Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 2. Теория спроса и предложения

 

2.1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.

2.2. Факторы спроса. Изменение спроса. Изменение величины спроса.

2.3. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.

2.4. Факторы предложения. Изменение предложения. Изменение величины предложения.

2.5. Рыночное равновесие. Рыночная цена.

 

Основные термины и понятия

Объем спроса.

Объем предложения.

Кривая спроса.

Кривая предложения.

Рыночный спрос.

Рыночное предложение.

Закон спроса.

Закон предложения.

Эффект дохода.

Эффект замещения.

Взаимозаменяемые товары.

Взаимодополняющие товары.

 

Принцип убывающей предельной полезности.

Изменение спроса.

Изменение объема спроса.

Изменение предложения.

Изменение объема предложения.

Рыночное равновесие.

Излишки потребителя и производителя.

 

Вопросы для обсуждения

1. Объясните закон спроса. Почему кривая спроса оказывается нисходящей?

2. Что происходит с кривой спроса при изменении факторов спроса?

3. Объясните различие между изменением в спросе и изменением величины спроса, назовите причины каждого из этих изменений.

4. Почему кривая предложения оказывается восходящей?

5. Что происходит с кривой предложения при изменении факторов предложения?

6. Объясните различие между изменением в предложении и изменением величины предложения, назовите причины каждого из этих изменений.

7. Чем отличается цена спроса от рыночной цены?

Упражнения

1. В Таблице приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли.

Цена, руб. Объем спроса, млн. банок в год Объем предложения, млн. банок в год

 



а) изобразите кривую спроса и кривую предложения.

б) чему равна равновесная цена на этом рынке?

в) рост потребительских доходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?

г) предположим, что правительство установило потолок цены на фасоль 16 р. за банку. Какие последствия повлечет за собой эта цена?

д) предположим, что правительство установило минимальную цену за банку фасоли 32 руб. Какие последствия повлечет за собой установление такой цены?

 

2. При данной величине предложения, как скажется каждая из последующих позиций на спросе на продукт В, на равновесную цену на него и на величину его предложения:

а) продукт В становится более модным;

б) цена на продукт С как полноценного заменителя продукта В, снижается;

в) потребители ожидают снижения цен и снижения доходов;

г) происходит быстрый рост численности населения.

 

3. При данной величине спроса, как повлияет каждая из приводимых ниже позиций на предложение, на равновесную цену и на равновесное количество продукта В?

а) технический прогресс в производстве продукта В;

б) сокращение количества фирм в отрасли В;

в) повышение цен на ресурсы, требующиеся для производства продукта В;

г) ожидание снижения равновесной цены в будущем;

д) обложение продукта В особым налогом на его продажи;

е) предоставление для каждой единицы продукта В дотации в размере 50 % стоимости ее производства.

 

4. За 1990-1994 г.г. потребление на душу населения основных продуктов питания в России сократилось, но при этом потребление картофеля увеличилось на 16 %. Чем это объясняется?

 

Тесты

1. С ростом доходов потребителя кривая спроса по цене на красную икру будет смещаться вправо. Да. Нет.

 

2. Если будет ужесточено наказание за перевозку наркотиков, кривая предложения на наркорынке сдвинется влево. Да. Нет.

 

3. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х:

а) предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось;

б) цена товара Х возросла и потому потребители решили меньше покупать этого товара;

в) вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше;

г) цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.

 

4. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:

а) сдвиг кривой спроса вправо;

б) сдвиг кривой предложения влево;

в) сдвиг кривой спроса и кривой предложения влево;

г) сдвиг кривой предложения вправо.

5. Если 2 товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

а) падение спроса на 2-й товар;

б) рост спроса на 2-й товар;

в) увеличение объема спроса на 2-й товар;

г) падение величины спроса на 2-й товар.

6. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и вправо;

б) кривую спроса вниз и вправо;

в) кривую предложения вниз и вправо;

г) кривую предложения вверх и влево.

 

7. Готовность покупать дополнительные единицы производственного товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:

а) эффект замещения;

б) принцип убывающей предельной полезности;

в) эффект дохода;

г) закон предложения.

 

8. Деятельность спекулянтов:

а) увеличивает риск для законного предпринимательства;

б) усиливает тенденцию к нестабильности цен;

в) вызывает экономические бумы;

г) всегда приносит прибыль.

 

9.Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:

а) на товарном рынке;

б) на рынке ресурсов;

в) на денежном рынке;

г) на любом рынке.

 

Тема 3. Эластичность спроса и предложения

 

3.1. Понятие эластичности.

3.2. Ценовая эластичность спроса.

3.3. Ценовая эластичность спроса и общая выручка.

3.4. Эластичность спроса по доходу.

3.5. Эластичность предложения и факторы эластичности предложения.

3.6. Основные варианты расчета эластичности. Формула центральной точки.

 

Основные термины и понятия

Коэффициент ценовой эластичности спроса.

Коэффициент эластичности спроса по доходу.

Абсолютно неэластичный спрос.

Спрос единичной эластичности.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса.

Неэластичный спрос.

Эластичный спрос.

Взаимозаменяемые, предметы роскоши, недоброкачественные товары.

Абсолютно эластичный спрос.

Коэффициент ценовой эластичности предложения.

Взаимодополняемые товары.

Нормальные товары.

Вопросы для обсуждения

1. Как меняется денежная выручка от продаж товаров при эластичном, неэластичном спросе?

2. Чем обусловлены различия в величинах коэффициента ценовой эластичности спроса на различные товары.

3. Имеется ли взаимосвязь между уровнем издержек производства и эластичностью предложения?

4. Как объяснить тот факт, что в нефтяной промышленности производители оправдывают свое нежелание снижать цены, ссылаясь на неэластичность спроса на их продукцию?

5. Какое значение имеет знание эластичности товара на рынке?

 

Упражнения

1. В 1973 г. страны – нефтеэкспортеры, объединенные в организацию ОПЕК, согласовано повысили цены на нефтепродукты. Какая связь между возможностью осуществлять такую политику и степенью эластичности спроса на нефть. Могут ли предпринять подобные меры страны, экспортирующие:

а) бананы; б) алмазы. Продемонстрируйте ответ графиком.

 

2. В таблице представлен объем спроса на мороженое при различных уровнях цены.

Цена за порцию, руб. Объем спроса тыс. порций Выручка, тыс. руб. Коэффициент ценовой эластичности спроса
2,10    
1,80    
1,50    
1,20    
0,90    
0,60    
0,30    

 

а) Начертите кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси, а количество порций мороженого – на горизонтальной.

б) Предположим, что цена порции мороженого 1,20 руб. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 30 коп. ? Будет ли ответ иным если на 30 коп. сократится любая другая цена ?

в) Определите выручку за мороженое при каждом значении цены.

г) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности при всех указанных интервалах цены.

д) Начертите кривую выручки на мороженое, обозначив сумму выручки на вертикальной оси, а величину спроса – на горизонтальной.

е) При какой цене выручка окажется максимальной?

ж) При какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1?

з) При каких значениях цены спрос является эластичным, неэластичным?

3. В таблице представлены данные об объемах предложения на рынке товара Х?

Коэффициент ценовой эластичности предложения Объем предложения, ед. Цена, руб.
 
 
 
 
 
 
 
 

а) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности предложения.

б) Что вы можете сказать по поводу знака величины коэффициента ценовой эластичности предложения ?

 

4. В таблице представлены данные о различных товарах:

  Рынок А Рынок Б Рынок В Рынок Г
Р0 10 руб. 400 руб.   25 руб. за 1 шт. товара Х
Q0 15 руб. шт. 600 тыс.шт. 16 шт. 160 шт. товара Z
P1 16 руб. 800 руб.   35 руб. за 1 шт. товара Х
Q1 10 млн.шт. 1800 тыс.шт. 40 шт. 180 шт. товара Z
V0     20000 руб.  
V1     40000 руб.  

 

Примечание:

Р0 Р1 – прежняя и новая цены за единицу товаров;

Q0 Q1 – прежние и новые объемы спроса (предложения);

V0 V1 – прежние и новые доходы потребителей.

На основании приведенных данных определите:

а) какой вид эластичности можно установить для товаров, представленных на каждом рынке?

б) к какому виду относится товар, представленный на рынке В.

в) коэффициенты эластичности.

г) какими по отношению друг к другу являются товары, представленные на рынке Г?

Тесты

1. Спрос является неэластичным по цене, когда процентное изменение величины спроса больше процентного изменения цены товара.

Да. Нет.

 

2. Спрос на мармелад более эластичен, чем спрос на сахар.

Да. Нет.

 

3. Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости:

а) меньше 0;

б) больше 0, но меньше 1;

в) больше 1;

г) 1;

д) ни одно из приведенных значений.

 

4. Если предложение товара неэластично, а спрос на него сокращается, то общая выручка продавца:

а) растет;

б) сокращается;

в) сокращается в том случае, если спрос является эластичным;

г) сокращается в том случае, если спрос является неэластичным;

д) остается неизменной.

5. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:

а) абсолютно неэластичным;

б) абсолютно эластичным;

в) эластичным;

г) неэластичным;

д) спросом единичной эластичности.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.