Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИИ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ

ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Отечественная дефектология исходит из того, что умственные способности или умственное развитие человека не определяются лишь врожденными свойствами личности.

Исследования показали, что состояние умственных способностей и раз­витие психической деятельности в целом находятся в тесной зависимости от условий воспитания индивидуума, от педагогических воздействий. При этом не отрицается значимость врожденных задатков ребенка: типа нервной системы, анатомо-физиологических особенностей организма ребенка или же специальных способностей (музыкальных, изобразительных, математиче­ских и пр.).

Современная дефектология ни в коей мере не ставит своей целью определять, измерять умственные способности или умственное развитие детей, поскольку не уровень умственного развития определяет принадлеж­ность ребенка к категории умственно отсталых детей. Умственная отста-" лость рассматривается как такое нарушение познавательной деятельности, которое имеет стойкий характер и является следствием органических нарушений центральной нервной системы. Отсутствие одного из этих критериев исключает диагноз «умственная отсталость». Из этого следует, что диагностирование умственной отсталости требует ее отграничения от состояний, при которых может присутствовать лишь один из компонентов умственной отсталости. Варианты этих сходных состояний многообразны. Более типичны задержка развития, педагогическая запущенность, частич­ные затруднения в обучении, недостаточность речи, слуха, физическая ослабленность и пр.



Необходимость в диагностировании умственной отсталости и отграничении ее от других состояний в основном возникает в связи с отбором детей во вспомогательные школы, которые предназначены только для умственно отсталых детей, или в связи с комплектованием других специальных детских учреждений.


Отечественная дефектология считает каждую ошибку в определении умственной отсталости не только педагогической или врачебной, но и ошибкой нравственной. Такие ошибки наносят ущерб ребенку, задерживают его развитие, ограничивают его образовательные возможности.

Отечественными исследователями разработаны принципы проведения диагностики умственной отсталости с целью отбора детей во вспомогательные школы. Прежде всего должно быть проведено комплексное и всестороннее клиническое и психолого-педагогическое обследование ребенка врачами и педагогами. Первые, изучая анамнестические данные и проводя клиническое обследование, определяют состояние центральной нервной системы, анали­заторов, высшей нервной деятельности, физическое состояние ребенка. Педагоги исследуют круг представлений ребенка, состояние школьных знаний, уровень познавательной деятельности в целом. Без сопоставления и анализа всех этих данных диагноз «умственная отсталость» (олигофрения или деменция) вообще поставлен быть не может.

Психолого-педагогическое обследование ребенка не ограничивается лишь одноразовым обследованием его в специальной приемно-отборочной комис­сии, которая является консультационным и официальным органом.

При оценке познавательных возможностей олигофренопедагог (член ко­миссии) использует данные длительных наблюдений за ребенком в школе, семье или детском саду.

Психолого-педагогическое обследование не сводится к установлению уровня школьных знаний или богатства жизненного и учебного опыта ребенка. То и другое не может служить критерием ума ребенка, так как находится в зависимости не только от своеобразия его психического развития, но и от условий жизни и воспитания. Должен исследоваться не какой-либо один из компонентов интеллектуальной деятельности ребенка, а его личность в целом—особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

В процессе обследования ребенка дефектологи руководствуются также принципом его динамического изучения, сформулированным и теоретически обоснованным Л. С. Выготским в его учении о зонах ближайшего развития. Согласно этому принципу учитывается не только то, чтб ребенок умеет или знает в данный момент, но и то, как расширяются его возможности в отношении усвоения знаний, овладения умениями, приобретения опыта, выполнения той или другой умственной деятельности в связи с оказываемой ему помощью со стороны взрослых.

Если ребенок успешно использует помощь взрослых, которая оказывает положительное влияние на результаты его умственной деятельности, если ребенок способен благодаря помощи пополнять свой опыт, переносить его в новые условия, то не может быть сомнения в том, что его познавательная деятельность находится в пределах нормы. В противном случае можно говорить о низких потенциальных возможностях ребенка. Если последнее обусловлено органическими нарушениями центральной нервной системы,


имеются все основания для того, чтобы признать такого ребенка умственно отсталым.

К методам психолого-педагогического обследования ребенка в условиях приемно-отборочных комиссий относятся беседа с использованием картины, литературного текста, наглядных материалов, наблюдения над игровой дея­тельностью ребенка, исследование состояния школьных знаний и навыков.

Надо признать, что в последнее время дефектологи все более ощущают несовершенство методов диагностирования умственной отсталости. Сущест­вующая организация и методы отбора детей во вспомогательные школы не обеспечивают в полной мере реализацию теоретических принципов, которые лежат в основе комплектования этих школ. В частности, в процессе диагностирования умственной отсталости недостаточно используется экспе­риментально-психологический метод. Между тем его оптимальное исполь­зование позволило бы соотносить уровни психического развития испытуемого с возрастными нормативами. Речь идет отнюдь не о реабилитации психо­метрии, которая давала лишь количественные характеристики отдельных компонентов психической деятельности и не учитывала внутренних процес­сов и причинной обусловленности тех или иных результатов тестовых испытаний. Современные дефектологи и психологи ищут такие приемы психологического обследования, которые позволили бы объективно опреде­лить качественное своеобразие развития наиболее важных компонентов психической деятельности с соблюдением принципа динамического изучения личности. Таким образом, поиски ученых направлены на изыскание дина­мических экспериментально-психологических методов диагностирования ум­ственной отсталости.

Первые исследования в этом направлении (Б. В. Зейгарник, М. С. Певз-нер, С. Я. Рубинштейн, А. Я. Иванова, С. Д. Забрамная и др.) дают обнаде­живающие результаты и вселяют уверенность в том, что отечественные дефектологи и психологи восполнят этот пробел.

Совершенствование всей системы диагностирования умственной отста­лости идет и по пути улучшения организации отбора детей во вспомога­тельные школы. Практикуются приемы, которые позволяют удлинить, а следовательно, и углубить наблюдения над ребенком. Сюда следует отнести создание диагностических групп для изучения кандидатов во вспомогательные школы.

Перед отечественной дефектологией стоит задача и более ранней (в дошкольном возрасте) диагностики умственной отсталости. В этом случае окажется возможным направлять умственно отсталого ребенка в специаль­ный детский сад или во вспомогательную школу без его предварительного пребывания в массовой школе,

В плане развития дифференциальной диагностики все острее встает пробле­ма отграничения умственной отсталости от состояния задержанного развития. Дело, конечно, не в том, чтобы ограничиться констатацией: «Это—умственная отсталость, это—задержка развития». Речь идет о создании оптимальных ус-

Тетр. 24Зан. 338:


ловий для выведения ребенка из этого состояния. Совершенно очевидно, что детям с задержками в развитии не место во вспомогательной школе для умст­венно отсталых детей, не место им и в обычных классах массовой школы с ее содержанием обучения, темпом работы, наполняемостью классов. Пребыва­ние ребенка с задержанным темпом развития в массовой школе не только не обеспечивает преодоления этой задержки, но, наоборот, усугубляет это состо­яние, наслаивая на него педагогическую запущенность. В этой связи встает вопрос о создании особых классов при массовых школах или самостоятельных специальных школ для детей с задержкой психического развития, где смогут в достаточно широких масштабах осуществляться индивидуализированные психолого-педагогические и медицинские мероприятия. В итоге дети смогут вернуться в обычные классы массовой школы и быть в состоянии успешно справиться с ее программой.

Осуществляемая в Институте коррекционной педагогики эксперименталь­ная работа по изучению и обучению детей с задержкой психического развития подтвердила эффективность и социальную значимость специальной системы обслуживания этих детей. Министерство просвещения признало необходи­мость создания специальных классов и школ для детей с задержкой психического развития.

* * *

Коренные изменения всей политической и экономической жизни и становление Российской Федерации в качестве суверенного государства положило начало демократизации общественной жизни.

Переход к новым условиям жизни сопровождается обострением экономи­ческих трудностей государства, которые привели к обеднению основной массы российского народа, его социальному неблагополучию; ухудшилась и экологическая обстановка в стране.

Все это, как неоднократно нами отмечалось в данной работе, привело к увеличению смертности, сокращению рождаемости и росту числа детей с патологией физического и психического развития. Россия стала занимать одно из последних мест в мире по состоянию здоровья детей.

Таким образом все большую остроту приобретают вопросы дефективного детства, с решением которых государство своими силами уже не справляется. На помощь приходят различные фонды, благотворительные организации, церковь, меценаты и коммерческие предприятия. Народы России не теряют оптимизма во взглядах на свое будущее. Вместе с решением экономических, социальных задач по окончании переходного периода в жизни нашего государства потеряет свою остроту и проблема аномального детства. Чтобы этот оптимизм имел достаточные основания, государство должно решить экономические, социальные проблемы, в противном случае Россию ждут социальные и духовные беды, граничащие с непоправимой катастрофой— вырождением российских народов.


Приложение

36 ЛЕТ СРЕДИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ1 Дневник Е. К. Грачевой

Подлинник публикуемого впервые дневника Е. К. Грачевой «36 лет среди больных детей» представляет собой рукопись в общей тетради, последняя запись в которой сделана 10 марта 1932 года.

Рукопись дневника получена X. С. Замским вместе с другими архивными материалами В. П. Кащенко от его вдовы А. В. Кащенко и передана на хранение в Архив народного образования (фонд X. С. За-мского).

1) Публикуется без исправлений.


36 лет я прожила среди больных детей: идиотов, умственно отсталых, припадочных и калек. Много, очень много страданий я видела и детей и их родных, но и много отрадного пережила я с «моими детками», как я их называю. «Зачем тратите вы время и силы на такой напрасный труд? Ни одного идиота, ни одного морально-дефективного не исправите»—как часто приходилось мне слышать эти слова.

Просматривая дневник, который я вела в продолжение многих лет, уничтожаю то, что писала под впечатлением минуты, другим хочу поделиться; быть может кому-нибудь и пригодятся мои многолетние наблюдения.

Я работала в 3-х учреждениях: в приюте на Белоозерской с 1894 по 1910 г., в приюте на Мариинской с 1910 по 1930г. и в Эммануиловском с 1919-20 по 30г.

Всего я наблюдала 1888 детей:

В приюте на Белоозерской.................. 440

на Мариинской..................... 1309 . '

в Эммануиловском приюте .... 124

Со многими сама занималась в классе и индивидуально.

Приют на Белоозерской

24 августа 1894г. я ходила по бедным (была членом-обследователем Человеколюбивого Общества). Какой ужасный случай! Пьяная мать толкнула свою девятилетнюю дочь. Таня (так зовут девочку) разбила о чугун голову и через год стала «совсем глупая». Мать скончалась в Обуховской больнице, в отделении алкоголиков. Отец работает на фабрике и тоже пьет—некому присмотреть за несчастной девочкой. При виде меня Таня испугалась и стала громко кричать, но, когда я ей показала пряник, она, как дикий зверек, выхватила его, убежала и спряталась под стол. По отзывам соседей Таню дразнят и бьют. Несчастную девочку необходимо скорее определить.

27 августа. Отказали! Ни Человеколюбивое Общество, ни общество попечения о бедных и больных детях не имеет приюта для таких детей. Я взялась похлопотать о ней.

31 августа. Опять неудача! Я ездила в больницу Св. Николая Чудотворца. Там малолетних не принимают.

/ сентября. Была сегодня на Удельной. В больнице Цесаревича прекращен прием малолетних; зашла в городскую больницу св. Пантелеймона—ответ тот же: «детей не принимаем». Долго искала немецкий приют Эммануила. Приют принадлежит лютеранской Петропавловской церкви. «Если бы она—несчастная девочка, о которой вы говорите, была лютеранка, ее, вероятно, приняли бы не в очередь, а вакансий для православных у нас мало и все заняты»,—сказала мне начальница.

2. сентября. Была в частной лечебнице д-ра Фрея. Ответ тот же: «Детей не принимаем». Проехала в клинику. «Если случай интересный, быть может, на


время возьмем»,—ответил мне дежурный врач.—А потом что? Опять возвращать в грязный подвал на холод, голод и побои?

5 сентября. Радостный для меня день. Домовладелец предложил мне заняться «новым в России делом». Дал для начала 150 руб. От соседней квартиры велел присоединить к моей одну комнату.

9 сентября. На собрании Общества попечения о бедных и больных детях я сообщила о результатах моих хлопот о Тане. Все рады началу нового благого дела. Говорят, что оно быстро увеличится. Уже рекомендуют вторую девочку, которую не могли принять в приют калек, как полную идиотку. Обещали мне помочь в закупке инвентаря. Хозяйства у меня пока не будет. Советуют брать обед из столовой при доме трудолюбия. Там же белье и платья будут шить на 3-х—4-х девочек.—«Одно благотворительное учреждение должно помогать другому».

14 сентября. Как хорошо, весело мне: никогда ни балы, ни театры—ничто не доставляло мне так много радости, как эти дни. Ну, и устала же я! По магазинам ходили—старались подешевле купить.

25 сентября. Жильцы-соседи, наконец, выехали. Квартирка вышла преми-ленькая: одна комната и кухня, обращенная в ванну и мштенький коридорчик. Купила хорошенькие обои. Хотела розовые, но посоветовали белые. Полы будут летом красить. Сегодня прорубили дверь в мою комнату. Через три дня будет все готово. Хоть бы скорее деток принять!

27 сентября. Какая досада! Я простудилась, с неделю надо полежать. Это не беда, но Таня из-за меня лишние дни страдает—это ужасно!

1 октября. Наконец я поправилась! Завтра деток приведут. Какая вышла хорошенькая комната. Няня повесила занавеску-штору, поставили две кроватки с сетками для детей и одну для няни, у окна стол со шкаликом и три стула, в углу на табуретке умывальная чашка с кувшином, рядом висят два полотенца. На другой стене (повыше) полка для игрушек. Мне говорили, что это лишнее—«идиоты игрушек не понимают». Я с этим не согласна: как могут быть дети без игрушек.

8 октября. День начала моей жизни. Что ждет меня? Радость или горе? Работы я не боюсь, но справлюсь ли я? Ах, зачем девушек не учат уходу за детьми?

75 октября. Целую неделю я дневник не писала—не до того было, так захлопоталась! Как хорошо мне, весело с «моими детками». Первая жертво­вательница М. К. К. привезла 8 октября «на счастье» большой черный хлеб со стеклянной солонкой, 10 ф. макарон, 5 ф. масла, 50 шт. яиц и 1 мешок муки. Посчитали мы наш капитал, всего было издержано на устройство 116 р. 33 коп., осталось 33 руб. 17 коп. Каков он будет через 10 лет?

Около 2-х часов принесли Шуру—что за несчастное существо! Руки переломаны, ножки сведены, слепая, глухая, немая. Пока няня приготовляла ванну, я хотела Шуру напоить молоком, но молоко выливалось изо рта. Мать Шуры достала соску, вернее грязную тряпку, пожевала черный хлеб, завернула и сунула Шуре в рот. Посоветовали купить рожок—это для 7-летней девочки! Когда Шуру купали, она жалобно стонала, но когда ее уложили в теплую постельку, покрыли ватным одеялом и белый пикейным, дали рожок с теплым молоком, она скоро уснула. Мать хотела в ноги поклониться, села около кроватки и зарыдала. Впервые я видела слезы радости. Вскоре привели Таню:

1) Дом Грачевых на Б. Белоозерской улице был в 1890 приобретен архимандритом Игнатием.

— • 357


она так кричала, что мы вышли на лестницу встречать «дорогую гостью». Как трудно было ее стричь и мыть, два раза из ванной выскочила. На новое платье внимания не обратила. Суп пролила. Макароны с сахаром понравились, сразу успокоилась. Куклу бросила. Держит в руках сладкую булку, смотрит на нее и улыбается. За неделю мои детки сделали большие успехи: Шура меньше стонет, все болячки от грязи отвалились, а Таня делается «воспитанной барышней»,—как няня в шутку ее называет. Таня здоровается и прощается (кланяется), по нескольку раз в день, ничего со стола не хватает, кушает опрятнее. Даже сама берет салфетку и просит завязать, целые дни сидит на низенькой скамеечке и качает куклу, что-то напевая—у нее есть голос и музыкальный слух. Но от крика еще не отучилась, особенно во время мытья. Бранные слова забывает. День мы проводим так: утром в 8 часов начинается туалет моих деток, он берет много времени, надо приготовить теплой воды (когда их мыли холодной водой—они больше кричали), смазать и присыпать. Таня за неделю 2 раза шутя кувшин опрокинула, няня сердилась. А я радуюсь. Значит, перестает бояться, начинает шалить. Таня пьет чай с молоком и булкой за маленьким столиком у меня в комнате. Шуру няня приучает пить молоко с ложечки, но эта премудрость ей не дается: молоко изо рта выливается... После чая няня убирает комнату, а я показываю Тане книжку с крупными, яркими картинками, но это ее мало интересует, она бежит к большому зеркалу и разговаривает (издает звуки—она почти немая), поднимает, опускает руки, кланяется и громко смеется. Если погода хорошая, мы идем на двор, там для нас скамеечку поставили. Я сижу на солнышке с Шурой, а няня бегает с Таней. Один раз я попробовала взять ее на улицу, но она толкала прохожих и подняла такой крик, что я поспешила вернуться. Иногда приходят соседи и приносят сладкое, но мне это не нравится. Боюсь, чтобы Таня не стала попрошайкой. Когда мы приходим домой, няня идет за обедом. Таня уже голодна и начинает выражать неудовольствие. В столовой обед иногда запаздывает, думаю ввести завтрак: в 12 часов давать по чашке молока с куском черного хлеба, или варить яйцо. После обеда моих деток раздевают и укладывают спать. Удивляюсь, как Таня много спит. Когда встанет, всегда бывает веселая. Игрушки, даже постройки—не понимает. Любит смотреть на зажженную лампу, если качнуть ее, то громко хохочет, даже прыгает. Ужин у нас ровно в 6 часов. После ужина мои детки опять моются и ложатся спать. Няня с 7'/2 часов до 9 свободна, если идет в гости, то дольше. Я остаюсь с детьми. Мне говорят, что я няню избалую, но надо же молодой девушке отдохнуть. Таня спит очень хорошо, а Шура кричит, вернее стонет, когда ей меняют белье. Мне советуют ночью ее не трогать, с этим я, конечно, не могу согласиться.

24 ноября. Я получила на именины самый лучший подарок: вчера вечером мне принесли девочку Иню—ей 5 лет. Какая она миленькая, но несчастная, сидеть не может, ножки сведены, постоянные подергивания рук и ног, личико прехорошенькое—точно восковая кукла, беленькая, большие голубые глаза, волосы светлые, мягкие. Какая она запуганная. Я просила гостей к ней не подходить. Как я буду ее любить—беречь. Что я написала?!—Это будет несправедливо: я должна ко всем ровно относиться.

30 ноября. Семья моя увеличилась. Привезли новую девочку Катю. Подойдет ли она? Рослая, сильная, боюсь, что она будет обижать детей. Как дико озирается она по сторонам (она глухонемая), от еды отказалась, встала в угол, от всех отвернулась, но когда мы ушли, быстро съела все, что на табуретке около нее положили.


3 декабря. Торжественный день—открытие приюта. Было много гостей—бла­готворителей. Привезли сладкое, куски ситца, бумазеи на белье, игрушек. Всего надолго хватит. Сладким думаю поделиться с приютом детей-калек, там тоже несчастные дети. Скоро будет Рождество—устрою елку, позову бедных детей, порадую их. Жаль, что мои ничего не могут клеить, вырезать для елки—это такое веселое занятие!

5 декабря. Несчастье! Мать взяла Иню. Опять будет нищенствовать с нею.
Бедная девочка! Все произошло так быстро и неожиданно: мать вошла и стала
переодевать Иню в свое старое платье. На мой вопрос ответила: «Я—мать,
хочу, чтобы дочка при мне жила», и унесла Иню. Весь день я ездила, хлопотала,
но безуспешно, закон на стороне матери. Надо доказать, что мать взяла Иню
для нищенства, а где я ее искать буду? Даже Таня присмирела, все на дверь
и пустую кроватку показывает.

12 декабря. Об Ине ничего не знаю, грустно-тяжело. Ездила на квартиру матери, но она выбыла, не дав отметки. Холодно! Где бедная Иня?

17 декабря. Было собрание Общества попечения о бедных и больных детях. С нового года меня хотят снабдить квитанционными, инвентарными и другими книгами. Как бы не запутаться? Я и теперь, конечно, все записываю. Не люблю я бухгалтерию.

21 декабря. Великая радость! Иню вернули. На похоронах генерала М. Иня узнала М. П. Г. и закричала: «балиня возьми меня приют». Мать задержали, Иню городовой ко мне принес. Бедная девочка похудела и побледнела. Какая она была грязная и голодная! Тотчас согрели воду, выкупали, накормили и уложили. Она все гладила подушку и говорила: «моя потелька, моя подучецка», и скоро заснула. Во сне улыбалась. Таня обрадовалась, сидит около кроватки Ини. А Катя? Увы, совсем равнодушна. Много надо будет над ней поработать, чтобы лед растаял на ее озлобленном сердце.

23 декабря. Как мне грустно, что при приюте нет доктора. Мне все говорят, что «идиотов не лечат», но Иню необходимо лечить.

25 декабря. Веселый, радостный день: все детям одели новые красные, бумазейные платья и белые передники. Ежедневно они носят темносиние платья и розовые передники. Больше всех обрадовалась Катя—в первый раз •видела ее веселой. Она подошла ко мне, потерла головой мое плечо и показала на платье и передник. Вечером погасили лампу, зажгли маленькую елку. Все получили сладкое.

28 декабря. Большая елка. Пришли 12 бедных детей, но елка прошла не так весело, как я ожидала. Здоровые дети боялись больных, получив подарок-игрушку, которую долго выбирали, и сладкое, спешили домой. Таня и Катя интересовались только сладким. Иня мило улыбалась и качала большую куклу, которую к ней привязали. А Шура? Моя бедная Шура! ничем нельзя ее порадовать. Как всегда она жалобно стонала...

Год

/ января. Все сегодня говорят: «С новым годом, с новым счастьем», я так счастлива, что иного счастья мне не надо: детки мои, милые детки около меня. А сколько их будет в будущем году—7 или 10. Больше не надо: тогда это будет приют, а не родная семья, да и не справлюсь я с большим числом детей.

6 февраля. Привели двух новых девочек, это «сказка жизни». 1-го февраля
студенты-медики, выходя с лекций, увидели близ клиники лежащую в крови


Женщину, ее перенесли в клинику: три дня она была в припадках, на четвертый пришла в сознание, сказала свой адрес. Вся забота ее была о детях. Она вдова, работала на фабрике, но из-за припадков ей отказали от работы. Ее мать и бторая дочь Наташа тоже припадочные. Дуня 6 лет слепая. Всю семью кормила 14-летняя старшая дочь. Она тоже работает на фабрике, получает 40 коп. в день. Какая она худенькая! Как нежно она прощалась с сестренками, просила «поберечь». Дуня быстро освоилась, принялась за игрушки, как мило она их ощупывает, много болтает. Но Наташа 10 лет—стесняется. Она легла спать на полу: «я с кровати упаду и ушибусь». Несчастная девочка! Как она спокойно говорит о своей болезни.

7 февраля. Ночью у Наташи было два припадка. Она испугала Иню. В
одной комнате всем делается тесно, завтра еду к домовладельцу хлопотать об
увеличении помещения.

8 февраля. Как он добр, велел прибавить еще одну комнату от жильцов.
Жильцы не хотят уступать комнату. Им обещали дать денег на выезд и все
уладилось.

12 февраля. Наташа скучает по матери. Я с ней поехала в клинику навестить мать. Не будут ли реже припадки. Она все плачет. Поездка вышла неудачная. Вместо радости—обе плакали и с матерью и с Наташей были припадки. Мать все твердила: «рано тебя в казну отдали». Как узнала, что Дуню тоже взяли—упала без сознания. Сиделки разворчались: «больную расстроили».

15 февраля. Нельзя дольше быть без доктора. Припадки повторяются у Наташи по нескольку раз в день. Мне все говорят, что припадки неизлечимы. Неужели в громадном Петербурге не найдется ни одного врача—человека, который согласился бы один раз в неделю, или хоть два раза в месяц посещать приют. А Иня? У нее усилились подергивания, она так боится крика Наташи перед припадком.

20 февраля. Необходимо прибавить няню. Няня одна не может работать день и ночь, за обедом ходить и пеленки застирывать. Я ей, конечно, помогаю, сколько могу. Таня кричит, Катя дерется, Наташа требует самого тщательного присмотра.

22 февраля. Дворник рекомендует девочку: «Из деревни сироту привезли^ Вы ее к детям приучите, а коли 2 руб. жалованья положите, рада будет». Лучше бы старушку взять...

23 февраля. Сегодня у нас торжество. Наконец жильцы выехали и мы можем по-новому устроиться. Теперь нам будет хорошо, просторно: в первой спальне—около моей комнаты я поместила припадочную Наташу и крикунью Таню, во второй—Иню, Катю и няню. Можно еще деток принять. Третья комната будет зал, столовая, игральная—как хотите назовите. Стало просторно, хорошо. Детки могут побегать. Всем понравилось вещи носить, даже Таня помогала. Мы весело справили новоселье: пряников и пастилы купили. Катя и Таня со мной за покупками ходили.' Вот какие успехи мои детки делают, не кричат, а главное, ничего в магазине не трогают. Я считаю необходимым каждый день хоть одну девочку брать на улицу, на прогулку. Это им доставляет удовольствие, а главное, развивает.

2 марта. От новой няни мало помощи. Сама она любит в игрушки играть. Старшая няня на нее сердится, а мне жаль несчастную сироту. Говорят, что избалую. Надо было бы ее грамоте поучить, заодно и с Наташей начать заниматься. А можно ли чему-нибудь Таню учить? Что делать с глухонемой Катей? Как она наблюдательна. Как хорошо она понимает мимику и жесты.


Хотелось бы мне поехать в училище глухонемых, узнать, как и чему там учат. Но пустят ли?

6 марта. Купила книги, тетради, карандаши. Завтра начну правильные занятия—дети рады.

10 марта. Ну и ученицы у меня! Таня 2 тетради разорвала и громко кричала, когда ей помешали есть бумагу. У Наташи эти дни частые и сильные припадки. Когда у нас будет доктор?

13 марта. Воспользовалась кашлем и повела Наташу на прием в думскому
доктору. По счастью, с нею сделался на приеме припадок. Врач С. А. Тривус
заинтересовался новым приютом и обещал нас навещать. Я так рада!

15 марта. Доктор Тривус сегодня был у нас, всех деток осмотрел, все ему понравилось, но мало утешительного мне сказал. Сказал, что все мои детки неизлечимо больные (даже и лекарства не прописал), что эти болезни еще мало изучены. Вот и приезжали бы к нам изучать.

20 апреля. К празднику опять было много пожертвований—теперь я выдаю квитанции.

29 мая. В газете «Новое Время» была напечатана статья о приюте. Мне особенно понравились слова: «строгостью с ними ничего не сделаешь, они, как животные, только ожесточаются или в бессмысленном, чисто животном страхе только дрожат». Корреспондент подробно описал жизнь моих деток до поступления в приют и так закончил статью: «Голодовка, прошение милостыни и побои, побои... Защиты у этих несчастных детей никакой. Что значит убежище на 5 девочек, когда детей нуждающихся в нем—сотни?» и т.д.

28 июня. Сегодня месяц, когда была напечатана статья, но она не оправдала возлагавшихся на нее надежд—пожертвований нет. Говорят, что статья запоздала, все разъехались по дачам.

14 июля. Сегодня приют осматривала Е. М. Р. Всё ей очень понравилось. В
память умершего мужа она дала мне 500 руб. и просила «найти и принять
самого несчастного ребенка», через неделю обещала приехать посмотреть на
него.

19 июля. Приходила прачка и рассказала, что в деревне Кузьменко—близь
Царского Села «есть совсем глупая девочка Вера—круглая сирота». Я дала ей
3 руб. и попросила тотчас поехать за девочкой.

20 июля. Веру привезли. Ей 10 лет. Она высокая для своих лет, очень
некрасивая, худая, заморенная, очень пугливая, видно немало горя испытала
за свою короткую жизнь, очень подвижна, бегает, что-то болтает, но речь так
неясна, что нельзя понять, что она говорит. Как она обрадовалась новому
платью, все его трогает, гладит и смеется. Вечером приехала Е. М. Р. Девочка
ей не понравилась: «Я хотела маленькую, несчастную,—показала на Шуру,—а
Вера бегает и говорит». Я рассказала ей о несчастной жизни Веры в деревне,
где ее часто били и дразнили, где некому заступиться за сироту. Шуру ничем
не выучишь, а эту, быть может, еще к делу приучим—человеком сделаем.
Е. М. согласилась, потом часто навещала и была одной из крупных жертво­
вательниц.

1 августа. Лето провели хорошо. Целые дни были в саду, даже чай пили и обедали в беседке. Для Шуры купили коляску. Она так хорошо в ней спит. При доме есть большой хороший сад, мы его поделили—одна половина для жильцов, другая с беседкой—для больных детей. При всем моем желании общения со здоровыми детьми—соседями не произошло. Здоровые боялись больных, больные—упорно не шли к ним. К Наташе по праздникам приходила


Дуня (ее перевели в приют для слепых детей). Дуне больше нравится у нас—со слезами приходится ее отправлять. Приют очень хороший, но все же приют, а я все делала, чтобы дети жили у меня как в родной семье среднего достатка.

14 августа. Большая новость. Хотят взять кухарку вместо няни-девочки.
Кушанье дома будет стоить немного дороже, но зато будет лучше. Новое
дело—мне прибавляется хозяйство, а я его не люблю.

15 августа. Предполагаю начать правильные занятия: дети за лето окрепли,
стали более послушны. Таня меньше кричит. Катя почти не дерется. Вера все
еще бегает, но меньше. Постараюсь ее заинтересовать.

16 августа. Купила книги, тетради, карандаши черные и цветные (краски
побоялась—дети их съедят), картинки и игры-занятия. Все красиво разложила
и позвала детей. «Точно елка»,—правильно сказала няня. Мои детки, увидев
так много «подарков», вначале остановились, все осмотрели и улыбались,
потом начали трогать. Все перерыли, карандаши уронили, картинки от лото
и кубиков перепутали, стали перекладывать из одной коробки в другую.
Пришлось все спешно убрать, пораньше стол для обеда накрыть и всех на
свое место усадить. Еда—даже ожидание еды, всегда успокаивает моих деток.

4 сентября. Новая няня Люба мне очень нравится. Она сразу стала детей к делу приучать: помогать ей комнату убирать, посуду мыть, а Катю и пол мыть.

14 сентября. Повесила расписание: кто из детей в какой день, что делает. Катя уже не только свое имя, но и других детей верно показывает.

Год

Вот и опять новый год. Что-то он даст? Прошлый год прожили хорошо, только приют материально не обеспечен, живет изо дня в день—что добрые люди принесут. Сметы на новый год не составила. «Ваш приют особый,—сказал мне казначей общества попечения о бедных детях и калеках,—ничего вам не надо, ничего не спрашиваете, все у вас есть, да и сколько детей у вас к будущему 1 января будет, не знаю!» Действительно, в трудную минуту всегда добрые люди помогут, да и немного нам надо, у меня только 5 девочек.

/ февраля. Знакомая кухарка рассказала, что на Песках живет девочка, совсем дурочка, на привязи, под столом. Я, конечно, поспешила поехать ее посмотреть.

Маленький, старый деревянный дом, грязный двор. Спрашиваю, где живут Павловы. Никто указать не мог, но когда я спросила «девочку на привязи», мне тотчас указали дверь. Спускаюсь в подвал. В кухне стирали, от пара я ничего разглядеть не могла, вдруг кто-то схватил меня за ногу. Предполагая, что это собака, я поспешила отодвинуться. «Не бойтесь, это она-то и есть, кого спрашиваете»—успокоили меня. Из-под стола раздавались какие-то странные звуки. Мальчик нагнулся и ударил кого-то. Громкий крик-плач. «Оставь дурак, нешто можно при попечительнице бить, еще неприятность выйдет». Я заглянула под стол. На четвереньках стояла девочка, волосы свесились на лицо. Она более напоминала какое-то животное, чем ребенка. Я хотела ее взять за руку, но она оскалила зубы. «Нешто можно ее трогать? Она кусается»,—предупредили меня.—«Покажите мне ее»,—попросила я. Но это оказалось затруднительно: веревка была так коротка, что Мотю ноль:»! было вывести из-под стола, а отвязать никак не могли—нпрочпо так у:к-л затянули. Разрезать веревку отказались: «Вы уйдете, а что мы с пей Ьудом


делать, убежит, ищи—неприятности опять с соседями пойдут». Вот точная запись моего знакомства с Мотей. Когда я сказала, что хочу Мотю взять и приют, все были рады, но мать по-деревенски завыла и стала складно причитать: «На кого ты меня оставишь, виновата я пред тобой, сиротинка моя несчастная» и т.д. «Ведь я мать ей, как же я ее чужим людям отдам? Уже коли я ее била, на привязи держала, что же чужие-то будут с ней делать? Нешто так, как мать родная бить будут или пожалеют? Она у меня не голодная». Пришлось долго уговаривать несчастную женщину. Порешили, что в воскресенье она придет с мужем «приют для дураков» посмотреть. Удивленная всем виденным и слышанным, я вышла из ворот, а на соседнем доме прочла «Фребелевские курсы». Рядом—дом с домом читали лекции о наилучшем воспитании детей...

6 феврали. Утром пришли родители Моти. Им все очень понравилось. Вечером привели Мотю. «Что матери родной, оставляю я ее тебе, побереги, посмотри, чтобы другие много не колотили». Со слезами уходила мать. Отец говорил иное: «Без розги, или веревки ничего с нею не поделаешь, потому она слов не понимает». Пока мы разговаривали, Мотя воспользовалась свободой, быстро поползла в другую комнату, опрокинула горшок с молоком и стала на полу лизать пролитое молоко, чем удивила детей и няню. Мытье ей не понравилось. Она кричала, энергично сопротивлялась и руками, и ногами^ и зубами. Трое взрослых едва могли с нею справиться. На стуле сидеть она не умеет—боится. После мытья она села под стол и пресмешно на всех посматривала. На новое платье внимания не обратила. Когда около нее на стул поставили ужин, все быстро переставила на пол, легла на живот, и стала есть языком, как животное. Когда мимо пробежал кот, она оставила еду и быстро поползла за ним. Уложить ее на постель оказалось невозможным, она сползла на пол, сетки испугалась, дико кричала. С матраца, положенного на пол, она сползла, свернулась клубочком и быстро уснула. Она не поняла, что находится среди чужих.

20 марта. В «Петроградском листке» появилась заметка о приюте, вернее о «девочке на веревке». Многим захотелось на нее посмотреть. Эти дни двери приюта не закрывались. Если прошлогодняя статья появилась не во время, то эта—в самое время—перед праздником пасхи.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.