними.

• Приобщать ребенка к восприятию доступных произведений изобразительного искусства (скульптура малых форм, иллюстрации в книгах, предметы народного декоративного искусства, натюрморт).

• Поддерживать интерес ребенка к процессу и результатам изобразительных действий.

• Развивать элементарное музыкально-эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку.

• Содействовать развитию музыкальной активности: певческой,

музыкально-ритмической, игре на детских музыкальных игрушках- инструментах.

• Развивать музыкально-сенсорные способности.

• Содействовать развитию чувства любви к музыке, появлению музыкальных предпочтений.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Обогащать детей яркими впечатлениями при ознакомлении с окружающим миром. Помогать видеть и чувствовать эстетические особенности предметов и явлений (зеленая сочная трава, яркие цветы, шумный дождь и ритмичный звон капели). Приобщать к восприятию доступных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства; развивать способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений на картинах, в иллюстрациях книг, скульптурах. Развивать умение эмоционально откликаться на содержание образа и художественную форму (яркий колорит, блестящая поверхность игрушки).

Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности. Помогать осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке (в рисовании: ритмичные штрихи, пятна, линии - горизонтальные, вертикальные, пересекающиеся, округлые формы; в лепке: отщипывать, раскатывать, расплющивать кусочки глины; освоение рисовальных и пластических движений); развивать чувство ритма, цвета. Поощрять инициативное обследование новых изобразительных материалов и стремление освоить способы действий с ними. Знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными правилами и приемами их использования (техника работы с гуашевой краской и кистью: прием захвата, набирать краску, промывать, осушать кисть); в игровой форме упражнять в свободном, смелом, более

уверенном выполнении доступных изобразительных действий.

Содействовать первоначальному освоению деятельности в сочетании

всех ее структурных компонентов: мотивов (от интереса к материалу, поиска ассоциативного образа в своих «каракулях» до появления первых замыслов, стремления по собственной инициативе выразить впечатления о конкретных предметах, явлениях), предпосылок целеполагания в виде определения темы своих действий, выполнения их и получения результата. Стимулировать появление мотивов подлинно художественной деятельности: желания малыша рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремления поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

Вызывать интерес к результату деятельности, «живое» видение созданного образа; поддерживать поиски малышом «ассоциативных» образов в получившихся штрихах и линиях и развитие на их основе сюжетно-игровых замыслов. Поддерживать чувство радости от процесса и результата, стремление поделиться радостью с взрослыми и детьми, удовлетворение от благожелательного внимания к рисунку окружающих людей. Поощрять взаимодействие детей по поводу рисунков: стремление обыграть, рассказать, поделиться впечатлением, сопереживать чувствам других детей.

Приучать детей сначала вместе с взрослым, а потом и самостоятельно убирать художественные материалы со стола, мыть руки после занятия.

Вызывать эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на ее характер и настроение, на музыкальный образ, доступный ребенку. Развивать элементарное музыкально-сенсорное восприятие некоторых средств музыкальной выразительности (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков). Способствовать активным проявлениям детей в процессе слушания музыки.

Побуждать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа. Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности песни. Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

Приобщать к выразительному пению. Содействовать развитию элементарных певческих умений: напевному, протяжному пению;

правильной певческой дикции; согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания; одновременному началу и окончанию песни. Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному с взрослыми, под аккомпанемент и без него.

Побуждать детей к эстетическому восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность. Приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, игр под музыку, вызывая желание детей с удовольствием участвовать в них. Содействовать развитию элементарных музыкально-ритмических умений: двигаться в соответствии с характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш); с изменением динамики звучания музыки (тихое и громкое звучание), регистров музыки (высокий и низкий).

Приобщать к ориентировке в пространстве, к умению двигаться стайкой за взрослым, становиться в круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять

его, становиться парами по кругу (мальчик спиной, девочка лицом в круг).

Содействовать выполнению элементарных танцевальных движений: хлопки в ладоши и по коленям, притопы одной ногой и попеременно, полуприседания с легким поворотом тела вправо

и влево,покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, выполнение движений с атрибутами. Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях.

Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами. Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т.п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки. Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов: духовых инструментов (свирель, дудочка); ударно-клавишных (детское пианино, детские клавишные игрушки- инструменты). Эпизодически приобщать к музицированию на металлофоне.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДА ЧИ

• Создавать условия для инициативной двигательной активности в помещении и на улице.

• Содействовать накоплению двигательного опыта, развитию основных видов движений (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).

• Создавать условия для формирования у детей интереса, положительных эмоций, потребности в движениях, активность и самостоятельность в их выполнении.

• Укреплять здоровье ребенка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы.

• Развивать культурно-гигиенические навыки.

• Побуждать к соблюдению опрятности и чистоты, вызывать и поддерживать у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства; поощрять за желание и умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.

• Вызывать желание пользоваться предметами индивидуального назначения (носовым платком, салфеткой, расческой, стаканчиком для полоскания рта).

• Учить различать и называть органы чувств, дать элементарное представление об их роли в организме, необходимости бережно и регулярно ухаживать за ними.

• Содействовать освоению элементарных сведений о человеческом организме, его физическом и психическом состоянии - здоровый, больной, веселый, грустный, устал.

• Вызывать положительное отношение к режиму дня (приему пищи, сну, прогулке и др.).

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С детьми третьего года жизни физкультурно-оздоровительные занятия

 

воспитатель проводит подгруппами 2-3 раза в неделю в групповом помещении или в физкультурном зале.

Возможный диапазон движений (упражнений)

Упражнения в ходьбе и равновесии. Ходьба стайкой за воспитателем в одном направлении; ходьба стайкой в разных направлениях за воспитателем к зрительным ориентирам,

расположенным в разных местах комнаты или участка; самостоятельная ходьба стайкой к зрительному ориентиру по совместной инструкции («Идем в кукле Маше» - расстояние не менее 10 м); ходьба стайкой на носочках (1-1,5-2 м), в чередовании с обычной ходьбой «Вот какие мы большие» - ходьба обычным шагом. Общее расстояние от 10 до 20 м. Ходьба стайкой в разных направлениях за воспитателем, к зрительным ориентирам, расположенным в разных местах комнаты или участка. Ходьба в колонне по одному со сменой направления; в колонне по одному за воспитателем со сменой темпа; в колонне по одному в сочетании с движением рук (самолеты, птицы) - расстояние не менее 15­20 м. Ходьба с остановкой на сигнал («Будь внимательным» - сигнал может быть звуковым, зрительным). Ходьба по ограниченной поверхности (длина дорожки 2-2,5 м, ширина от 25 до 10 см); по кругу (ходьба обычная, на носочках, взявшись за руки); по твердой и мягкой дорожкам; по прямой и извилистой дорожкам; по гладкой и колючей дорожкам; по гимнастической скамейке. Ходьба с перешагиванием предметов (8-10 предметов высотой от 10 до 25-30 см). Ходьба парами.

Упражнения в бросании, катании и ловле. Отталкивание мяча, подвешенного в сетке, одной, двумя руками. Катание мяча взрослому и ловля. Прокатывание мяча по дорожке (длина 2-2,5 м, ширина 35 см); в ворота (расстояние до ворот 1,5-2 м, ширина ворот не менее 50 см). Бросание мяча вперед и бег за ним; перебрасывание мяча через сетку, через веревку (сетка, веревка подвешивается на уровне вытянутой руки ребенка). Подбрасывание мяча вверх и попытка поймать его; бросание мяча об пол и ловля; бросание мяча в горизонтальную цель (расстояние до цели 0,5-1м - 1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем.

Упражнения в лазании, ползании. Ползанье на четвереньках в одном направлении к зрительному ориентиру (расстояние от 2 до 3 м); ползание в разных направлениях к зрительным ориентирам (3-4 крупные игрушки размещаются в разных местах групповой комнаты или зала); по ограниченной поверхности (используются обычная дорожка, длина 2-2,5 м, ширина - 35 см; извилистая дорожка, длина 2-2,5 м, ширина 35 см; мягкая дорожка, длина 2 м, ширина 35-40 см); между предметами (4-6 крупных предметов размещаются на расстоянии 50 см друг от друга). Подлезание под ворота (расстояние от ворот 2 м, ширина ворот не менее 50-60 см); под веревку натянутую на расстоянии 30-40 см от пола. Перелезание через бревно; лазание по стремянке (высота 1,5 м) любым способом; влезание на гимнастическую стенку и слезание с нее.

Упражнения в прыжках. Подпрыгивание на месте, держась за обе руки взрослого. Прыжки на месте без опоры; вокруг обруча («Зайчик прыгает вокруг обруча»); впрыгивание в обруч. Прыжки по прямой дорожке в чередовании с ходьбой (длина дорожки 3-4 м, ширина 25-35 см); по извилистой дорожке в чередовании с ходьбой (длина дорожки 2-2.5 м, ширина 35 см); в длину («Перепрыгнем через ручеек» - ширина ручейка от 15 до 35 см); между предметами, огибая их («Зайчик 23

прыгает между пенечками» - 5-6 больших кубиков размещаются на расстоянии 40 см друг от друга); спрыгивание с предметов (высота предметов 10-15 см).

Упражнения в беге. Бег стайкой за воспитателем в одном и разных направлениях (расстояние от 8-10 м до 30 м); стайкой от воспитателя; стайкой за воспитателем в разном темпе. Бег в колонне друг за другом, по кругу друг за другом, по кругу, взявшись за руки. Бег со сменой направления по сигналу взрослого, бег с остановкой на сигнал (звуковой, зрительный) - расстояние 30 м. Бег по дорожкам: извилистой, мягкой; между предметами (предметы располагаются на расстоянии 50-60 см.

6 крупных предметов). Непрерывный бег 30-40 с. Бег имитационный (как мышки, как лошадки и т.п.).

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

 

«Мамы, папы, нам без вас - все равно, что вам без нас»

С. Михалков

Современная наука и практика убедительно доказывают, что семья играет определяющую и уникальную роль в формировании личности ребенка, ее не может заменить ни один из социальных институтов общественного воспитания. Даже самые квалифицированные педагоги, работающие по самым современным программам, не смогут конкурировать с родителями.

В семье происходит первичная социализация, формируются мировоззрение ребенка, его отношение к миру, к другим людям, к себе самому. Родительская забота, безусловная любовь и принятие способствуют становлению у ребенка открытости и доверия к миру, готовности взаимодействовать с другими людьми на принципах взаимоуважения и терпимости; возникновению чувства собственного достоинства и веры в себя.

Очень важно, чтобы у родителей была возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости

- обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей.

Современный детский сад должен выступать инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и психолого - педагогической поддержки родителей. При этом семья также оказывает влияние на педагогов, побуждая их к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм сотрудничества.

Именно поэтому основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в программе «Мир открытий» является создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательного

процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Достижение цели невозможно без решения следующих задач:

• установления доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;

• создания условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

• оказания психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

• непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников

Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений программы «Мир открытий» принципов (психологической комфортности, деятельности, минимакса,

вариативности, целостности, непрерывности, творчества), преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.

1. Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи,

2. социально-психологических характеристик и тех ограничений, которые имеются (отсутствие свободного времени, финансовых ресурсов, доступности Интернет и пр.). Важнейшие условия доверительных отношений с родителями - уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость, которые не должны исключаться никакими обстоятельствами.

Доброжелательность и открытость воспитателя, проявляемые по отношению к ребенку и его близким, вызывают ответную реакцию со стороны родителей: они начинают больше доверять детскому саду,

испытывать потребность в педагогическом общении. Если родители чувствуют, что в детском саду им рады и воспитателю небезразлично все, что происходит с их ребенком, они начинают чаще обращаться к педагогам за советом; делиться своими тревогами в вопросах воспитания и развития ребенка; интересоваться тем, как прошел день ребенка в детском саду, его успехами и предпочтениями в различных видах деятельности.

Очень важно, чтобы взрослые воспринимали детский сад не только с точки зрения комфортности, безопасности и полезности для ребенка, но также видели в нем ресурс для своего развития как родителей. Хорошо, если в ДОО есть возможность организовать для родителей библиотеку, видеотеку, игротеку и т.п.

Особого подхода и внимания требуют вопросы, касающиеся психолого-педагогической помощи отдельным семьям, имеющим явные проблемы с воспитанием ребенка. Педагогу следует хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии; знать о кризисах развития ребенка; уметь успокоить родителя, подобрать нужные слова. В отдельных случаях воспитатель привлекает к решению проблем практического психолога или социального педагога. Здесь очень важна позиция специалистов ДОО: ни в коем случае нельзя применять назидательный

тон, высказывать оценочные суждения относительно ребенка или воспитательного потенциала родителей. Напротив, необходимо быть максимально корректными, доброжелательными и понимающими собеседниками.

3. Принцип деятельности заключается в выстраивании взаимоотношений детского сада с родителями в логике взаимного влияния и активности всех участников образовательного процесса в качестве равноправных партнеров (как в плане принятия управленческих решений, так и в плане участия в педагогическом процессе).

Важно понимать, что партнерские отношения не возникают сами по себе, это довольно длительный и сложный процесс: знакомства, нахождения точек соприкосновения и взаимопонимания, разрушения стереотипов и становления взаимодоверия, осознания неразделимости институтов воспитания, выработки общих целей в воспитании и развитии детей, принятия и разделения ответственности сторон, приобретения позитивного опыта сотрудничества.

Одним из необходимых условий эффективного взаимодействия является отказ от предвзятости в отношениях между педагогами и семьей, помощь родителям в избавлении от существующих стереотипов, так как совершенно очевидно, что партнерские отношения не могут строиться в атмосфере недоверия. Очень важно создавать позитивный имидж педагогов и детского сада в целом, одновременно освобождаясь от шаблонов и «ярлыков» в отношении родителей.

4. Принцип целостности основан на понимании неразделимости семейного и общественного институтов воспитания, обеспечении возможности реализации единой, целостной программы воспитания и развития детей в детском саду и семье. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в детском саду и его воспитания в семье, а также выработку тактических действий в совместной воспитательной деятельности. 23

При этом следует учитывать, что единство целей не отменяет особенностей в способах их реализации каждым из институтов воспитания. Так, основой общественного воспитания является система социальных требований к ребенку, педагог ставит во главу угла создание оптимальных условий для освоения детьми образовательной программы. Воспитательное воздействие родителей выступает, прежде всего, через безусловную любовь к ребенку; обеспечение ему базовой потребности в безопасности; абсолютное принятие его таким, какой он есть, независимо от его успехов и неудач.

В связи с этим при отборе содержания общения с родителями важно акцентировать их внимание на специфике вклада семьи в личностное развитие ребенка, а не дублировать функции и методы общественного воспитания.

Очень важно, чтобы педагоги и родители могли обмениваться опытом воспитания и развития детей, обогащая и расширяя воспитательные возможности друг друга.

5. Принцип минимакса предполагает дифференцированный подход к каждой семье, разноуровневое тактическое (помощь, взаимодействие) и содержательное многообразие в общении с родителями.

В процессе знакомства с семьями воспитанников педагог постепенно вырабатывает индивидуальный стиль взаимоотношений с каждой семьей, планомерно создает условия для повышения степени ее активности, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.

6. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.

В арсенале педагогов должны быть различные формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные, индивидуальные и групповые, очные и дистанционные. Выбор родителями содержания и форм зависит от многих факторов: мотивационной готовности к взаимодействию с детским садом; актуальности предлагаемых тем для общения; индивидуальных различий каждого родителя, связанных с семейными традициями, социальным положением, особенностями здоровья членов семьи и др.

7. Принцип непрерывности предполагает устранение «разрывов» в воспитании детей в семье и в детском саду за счет согласования стратегий работы с ребенком в детском саду и воспитания в семье, обеспечения преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного институтов воспитания.

Так, например, задачи развития детской самостоятельности решаются не только педагогами в рамках различных видов деятельности в детском саду, но и дома родители поддерживают стремление ребенка помогать взрослым, стараются развивать соответствующие возрасту навыки самообслуживания, поощряют активность и инициативу в игровой, элементарной трудовой и других видах детской деятельности.

8. Принцип творчества означает возможность для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагогического коллектива на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом.

Формы взаимодействия с родителями

В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

1. Информационные (например, устные журналы; рекламные

буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; 24

памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого­педагогическая пропаганда и др.)

2. Организационные (родительские собрания, анкетирование,

создание общественных родительских организаций; конференции;

педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).

Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей)

1. консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).

2. Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное

3. проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).

4. Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.)

Поддержка родителей в саморазвитии и педагогическом образовании

Подход к взаимодействию с семьей в программе «Мир открытий» имеет свою специфику, связанную с концептуальными идеями самой Программы: так, если в центре внимания развивающийся Ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель, развивающийся Педагог.

Напомним, что положенная в основу программы «Мир открытий» образовательная система Л.Г. Петерсон опирается на законы эффективной деятельности (законы мотивации, рефлексивной самоорганизации, коммуникации и др.). Благодаря этому создаются условия для обеспечения непрерывной индивидуальной траектории развития человека и формирования у него способности к саморазвитию в любом возрасте и в различных сферах жизни (в том числе и в родительстве, как важнейшем призвании человека).

Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого­педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.

Из методологии известно, что механизмом саморазвития в деятельности является метод рефлексивной самоорганизации (или рефлексии), описывающий общий способ преодоления затруднений не только с наименьшими потерями, но даже, наоборот, с приобретением - приобретением нового опыта, знаний, умений и способностей. Именно такой подход заложен в основу образовательного процесса как с детьми (технология «Ситуация»), так и с их родителями (технология поддержки родителей).

Технология поддержки родителей в повышении психолого­педагогич компетентности

включает в себя пять последовательных этапов, отражающих общую структуру рефлексивной самоорганизации.

Первый этап. Самоопределение к развитию себя как родителя.

Данный этап является ключевым, так как предполагает осознанное вхождение родителей в образовательную деятельность.

На начальном этапе необходимо провести мониторинг первичных информационных запросов и образовательных потребностей каждой семьи. С этой целью могут быть использованы анкетирование, беседы, интервью, опросы и др.

Чтобы побудить родителей к размышлению над вопросами о важности

непрерывного развития и повышения педагогической грамотности, можно, например, организовать круглый стол «Зачем учиться быть родителем?», предложить высказать мнения по поводу тезиса: «Каждый развивающийся Ребенок имеет право на развивающегося Родителя»; взять интервью «Родительство: искусство или призвание?» и т.п.

Одна из главных задач данного этапа - поддержка родителей в нахождении смысла в повышении психолого-педагогической компетентности. Эту задачу невозможно решить без создания условий для самоанализа мамами и папами своего становления в родительстве. С этой целью можно организовать фотовыставку «Папы и мамы: вчера, сегодня, завтра», провести дискуссию «Мой родительский стаж» и др.

На данном этапе могут использоваться такие формы взаимодействия как: круглый стол «Современный родитель - образованный родитель»; интервью «Легко ли быть родителем?»; педагогические беседы «Воспитание ребенка начинается с себя», «Учимся вместе в интересах детей», «Родителями не рождаются, а становятся»; диспут «Идеальный родитель: какой он?» и др.

Очень важно, чтобы на данном этапе папы и мамы могли познакомиться с возможными способами и формами родительского образования, ресурсами детского сада в сфере психолого-педагогической поддержки родителей. Для этого можно подготовить рекламные проспекты, информационные буклеты, презентации деятельности различных служб детского сада и пр. Помимо традиционных способов, для современных родителей могут быть актуальны такие дистанционные способы получения информации, как ознакомление с Интернет-сайтом детского сада (со специальной рубрикой, посвященной родительскому образованию); участие в информационных вебинарах, on-line консультациях; получение электронной рассылки с подборкой полезных сайтов, литературы, фильмов о воспитании детей и др. При этом следует учитывать, что любое дистанционное общение является лишь дополнением к полноценному общению.

Основными итогами первого этапа должны стать: появление у родителей мотивации к повышению психолого-педагогической компетентности, осознание ими различных возможностей и способов образования и самообразования, формирование представлений о ресурсах детского сада (и других организаций города/села) в сфере психолого­педагогической поддержки семьи.

Второй этап. Конкретизация образовательных запросов родителей.

беседы, консультации, телефон доверия, совместные детско-родительские мероприятия, эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач (наблюдение за играми и занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка и др.).

Осознанию родителями своих затруднений может помочь использование таких методов как: анализ педагогических ситуаций и решение проблемных педагогических задач; игровое моделирование способов родительского поведения; управляемое игровое взаимодействие родителей и

детей; проективные двигательные, игровые, рисуночные упражнения и др.

Важным итогом поддержки родителей на втором этапе являются: конкретизация образовательных запросов родителей («чему я хочу научиться?», «каких

знаний, умений мне не хватает для успешного воспитания ребенка?»).

Третий этап. Проектирование образовательного маршрута.

На данном этапе родители вместе со специалистами детского сада осуществляют поиск ресурсов для решения поставленных задач, выбирают наиболее оптимальные способы и средства педагогического образования. При этом ряд образовательных задач и способов педагогического образования могут быть актуальны для всех родителей группы, а ряд задач - только для некоторых.

Данный этап предполагает использование таких форм как: круглый стол; организационно-деловые игры, индивидуальные консультации, педагогические советы с участием родителей и др.

Таким образом, результатом третьего этапа могут стать образовательный маршрут родителей группы и индивидуальные образовательные маршруты конкретных семей.

Четвертый этап. Реализация образовательных маршрутов.

Это основной этап, который реализуется на протяжении длительного времени. При этом и педагогам и родителям важно понимать, что получаемые родителями знания должны быть не самоцелью, а средством решения возникающих проблем, построения эффективного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.

В процессе реализации образовательных маршрутов может осуществляться корректировка целей, средств и форм педагогического образования родителей.

В зависимости от ресурсов детского сада на данном этапе могут использоваться такие формы повышения родительской компетентности как: «Мамина школа», лекторий, «Академия» педагогических знаний, киноуниверситет, краткосрочные курсы/тренинги для родителей, родительские конференции, тематические выставки/мастер-классы, библиотека для родителей и др.

Для удовлетворения образовательных запросов современных родителей могут использоваться различные Интернет-ресурсы (если позволяют возможности детского сада): размещение актуальной и важной информации на сайте детского сада (группы); проведение обучающих Интернет- семинаров, веб-конференций; осуществление электронной рассылки, дистанционных конференций; создание информационно-методического on­line журнала; подборка «полезных» сайтов для родителей и пр.

Результаты четвертого этапа - рост активности родителей в повышении психолого-педагогической компетентности, преодоление ими актуальных затруднений во взаимодействии с детьми, возникновение потребности к непрерывному самообразованию в вопросах родительства, развитие способности к самообучению.

Пятый этап. Рефлексия образовательной деятельности.

На данном этапе создаются условия для осознания родителями связи между успехами, достижениями ребенка и своим педагогическим ростом. Основные достижения на данном этапе - соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов.

Презентация и оценка успехов родителей может осуществляться, например, через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных

портфолио, мастер-классов «Секреты родительских успехов», «Родители - родителям»; обобщение лучшего родительского опыта; конкурсов «Успешный родитель», «Семья года»; фестивалей семейного творчества; родительских конференций; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов и др.

Таким образом, при реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем.

Очевидно, что в ходе такой совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья - Детский сад», в котором все участники образовательного процесса - дети, педагоги, родители - получают импульс для собственного развития - каждый на своем уровне.

Примерное содержание общения с родителями

Как показывает практика, несмотря на все различия родителей (их интересы, потребности, возможности и пр.), существует круг тем, являющихся актуальными для большинства семей, воспитывающих дошкольников.

 

Так, содержанием общения с родителями воспитанников 1-3 лет могут стать такие вопросы, как: особенности социального развития, кризис 3 лет; адаптация ребенка к детскому саду; значимость эмоционального контакта с ребенком и игрового общения с ним; почему так важно обеспечить малышу ощущение безопасности, уюта и психологического комфорта в семье; организация здорового образа жизни семьи; полезные и вредные привычки малышей; выбор «правильных» игрушек.

Желательно побуждать родителей размышлять над вопросами: «Мой ребенок, какой он?», «Чему я могу у него научиться?», «Что для меня значит быть родителем?», «Могу ли я развиваться как родитель?» и др.

Для родителей воспитанников 3-5 лет могут быть актуальны такие темы как: поддержка и поощрение самостоятельности; влияние семейных отношений на духовно-нравственное развитие ребенка; причины детского непослушания; как правильно слушать ребенка; как ненавязчиво помогать, не лишая ребенка самостоятельности и инициативы; игры, которые лечат;

совместные игры с ребенком; сила влияния родительского примера; роль игры и сказки в жизни ребенка; затруднения, которые учат; мальчики и девочки: два разных мира; роль бабушек и дедушек в формировании духовных ценностей; как развивать у ребенка веру в свои силы; информационные технологии в жизни современной семьи и др.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.