Статистика как наука, и ее основоположники
Понятие «статистика» происходит от латинского слова «status», что означает «состояние, определенное положение вещей».
Термин «статистика» употребляется в различных значениях:
- под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и др. явления в жизни общества;
- статистикой также называют особую науку, отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороной.
Статистика имеет многовековую историю, ее возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: это подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.д. Такие работы проводились еще в Древнем Китае, в Древней Греции, Древнем Риме и в Древнем Египте.
Считается, что основы статистики – как науки были заложены английскими учеными Джоном Граунтом (1620-1674) и Уильямом Петти (1623-1687), их последователи образовали научное направление – «политическая арифметика». Джон Граунт на основе бюллетеней о естественном движении населения Лондона впервые открыл и закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать массовый общественный материал. А Уильям Петти в работах «Политическая арифметика», «Разное о деньгах» большое внимание уделял исчислениям народного богатства, дохода, численности и состава населения, показателям сельского хозяйства и торговли.
Основоположниками другого направления развития статистики как науки, признан немецкий ученый Г. Конринг (1606-1681), который разработал систему описания государственного устройства. Его последователь профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719-1772) в 1746 г. в Марбургском, а затем и в Геттингенском университетах впервые начал читать новую дисциплину, названную им «статистика».
Несколько позже профессор Геттингенского университета А.Шлицер ввел понятие о том, что предметом статистики как должно являться все общество, а не только политическое описание государств.
Дальнейшее развитие статистики осуществлялось многими учеными и практиками, т.о. история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных потребностями управления жизни общества.
2. Предмет и основные понятия статистики.
Статистика, как наука, изучает с количественной стороны массовые социально-экономические явления в непосредственной связи с их качественным содержанием. Например, при изучении товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и других показателей коммерческой деятельности, статистика устанавливает количественные характеристики их развития, дает цифровую оценку проявляющимся при этом закономерностям.
Т.о. предметом статистики как науки является: количественное отображение массовых социально-экономических процессов и явлений, в условиях конкретного места и времени.
Одним из основных понятий статистики является показатель.Это обобщенная количественная характеристика процессов и явлений в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени. Существуют сводные макроэкономические показатели, так называемые синтетические. К ним относятся валовой внутренний продукт, произведенный национальный доход, валовой общественный продукт, государственный бюджет. Совокупность показателей, всесторонне отражающих развитие явлений, называется системой показателей.
В зависимости от целевой функции статистические показатели подразделяются на учетно-оценочные и аналитические.
Учетно-оценочные – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени, т.е. объемы распространения каких-либо явлений в пространстве или достигнутый на определенный момент времени, т.е. дату (или за определенный период) уровень развития явления.
Аналитические – применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления типичные признаки, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве, скорость развития явления во времени и т.д. В качестве аналитических показателей применяются относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и т.д.
Одним из важных категорий статистики, тесно связанного с показателем является признак, т.е. характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений. Например, основным признаком розничного товарооборота является продажа товаров населению в обмен на его денежные доходы.
Статистический показатель выражает единство качественной и количественной сторон, а признак отображает лишь качественную особенность изучаемого явления; при статистическом изучении данный качественный признак получает количественную оценку и становится статистическим показателем.
Признаки могут выражаться как смысловыми понятиями, так и числовыми значениями.
Признаки, выраженные смысловыми понятиями, называются атрибутивными, например, пол человека, специализация магазина и т.д. Если атрибутивные признаки, принимают только одно из 2-х противоположных значений, их называют альтернативными.
Признаки, которые можно выразить числом, называются количественными, (например, стаж, возраст, размер заработной платы и т.д.). Признаки, принимающие различные значения, у отдельных единиц изучаемого явления, называются варьирующими, например, объем товарооборота при изучении коммерческой деятельности магазинов.
Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.
Различие отдельных значений признака внутри изучаемой совокупности называетсявариацией признака.
В конкретном статистическом исследовании признаки могут подразделяться на основные(существенные) и второстепенные (несущественные).
Основные – определяющие главное содержание изучаемого явления.
Второстепенные – не связанные непосредственно с основным их содержанием.
Важной особенностью статистики является то, что при изучении ее предмета, образуются статистические совокупности, т.е. множество единиц изучаемого явления, объединенных в соответствии с задачей исследования, единой качественной основой и обладающих как общими так и отличительными признаками.
Из этого следует, что состав статистических совокупностей не является постоянным, он формируется в соответствии с целями конкретного исследования.
3. Метод статистики
Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию.
Применение в статистическом исследовании конкретных методов предопределяется поставленными при этом задачами и зависит от характера исходной информации.
Все многообразие статистических методов систематизируется по их целевому применению в последовательно выполняемых при этом 3-х основных стадиях экономико-статистического исследования:
1) сбор первичной статистической информации;
2) статистическая сводка и обработка первичной информации;
3) анализ статистической информации.
На 1-й стадии решается задача получения соответствующих значений изучаемых признаков по отдельным единицам статистической совокупности, для чего применяется метод массового наблюдения. Требования массовости единиц наблюдения обуславливается тем, что изучаемые статистикой закономерности проявляются в достаточно большом массиве данных на основе действия закона больших чисел, основное содержание которого заключается в том, что в сводных статистических характеристиках действия элементов случайности взаимопогашаются, которые проявляются в признаках индивидуальных единиц статистической совокупности.
На 2-й стадии собранная в ходе массового наблюдения информация подвергается статистической обработке: т.е. получение итогов по изучаемой совокупности в целом и отдельным ее частям, систематизация единиц совокупности по признакам сходства и т.д.
На 3-й стадии проводится анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, статистических коэффициентов и др. При анализе применяются табличный и графический методы. Анализ позволяет раскрывать причинные связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимодействие различных факторов, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений и т.д.
4. Задачи статистики.
Основными задачами статистики на современном этапе являются:
1) всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований экономических и социальных процессов на основе научно-обоснованной системы показателей;
2) обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства;
3) выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства;
4) своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйственных органов и общественности.
Основное направление коммерческой деятельности – способствовать повышению уровню жизни населения, в своей деятельности торговля должна опираться на научно-обоснованную систему расчетов, определяющих прожиточный минимум средств на удовлетворение потребностей населения по научно-обоснованным нормам потребления основных продуктов питания, непродовольственных товаров и т.д.
|