Методические указания к выполнению практикума. МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МФЮА
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
для специальностей:
Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
среднего профессионального образования
базовый уровень подготовки
Москва 2014
Программа учебной и производственной практики для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» рассмотрена и утверждена на заседании предметно-цикловой комиссии (далее ПЦК) экономических дисциплин факультета СПО МФЮА
«___»________________2014 г.,
Протокол № ______________
Согласовано
Заведующий кафедрой Евсеевой И.В.
Начальник УМО СПО Якубовская О.Ю.
Председатель ПМК СПО Калинкина О.А.
Общие положения
Учебная и производственная практика (по профилю специальности) являются составными обязательными частями основной образовательной программы среднего профессионального образования в Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) и представляют собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку студента.
Задача практики – освоение видов профессиональной деятельности, систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессиональных модулей, предусмотренных образовательным стандартом по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Этапы практики
Производственная практика (по профилю специальности)студентов проводится в три этапа в рамках четырех профессиональных модулей (ПМ):
• ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
Срок проведения – 3 семестр, объем времени – 2 недели;
итог практики – дифференцированный зачет;
• ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
• ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Срок проведения – 4 семестр, объем времени – 3 недели,
итог практики – дифференцированный зачет;
• ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
Срок проведения – 5 семестр, объем времени – 2,5 недели,
итог практики – дифференцированный зачет;
Учебная практикапроводится в рамках профессионального модуля ПМ. 05 Выполнение работ по профессии "Бухгалтер"
Срок проведения – 6 семестр, объем времени – 2,5 недели,
итог практики – дифференцированный зачет;
Студенты, не выполнившие программы практики, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.
МФЮА своевременно распределяет и направляет студентов по местам практики.
Студент может самостоятельно определить место прохождения практики. В этом случае, необходимо не позднее, чем за месяц до ее начала представить в деканат письменное заявление о месте прохождения практики.
В период прохождения практики студент обязан:
• посещать место проведения практики в течение всего установленного срока;
• соблюдать трудовую дисциплину, установленную в организации;
• выполнить задание практики и оформить соответствующие документы
Документы производственной практики
До начала практики на установочном семинаре студент получает комплект документов:
• методические указания по производственной практике;
• направление на практику (Приложение 1);
• задание на практику (Приложение 2);
• отчет (Приложение 3)
• дневник практики (Приложение 4);
• форму характеристики студента по месту практики (Приложение 5);
По окончании практики студенты проходят ее защиту с предоставление заполненных отчетных документов (дневник, отчет, характеристика, выполненные задания). Результаты защиты практики вносятся в ведомости, зачетные книжки и приложение к диплому.
Проведение зачета по практике планируется в последний день практики.
Требования к оформлению отчета о практике
• заполненный титульный лист (Приложение 3);
• отчет на 25-30 листах бумаги ротаторного формата. Отчет печатается шрифтом Times New Roman размер шрифта 14. Поля отчета верх, низ 2 см., левое поле – 3 см., правое 1см. Пронумерованные листы отчета брошюруются в папку-скоросшиватель, которая оформляется по установленному образцу. Отчет должен состоять из ряда разделов и содержать иллюстративный материал в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. В заключение отчета формируются выводы и предложения. Кроме того, важным разделом отчета о практике являются приложения: первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность и др.
• дневник практики (ежедневные краткие записи о проделанной работе);
• отзыв-характеристику руководителя практики с подписью и печатью организации.
Приложение 1
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАПРАВЛЕНИЕ
НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ
1.Ф.И.О._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Курс ________________
3. Группа ______________
4.Специальность ________________________________________________________________________________
5. Место практики ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Срок практики: с «___» __________ 201 г. по «___»________201 г.
7. Руководитель практики: _______________________________/подпись руководителя/ Собеседование проведено: _______________________________/подпись студента/
«______» ________________ 201 г.
М.П.
Декан факультета _________________________
Приложение 2
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ №1
Производственная практика (по профилю специальности)
ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
Семестр
В процессе прохождения практики студент изучает следующие вопросы, характеризующие деятельность объекта практики:
· сферу и направления деятельности предприятия;
· организацию работ в бухгалтерии;
· учетную политику организации;
· систему документооборота в бухгалтерии;
· систему внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации.
При этом необходимо:
а) произвести анализ следующих разделов бухгалтерского учета за отчетный период:
· состояния и организации оформления и учета первичных документов в бухгалтерии;
· порядок формирования регистров бухгалтерского учета;
· учета капитала организации (уставного, резервного и добавочного) и учредительных документов;
· учета денежных средств;
· учета основных средств и материальных запасов;
· учета денежных расчетов с контрагентами
· учета расчетов с персоналом по оплате труда;
· учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам;
· учета затрат на производство и расходов на продажу;
· учета впуска и продажи готовой продукции;
· учета финансовых результатов.
б) изучить порядок составления первичных документов по перечисленным разделам и составления соответствующих бухгалтерских записей (проводок).
в) самостоятельно оформить ряд первичных документов по основным разделам и сделать бухгалтерские записи (проводки).
г) самостоятельно заполнить:
· первичные документы;
· журнал регистрации хозяйственных операций;
· регистры бухгалтерского учета;
· оборотную ведомость;
· главную книгу.
Так как производственная практика носит ознакомительный характер, то студенту предлагается комплекс ситуационных задач, базирующихся на «сквозном» примере, охватывающем основные участки бухгалтерского учета, задачи, связанные с составлением и оформлением первичных документов и учётных регистров, что будет являться помощью в составлении отчета о практике.
Решение комплекса задач преследует цели систематизации теоретических и профессиональных практических навыков студентов в области учета и проверки их знаний и умений.
Комплекс задач практикума предпочтительно выполнять с использованием одной из программ бухгалтерского учета (например «1С Предприятие 8»).
Методические указания к выполнению практикума.
Задача № 1 (Сквозная задача).
Исходные данные:
Журнал хозяйственных операций:
№
| Дата
| Наименование хозяйственной операции
| Д
| К
| Сумма
|
| 01.01
| Сформирован уставный капитал ООО «Альфа» (деньги)
|
|
| 100 000
|
|
| Формирование уставного капитала от Иванова И.П., основное средство - компьютер
|
|
| 50 000
|
| 05.01
| Поступил в банк вклад в уставный капитал
|
|
| 100 000
|
| 08.01
| Поступили в кассу из банка деньги на хозяйственные нужды
|
|
| 10 000
|
| 08.01
| Выдали Петрову В.П. 5000 р. на покупку канцтоваров
|
|
| 5 000
|
| 10.01
| Взнос в уставный капитал от Иванова И.П, основное средство - компьютер
|
|
| 50 000
|
| 10.01
| Компьютер введен в эксплуатацию
|
|
| 50 000
|
| 12.01
| Оприходовали канцтовары от Петрова В.П.
|
|
| 5 000
|
| 12.01
| Списали канцтовары в бухгалтерию
|
|
| 5 000
|
| 13.01
| Оплатили ЗАО «ЛогоПро» за основное средство – печь сумма 23 600 (в т.ч. НДС – 18%)
|
|
| ?
|
| 14.01
| Получили от ЗАО «ЛогоПро» печь
|
|
| ?
|
| 14.01
| Учли НДС
|
|
|
|
| 15.01
| Ввели в эксплуатацию печь
|
|
| ?
|
| 15.01
| Принят к вычету НДС
|
|
|
|
| 16.01
| Оплатили ЗАО «Хлеб» за 100 кг. теста сумма 5 900 (в т.ч. НДС – 18%)
|
|
| ?
|
| 16.01
| Получили от ЗАО «Хлеб» 100 кг. теста
|
|
| ?
|
| 16.01
| Учли НДС
|
|
|
|
| 16.01
| Приняли НДС к вычету
|
|
|
|
| 17.01
| Списали в производство 50 кг. теста
|
|
| ?
|
| 18.01
| Оплатили счет ЗАО «Форт» за наладку печи сумма 4 720(в т.ч. НДС – 18%)
|
|
| ?
|
| 18.01
| Списали на затраты
|
|
| ?
|
| 18.01
| Учли НДС
|
|
| ?
|
| 18.01
| Приняли НДС
|
|
| ?
|
| 31.01
| Начислили зарплату работникам основного производства
|
|
| 50 000
|
|
| Удержали НДФЛ
|
|
| ?
|
|
| Начислили взносы органам социального страхования и обеспечения
|
|
| ?
|
| 31.01
| Списаны общехозяйственные расходы
|
|
| ?
|
| 31.01
| Сдали готовую продукцию 100 ед. на склад
(НЗП нет)
|
|
| ?
|
| 31.01
| Получили оплату за 50ед продукции от ЗАО «МИФ» сумма 94 400 (в том числе НДС 18%)
|
|
| ?
|
| 31.01
| Отгрузили 50 ед. продукции ЗАО «МИФ»
|
|
| ?
|
|
| Списали себестоимость
|
|
| ?
|
|
| Начислили НДС с продажи
|
|
| ?
|
| 31.01
| Определили финансовый результат
|
|
| ?
|
| 1.02
| Начислили амортизацию компьютера (основное производство)
|
|
|
|
| 1.02
| Начислили амортизацию печи
|
|
|
|
| 5.02
| Оплатили НДФЛ
|
|
| ?
|
| 5.02
| Оплатили взносы органам социального страхования и обеспечения
|
|
| ?
|
| 5.02
| Получено в кассу на выдачу заработной платы
|
|
| ?
|
| 5.02
| Выдана заработная плата из кассы
|
|
| ?
|
Задание:
1. Проанализировать каждую хозяйственную операцию и определить состав первичных документов.
2. Составить корреспонденцию счетов.
3. Открыть счета, подсчитать обороты и сальдо по ним.
4. Составить оборотную ведомость и главную книгу.
5. Составить бухгалтерский баланс.
Задача №2.
Студенту предлагается составить и оформить первичные документы, учётные регистры на основании следующих данных:
Исходные данные:
На предприятии ООО «Альфа» по кассе были осуществлены следующие хозяйственные операции:
1. 05 января 20__года. Произведен взнос наличными в уставный капитал ООО «Альфа» учредителем – Ивановым Петром Ивановичем в сумме 100 000 рублей. (Приходный кассовый ордер № 001)
2. 05 февраля 20__года. Получены деньги из банка по чеку № 89 900 на выдачу заработной платы – 152 700 руб., и на хозяйственные нужды – 10 000 рублей. (Приходный кассовый ордер № 002)
3. 06 февраля 20__года. Выдана зарплата работникам предприятия за февраль 20__ г. в сумме 152 700 руб. (Расходный кассовый ордер № 001) основание – платежная ведомость № 1.
4. 08 февраля 20__года. Получен возврат неиспользованных подотчетных сумм от завхоза Прохорова Валерия Владимировича (Приходный кассовый ордер № 003) согласно авансовому отчету № 01 от 08.11.20__ г. – 852 руб.(без НДС).
5. 09 февраля 20__года. Выдано под отчет экспедитору Семенову Ивану Петровичу (паспорт серия 45 21 № 653241 выдан ОВД «Кунцево» г. Москвы 22.01.02). По распоряжению руководителя ООО «Альфа» на хозяйственные расходы в сумме 5 000 руб. (Расходный кассовый ордер № 002), приложение служебная записка.
6. Получено от ЗАО «ИНТАРА» за реализованную продукцию согласно счету № 10 от 11.02.20__ г. (договор на поставку № 2 от 10.02.20__г.) – 59 000 руб.(в т.ч. НДС -18%) (Приходный кассовый ордер № 004).
7. Оплачен счет поставщика № 17 от 02.02.20__ г. за материалы в сумме 35 400 руб.(в т.ч. НДС – 18%) согласно договору № 7 от 02.02.20__ г. Деньги выданы представителю поставщика Гончарову А.Н. по доверенности № 5 от 01.02.20__г.(Расходный кассовый ордер № 003).
Сведения для подписи первичных документов ООО «Альфа»:
Генеральный директор – Широков Василий Петрович
Главный бухгалтер – Сомова Татьяна Ивановна
Кассир – Черных Елена Михайловна
Задание:
1. Оформить журнал хозяйственных операций.
2. Заполнить первичные документы.
3. Оформить журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов.
После защиты производственной практики (по профилю специальности) по "ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации" проводится квалификационный экзамен, в ходе которого студент должен продемонстрировать владение следующими профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ №2
|