ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Ф-01-4-45-14
АКАДЕМИЯ «КОКШЕ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология и развитие человека»
Для специальности : «Педагогика и методика начального обучения» 5В010200, «Педагогика и психология» 5В010300, «История» 5В011400.
г. Кокшетау,
2014 г.
На основании ГОСО РК, типовых и рабочих учебных планов, направлений подготовки (на основании каких документов).
Составил: _______________________________
Рассмотрено на заседании кафедры «Психолого-педагогических дисциплин»
«____» августа 2014 г. Протокол № ________
Зав.кафедрой _____________ ____Кукубаева А.Х.
Одобрено учебно-методическим советом гуманитарно-педагогического факультета
«____» августа 2014г. Протокол № ________
Председатель УМС факультета : ________________ Кажыбай А.Т.
Ф-01-4-45-14
Академия «Кокше»
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан гуманитарно-педагогического
факультета _________Молгаждаров К.К.
«____» _____________2014 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине: «Психология и развитие человека»
Гуманитарно-педагогический факультет
Специальность: ««Педагогика и методика начального обучения» 5В010200, «Педагогика и психология» 5В010300, «История» 5В011400.
Курс __1_
Семестр ___1,2_
Количество кредитов __3_
Общее количество часов __135__
Лекции __30_
Практические занятия ___15
СРС __45__
СРСП ___45__
Форма контроля: экзамен
Кокшетау, 2014 г.
Программа дисциплины составлена _________________________________________________
Ф.И.О., уч. степень или звание составителей)
На основании ГОСО РК, типовых и рабочих учебных планов, направлений подготовки (на основании каких документов).
Рассмотрено на заседании кафедры _________________
«____» ____________ 201___г. Протокол № ________
Зав.кафедрой _____________ ______________________________
Одобрено учебно-методическим советом факультета _________________________________________________
_________________________________________________________________________________
«____» ____________ 201___г. Протокол № ________
Председатель УМС факультета : ________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психология и развитие человека рекомендована Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в качестве учебной дисциплины для студентов специальности «Педагогика и психология», квалификация – педагог- психолог, преподаватель психологии и педагогики.
Программа учебной дисциплины состоит из введения, содержательного блока, контрольно-измерительного и ресурсного блоков. Во введении представлены требования ГОС ВПО к обязательному минимуму дисциплины и основные дидактические единицы, сформулированы цель и задачи дисциплины, подробно описаны требования, предъявляемые к уровню освоения содержания дисциплины. Дана краткая характеристика форм контроля и показано распределение учебного материала по модулям и по семестрам. Содержательная часть программы представляет теоретическую (лекции) и практическую (практические и лабораторные занятия) части дисциплины. В разделе контрольно-измерительных материалов находится описание рейтинговой оценки работы студентов, приводятся контрольные тесты, вопросы к зачету и экзамену. В ресурсной части программы приведена литература, рекомендуемая для изучения дисциплины и электронные ресурсы.
НАЗВАНИЕ КУРСА / ДИСЦИПЛИНЫ
| Психология и развитие человека
|
КУРС
|
| СЕМЕСТР
|
| ТИП КУРСА
(ООД ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНА, БД- БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА, ПД – ПРОФИЛИРУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА,
ДВО – ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВИД ОБУЧЕНИЯ)
|
|
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ЗА НЕДЕЛЮ
| КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО
| КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ
(ECTS)
| ТИП КОНТРОЛЯ
(З-зачет, К-коллоквиум, Э-экзамен, О-отчет)
| УРОВЕНЬ ДИСЦИПЛИНЫ
| Л
| П
| Лаб
|
|
|
|
|
| Э
| БАКАЛАВРИАТ
|
ПРЕРЕКВИЗИТЫ
| 1) общая психология (основные закономерности и принципы организации психической деятельности человека, его психических процессов и состояний);
2) возрастная психология (закономерности развития человеческой психики в онтогенезе, возрастные кризисы развития личности).
| ПОСТРЕКВИЗИТЫ
| 1) основы психологического консультирования;
2) дифференциальная психология (система индивидуально-психологических различий, характеризующих отдельных индивидов, так и представляемые ими группы и социальные общности);
3) педагогическая психология (развитие личности в контексте обучения и воспитания).
| ЦЕЛИ КУРСА
| изучение закономерностей развития личности на разных возрастных этапах (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый период, юность, зрелость, старость), а также в условиях депривации и особых условиях.
| КОМПЕТЕНЦИИ
| 1)знать:
- ведущие детерминанты и основные закономерности развития, механизмы и динамику психического развития;
- основные теории развития в отечественной и зарубежной психологии;
- основные подходы к решению проблем психического развития
2)уметь:
- пользоваться специальной и справочной литературой;
- владеть категориальным и научно-методологическим аппаратом дисциплины;
- критически анализировать и оценивать различные подходы в возрастной психологии;
3) обладать способностями:
- подбирать соответствующие возрасту методы диагностики и консультирования и использовать их в работе психолога;
- решать практические задачи, связанные с возрастным консультированием, возрастной диагностикой, психопрофилактикой возрастных проблем;
- прогнозировать дальнейшее развитие личности;
4) обладать мотивами готовности к саморазвитию и самоорганизации деятельности психолога;
5) проявлять познавательную активность, дисциплинированность, организованность, ответственность, инициативность, настойчивость, креативность, эмпатию, толерантность и др.
·
| СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
| Основные дидактические единицы
1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка.
2. Проблема периодизации психического развития:проблема возраста и возрастной периодизации, кризисы в развитии; проблема соотношения обучения и развития.
3. Детство как этап психического развития человека: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст.
4. Психология младшего школьного возраста.
5. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.
6. Психология зрелых возрастов: молодость, зрелость, старость.
7.Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в условиях депривации и особых условиях
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ модуля
| Наименование курса
| Лекции
| Практич.
| СРСП
| СРС
| 1.
| Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии;
проблема детерминант психического развития ребенка
|
|
|
|
| Проблема периодизации психического развития:
проблема возраста и возрастной периодизации, кризисы в развитии; проблема соотношения обучения и развития.
|
|
|
|
| Детство как этап психического развития человека:
младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст.
|
|
|
|
| 2.
| Психология младшего школьного возраста
|
|
|
|
| Психологические особенности подросткового и юношеского возраста
|
|
|
|
| Психология зрелых возрастов: молодость, зрелость, старость.
|
|
|
|
| Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.
|
|
|
|
|
| ВСЕГО:
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1 .Ведение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка
Тема 2.Проблема периодизации психического развития:
проблема возраста и возрастной периодизации, кризисы в развитии; проблема соотношения обучения и развития.
Тема 3. Детство как этап психического развития человека: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст.
Тема 4. Психология младшего школьного возраста
Тема 5. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста
Тема 6. Психология зрелых возрастов: молодость, зрелость, старость.
Тема 7. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1. Стадиальность психического развития
Занятие № 2. Психологические особенности развития ребенка от рождения до 3-х лет
Занятие № 3. Развитие психики ребенка в дошкольный период
Занятие № 4. Психология младшего школьника
Занятие № 5. Особенности подростковой субкультуры
Занятие № 6. Психология ранней юности
Занятие № 7. Психология молодости
Занятие № 8. Психология поздней зрелости
ТЕМАТИКА СРСП
Тема №1. Методы исследования в психологии развития
Тема №2. Психодиагностические и развивающие методы в работе психолога
Тема №3.Психодиагностические методы исследования ребенка в раннем детстве
Тема №4. Психодиагностические методы исследования детей в дошкольном возрасте
Тема №5. Психодиагностика детей в дошкольном возрасте
Тема №6. Психодиагностика развития младшего школьника
Тема №7. Психодиагностика развития подростка
Тема №9. Психология зрелости
Тема №8. Развивающая работа психолога в юношеском возрасте: развитие познавательной активности студентов
ТЕМАТИКА СРС
Тема 1 . Ведение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка
Тема 2.Проблема периодизации психического развития:
проблема возраста и возрастной периодизации, кризисы в развитии; проблема соотношения обучения и развития.
Тема 3. Детство как этап психического развития человека: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст.
Тема 4. Психология младшего школьного возраста
Тема 5. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста
Тема 6. Психология зрелых возрастов: молодость, зрелость, старость.
Тема 7. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.
Тема 8. Стадиальность психического развития
Тема 9. Психологические особенности развития ребенка
Тема 10. Развитие психики ребенка в дошкольный период
Тема 11. Психология младшего школьника
Тема 12. Особенности подростковой субкультуры
Тема 13. Психология ранней юности
Тема 14. Психология молодости
Тема 15. Психология поздней зрелости
|