Основные критерии оценки результатов педагогической практики
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Преддипломная педагогическая практика является завершением практической подготовки будущего педагога, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность учителя. К ней допускаются студенты, успешно выполнившие предшествующие виды педагогической практики.
На данный вид практики студенты, как правило, распределяются в базовые школы, образовательные учреждения по месту жительства или своей будущей работы и выполняют обязанности учителя (по профилю основной и дополнительной квалификации) и классных руководителей.
В содержание практической деятельности студентов входит:
1. Ознакомлениес системой учебно-воспитательной работы школы (учебно-материальная база школы; деятельность педагогического коллектива, методических объединений учителей, классных руководителей, педагогического совета и Совета школы; расписание учебных занятий).
2. Изучение:
- системы планирования учебно-воспитательного процесса школы, класса; - личности учащегося и коллектива класса (личные дела, медицинские карты, классный журнал и дневник);
- системы учебно-воспитательной работы;
- инновационного опыта учителей школы, музыкальных руководителей
3. Самостоятельная работа:
- разработка и проведение учебно-воспитательной и внеклассной работы;
- разработка поурочных и тематических планов уроков и занятий;
- планирование и проведение работы по предметам;
- проведение уроков;
- изготовление дидактического материала и наглядных пособий;
- проведение разнообразной внеклассной и воспитательной работы по направлениям (нравственное, трудовое, экономическое, охрана жизни и здоровья детей и др.);
- проведение работы с родителями (индивидуальная, с активом, родительское собрание);
- ведение школьной документации (классный журнал, дневники учащихся, проверка тетрадей и др.);
- участие в работе педагогического совета, методического объединения учителей;
- проведение педагогического эксперимента (или исследовательской работы) с целью сбора материала для использования его в подготовке ВКР;
- проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.
Права и обязанности студентов- практикантов
Студент-практикант своевременно выполняет все виды работ, предусмотренных программой педагогической практики, обеспечивает единство нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания учащихся.
В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любовью к учащимся, к педагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия. В процессе работы с учащимися студент должен стремиться показать свою профессиональную компетентность и педагогическую культуру, активно участвовать в жизни коллектива детского образовательного учреждения.
Студенты-практиканты по всем вопросам, возникающим в процессе педагогической практики, обращаются к руководителю практики, заведующему педагогической практикой и педагогам образовательного учреждения.
Студенты вносят предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики, участвуют в конференциях и совещаниях, пользуются библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Практикант организует свою деятельность в соответствии с программой педагогической практики и внутренним распорядком детского образовательного учреждения, в котором осуществляется педагогическая практика.
В случае невыполнения требований студент-практикант может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, или студент, работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план.
Программа-задание для студентов по педагогической преддипломной практике
1-я неделя (1-3-и день)
- получить информацию о календарно-тематическом планировании по всем предметам, плане воспитательной работы учителя, режиме работы школы и расписании уроков;
- ознакомиться с наглядно-методическим, техническим обеспечением учебно-воспитательного процесса в классе, школе;
- соотнести программный материал с экспериментальной частью ВКР для ее реализации в ходе практики;
- ознакомиться с проблемой, над которой работает школа, учитель;
- изучить списочный состав учащихся, социальный паспорт семей учеников;
- посетить уроки учителей (не менее трех уроков в день), организовать беседу по подробному анализу уроков, обратить внимание на особенности преподавания (описать, проанализировать);
- составить индивидуальный план прохождения преддипломной практики.
1-я неделя (4 - 6-й день) - 4-я неделя
Выполнять функции учителя:
- готовить и проводить уроки и внеклассные занятия по предметам, определять их эффективность;
- работать со школьной документацией (классный журнал, дневники учащихся) самостоятельно вести учёт знаний, умений и навыков, давать правильную текущую и итоговую оценку учащимся;
- инструктировать родителей о характере помощи детям в выполнении домашнего задания.
Выполнять функции классного руководителя:
- определять систему воспитательных задач с учётом конкретных условий;
- организовывать внеклассные мероприятия;
- провести родительское собрание;
- организовать общественно – полезный труд;
- изучать психолого – педагогические особенности класса;
- обеспечивать охрану здоровья и физическое развитие детей.
Совершенствовать свои профессиональные навыки:
- творчески подходить к подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям;
- адекватно оценивать свои профессиональные возможности;
- профессионально и грамотно вести педагогический дневник.
Примерная схема характеристики работы учащегося-практиканта при проведении преддипломной практики
1. Знание программы, по которой работает учитель и содержание материала в ней.
2. Умение планировать учебный материал по урокам.
3. Умение организовывать детей на работу, привлечь их внимание и активизировать их умственную деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу, умение осуществлять индивидуальную работу и подход к детям и предупреждать отставание и неуспеваемость детей.
4. Степень овладения практикантом методикой преподавания по предметам.
5. Умение проводить внеклассную работу и работу с родителями.
6. Положительные стороны и основные пробелы в подготовке практиканта.
7. Отношение практиканта к работе и его дисциплинированность.
8. Общая оценка за педпрактику (по пятибалльной системе).
Основные критерии оценки результатов педагогической практики
- степень сформированности профессионально-педагогических умений;
- уровень теоретического и методического осмысления собственной педагогической деятельности, ее целей, задач, содержания;
- уровень профессиональной направленности (интерес к педагогической профессии, ответственное и творческое отношение к работе, инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, доброжелательное отношение к детям).
Для оценки результатов педагогической практики используются следующие методы:
- наблюдение за студентами в процессе практики и анализ качества отдельных видов их работы;
- анализ отчетной документации студентов по практике;
- беседы с учителями, классными руководителями, воспитателями, руководителями школы и других учреждений, со студентами;
- тестирование студентов по подготовленности их к практической работе.
В итоге практики на практиканта должны быть заполнены следующие документы:
1. Характеристика с общей оценкой практики, утвержденной решением педсовета.
2. Индивидуальный план прохождения практики.
3. Дневник с анализом работы и оценкой за каждый урок.
4. Отчет и самоанализ студента-практиканта.
5. Тарификационный лист данных на педагога, работавшего с практикантом, (копии: паспорта с пропиской, ИНН, пенсионное страховое свидетельство) заверенный печатью руководителем образовательного учреждения;
6. Справка о проведенной профориентационной работе;
7. Групповому руководителю (методисту колледжа) для подготовки отчета по результатам практики предоставить конспекты уроков и внеклассных мероприятий.
Итоговая оценка за преддипломную практику выставляется на основании характеристики.
Схема отчета студента по преддипломной практике
Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________
студент _______ курса, группы,____ специальности____________________________
Краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Хабаровский педагогический колледж» про ходил практику в _____________________________________________________________
города (пос.)_______________________________района___________________________
в период с _________________________________по ______________________________
Руководитель образовательного учреждения ____________________________________
Учитель__________________________________________________________________
Классный руководитель_____________________________________________________
1.За время педпрактики посетил(а)____ уроков. Проанализировано уроков_____ с участием методистов колледжа, руководителей и преподавателей школы.
Проведено уроков_____ , внеклассных занятий____, воспитательных мероприятий___ .
2. Дайте анализ своей учебно-практической работы: какие типы уроков вы проводили, какие из них проходили наиболее удачно, какие вызывали затруднения? Почему? Как сказались на прохождении практики занятия по методике? Какие технические средства и виды наглядности использованы на уроках и в каких целях? Какие ценные методические приемы и у каких учителей были заимствованы Вами и использованы при проведении своих уроков?
3. Оценка личных умений и навыков, приобретенных к концу практики. Проанализируйте, какими из ниже перечисленных видов деятельности Вы овладели, а какие вызвали затруднения и почему: составление плана конспекта уроков; подбор литературы, необходимой к уроку, наглядных пособий; рациональный выбор методов и приемов обучения на уроках; контроль текущего учета знаний; проверка выполнения домашнего задания; оценка письменных работ; ведение индивидуальной работы, поддержка внимания учащихся на уроке и активизация их деятельности; подготовка и проведение массовых внеклассных мероприятий; поддержание правильных взаимоотношений с учащимися на уроке; организация учащихся на выполнение общественно полезной работы.
4. Какие основные задачи решались Вами в период практики? Какие проведены внеклассные воспитательные мероприятия, дать их краткий анализ (форма, тема, содержание, эффективность).
5. Практическая помощь, оказанная в школе (оборудование школьного кабинета, изготовление наглядных пособий и т. п.).
6. Выполнение плана педагогической практики, какие отклонения от него имели место, что не выполнено, почему, что сделано сверх плана, особенности практики.
7. Какую научно-методическую работу Вы проделали? Какие трудности испытывали при сборе материала для выпускной квалификационной работы, для доклада на итоговую конференцию?
8. Содержание и формы помощи в ходе практики, которую оказывали руководитель практики, методисты по предметам, директор или завуч школы, учителя, классный руководитель.
9. Общее впечатление о практике. Ее значение в Вашем становлении как педагога.
10.Ваши предложения и пожелания по совершенствованию содержания и организации практики.
Дата__________________ Подпись практиканта__________________________
Самоанализ студента по итогам преддипломной практики
Ф.И.О. студента __________________________________________________________
Группа________________________Специальность______________________________
Школа________________ класс__________________________________________
Город (посёлок)________________________район_______________________________
Ф.И.О. учителя __________________________________________________________
Специализация, дополнительная подготовка__________________________________
1. Уровень подготовки класса
2. Какие трудности возникли при подготовке и проведении уроков по предметам:
3. Какие методы и приемы чаще всего использовали для активизации учащихся на уроке?
4. Как осуществляется дифференцированный подход в процессе обучения (работа со слабыми и одаренными детьми)?
5. Как осуществляли идеи сотрудничества на уроке и во внеурочное время?
6. Какие технологии активного обучения использовали на уроке?
7. Какие уроки проводились интереснее? Почему?
8. Как часто использовали наглядность, информационные технологии, ТСО?.
9. Самые интересные творческие дела.
10. Готовы ли вы работать по дополнительной подготовке, специализации?
11. На что необходимо обратить внимание преподавателям педагогического колледжа при подготовке студентов к преддипломной практике?
12. Чему новому научились на практике?.
13. Трудности при подготовке и проведении воспитатель ной работы?
14.Какие трудности возникали при работе с родителями?
15.С какими трудностями в учебно-воспитательном процессе вы встретились? Чем вы довольны? Что бы вы хотели изменить?
16. Общие выводы и пожелания преподавателям педагогического колледжа по теоретической и практической подготовке студентов к самостоятельной работе
Дата__________________ Подпись практиканта__________________________
|