Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 9, 10. Монополистическая конкуренция и олигополия

9.1. Характеристика монополистической конкуренции.

9.2. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

9.3. Ценовая и неценовая конкуренция. Реклама, ее плюсы и минусы.

9.4. Основные черты олигополистического рынка. Основные модели ценообразования при олигополии.

9.5. Ломаная кривая спроса. Картель и препятствия к его образованию.

9.6. Лидерство в ценах. «Издержки плюс».

9.7. Эффективность монополистической конкуренции и олигополии.

 

Основные термины и понятия

Концентрация рынка

Естественная олигополия

Дифференциация продукта

Явный и молчаливый сговор

Дилемма олигополистов

Хищническое ценообразование

 

Вопросы для обсуждения

1. Время от времени в определенных отраслях начинаются войны цен. Сталелитейная, алюминиевая промышленность и система снабжения бензином испытали периоды резкого снижения цен. Как можно объяснить войны цен с точки зрения принципов олигополии и монополистической конкуренции? Возможна ли война цен в отраслях с высокой конкуренцией или монополией? Объясните ответ.

2. Какие свойства у рынка олигополии? Может ли олигополист вести себя как чистый монополист? Объясните ответ.

3. Модель ломаной кривой спроса доказывает, что цены олигополии стабильны и не изменяются слишком часто. Есть ли этому доказательство? Почему происходит излом? Объясните, почему кривая MR приобретает специфическую форму.

4. Почему при монополистической конкуренции и олигополии имеют место разнообразие и дифференциация продуктов? Объясните, почему некоторые экономисты доказывают, что слишком большое разнообразие и реклама социально расточительны.



5. Объясните, почему в интересах фирм - собраться и установить фиксированные цены.

6. В середине и в конце 80-х гг. влияние ОПЕК на мировых рынках нефти снизилось. Как вы думаете, почему это произошло?

7. Назовите две силы, которые толкают олигополистов в противоположных направлениях, когда дело касается ценообразования.

8. В чем схожи монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция? Чем они различаются? В чем источник монополистического элемента в монополистической конкуренции? Объясните ответ.

 

Упражнения

1. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Ниже приведена информация о спросе на товар и издержки каждой фирмы:

 

Цена (рубли) Объем спроса (ед.) Объем выпуска (ед.) Общие издержки (рубли)

 

А) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

Б) Если сохраняется данное предложение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

В) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

Г) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

 

2. Для каждой ситуации, приведенной ниже, подберите соответствующий термин (экономическую категорию).

1. Доход, получаемый фирмой сверх ее АТС производства. Доход, превышающий величину дохода достаточного для сохранения ресурсов в отрасли.

2. Способность фирмы делить свой рынок на более мелкие субрынки, каждый из которых обладает различной ценовой эластичностью спроса; цены на этих субрынках различны для одного и того же товара.

3. Способность продавца или группы продавцов совместными действиями повышать цену выше конкурентного уровня посредством сокращения выпуска.

4. Рынки, на которых либо продавцы, либо покупатели принимают во внимание то, что их собственные действия оказывают влияние на рыночную цену.

5. Рыночная структура, в которой фирмы продают слабо дифференцированный продукт, когда каждая фирма обладает ограниченным контролем над рыночной ценой.

6. Единственный продавец определенных товаров или услуг; самая крайняя форма несовершенной конкуренции.

7. Ситуация, когда покупатели рассматривают товары конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

8. Отрасль, в которой имеется лишь несколько продавцов и она контролируется только ими.

9. Величина изменения совокупного дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции.

 

Термины (экономические категории) соответствующие выше приведенным ситуациям.

а) несовершенная конкуренция; б) монополия; в) монопольная (или рыночная) власть; г) дифференциация продукции; д) монополистическая конкуренция; е) олигополия; ж) MR; з) монопольная прибыль; и) ценовая дискриминация.

 

Тесты

1.При равновесии наиболее эффективное распределение ресурсов обеспечивает:

а) монополия;

б) совершенная конкуренция;

в) олигополия;

г) монополистическая конкуренция.

 

2.Все нижеследующее является характеристикой расходов на рекламу, кроме того, что:

а) они служат дифференциации продукта;

б) они составляют 20% ВНП;

в) они могут служить барьером вступлению в отрасль новых фирм;

г) некоторые из этих затрат бесполезны.

 

3.Предположим, что в отрасли, состоящей из шести фирм, рыночная цена Р* (Р* > АС, соответствующих равновесному уровню выпуска продукции). В отрасли появляется новая фирма, и в результате все шесть фирм снижают цены до величины Р' < АС производства. Поведение, связанное со снижением цены, является примером ценообразования:

а) пикового;

б) ограничивающего;

в) на уровне МС;

г) хищнического.

 

 

4.В попытке достичь совместной максимизации прибыли фирмы могут организоваться в:

а) монополистически конкурентный рынок;

б) картель;

в) гомогенную окружающую среду;

г) корпорацию.

 

5.Все нижеперечисленные условия благоприятны для сговора между фирмами, кроме тех случаев, когда:

а) на рынке имеется лишь несколько фирм;

б) все фирмы производят совершенно различные продукты;

в) издержки и условия спроса остаются относительно стабильными;

г) вступление в отрасль новых фирм ограничено.

 

6.Ломаная кривая спроса показывает, что:

а) спрос выше установленной цены эластичен, ниже - неэластичен;

б) рыночная цена стабильна;

в) МR в точке излома кривой спроса испытывает разрыв;

г) конкуренты не отвечают на увеличение цены, но отвечают на ее понижение;

д) все вышеперечисленное верно.

 

7.Модель ломаной кривой спроса является примером:

а) поведения олигополии, не расположенной к сотрудничеству;

б) сговора;

в) монополистической конкуренции;

г) картеля.

 

8.Ценовым лидером в олигополии могут быть:

а) доминирующая фирма отрасли;

б) фирма, признанная конкурентами ценовым лидером;

в) фирма с наименьшими издержками производства;

г) фирма, которая точно может предсказать время и величину изменения цены;

д) все вышеперечисленные фирмы.

 

9.Если картель полностью контролирует цену и объем выпуска, то он будет вести себя как:

а) монополия;

б) совершенный конкурент;

в) отрасль;

г) ценовой лидер.

 

10.Равенство производных для фирмы при монополистической конкуренции гарантирует, что:

а) МС равно минимальным АС;

б) совокупные издержки превышают совокупный доход;

в) Р равно АС;

г) МС равно спросу.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.