Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методы суггестивной психотерапии.

Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов.

Внушения наяву делаются эмоционально насыщенным повелительным тоном, в виде резких, коротких фраз, обычно несколько раз повторяемых. Применяется при истерических, неврастенических, фобических состояниях.

Кроме этого вида внушения существуют и другие: внушение в состоянии естественного сна, внушение в состоянии гипнотического сна.

Гипнотический сон – это состояние суженного сознания, вызванное действиями гипнотизера и характеризующееся повышенной внушаемостью.

Гипнотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой.

Различают три степени гипнотического сна: сонливость, легкий сон и глубокий сон или сомнамбулизм. Именно в состоянии сомнамбулизма можно внушить выключение функций любого анализатора, а также галлюцинации любого характера. Однако, даже в состоянии сомнамбулизма обычно не удается внушить то, что глубоко противоречит этическим и моральным устоям личности гипнотизируемого

Гипноз может с успехом применяться не только для лечения неврозов, но и для лечения наркомании, алкоголизма, как симптоматическое средство для устранения болей различного генеза, для обезболивания родов, при токсикозе беременных, аменорее, для лечения экземы и т.д. Гипнотерапия применяется также для лечения ряда соматических заболеваний бронхиальной астмы, сахарного диабета и др.

Лечение внушением в состоянии гипнотического сна противопоказано больным, склонным к бредовым идеям отношения и воздействия (шизофрения и другие психозы), т.к. может привести к укреплению этих идей и включению гипнотерапевта в бредовую систему.



Внушение в состоянии наркотического сна может проводиться только при условии, что это состояние будет неглубоким. Больному вводится раствор гексенала, теопентала натрия или др. в-во, в результате чего пациент пребывает в состоянии приятной дремоты в это время ему производят лечебное внушение, затем больному рекомендуют выспаться. Применяется при пограничных расстройствах с фобической, ипохондрической, депрессивной симптоматикой.

Метод самовнушения может быть непроизвольным и произвольным. Самым распространенным методом самовнушения является аутогенная тренировка по Шульцу в различных современных модификациях. При проведении этой методики вначале достигается состояние мышечного расслабления (релаксации), а затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма. Применяется при всех видах невротических и неврозоподобных нарушений, явлениях вегетативного дисбаланса, ряде соматических заболеваний (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.). С осторожностью следует применять у больных с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Любые методы внушения и самовнушения строго противопоказаны больным с бредом, галлюцинациями и другими психотическими расстройствами.

«Поведенческая» (условнорефлекторная) психотерапия.Методика лечения включает в себя два элемента: формирование новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом, и единовременно-условное торможение страха. Например, при страхе ездить в метро постепенно в течение нескольких дней пациента просят подходить ко входу в него, затем заходить в него, проезжать одну остановку, потом несколько. Постепенно у человека формируется положительный опыт поездок, который вытесняет прошлый страх. Таким образом вырабатывается новый положительный рефлекс. Применяется при обсессивно-фобических расстройствах и изолированных монофобиях.

Казуальная (аналитическая) психотерапия.При казуальной терапии происходит обмен информацией между больным и врачом, ведущий к осознанию и отреагированию больным его психотравмирующих переживаний. Для того, чтобы вылечить от некоторых болезненных симптомов психогенного генеза, нужно их выявить и больному осознать породившую их причину. Аналитическая терапия была предложена З.Фрейдом.

Кроме вышеперечисленных методов психотерапии существуют такие методы, которые в последние годы приобрели широкое распространение. К таким методам относятся:

а) музыкотерапия;

б) библиотерапия;

в) арттерапия (используются прикладные методы художественного творчества)

Гештальт-терапия. Основной целью гештальт-терапии является увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем интеграции и развития. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружающим – важнейшая задача гештальт-терапии. Основой терапевтического процесса является переживание контакта с самим собой и с окружением, повышение осознания различных установок и способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость, а также проверка, каковы их значение и функция в настоящее время.

Технические приемы, используемые в гештальт-терапии, могут быть разделены на принципы и игры.

Принцип «теперь», или идея концентрации на настоящем моменте, - самый важный принцип в психотерапии. Пациента просят определить то, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. События прошлого просят пациента излагать так, как будто они разворачиваются сейчас.

Непрерывность (континуум сознания). Намеренная концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, отчет себе в том, что и как происходит в данную минуту.

Игры – вторая группа процедур. Это разнообразные упражнения, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта и способствующие более непосредственной конфронтации со своими переживаниями, а также предоставляющие пациенту возможность экспериментировать с самим собой и другими людьми. Применяется для лечения невротических заболеваний.

НЛП (нейро-лингвистическое програмирование).Включает в себя сочетание скрытых «встроенных» команд, суггестивного потенцирования идеомоторных стереотипов и ритмических словесных структур; формы терапевтической суггестии при этом формируются косвенно, путем внедрения ключевых слов в структуру индифферентных по смыслу предложений.

Среди техник НЛП выделяют основные: рефрейминг (переформирование) – «перепрограмирование», (аппелирующее к бессознательным ресурсам пациента, смена неудовлетворяющего стереотипа реагирования или способа решения проблемы более адекватным и адаптивным); методика «якорь» - ассоциативная связь, которая фиксируется; методика визуально-кинестетической диссоциации (путем стирания из переживаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания в ассоциированное восприятие, в воспоминания конструированных образов); метод «взмах» (в основе метода лежит врожденное стремление человека переходить от «неприятного» к «приятному»).

Психотерапия для врача, лечащего своего пациента – это в значительной мере способ клинического мышления, принцип подхода к больному. Многие общие патогенетические проявления и клинические симптомы внутренних болезней нуждаются в психотерапии – патологическая фиксация пациента на заболевании, дисбаланс психологической защиты, состояние социальной дезадаптации, аффективные и невротические нарушения и многое другое.

Одним из самых широких применений находит психотерапия при гипертонической болезни, в гастро-ентерологической клинике, бронхиальной астме, в работе акушеров-гинекологов.

Психотерапия применяется и при лечении эндогенных психозов, особенно со стертым течением, в начале заболевания, без выраженной продуктивной симптоматики. Она улучшает адаптацию пациента к своей болезни, в обществе, может стать средством сохранения работоспособности. При органическом поражении головного мозга с помощью психотерапии важно устранение расстройств сна, аппетита, настроения, астенических расстройств. Психотерапия при эпилепсии обычно направлена на седацию и выравнивание настроения, повышение активности, оптимизацию отношений с окружающим, повышение адаптации в социуме.

Наиболее широкие перспективы для психотерапии открывают невротические расстройства, при которых психотерапия является основным методом лечения.

При алкоголизме и наркомании психотерапию рассматривают как обязательный базис, без которого нельзя рассчитывать на успех любого терапевтического мероприятия. Больные алкоголизмом не всегда осознают у себя наличие влечения к алкоголю, а объясняют употребление алкоголя «жизненными трудностями» и т.д.

Психические воздействия в комплексе лечебных мероприятий при заболеваниях внутренних органов, психических заболеваний имеют давние традиции. Применение психотерапевтических методов является обязательным для врачей любых специальностей, соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии необходимо для полноценной работы врача и психологического комфорта пациента.

Психологическая помощь в кризисных периодах, особенности оказания медицинской помощи в экстренных ситуациях.Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и массовых катастрофах занимают особое место в связи с тем, что они могут одновременно возникать у большого числа людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ. Этим определяется необходимость оперативной оценки состояния пострадавших, прогноза выявляемых расстройств, а также применения необходимых и возможных лечебных мероприятий. Вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа лиц. Клиническая картина в этих случаях не носит строго индивидуальный, как при обычных психотравмирующих обстоятельствах, характер и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. В данной ситуации человек не может позволить себе расслабиться и углубиться в свои болезненные переживания, а вынужден вести активную борьбу ради выживания, сохранение жизни близких и окружающих.

В задачи врача любой специальности входит:

а) оценка психологических и клинико-психопатологических особенностей лиц, находящихся в очаге бедствия;

б) предотвращение панических реакций;

в) лечение возникших или обострившихся в экстремальных условиях психических заболеваний;

г) сам врач должен оставаться по возможности спокойным, решительным, собранным, способным оказывать помощь пострадавшим, никогда не показывать паники, страха незнания, что делать;

д) предупреждение суицидального поведения;

Неожиданное возникновение жизнеопасной ситуации у неподготовленных людей может вызвать сильный, страх, сопровождающийся появлением измененного состояния сознания. Наиболее часто развивается оглушенность, выражающаяся в неполном осмыслении происходящего, затруднении восприятии окружающего, нечетком выполнении необходимых для спасения жизни действий. В таком состоянии врач должен обратить внимание не только на психическое, но и на соматическое здоровье человека, т.к. пациент может не предъявить жалобы даже при наличии существенных ранений и патологических состояний.

Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы.Реабилитация – это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление трудоспособности человека при помощи государственных, общественных, медицинских, педагогических, юридических, профессиональных и психологических мероприятий.

Главной задачей реабилитации является восстановление здоровья пострадавшего в результате заболевания или травмы до возможного оптимума в физическом, духовном, профессиональном и социальном отношениях.

Принципы реабилитации:

1) биологический – заключается в свойстве систем и органов человека приспосабливаться благодаря компенсаторно-восстановительным процессам к новым условиям жизни и трудовой деятельности;

2) морально-этический – основан на гуманизме, чувстве коллективности;

3) социально-экономический – основан на использовании опыта, стажа, глубоких профессиональных знаниях, умениях и навыков человека, потерявшего в той или иной степени трудоспособность;

4) психологический – основан на важных свойствах человеческой личности, таких как чувство полезности для общества, стремления к активной трудовой деятельности, чувстве престижа и т.д.;

5) медицинский – основан на успехах, достижениях и возможностях современной медицины и техники.

Конечными целями реабилитации являются определение степени потери и степени восстановления трудоспособности, заключение о клиническом и трудовом прогнозе, разработка и осуществление мероприятий и условий, необходимых для восстановления трудовой деятельности и общественного положения больного. Максимальный успех реабилитации возможен только при сотрудничестве врачей всех уровней и специальностей.

Правила реабилитации:

1) наиболее раннее возвращение нетрудоспособного к труду;

2) создание оптимальных условий для социальной активности.

Виды реабилитации:

1) медицинская (восстановительное лечение) – комплекс лечебно-диагностических мероприятий направленных на восстановление здоровья больного, функциональных возможностей его организма. Проводится врачами всех специальностей амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

2) Социальная (бытовая) – комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков у пострадавшего, обеспечивающих возможность самообслуживания. Проводится специалистами-реабилитологами путем обучения больного приемам использования различных приспособлений и аппаратов, позволяющих ему обходиться без посторонней помощи.

3) Профессиональная (производственная) – подготовка больного к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей. Проводится специалистами по трудовому обучению при активном участии врача.

4) Психологическая – изучение биогенных, социогенных и психогенных элементов личности больного, его интересов и установок, отношения к болезни с целью определения потенциальной и фактической социальной «роли» и рационального использования остаточной трудоспособности. Может проводиться врачами, психологами. Максимальный эффект достигается при участии врачей-психотерапевтов.

Реабилитации подлежат все больные, утратившие в той или иной степени трудоспособность и в первую очередь инвалиды. В то же время чрезвычайно важна и ответственна роль врачей по реабилитации временно нетрудоспособных, составляющих подавляющее большинство больных, потерявших трудоспособность.

Реабилитация психически больных с различными нозологиями имеет свои особенности. Соотношение биологических и психосоциальных воздействий на различных этапах при этом может меняться в зависимости от болезни. Конкретные цели реабилитации в зависимости от многих обстоятельств могут быть различными. Цель может быть довольно скромной: например, добиться уменьшения необходимого ухода за больными в домашних условиях и даже больничных условиях (при старческом слабоумии или так называемых конечных состояниях шизофрении). В других случаях цель реабилитации более существенна: изменить профессию, приспособить к ней больного, приспособить его к жизни и деятельности во внебольничных условиях. Наконец, там где речь идет о хорошей и стойкой ремиссии, которой удается добиться активными воздействиями на первом этапе реабилитации, или о достаточной компенсации имеющегося дефекта, что чаще всего достигается на втором этапе реабилитации, - цель может заключаться в возвращении на работу по прежней специальности или в продолжении учебы.

Важным этапом при реабилитации является трудотерапия, которая направлена на восстановление утраченных функций, социальную адаптацию пациента.

Виды трудотерапии:

1.Тонизирующая (предназначена для поддержания общего физического и психического фона пациента);

2.Восстановительная (предназначена для восстановления утраченных профессиональных функций);

3.Диагностическая (предназначена для определения последующих трудовых перспектив пациента);

4.Продуктивная (полностью восстанавливающая все профессиональные навыки пациента).

Принципы трудотерапии:

1.индивидуальная дозировка с постепенным увеличением объема труда и сложности трудовых операций, эффективное техническое оснащение трудового процесса и рабочего места;

2.постоянный контроль со стороны медицинского персонала, руководство, инструктаж и помощь со стороны технического персонала;

3.психологическая подготовка (работа в трудовом коллективе, осмысленный труд, заинтересованность в конечных результатах труда).

Реабилитация должна проводиться как в амбулаторных стационарных учреждениях общей сети, независимо от ведомственной подчиненности, так и в специализированных учреждениях.

 

Контрольные вопросы:

1. Комплекс мер по обеспечению нормального развития личности, сохранения и укрепления психического здоровья, обеспечение лучших условий для психической деятельности человека – это:

A. Психогигиена;

B. Психопрофилактика;

C. Психотерапия;

D. Реабилитация;

E. Психологическое консультирование

 

2. При лечении больной Н., 35 лет, обратившейся с жалобами на слабость, вялость, раздражительность, снижение работоспособности, удалось выяснить, что недавно на работе возник конфликт, при котором больная чувствовала несправедливое, предвзятое отношение к себе со стороны начальства, считает себя обиженной. Психотерапевт использует метод логического убеждения, учит пациентку рационально мыслить, избегать конфликтов. Как называется этот метод психотерапии:

A. Рациональная психотерапия;

B. Психоанализ;

C. Аутотренинг;

D. Суггесивная психотерапия;

E. Психологические тренинги.

 

3. Основной целью психологического консультирования является:

A. Формирование личностной позиции;

B. Формирование адекватного поведения;

C. Постановка диагноза;

D. Формирование неврозоустойчивости;

E. Коррекция лечебных мероприятий

 

4. В рамках психологической коррекции происходит формирование:

A. Личной позиции;

B. Навыков адаптивного поведения;

C. Стрессостойкости;

D. Фрустрационная толерантность;

E. Изменение характера

 

5. Подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов, оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого. К какому виду психотерапии подходит данное определение:

A. Рациональная психотерапия;

B. Внушение

C. Аутогенная тренировка;

D. Каузальная психотерапия;

E. Условнорефлекторная психотерапия.

 

6. Девушка, 27 лет, легко утомляемая, эгоистичная, склонная к театральности, отказала сделавшему ей предложение молодому человеку в надежде выйти замуж за другого, который ей больше нравился. Неожиданно второй молодой человек ее бросил, а первый не вернулся. Появился «ком в горле», приступы одышки. Какой вид психотерапии целесообразнее назначить, если известно, что подобные реакции наблюдались с детства и требуют их подробного разбора:

A. Рациональная психотерапия;

B. Аналитическая психотерапия;

C. Аутогенная тренировка;

D. Условнорефлекторная психотерапия;

E. Гипнотерапия.

 

7. У больной, 40 лет, после семейных неприятностей (увидела мужа с любовницей) наблюдаются явления паралича нижних конечностей. Неврологический статус в норме. Какая психотерапия необходима в первую очередь:

A. Рациональная психотерапия;

B. Аутотренинг;

C. Аналитическая психотерапия;

D. Гипнотерапия;

E. Наркопсихотерапия.

 

8. Студент, 20 лет, долго и напряженно готовился к сессии, но не сдал экзамена. Появились жалобы на слабость, вялость, раздражительность, плохой сон. Какой вид психотерапии необходимо назначить:

A. Аутотренинг;

B. Рациональная психотерапия;

C. Внушение;

D. Каузальная психотерапия;

E. Условнорефлекторная психотерапия

 

9. После сильного стресса у молодой девушки, 17 лет, появились неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, снижение настроения, опасения, что она больна опасным заболеванием сердца. На фоне проводимой рациональной психотерапии состояние начало улучшаться. Какой вид психотерапии необходимо прибавить, учитывая возможность применения специальных веществ:

A. Аутотренинг;

B. Аналитическую психотерапию;

C. Наркопсихотерапию;

D. Условнорефлекторную психотерапию;

E. Групповую психотерапию.

 

10. Лечебно-профилактическая деятельность, целью которой является привлечение населения к участию в профилактике и лечении, создание здоровой жизненной среды – это:

A. Психопрофилактика;

B. Психогигиена;

C. Санитарное просвещение;

D. Психологическое консультирование;

E. Ничего из вышеперечисленного.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИТОГОВОМУ МОДУЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

1. Определение, предмет и задачи медицинской психологии.

2. Методы психологического исследования.

3. Принципы построения направленной психологической беседы.

4. Определение психического здоровья и уровней психологической адаптации человека.

5. Критерии здоровья ВОЗ.

6. Влияние особенностей возраста и хронических заболеваний на личность человека.

7. Определение и типология акцентуации личности, тактика проведения врача с пациентами, имеющими акцентуированные черты личности.

8. Определение и классификация основных типов отношения к болезни, особенности поведения больных с такими типами реагирования на болезнь.

9. Диагностика основных типов отношения к болезни.

10. Принципы психотерапевтической коррекции отношения к болезни.

11. Влияние болезни на познавательные процессы человека.

12. Влияние особенностей интеллекта больного на лечебный процесс.

13. Влияние болезни на эффекторно-волевую сферу человека.

14. Влияние болезни на эмоциональное состояние, нозогении.

15. Роль волевых качеств личности в лечебном процессе.

16. Изменения воли, влечений и поведения во время болезни.

17. Сознание, самосознание, их уровни.

18. Психодинамический подход в медицине.

19. Критерии ясного сознания.

20. Требования к личности медицинских работников.

21. Понятия «врачебный долг», «врачебная тайна».

22. Врачебные ошибки: причины и виды.

23. Психологические типы врачей.

24. Профессиональная деформация, «синдром выгорания», пути его предупреждения.

25. Правила деонтологии и субординации в медицинской среде.

26. Виды и особенности общения в медицинской среде.

27. Психологические особенности этапов диагностического процесса.

28. Принципы общения врача с больными и их родственниками.

29. Конфликты в миедицинской среде, их разновидности, способы разрешения и предупреждения.

30. Психосоматический подход как принцип лечебной деятельности.

31. Эмоциональный стресс как фактор этипатогенеза психосоматических расстройств.

32. Влияние психологическизх факторов на течение соматических расстройств.

33. Теории психосоматических взаимоотношений.

34. Механизмы психологической защиты личности.

35. Понятие «адаптация», «дезадаптация», «дистресс».

36. Классификация психосоматических расстройств.

37. Непатологические психосоматические реакции.

38. Принципы профилактики психосоматических расстройств.

39. Психологические изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

40. Психологические изменения при заболеваниях бронхов и легких.

41. Психологические изменения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

42. Психологические особенности больных при инфекционных заболеваниях, туберкулезе, СПИДе.

43. Психологические особенности больных при эндокринных, нервных и психических заболеваниях.

44. Психологические изменения у больных женщин в гинекологическом стационаре.

45. Психологические особенности женщин в период беременности и родов.

46. Особенности психологии больных детей и людей пожилого возраста.

47. Психологические особенности больных в хирургическом стационаре в до- и послеоперационном периоде.

48. Психологические особенности больных в стоматологии, офтальмологии, отолярингологии.

49. Психологические особенности больных с онкологической патологией.

50. Влияние на психику человека врожденных и приобретенных физических дефектов.

51. Психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ, сверхценные увлечения (гемблинг, интернет-зависимость), зависимости пищевого поведения.

52. Разновидности суицидального поведения, особенности суицидального поведения у соматически больных и при зависимостях.

53. Психологические аспекты умирания и смерти.

54. Понятие «психогигиена» и «психопрофилактика».

55. Психогигиена труда медицинского работника.

56. Принципы психопрофилактики труда, быта, семьи, сексуальных взаимоотношений.

57. Роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений.

58. Социальная и профессиональная реабилитация, ее основные разделы.

59. Основные современные методы психотерапии, принципы психотерапии.

60. Показания и противопоказания для проведения отдельных видов психотерапии.

61. Психологическая помощь в кризовых периодах.

62. Психологические особенности оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.