Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема № 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и этики

 

Т.Е. Дудар

 

 

Практикум по философии

Учебное пособие

 

Сыктывкар

 

Издательство Сыктывкарского государственного университета

 

УДК 811.11-112

ББК 81.2 Англ-2

Д 48

 

Издается по постановлению научно-методического совета

ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

Рецензенты:

И.Л.Жеребцов, д-р ист.наук,

директор Института истории и литературы КНЦ УрОРАН

А.К.Конюхов, канд.социол.наук,

Зам.директора по науке ГБУ РК «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина»

 

Дудар, Т.Е.

Д48 Практикум по философии : учебное пособие для бакалавров по направлениям «Лечебное дело», «Химия», «Биология», «Экология». Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского госуниверситета, 2016. - 80 с.

ISBN

Учебное пособие «Практикум по философии» предназначено для бакалавров по направлениям «Лечебное дело», «Химия», «Биология», «Экология». В пособии в формате лекций, тренингов и кейсов представлен теоретический материал и практические задания по проблемам теории и практики межкультурной коммуникации, коммуникации в интернет среде и использованию англоязычных заимствований, а также деятельности переводчика как посредника в межкультурной профессиональной коммуникации. Пособие служит дополнением к существующим учебникам по философии и позволяет студентам расширить их знания по изучаемой проблематике.



 

УДК 811.11-112

ББК 81.2 Англ-2

ISBN ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», 2016

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………....

Тема № 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества……………

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

Аристотель. Что такое философия и зачем она?...............................................

Иоанн Дамаскин. Шесть определений философии………………………….

Томас Гоббс. Назначение и смысл философии………………………….......

Н.А.Бердяев. Философское познание………………………………………….

Берлин И. Назначение философии. ………………………………………….

Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры……………………….

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой…………………………….

Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии…….

Задача 1……………………………………………………………………………..

Задача 2……………………………………………………………………………..

Задача 3…………………………………………………………………………….

Задача 4…………………………………………………………………………….

Тема № 2. Философия Древнего Востока ……………………………….

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

Конфуций. «Лунь юй»………………………………………………………..

Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае……………………..

Тема № 3. Античная философия…………………………………………..

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

Аристотель. Этическое учение……………………………………………….

Сенека. О блаженной жизни…………………………………………………..Эпикур. Об удовольствии и благе……………………………………………….

Задача 1……………………………………………………………………………..

Задача 2……………………………………………………………………………

Тема № 4. Средневековая философия …………………………………..

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

Августин Аврелий. Познание, вера и разум…………………………………..

Августин Аврелий. Общество и история…………………………………….

Фома Аквинский. Теология и наука………………………………………..

Фома Аквинский. Теория познания…………………………………………

Задача 1……………………………………………………………………………

Задача 2…………………………………………………………………………..

Тема№ 5. Философия Нового времени ………………………………….

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

1. Ф. Бэкон. Эмпирический метод и теория индукции…………………………..

2. Ф.Бэкон. О достоинстве и преумножении наук……………………………….

Задача 1……………………………………………………………………………..

Задача 2……………………………………………………………………………..

Задача 3…………………………………………………………………………….

Задача 4…………………………………………………………………………….

Тема № 6. Немецкая классическая философия …………………………

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

И.Кант. Мораль…………………………………………………………………

Л. Фейербах. Антропологический материализм………………………………

Тема № 7. Современная западноевропейская философия ……………..

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

К. Ясперс. Образование…………………………………………………………

Задача 1……………………………………………………………………………

Тема № 8. Специфика русской философии ………………………………

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

П.Я.Чаадаев. Особенности исторического развития России……………..

П.Я. Чаадаев. Россия и Запад……………………………………………………..

Г.В.Плеханов. Что такое «материализм в общефилософском смысле»?..........

В.И. Ленин. Общественное бытие и общественное сознание…………………..

Задача 1……………………………………………………………………………..

Тема № 9. Онтология: бытие и материя……………………………………

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

Задача 1 …………………………………………………………………

Задача 2……………………………………………………………………………

Задача 3…………………………………………………………………………….

Задача 4…………………………………………………………………………….

Задача 5…………………………………………………………………………….

Задача 6……………………………………………………………………………..

Задача 7…………………………………………………………………………….

Задача 8……………………………………………………………………………..

Тема № 10. Гносеология: проблемы познания и сознания…………………

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

Задача 1 …………………………………………………………………

Задача 2……………………………………………………………………………

Задача 3…………………………………………………………………………….

Задача 4…………………………………………………………………………….

Задача 5…………………………………………………………………………….

Задача 6……………………………………………………………………………..

Задача 7…………………………………………………………………………….

Задача 8……………………………………………………………………………..

Тема № 11. Формы и методы научного познания……………………………

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. ……………………..

Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. …………………………..

Панфилова Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма. ……………….

Р.Декарт. Метод познания…………………………………………………

Задача 1 …………………………………………………………………

Задача 2……………………………………………………………………………...

Тема № 12. Философская антропология………………………………………

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

Гуревич В.П. Феномен деантропологизации человека. ……………………….

Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и биосфера. ………………………….

Задача 1 …………………………………………………………………

Задача 2……………………………………………………………………………

Задача 3…………………………………………………………………………….

Задача 4…………………………………………………………………………….

Тема № 13. Социальная философия…………………………………………

Словарь основных понятий и терминов…………………………………………..

Дж. Локк. О естественном состоянии……………………………………………..

Т.Гоббс. Социальные взгляды……………………………………………………..

Задача 1…………… ………………………………………………………………

Задача 2 ……………………………………………………………………………

Введение

Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему ее индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Как писал мыслитель ХХ века Исайя Берлин, «не знающая конца работа философов заключается в рассмотрении всего, что кажется невосприимчивым к научным методам и каждодневным наблюдениям, т.е. категорий, понятий, способов, привычек мышления и поведения». Он прозорливо определил труд философов как «опасную, интеллектуально трудную, часто мучительную и неблагодарную, но всегда важную» работу, не зависимо от того, в какие именно проблемы (личные, моральные, естественно-научные, политические) всматриваются философы. Цель философии остается всегда одна и та же – помочь человеку принять себя и тем самым «жить при свете, а не безумствовать в темноте».

Таким образом, заниматься изучением философии означает приобщение к выверенной тысячелетиями школе разумного мышления человечества. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, позволяет ему четко формулировать свою мировоззренческую позицию по актуальным проблемам современности, уметь ее грамотно и аргументировано отстаивать.

Данный практикум предназначен для более глубокого и всестороннего освоения дисциплины «Философия» обучающимися по направлениям «Лечебное дело», «Химия», «Биология», «Экология и природопользование». Пособие может быть использовано как для самостоятельной работы студентов, так и для занятий в аудитории на семинарах. Практикум состоит из 13 тем, каждая из которых включает в себя словарь основных понятий и терминов темы, тексты для анализа и задачи.

Как работать с практикумом?Рекомендуем выполнять задания практикума в качестве домашней работы к семинару и (или) лекции, если преподавателем не предложен иной вариант работы. Сначала составьте словарь основных понятий и терминов к каждой теме: выпишите определения из словарей, справочников, учебников. Постарайтесь их запомнить. Проверьте себя. Затем приступайте к выполнению практических заданий темы: текстов для анализа, задач, заданий на составление тематических таблиц. Тексты для анализа представляют собой небольшие фрагменты из работ известных философов. Предложенные фрагменты необходимо проанализировать. Для этого первоначально внимательно прочитайте сам отрывок. Попытайтесь определить, какие основные идеи содержит отрывок, выделите ключевые слова, с помощью которых автор текста формулирует свою позицию. Установите, какие аргументы приводит автор для обоснования своего мнения, выявите те, которые непосредственно связаны или отвечают на поставленный к тексту вопрос. Изложите ваши рассуждения, подтверждая их небольшими цитатами из текста. Для более логичного изложения рекомендуется сначала составить небольшой план вашего ответа.

Задачи – это практические задания, позволяющие как применить полученные теоретические знания на практике, так и помогающие сформулировать свою мировоззренческую позицию по проблеме задачи, определить и аргументировано доказать свою точку зрения. Приступая к выполнению задач, внимательно прочитайте задание или вопрос, на который надо ответить. Составьте небольшой план ответа, который позволит более последовательно изложить ваше мнение. Ответ должен быть аргументирован!

Задания на составление тематических таблиц призваны помочь систематизировать уже полученные знания, понять внутреннюю логику и закономерности развития философских идей. Для выполнения этих заданий следует воспользоваться дополнительными источниками информации, такими как различные словари, учебные пособия, энциклопедии, интернет-источники.

Надеемся, что работа над курсом истории философии станет для вас увлекательной творческой лабораторией, которая позволит не только освоить материал курса, но и выразить свое мнение по многим злободневным вопросам. Желаем удачи!

Тема № 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.

Основные понятия и термины:

мировоззрение, мифология, религия, философия, основной вопрос философии, функции философии, онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика, философия истории, история философии.

Тексты для анализа.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.