Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4. Теория поведения потребителя (два занятия)

 

4.1. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.

4.2. Кардиналистская трактовка проблем измерения полезности:

а) полезность и спрос;

б) основные факторы, определяющие потребительское поведение;

в) потребительский выбор и правила максимизации полезности;

г) ценность времени в теории потребительского спроса.

4.3. Ординалистская трактовка проблем измерения полезности:

а) бюджетные линии;

б) кривые безразличия. Карта безразличия;

в) равновесное положение потребителя.

 

Основные термины и понятия

Полезность.

Кривая безразличия.

Бюджетная линия.

Предельная норма замещения.

Предельная полезность.

Карта безразличия.

Кривая «доход – потребление».

Эффект дохода.

Эффект замещения.

Равновесие потребителя.

Кривая «цена – потребление».

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие факторы определяют поведение, выбор потребителя в рыночной системе?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3. От каких факторов зависит степень рациональности потребительского поведения?

4. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена?

5. Что означает точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия.

6. Чем определяются форма и местоположение кривых безразличия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

7. Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

8. Различают ли бюджетные ограничения потребителя разных типов экономических систем?



9. Каким образом изменение цен благ влияет на изменение благосостояния потребителя в рыночной системе, в нерыночной системе?

10. Назовите общее и отличия в трактовке проблем измерения полезности кардиналистской и ординалистской теорий.

Упражнения

1. Студент еженедельно получает от родителей 20 руб. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения — на горизонтальной:

а) Цена продуктов питания (Pf) — 50 коп. за единицу, цена развлечений

(Рн) — 50 коп. за единицу.

б) Pf = 50 коп.; Рн — 1 руб.

в) Рf - 1 руб.; Рн = 50 коп.

г) Рf = 40 коп.; Рн = 40 коп.

д) Рf - 50 коп.; Рн - 50 коп., но доходы студента увеличиваются до 25 руб. в неделю.

е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).

 

2. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. В нижеприведенной таблице показана полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет.

Цена журнала – 1,5 руб., цена кассеты – 7,5 руб. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов.

б) Какую полезность он получает от потребления этих товаров.

в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.

г) Изобразите на графике кривую предельной полезности кассет.

д) Можете ли вы установить, максимизирует ли студент полезность?

е) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.

ж) При какой комбинации 2 товаров полезность окажется максимальной?

Таблица

Кол-во Журналы Кассеты
Полезность Предельная полезность Полезность Предельная полезность
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

3. В таблице показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

а) Начертите три кривые безразличия.

б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

 

Набор 1 кривая безразличия (С1) Набор 1 кривая безразличия (С2) Набор 1 кривая безразличия (С3)
H F H F H F

 

г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:

А. 50Н и 8F;

Б. 45Н и 4F;

В. 12Н и 45F;

Г. 25Н и 16F;

Д. 21Н и 11F.

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора студента?

е) Наложите на построенный график бюджетную линию из упражнения 2,3.

ж) Можете ли вы определить потребительский набор, представляющий максимальную полезность?

 

4. Потребитель А решает, каким образом распределить свой доход между покупкой грампластинок и одежды. Рисунок 4.1 показывает его бюджетную линию и кривую безразличия. Укажите на рисунке следующие точки:

а) Точку, в которой А максимизирует свои потребности.

б) Точку, и которой А покупает только грампластинки.

в) Точку такого набора, выбрав который, А не израсходовал бы весь свой доход, предназначенный на покупку указанных товаров.

г) Точку, в которой А получает то же удовлетворение, что и в точке d, но выходящее за пределы его бюджетных возможностей.

д) Точку, в которой А покупает только одежду.

е) Точку, отражающую более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой d, но выходящий за пределы бюджетных возможностей А.

 

Одежда
 
 

 

 


b

 

x f

 

d

x a

Бюджетная e Кривая

линия c безразличия

0

Грампластинки

 

Рис. 4.1. Кривая безразличия и бюджетная линия потребителя

 

5. Потребитель Б выбирает между двумя товарами X и Y. На рис. 4.2 изображено несколько кривых безразличия. BLl представляет бюджетную линию.

а) Предположим, что предпочтения Б и цены на товары X и Y остаются неизменными, а доход Б изменяется. Проведите линию «доход—потребление».

б) Определите, являются ли товары X и Y «нормальными» или «недоброкачественными»?

в) Какую форму имела бы линия «доход—потребление», если бы оба товара были «нормальными»?

г) Можно ли провести линию «доход—потребление», отображающую ситуацию, при которой оба товара являются «недоброкачественными»?

 

6. Потребитель Б все еще выбирает между товарами X и Y. Рис. 4.3 не отличается от рис. 4.2. Предположим, что предпочтения Б, его доход и цена товара Y остаются неизменными, а цена товара X изменяется. Покажите на рисунке точки, через которые проходит линия «цена—потребление», если спрос Б на товар X изменяется при изменении цены на этот товар.

 

Товар Y, цена в руб.     100
 
 


80

 

60

· IC4

40 IC3

IC2

20I IC1

BL1

0

10 20 30 40 50 60

Товар Х, цена в руб.

 

Рис. 4.2. Кривые безразличия и бюджетная линия потребителя

 

Товар Y, цена в руб.     100
 
 


80

 

60

· IC4

40 IC3

IC2

20I IC1

BL1

0

10 20 30 40 50 60

 

Рис.4.3. Кривые безразличия и бюджетная линия потребителя

 

Тесты

1. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 300, 400 50;

б) 200, 450, 750, 1100;

в) 200, 400, 1600, 9600;

г) 200, 250, 270, 280;

д) 200, 350, 450, 600.

 

2. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:

а) изменение наклона бюджетной линии;

б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо;

в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево;

г) уменьшении наклона бюджетной линии;

д) увеличении наклона бюджетной линии.

 

3. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:

а) разницу между общей и предельной полезностью;

б) общую полезность;

в) среднюю полезность;

г) предельную полезность;

д) каждую из перечисленных величин.

 

4. Если потребитель выбирает комбинацию, представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией:

а) он максимизирует полезность;

б) желает купить больше товаров, чем позволяет его бюджет;

в) не полностью использует свой бюджет;

г) находится в положении потребительского равновесия;

д) ни один из ответов не является верным.

5. Потребительское равновесие на карте безразличия – это:

а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;

б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;

г) любая точка, расположенная на бюджетной линии;

д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией.

 

6. Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него:

а) Каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров.

б) Каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров.

в) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.

г) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода.

д) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода.

 

7. Эффект дохода имеет место в следующем случае:

а) Если доходы людей падают, они покупают меньше данного продукта.

б) Удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров.

в) Объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей.

г) По мере того, как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.

д) Во всех перечисленных случаях.

 

9. Цена товара X составляет 1,5 руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютилей и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров X и Y, тогда он должен принять предельную полезность товара X за:

а) 15 ютилей,

б) 20 ютилей,

в) 30 ютилей,

г) 45 ютилей

д) В условии не содержится достаточной информации для ответа на вопрос.

 

10. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:

а) Его предпочтениями и размерами дохода.

б) Только ценами покупаемых товаров.

в) Предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров.

г) Только его предпочтениями.

д) Ценами покупаемых товаров и размерами дохода.

 

11. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 руб. Цена товара А равна 1 руб., а цена товара В — 0,5 руб. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?

а) 8А и 1В.

б) 7А и 1В.

в) 6А и 6В.

г) 5А и 6В.

д) 4А и 4В.

 

12. Потребитель расходует 20 руб. в неделю на покупку товаров А и В.

 

  Цена (коп) Количество покупаемых единиц Общая полезность Предельная полезность
А
В

Чтобы получить максимальное удовлетворение, потребитель должен:

а) Покупать меньше товара А и больше товара В.

б) Покупать прежнее количество товара А и больше товара В.

в) Покупать больше товара А и меньше товара В.

г) Покупать больше товара А и прежнее количество товара В.

д) Не изменять структуру покупок, так как он уже получает максимальное удовлетворение.

 

13. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

а) Отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости.

б) Полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров.

в) Отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров.

г) Полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя.

д) Ни один из ответов не является верным.

 

14. Эффект замены — это рост спроса на товар, вызванный:

а) Изменением общего уровня цен на все товары.

б) Изменением во вкусах потребителя, предпочитающего покупать товары-заменители.

в) Изменением в реальном доходе, вызванном снижением цен на приобретаемые товары.

г) Предложением новых заменителей товара.

д) Ни один из предыдущих ответов не является верным.

 

15. Общая полезность растет, когда предельная полезность:

а) Уменьшается.

б) Увеличивается.

в) Увеличивается в медленном темпе.

г) Увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной.

д) Является величиной отрицательной.

 

16. Какое из следующих утверждений является неверным?

а) Каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров,

б) Каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров.

в) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень полезности.

г) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности,

д) Наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим благом без изменения уровня полезности для потребителя.

 

17.Предельная норма замещения товара А товаром В означает:

а) Сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В уменьшается на 1 доллар.

б) В какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товаров А и В увеличивается на 1 единицу.

в) Сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возрастает, а потребление товара А остается прежним.

г) От какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной.

д) Ни один из ответов не является верным.

 

18. Чтобы оказаться в положении равновесия (т. е. максимизировать полезность) потребитель должен:

а) Не покупать недоброкачественных товаров.

б) Быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям.

в) Уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров.

г) Быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег.

д) Распределять доход таким образом, чтобы последний доллар, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и доллар, истраченный на покупку другого товара.

 

Тема 5. Теория производства

 

5.1. Производственная функция и изокванта.

5.2. Краткосрочный и долгосрочный периоды.

5.3. Общий, средний и предельный продукт и их соотношения.

5.4. Закон убывающей отдачи.

5.5. Предельная норма технологического замещения.

5.6. Расширение производства и эффект масштаба.

 

Основные термины и понятия

1. Производственная функция.

2. Изокванта.

3. Общий, средний и предельный продукты.

4. Краткосрочный и долгосрочный периоды.

5. Переменный и фиксированный фактор производства.

6. Предельная норма технологического замещения (MRTS).

7. Эффект масштаба производства.

8. Закон убывающей отдачи.

Вопросы для обсуждения

1. Выяснить понятие производственной функции и рассмотреть ее виды.

2. Проанализировать сущность изокванты.

3. Дать различие краткосрочного и долгосрочного периодов.

4. Ввести понятия общего, среднего и предельного продуктов.

5. Уяснить взаимозаменяемость факторов производства.

6. Рассмотреть положительный, нейтральный и отрицательный эффекты изменения масштаба производства.

 

Упражнения

 

1.Специалисты фирмы получили следующую оценку леонтьевской производственной функции . Какой объем продукции будет произведен при использовании двух единиц труда (L) и пяти единиц капитала (К)?

 

2.Консультант по экономическим вопросам сделал оценку производственной функции Кобба – Дугласа в следующем виде:

а) Определите, сколько продукции будет произведено при использовании четырех единиц труда (L) и девяти единиц капитала (К)?

б) Какова средняя производительность труда?

 

3.Предположим, что капитал (К) является фиксированным ресурсом, а труд (L) – переменным. Используя данные нижеприводимой таблицы 5.1, выполните следующие задания:

а) Производите расчет предельного продукта труда (MPL) и среднего продукта труда (АРL) для каждого значения выпуска продукции (Q);

б) Откладывая в системе координат по вертикали Q, АРL и MPL, а по горизонтали количество труда (L), нарисуйте графики Q, АРL и MPL;

в) Проанализируйте зависимость между изменением предельного продукта (предельной производительности) и среднего продукта (средней производительности), а также между количеством выпускаемой продукции (Q) и предельным продуктом (MPL).

Таблица 5.1. Производственная функция

Количество труда (L) Выпуск (Q) Предельный продукт (MPL) Средний продукт (АРL)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

4. На рис.5.1. построена кривая среднего продукта труда (АРL) для производства детских колясок. Поясните:

  Рис. 5.1. График среднего продукта АРL а) если АРL при 10 работников равен 50, можно ли считать, что общий продукт (Q) также имеет максимальное значение при 10 занятых? б) если АРL при 8 занятых равен 40, а предельный продукт (MPL) девятой единицы труда (занятого) равен 60, каков общий продукт (ТР) при девяти занятых? в) для какого уровня затрат труда (занятых) средний и предельный продукты равны?

 

5. В частном магазине работает 15 продавцов. Средняя производительность одного продавца (АРL) равна 120 кг. проданной продукции, а предельная (MPL) – 150 кг., если хозяин увеличит численность на одного продавца, возрастет ли средняя производительность труда? Ответ поясните, используя зависимость между MPL и АРL.

 

6. На основе нижеприведенных данных таблицы 5.2.:

а) постройте изокванту Q=210;

б) определите предельную норму технологического замещения (MRTS) в двух верхних точках изокванты;

в) поясните, почему с точки зрения экономической теории, по мере увеличения количества одного фактора производства и уменьшения другого MRTS снижается.

Таблица 5.2. Результаты производства

Затраты капитала (К) станки, шт. Затраты труда (L), кол-во работников

 

7. Используя данные таблицы 5.3. о затратах труда (L), капитала (К) и объема выпуска продукции (Q), ответьте на вопросы:

Вариант L кол-во работников K станков, шт. Q товары, шт.
А
Б
В
Г

 

а) Определите характер эффекта масштаба при переходе от варианта А к Б, от Б к В и от В к Г. Нарисуйте карту изоквант.

б) Что можно сказать о росте производительности (отдачи) используемых ресурсов при переходе от А к Б, от Б к В и от В к Г.

 

Тесты






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.