Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные данной программой обучения. Работы, сданные позже положенного срока, не оцениваются. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
(РУДН)
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА № ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЯ
Кафедра:Социальной и дифференциальной психологии
Направление:Психология
Дисциплина:История психологии: 2-ой уровень
Кредит:3
Статус дисциплины:обязательный курс
4-й семестр, лекций – 16 часов, семинаров – 32 часа, самостоятельная работа – 48 часов.
Преподаватели:кандидат психол. н., доцентИрина Александровна Новикова,
кандидат психол. н., доцентМарина Александровна Рушина
Телефон: 434 – 43 – 64, доб. 12-67 (кафедра социальной и дифференциальной психологии), каб. 627
E-mail: rushina_ma@pfur.ru
Москва, РУДН, 2016г., январь
Описание курса
Цель курса:
Основная целькурса «История психологии» - рассмотрение и анализ возникновения и развития научных знаний о психической реальности.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса нужно решить следующие задачи:
· изучить генезис основных психологических понятий, представлений и направлений в исторической перспективе; выявить их исходные позиции, рассмотреть процессы взаимовлияния и тенденции развития в современности;
· систематизировать, обобщить и осмыслить психологические знания, полученные при изучении курсов общей, возрастной, педагогической, социальной и др. психологии;
· развить умение чтения научной психологической литературы с более глубоким пониманием смыла и значения используемых психологических терминов и проникновением в сущность описываемых закономерностей;
· показать необходимость знания истории вопроса для грамотной постановки и решения проблемы психологического исследования по любой тематике;
· способствовать формированию нравственных и этических норм будущих специалистов на примерах рассмотрения драматических судеб и борьбы во имя истины выдающихся ученых прошлого.
Содержание курса:
Психология относится к числу таких наук, без знания истории развития которых, невозможно понять их современное состояние. Дисциплина «История психологии» изучается студентами-психологами на втором курсе, в течение двух семестров. Специфика содержания данного курса состоит в том, что его изучение во многом опирается на знания, полученные студентами в предыдущие периоды обучения (по курсам философии, общей, возрастной, социальной психологии и др.). Изучение истории развития научных психологических знаний во многом способствует повторению, более глубокому пониманию и осмыслению, систематизации основных психологических понятий, категорий, направлений, теорий. Без освоения истории психологии невозможно получение полноценного «базового» психологического образования.
В данном курсе рассматриваются основные линии развития научных знаний о психической реальности от античности до наших дней. Содержание курса включает в себя шесть основных разделов: «Введение», «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе», «Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании», «Выделение психологии в самостоятельную науку», «Развитие психологии в ХХ веке» и «Заключение».
Организационно-методическое построение курса:
В третьем семестре изучаются разделы «Введение», «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе» и «Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании» (17 часов лекций и 34 часов семинарских и практических занятий), в четвертом – «Выделение психологии в самостоятельную науку», «Развитие психологии в ХХ веке» и «Заключение» (16 часов лекций и 32 часа семинарских и практических занятий).
В ходе изучения курса студенты знакомятся с рядом первоисточников и делают их краткие конспекты. Для систематизации изученного в каждом разделе материала составляются сравнительные таблицы и схемы. В качестве итогового задания по всему курсу составляется «Схема развития психологии», в которой показываются основные линии развития основных психологических понятий, школ и направлений. На семинарских занятиях обсуждаются наиболее сложные вопросы изучаемой темы, прочитанные студентами первоисточники, выполненные творческие работы, доклады, подготовленные по дополнительной литературе. Ряд семинаров проводится в форме диспутов с элементами ролевой игры.
Внутрисеместровые контрольные работы и текущие аттестации включают тестовые вопросы и задания на понимание и осмысление изученного материала. Обязательным компонентом итоговых аттестаций является устная «защита» подготовленных схем.
Обязательная литература:
Аристотель. О душе // Аристотель. Собр.соч. В 4 т. – Т. 1. – М., 1976.
Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. - М., 2004.
Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Соч. Т.1. – М., 1989.
История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1986.
История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.
Платон. Пир // Платон. Собр.соч. В 4 тт. – М., 1990. – Т. 1.
Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб, 2001. – С. 3-117.
Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию // Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб, 2001. – С. 118-208.
Сеченов И.М. Элементы мысли // Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб, 2001. – С. 209-355.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998.
Дополнительная литература
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.
Бехтерев В.М. Объективная психология. – М., 1991.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.:В 6 т. – Т.3. – М., 1983. – С. 5-328.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 1. – М., 1983. – С. 291-436.
Гельвеций К.А. Об уме // Антология мировой философии. Т.2. – М., 1970.
Гоббс Т. Левиафан. – М., 2001.
Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой ум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч. – Т.1. – М., 1989.
Джемс У. Психология. М., 1991.
Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Д. Дидро. Соч. Т. 2. – М., 1991.
Кондильяк Э.Б. Трактат об ощущениях // Э.Б. Кондильяк. Соч. – Т. 2. – М., 1982.
Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. - М., 1992.
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Г.В. Лейбниц. Соч. – Т. 2. – М., 1983.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. Т. 1. – М., 1985.
Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собр.соч. В 4 тт. – М., 1990. – Т. 1. – С. 3-63.
Лукреций Т. К. О природе вещей. – М., 1983.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003.
Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1998.
Платон. Апология Сократа // Платон. Собр.соч. В 4 тт. – М., 1990. – Т. 1. – С. 70-96.
Психологическая наука в России в XX столетии: история и теория / Под ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997.
Рассел Б. История западной философии. – Ростов-н/Дону, 1998.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997.
Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. – М., 1957.
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002.
Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. – М., 1999.
Феофраст. Характеры. – М., 1993.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1991.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1989.
Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. – М., 1996.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. _ СПб., 1997.
Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 1994.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.
Условия и критерии выставления оценок:
Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные данной программой обучения. Работы, сданные позже положенного срока, не оцениваются.
Работа студентов на семинарах включает в себя участие в обсуждении проблемных вопросов (вопросы для повторения и обсуждения), ответы на вопросы преподавателя, внимательное слушание, конспектирование и обсуждение докладов, подготовленных другими студентами, и др.
Минимальная отметка 0,5 балла выставляется, если студент присутствовал на семинаре, внимательно слушал ответы одногруппников, но сам не отвечал.
1 балл выставляется, если студент один – два раза правильно ответил на дополнительный вопрос или выступил с небольшим дополнением.
1,5 – 2 балла выставляются при активном участии студента в предлагаемых формах работы на семинаре, в зависимости от полноты и правильности ответов.
Максимальная оценка 2-3 балла выставляется, если студент активно работал в течение всего семинара (принимал участие во всех формах работы) и давал абсолютно обоснованные, полные и правильные ответы (за постоянную работу на семинарском занятии студент получает возможность превысить 100бальную оценку).
В случае, если студент присутствовал на семинаре, но неоднократно нарушал дисциплину, отвлекался, занимался посторонними делами, мешал работе группы и др., то он не получает баллов (отметка 0 баллов).
Темы устных сообщений (докладов) приведены в настоящей программе, и студенты знакомятся с ними заранее. Как правило, каждый студент выступает с таким докладом один раз в семестр. Выступление со вторым докладом возможно, если все члены группы уже выступили с сообщением, либо студент, который выбрал определенную тему доклада, не может с ним выступить по той или иной причине. Все вопросы по выбору темы докладов и очередности выступлений согласуются с преподавателем.
Максимальная оценка за выступление с докладом – 4 балла –складывается из следующих компонентов:
0,5 – 1 балл –наличие специально подготовленного текста или развернутого плана выступления. В случае болезни студента или других непредвиденных обстоятельств подготовленный материал защитывается вместо выступления. При отсутствии такого текста, использовании непосредственно учебника, книги, ксерокопированных материалов и т.п. – От итоговой оценки отнимается 1 балл.
1 – 2 балла –содержание, полнота, логичность изложения. Осмбеннж ценится уверенное владение материалом, самостОятельность изложение, творческий подход.
0,5 – 1 балл –презентационные навыки студента, контакт с аудиторией, использование наглядности (доска или специально подготовленные пособия), ответы на дополнительные вопросы преподавателя и студентов.
Во 2-ом семестре текущего учебного года каждый студент должен выступить с сообщением и докладом. Разница в оценивании данной работы заключается в том, что при выступлении с докладом студент должен использовать презентационный материал, тогда он может претендовать на максимальный балл (4 балла).
Участие в групповом диспуте предполагает, что студенты заранее распределяют материалы выступления (отражающего точку зрения выбранного философа), готовят элементы наглядности (портреты, книги и др.), придумывают элементы драматизации (мини-сценки). Работа каждого студента в мини-группе оценивается из 5 баллов,в зависимости от подготовленности, активности, ориентации в материале, умения ответить на вопросы ведущего и «оппонентов» (представителей других мини-групп). Каждой мини-группе за творческий подход к выступлению, оригинальность, глубину понимания материала, доступность изложения добавляется до 2 баллов (что дает возможность превысить 100бальную оценку).
Контрольная работа и текущая аттестации выполняются в устной и письменном форме. В работу включаются как тестовые задания, так и вопросы, требующие самостоятельных развернутых ответов, которые оцениваются в зависимости от их правильности, полноты и обоснованности.
Баллы (0,5) за посещение и работу на лекции выставляются в том случае, если студент не просто присутствовал на лекции, но и внимательно слушал преподавателя, не отвлекался, вел конспект, не мешал работе группы. В случае, если студент опоздал на лекцию более, чем на 10 минут, неоднократно отвлекался и получал замечания преподавателя, занимался посторонними делами и т.п., баллы за посещение лекции не выставляются. В спорных случаях преподаватель имеет право проверить наличие и полноту конспекта лекции.
Балльная структура оценки:
Четвертый семестр
Виды учебной работы
| Кол-во
| Макс. кол-во баллов за 1 работу
| Максимальная сумма баллов
| Минимально допустимая сумма баллов
| Посещение и работа на лекции
|
| 0,5
|
|
| Посещение семинарских занятий
|
| 0,5
|
|
| Активная работа на семинарских занятиях
|
| 2-3
| 26-39
|
| Выступление с сообщением
|
|
|
|
| Выступление с докладом
|
|
|
|
| Участие в групповом диспуте
|
| 5-7
| 5-7
|
| Конспекты
|
|
|
|
| Творческие домашние задания
|
|
|
|
| Итоговая схема
|
| 7-10
| 7-10
|
| Презентация и защита схемы
|
|
|
|
| Контрольная работа (в письменной форме, по завершении раздела изучения)
|
|
|
|
| Текущая аттестация (в виде экзамена)
|
|
|
|
| Итого
| 100-131б.
(с учетом того, что не каждый сможет выступить на занятии и с учетов выпадающих занятий на праздничные дни)
| 52б.
| Шкала оценок:
|