Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ ГНЕВА)

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Подраться с братом или сестрой.

6. Пускать мыльные пузыри.

7. Устроить бой с боксерской грушей.

8. Пробежать по коридору школы, детского сада.

9. Полить цветы.

10.Быстрыми движениями руки стереть с доски.

11. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и
бомбить их каучуковым мячом.

12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

13. Погоняться за кошкой, собакой.

14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

15. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).

16. Постирать белье.

17. Отжаться от пола максимальное количество раз.

18. Сломать несколько игрушек.

19. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

20. Стучать карандашом по столу, по парте.

21. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

22. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.

23. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

 

После определения уровня агрессивности мы приступаем к составлению программы, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах А.В. Запорожца, А.А. Рояк, Н.А. Татенко, М.И. Чистяковой, Т.Н. Рахманиной, А.Н. Гайдапак, Ю.В. Егошкина, и других, что изучали влияние и действие психокоррекционной работы с детьми.

Психологическая коррекция – комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:



- принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия;

- принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия;

- принцип систематичности, последовательности и постепенности

Согласно положениям индивидуальной терапии требуется:

1. Нахождение причин агрессивного поведения ребенка

2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с родителями и поддержка с их стороны

3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы

4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка

Схема коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми укладывается в рамки четырех пунктов:

1. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;

2. Вызов эмоциональной реакции агрессии, выявление источника раздражения и успокоение ребенка;

3. Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;

4. Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации

Структура каждого занятия начинается с приветствия и заканчивается рефлексией и процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются игры, рисование, беседы, релаксация. При этом категорически нельзя навязывать ребенку свое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать ответственным за результаты занятий.

Поведение психолога или учителя, проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении ребенка. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.

 

Тематический план занятий по программе

Тема занятия Цель или цели занятия Содержание занятия Кол-во часов
Мой гнев 1. Выявление причины гнева 2. Переключение внимания и агрессии Игра «Камушек в ботинке»(приложение) Упражнение «Стукни кулаком» Игра «мешочек криков» Рисование «Шарж» Упражнение «Гневный листок» 40 мин.
Вежливые хозяева 1. Формирования у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии Кукольное представление «Кошкин дом» Ролевая игра «Вежливые хозяева» 30 мин.
Если я злюсь… 1. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков Упражнение «Если я злюсь…» Упражнение «Спектакль» Упражнение «Счет до десяти» Игра «Зайчики» 40 мин.
Верь в себя 1. Развитие положительной самооценки 2. Формирование у ребенка уверенности в себе Беседа «Вера в себя» Задание «Раскрась свои чувства»(приложение) Методика «Самооценка» (приложение) Рисование «Автопортрет» Рассказ «Мой лучший поступок» 30 мин.
Ты любим 1. Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка Рисование «Моя семья» «Только вместе» (приложение) Упражнение «Я хороший» Лепка «Солнце» 40 мин.
Люби других 1. Развитие положительного отношения к близким и окружающим Конструирование «Подарок другу» Игра «Глаза в глаза» Игра «Море» Задание «Не хочу манной каши» (приложение) Тест«Круг»(приложение)   30 мин.
Бежим от злости 1. Релаксация 2. Обучение техники снятия физического напряжения Гимнастика Игра «Дрова» Игровой массаж Задание«Психологический портрет» (приложение) 40 мин.
Помощь 1. Развитие чувства эмпатии 2. Социализация ребенка Беседа «Помощь» «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»(приложение) Лепка «Старичок» Игра «Доктор или медсестра» 30 мин.
Знаток чувств 1. Развитие чувства эмпатии Игра «Знаток чувств» Игра «Угадай чувство» Игра «Актер» Рисование «Мое чувство» 40 мин.
Словарик хороших слов 1. Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения Игра «Словарик хороших слов» Игра «Поводырь» Игра «диспетчер» мин.
Итоговое 1. Закрепление полученных навыков Беседа «Что я понял?» Обсуждение занятий. 40 мин.

 

Расписание занятий

 

На первом занятии мы уделили особое внимание знакомству и приветствию, когда формируются отношения доверия, чистосердечия, непосредственности, доброжелательности и оптимизма. В идеале специалист должен установить с ребенком дружественные отношения, выдерживая дистанцию с пациентом. В возрасте 11 -12 лет с ребенком несложно установить контакт. Так как на данном этапе развития у детей сохраняются механизмы внушаемости, но уже нет страха 2-3-летних детей перед взрослым.

Однако со стороны ребенка могут проявиться трудности в общении, нежелание вступать в контакт, враждебность и отчужденность. Причиной тому может быть недостаток родительской любви и уже укоренившиеся патологические модели поведения, с доминирующей вербальной агрессией. Поэтому проявление доброжелательности со стороны психолога может вызвать у ребенка страх потерять независимость.

Исходя из этого, нередко агрессивный ребенок в ответ на доброту и открытость проявляет тревогу, недоверие и гнев. Враждебное или провокационное поведение пациента своего рода тест на искренность психолога или психотерапевта, проводимый осознанно или безотчетно на первых занятиях программы.

И если ребенок не встретит враждебности специалиста, то его агрессивность снижается, если же психолог проявляет нетерпение – агрессивность школьника только возрастет. В этом проявляется механизм проекции, в ходе которого ребенок использует агрессию в целях самозащиты от угнетения старшей личностью. Если период агрессии успешно пройден, то ребенок ощутит благодарность и привязанность к специалисту. У ребенка возрастет ответственность за свои действия, ускорится процесс социализации

При правильном поведении психолога или учителя ребенок освобождается от тревожности, недоверия, и пытается установить контакт, вызвать похвалу и поощрение. Важно, чтобы в этот момент проводящий коррекционную работу не оказывал давление на ребенка, не выяснил потаенных мотивов его действий, настойчиво не добивался конкретного ответа.

Когда контакт установлен, начинается непосредственная коррекционная работа. В случае необходимости специалист назначает еще одно занятие для укрепления эмоционального контакта с ребенком. Занятия коррекционно-развивающей программы создают систему самоконтроля и самодисциплины. Приступить к формированию системы специалист может когда почувствует свой авторитет по мнению ребенка. Значимость психолога проявляется в желание ребенка получить совет, ответ на его вопросы.

В ходе занятий С. усваивал правила поведения, нормы и ценности, что предлагались психологам, пересматривал свое поведение с чужой точки зрения. Признаком наличия самоконтроля может стать поведение ребенка, основанное на самоодобрении или самоосуждении. Поэтому важно, чтобы сам ребенок и специалист взаимно комментировали его поведение.

В ходе первого занятия после знакомства и приветствия специалист интересуется, бывают ли у ребенка приступы злости, гнева, ругательств, желания подраться. С. ответил : «Да». Тогда ребенку предложили представить кого-то или что-то, что его злит. А когда ребенок разозлился , предложили применить упражнение «стукни кулаком» - ребенку позволяется ударить кулаком по столу или иной поверхности. Боль от удара кулаком отвлекла С. и переключила его внимание. Незаметно специалист интереcуется образом, вызвавшим гнев ребенка. Гнев ребенка не утих окончательно, предлагается игра «мешочек криков» Ребенок может выражать свою агрессию в виде крика, поэтому ему дается мешочек или пакет, в который он может кричать при желании, с условием, что кричать вне мешочка запрещается. Подобную технику сдерживания гнева можно использовать периодически при капризах ребенка или посоветовать ее родителям. Важными приемами при работе с агрессивными детьми являются приемы арт-терапии. При этом одновременно развиваются художественные, творческие навыки ребенка. С. предлагается нарисовать злой шаржна того, кто вызывает гнев. Когда шарж готов, ребенку позволили порвать его, при этом важно акцентироваться на испытанном облегчении и возможности таким образом избежать ссоры или драки. Схожей является игра «гневный листок».

Второе занятие начинается с кукольного представления. Специалист и ребенок берут игрушки или куклы и разыгрывают небольшой спектакль по мотивам «Кошкиного дома». С. достается роль кошки, а специалисту гостей-животных. Предварительно специалист узнает у родителей, в каких фразах ребенок проявляет вербальную агрессию, Этими фразами, порой ругательствами, психолог обращается от имени гостей-животных к ребенку-кошке. Так происходит до тех пор, пока С. не обидился на специалиста. Тогда последний выходит из образа и объясняет ребенку, что не хотел его обидеть, а лишь показал ощущения жертвы агрессии. Когда урок усвоен и сделан вывод, разыгрывается небольшая ролевая игра с куклами, закрепляющая навыки вежливого, дружелюбного общения.

При следующей встрече с ребенком, на третьем занятии проводятся тренинги самоконтроля. Упражнение «Если я злюсь..» ставит своей целью помочь ребенку осознать первые признаки гнева и научиться, осознав их, уходить от ссоры или драки. Уход от конфликта смоделировали в упражнениях «спектакль» и «счет до десяти». Первое упражнение дает возможность проиграть гнев, как во время спектакля и научиться управлять им, а второе удерживаться от агрессии, считая до десяти от возникновения гнева до ответной реакции. В конце применили небольшую игру «Зайчики», снимающую физическое напряжение. Ребенок представил себя зайчиком, бьющим в такт по барабану. Сам он при этом улыбался и переключил свое внимание. Специалист тоже участвовал в этом, задавая ритм.

Часто причиной агрессии становится неуверенность ребенка в себе и своих силах. Поэтому четвертое занятие посвящается повышению самооценки ребенка. После приветствия и осведомления об успехах ребенка, специалист завёл беседу о том, что такое уверенность в себе и почему она важна для человека. Беседа подкрепляется примерами из мультфильмов, детских книг и фильмов. После этого С. предоставляется возможность нарисовать свой портрет, чтобы выразить свои лучшие стороны. В завершение при анализе рисунка у ребенка просят вспомнить о своем лучшем, на его взгляд поступке, одобренном окружающими, похвастаться успехами. Потом проводится тестирование на определение самооценки.

Для создания эмоционального комфорта на пятом занятии у ребенка закрепляется мысль о том, что он любим и нужен. Специалист предоставил ребенку возможность нарисовать свою семью, прокомментировав роль каждого члена семьи. А в ходе упражнения «Я хороший» С. учился любить себя и воспринимать как должное свой характер. Он повторял предложения «я хороший, потому что…» и завершал тренинг фразой «Меня любят родители и другие люди». В конце занятия ребенок с помощью специалиста вылепливает солнце, а специалист говорит, что это солнышко вышло теплым и радостным, как любовь его родителей.

Но помимо любви к себе, ребенок должен ощущать и взаимную любовь к семье и другим людям. Для развития дружелюбия и положительного отношения к людям используется несколько занятий. Так в ходе шестого занятия при помощи конструктора ребенок моделирует предмет, символизирующий подарок для друга, брата, сестры или одноклассника. Затем проводятся две игры «Глаза в глаза» и «Море». По правилам первой игры специалист и ребенок садятся друг напротив друга, смотрят в глаза и держатся за руки. При этом специалист загадывает определенные эмоции, а С. должен их угадать по взгляду и сжатию руки. Для игры-релаксации «Море» набирается емкость с теплой водой и пускается бумажный или игрушечный кораблик. По условиям игры ребенок как бы спасает кораблик и его пассажиров. К тому игра с водой хорошо расслабляет, склонного к агрессии ребенка.

На седьмом занятии акцентуируется важность перенесения невербального гнева на физические упражнения и релаксация агрессивного ребенка. Сначала проводится небольшая гимнастическая разминка. В принципе подобная разминка может пригодиться на всех занятиях, особенно для активных детей. Затем проводятся подвижные игры «Дрова» и «Подушки». Сначала ребенок имитирует раскалывание дров, а затем устраивается «подушечный бой» со специалистом .

Продолжение развития дружелюбия и эмпатии становятся тренинги восьмого занятия. Специалист объясняет, что многие люди нуждаются в помощи. Например, нужно помогать пожилым людям. И ребенок лепит старичка или старушку. Потом проводится ролевая игра «Доктор или медсестра», когда С. в игровой форме помогает «больному» в лице специалиста .

Девятое занятие целиком посвящено чувствам ребенка и окружающих его людей. В игре «Знаток чувств»ребенку предлагается перечислить как можно больше различных чувств и эмоций и охарактеризовать положительные или отрицательные они. Затем поиграть в отгадывание чувств – «Угадай чувство», изобразить заданные чувства – «Актер». В довершение нарисовать свое чувство в данный момент.

На предпоследнем занятии психолог с С.составили словарь добрых, хороших слов, которые нужно использовать, чтобы дружно и мирно общаться с окружающими. Одновременно тренировались лингвистические навыки ребенка. Затем проводится игра «Поводырь». Специалист и ребенок по очереди изображали слепого, завязав глаза, а поводырь водил его по комнате, таким образом, устанавливается доверие. Похожа на эту игра «Диспетчер», когда ребенок управлял действиями специалиста. Итоговое занятие включает обсуждение полученного ребенком опыта.

Заключение

Детская агрессия в возрасте 11 -12 лет явление довольно распространенное. От нее часто страдают сверстники детей, испытывают дискомфорт родители, воспитатели и учителя. Закрепление подобного поведения в будущем также может негативно сказываться на личности ребенка. Поэтому для предотвращения агрессивности у детей психолог должен составить специальную коррекционную программу.

Для предотвращения детской агрессии используются главным образом занятия, позволяющие развивать чувство эмпатии у детей, а также создавать чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия. Не лишним будет и проведение специальных игр на развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, мы получили психо-коррекционную программу, рассчитанную на индивидуальные занятия с ребенком 12 лет.

До и после проведения программы проводится диагностика уровня агрессивности у детей для определения необходимости ее проведения и определения эффективности самой программы.

После проведения коррекционной программы, которая кратко представлена в таблице, и сравнения результатов повторной диагностики у С. выявлены следующие изменения: 1) снизился уровень агрессивности (по методике Розенцвейга на 20 %, “Несуществующее животное” - на 8%, по результатам анкетирования – на 27 %, т. е. в среднем на 22,5%); 2) произошло снижение импульсивности, эгоцентризма , интравертированности , чувства одиночества , 3 )возрос уровень оптимизма , экстравертированности.

Контрольная диагностика позволила сделать вывод о высоком уровне пространственной ориентировки, умении действовать по правилу. Изменения в поведении и учебе С. отмечали и учителя: мальчик перестал получать замечания на уроках, стал аккуратнее писать

и подтянулся в учёбе.

Выше изложенные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о подтверждении гипотезы о том, что произойдет снижение агрессивности у детей при создании следующих условий направленных на: снижение агрессивности через психогимнастические игры, развития коммуникативных умений и формирование адекватных – дружелюбных форм поведения.

 

Список используемой литературы

 

1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001. – 377 с.

3. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.

5. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет /Т. Ломтева. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с.

7. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/И.П. Подласый. – М.: Владос, 200/. – 352 с.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух томах. Том 2/Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 529 с.

9. Хухлаева О.В. Тропинска к своему Я. Начальная школа/О.В. Хухлаева. – М.: Генезаис, 2008. – 208 с.

 

 

Приложение






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.