Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 16. Психология восприятия.

Задача 1. В каком из следующих отношений понятий.


1. а) ощущение — б) восприятие;

2. а) психика — б) восприятие;

3. а) восприятие — б) информация;

4. а) познание — б) восприятие;

5. а) восприятие — б) представление;

6. а) предметность — б) восприятие;

7. а) восприятие — б) мышление;

8. а) отражение — б) восприятие.

 

Задача 2. Из предложенных слов выберите те, которые ха­рактеризуют природу восприятия человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, ин­формативность, абстрактность, предметность, обобщенность, констант­ность, идеальность, активность, деятельность, отражение, субъективность, первичность, возбуждение, чувственный образ, раздражимость, позна­вательный процесс, целостность, избирательное отражение, опережаю­щее отражение, интеллектуальность, произвольность, необратимость.

 

Задача 3. В экспериментах Стрэттона испытуемые носили разнообразные искажающие очки, меняющие местами правую и левую, верхнюю и нижнюю части сетчаточного образа, сжимаю­щие и расширяющие одну или обе части, переворачивающие изоб­ражение вверх ногами. У человека, надевающего такие очки, соот­ветственно искажается и наблюдаемая картина окружающего мира. Если испытуемому не предоставлялась возможность практичес­кого взаимодействия со средой, то его восприятие либо оставалось неадекватным, либо перестраивалось незначительно. Но если че­ловек активно взаимодействовал с окружающими объектами, то адекватное восприятие мира восстанавливалось в течение несколь­ких дней.

Объясните, какие свойства восприятия «задействованы» в этих экспериментах.



 

Задача 4. Старинная притча рассказывает о дискуссии шес­ти слепых индийских мудрецов относительно того, что есть слон. Каждый из них предварительно ощупал слона. Один ощупывал его бок и решил, что слон — это что-то вроде огромной стены. Друго­му достался бивень, после чего он заключил, что слон — это что-то вроде копья. Третий слепой старец, держа в руках хобот слона, сказал, что слон похож на змею. Четвертый, ощупывая ногу, пред­положил, что слон очень похож на дерево. Пятый мудрец, которо­му досталось ухо, утверждал, что слон похож на веер, опахало. Шестой, ощупав хвост, считал, что слон — это что-то вроде ве­ревки. Какие проблемы психологии восприятия иллюстрирует эта притча?

Тема 17. Мышление.

Задача 1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.


1. а) психика — б) мышление;

2. а) познание — б) отражение;

3. а) знание — б) суждение;

4. а) умозаключение — б) понятие;

5. а) восприятие — б) мышление;

6. а) суждение — б) понятие;

7. а) сознание — б) мышление;

8. а) мысль — б) информация

 

Задача 2. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Сознание, понятие, отражение, абстрактное мышление, познание.

2. Психика, суждение, логическое познание, отражение, сознание.

 

Задача 3. Наиболее распространенное деление стилей мыш­ления — деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где — об «эмпириках».

1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, вирту­озное использование сравнительного анализа.

2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками во­ображения.

3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя исполь­зовать в научном рассуждении.

4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.

5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.

6. Они признают наукой только установление связей между непосред­ственно измеряемыми величинами.

7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.

8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостаю­щие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.

9. Слабость их — в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.

10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.

 

Задача 4. Какие из перечисленных слов характеризуют ин­дивидуально-типологические особенности мышления?

Самостоятельность, критичность, умеренность, вязкость, дивергентность, подвижность, зрелость, эмоциональность, инертность, креативность, стереотипность, темпераментность, отчетливость, образность, практичность, интровертированность, глубина мысли, гибкость, пытливость ума, быст­рота мысли, системность, операциональность, дополнительность, досто­верность, логичность, интуитивность, инструменталыюсть, обязательность, механистичность, уверенность, смелость, оригинальность.

 

Тема 18. Внимание.

Задача 1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психические яв­ления.

2. Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, про­извольное внимание, отражение, концентрация внимания.

 

Задача 2. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.

 

1. а) внимание — б) ориентировочный рефлекс;

2. а) произвольное внимание — б) непроизвольное внимание;

3. а) внимание — б) переключение внимания;

4. а) внимание — б) сознание;

5. а) внимание — б) направленность личности;

6. а) внимание — б) внимательность;

7. а) восприятие — б) внимание.

 

Задача 3. Укажите, какие условия стимулируют возникно­вение и поддержание непроизвольного и произвольного внима­ния при обучении.

Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении ко­ротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раз­дражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изме­нение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных усло­вий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовле­творением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представле­ний и развитие у учащихся познавательных интересов.

 

Задача 4. Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?

1. Внимание — необходимое условие выполнения любой деятельности.

2. Внимание — врожденная, генетическая способность человека.

3. Внимание человека определяется структурой его деятельности, от­ражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

4. В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действи­тельности.

5. Внимание — это проявление внутренней воли, первичной духовной силы человека.

6. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредо­точение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Тема 19. Память.

Задача 1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познава­тельный процесс, образная память.

 

Задача 2. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.

 

1. а) воображение — б) образная память;

2. а) память — б) сознание;

3. а) память — б) забывание;

4. а) знание — б) память;

5. а) отражение — б) вспоминание;

6. а) воспоминание — б) узнавание;

7. а) кратковременная память — б) долговременная память.

 

Задача 3. Какие из перечисленных явлений относятся к па­мяти, а какие — к представлениям?

Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предви­дение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщенный чувственный образ, запоминание, иллюзия, фантазия, модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, идеал, гипотеза, воображение, галлюци­нация, реминисценция, словесный портрет.

 

Задача 4. В каких случаях перечисленные образы становятся образами памяти, а в каких — воображения?

Опосредованный образ, трансформированный образ, художествен­ный образ, образ-представление, синтезированный образ, образы-копии, типичный образ, музыкальные образы-представления, акцентированный образ, фантастический образ, сознательно реконструированный образ, ассоциативный образ, последовательный образ, гиперболизированный образ, образы сновидений, галлюцинаторные образы.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.