Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные нормативные документы по охране труда в образовательных учреждениях

1. «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796).

2. «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи» (Постановление Минтруда РФ от 4.07. 2003 № 45).

3. «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» (Постановление Минтруда РФ от 31.03.2003 № 13).

4. «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80).

5. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29).

6. Статьи 227-231 Трудовой кодекс Российской Федерации. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73).

7. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний (Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 967).

8. Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. (Пост. Правительства РФ от 23.05.2000 № 399).

 

9. «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет» (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163).

10. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Пост. Минтруда России от 07.04.99г. № 7).



11. Новые нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и переноске тяжестей вручную. (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 06.02.93г. № 105).

12. Правила по обеспечению работников спецодеждой, спецобувью и др. СИЗ (Постановление Минтруда России от 18.12.98 г. № 51, с изменениями и дополнениями от 29.10.99 г. № 39, от 03.02.2004 № 7).

13. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (Постановления Минтруда России от 08.12.97 г. № 61, от 25.12.97 г. № 66, от 29.12.97 г. № 68, от 30.12.97 г. № 69, от 31.12.97 г. № 70, от 22.07.99 г. № 25, изм. и доп. от 17.12.2001 № 85.).

14. О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. (Постановление Минтруда России от 14.03.97 г. № 12).

15. Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. (Постановление Минтруда России от 8.04.94 г. № 30).

16. Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных (комиссий) комитетов по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. (Постановление Минтруда России от 12.10.94 г. № 64).

17. Правила охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей (приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23.12.88 г. № 351).

18. Правила охраны жизни людей на водоемах и правил пользования водными объектами Российской Федерации.

19. Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации. (Утверждено приказом Министерства образования РФ от 27.02.95 г. № 92. Приложение).

20. ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

21. Инструкции по охране труда для работающих по должностям, профессиям и видам работ (ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда»).

22. Инструкции по охране труда для учащихся по предметам учебного плана, по внеклассным и внешкольным мероприятиям.

23. Приказ Минздрава и Минобразования РФ от 30.06.92 г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». (Вестник образования № 8, 1992 г.).

24. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 12, 13, 1973 г.).

25. Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 29.05.84 г. № 127-М «О внесении изменений в Правила по технике безопасности и производственной санитарии для учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся». (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 28, 1984 г.).

26. Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 23.10.84 г. № 10/11 «О направлении временного перечня профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 2, 3, 1985 г.).

27. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX-X(XI) классов общеобразовательных школ в сельскозяйственном производстве от 29.03.76 г. (Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов, М., 1981 г).

28. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школ и предприятий, в которых производится трудовая подготовка учащихся по автоделу от 12.04.73 г. (Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов, М., 1981 г.).

29. Письмо Минпроса РСФСР от 08.01.88 г. № 4-М «О допустимых нормах переноса тяжестей учащимся общеобразовательных школ». (Сборник приказов Минпроса РСФСР №1, 1998 г.).

30. Правила техники безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ от 19.07.87 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 34, 1987 г.).

31. Правила по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ от 27.12.82 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 17, 1983 г.).

32. Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных школах от 18.03.80 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 30, 1981г.).

33. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах от 19.04.79 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 10, 1980 г.).

34. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, ПТУ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89). (Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию № 2, 3, 1990 г.).

35. Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами по РФ. (Утверждена приказом Минобразования РФ от 13.07.92 г. № 293).

36. Положение о порядке обучения и проверке знаний руководителей и специалистов системы Министерства общего и профессионального образования РФ. (Утверждено приказом Минобразования РФ от 22.04.97 г. № 779).

 

 

37.Положение об учебных мастерских общеобразовательных школ от 28.07. 86 г. № 169. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 32, 1986 г.).

38. Положение об организации общественно полезного, производственного труда обучающихся общеобразовательных школ. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 34, 1985 г.).

39. Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 29, 1988 г.).

40. Положение о проведении планов предупредительного ремонта зданий и сооружений. (Утверждено постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 г. № 279).

41. Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР от 01.10.90г. № 639 (Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию № 2, 1991г.).

42. Об утверждении временных Перечней вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников (Приказ Минздрава РФ и Госкомитета сан.-эпидемиологического надзора РФ от 05.10.95 г. № 280/88).

43. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейныхкотлов. (Постановление Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 № 88).

44. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93 от 14.12.1993 г. № 536. В редакции приказа МВД РФ от 25.07.95 г. № 282.

45. Примерный перечень профессий и видов работ на которых возможно применение труда учащихся VIII-IX классов общеобразовательной школы в период каникул. Постановление Госкомтруда и социальным вопросам от 1.07.85г. №210/14-51. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 5, 1986 г.).

46. О службе охраны труда образовательного учреждения. (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 11.03.93 г. № 662).

47 Организация обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников образовательных учреждений системы Минобразования России (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 6 октября 1998 г. № 2535).

48. Приказ Министерства образования РФ от 13 июля 2001 г. N 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (в ред. Приказа Минобразования РФ от 28.06.2002 г. № 2479).

49.Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.664-97).

50. Гигиенические требования к условиям труда женщин (СанПиН 2.2.0.555-96).

51. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02.

52. ВСН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы интернаты. Нормы проектирования».

53. Общественные здания и сооружения.(СНиП 2.08.02-89).

 

54. Методические указания. МУ 2.4.6.665-97. «2.4.6.Гигиена труда детей и подростков. «Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков», (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 14.04.97 г. №7).

55. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1188-03 «2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.01.2003 г.).

56. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 г.).

57. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2.1332-03. «2.2.2. Гигиена труда. Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий инструмент. «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.05.2003 г.).

58. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4. 1340-03. «2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 г.).

59. Санитарно - эпидемиологические правила. СанПиН 2.4.2.1178-02. «2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

60. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.4.7.1166-02. 2.4.7. Гигиена детей и подростков. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования», (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002 г.).

61. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.540-96. «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.07.96 г. № 12).

62. СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиена труда детей и подростко

 

 

 

ОХРАНА ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 ЭТАПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА

НА ПРОИЗВОДСТВЕ

1-Й ЭТАП – организация работы по охране труда на предприятии. Этап включает:
разработку системы управления охраны труда в предприятии;
разработку положения об организации работы по охране труда на предприятии;
издание приказа руководителя предприятия о возложении ответственности на должностных лиц за организацию работы по охране труда;
внесение обязанностей должностных лиц по охране труда в их должностные инструкции.

2-Й ЭТАП – порядок обучения на предприятии безопасным методам работы, проведение инструктажей по охране труда, проверка знаний по вопросам охраны труда. Этап включает:

 

проведение вводного инструктажа по охране труда (с оформлением в журнале регистрации вводного инструктажа установленной формы);
проведение первичных инструктажей по охране труда с оформлением стажировки, проведение повторных, целевых, внеплановых инструктажей по охране труда (с оформлением в журнале регистрации инструктажей);
разработку программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
разработку перечня профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте;
разработку перечня вопросов, программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
разработку перечня должностей тех руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;
разработку перечня профессий работающих, которые должны проходить стажировку перед допуском к самостоятельной работе;
оформление приказа руководителя предприятия о создании комиссии (комиссий) по проверке знаний работников по вопросам охраны труда (все члены комиссии и председатель комиссии в обязательном порядке обязаны сами пройти проверку знаний по вопросам охраны труда);
разработку программы обучения по вопросам охраны труда;
разработку вопросов экзаменационных билетов для проверки знаний по вопросам охраны труда;
разработку графика проведения проверки знаний по вопросам охраны труда;
оформление протоколов заседания комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда;
внесение записей о проведенной проверке знаний по охране труда в удостоверения установленной формы.
3-Й ЭТАП – порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников предприятия (предварительного – при приеме на работу, периодического – в период работы). Этап включает:
разработку списка лиц, обязанных проходить периодический медицинский осмотр;
разработку графика проведения медицинских осмотров;
оформление приказа об обеспечении прохождения медицинского осмотра;
разработку плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии;
разработку перечня работ, для выполнения которых обязательно проведение медицинских осмотров.
4-Й ЭТАП – разработка и наличие инструкций по охране труда. Этап включает:
разработку (с учетом штатного расписания) перечня инструкций по охране труда, который утверждается руководителем предприятия;
разработку, утверждение у руководителя предприятия инструкций по охране труда для профессий и видов работ. Инструкции должны быть обязательно согласованы с инженером по охране труда и подписаны руководителем структурного подразделения;
регистрацию инструкций по охране труда в журнал регистрации инструкций по охране труда;
ведение учета выдачи инструкций по охране труда в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.
5-Й ЭТАП – планирование мероприятий по охране труда, а именно:
разработка плана мероприятий по охране труда;
утверждение сметы расходов, направляемых на мероприятия по охране труда.

 

6-Й ЭТАП – организация работы по обеспечению электробезопасности на предприятии. Этап включает:
издание приказа руководителя предприятия о назначении лица, ответственного за электрохозяйство;
издание приказа руководителя предприятия о проведении проверки знаний у неэлектротехнического персонала для присвоения группы по электробезопасности I;
разработку перечня должностей и профессий, требующих присвоения неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности;
разработку перечня должностей и профессий, требующих присвоения электротехнологическому персоналу соответствующей группы по электробезопасности;
оформление актов принятия (допуска) электроустановок в эксплуатацию;
контроль наличия технических паспортов основного электрооборудования, зданий и сооружений объектов, сертификатов на электрооборудование;
разработку инструкций по эксплуатации электроустановок;
контроль наличия протоколов проверки сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
контроль наличия схем электроснабжения;
оформление учета и содержания средств защиты в журнале учета и содержания средств защиты;
оформление журнала испытаний средств защиты из электроизолирующих и полимерных материалов;
оформления протоколов испытаний средств защиты, для средств защиты, принадлежащих сторонним организациям;
оформление проверки знаний по технике безопасности у персонала, имеющего группу по электробезопасности I в журнале по проведению проверки знаний по технике безопасности у персонала, имеющего группу по электробезопасности I.
7-Й ЭТАП – порядок обеспечения работников предприятия средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Этап включает:
разработку перечня профессий, а также категорий работников, которым выдаются СИЗ;
оформление ответственным лицом своевременных заявок на получение спецодежды (с указанием размера одежды и обуви);
ведение учета выдачи СИЗ (должны быть личные карточки учета СИЗ).
8-Й ЭТАП – организация на предприятии санитарно-бытового обеспечения работников. Этап включает:
обеспечение работников предприятия санитарно-бытовыми помещениями, содержание их в исправном состоянии;
правильную эксплуатацию систем приточно-вытяжной вентиляции;
ведение журнала ремонта и эксплуатации оборудования;
разработку графика осмотров, очистки, ремонта вентиляционной системы;
обеспечение нормальной освещенности рабочих мест, своевременная очистка светильников искусственного освещения.
9-Й ЭТАП – расследование и учет несчастных случаев на производстве. Этап включает:
оформление приказа руководителя предприятия о назначении комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве;
оформление материалов расследования несчастного случая на производстве (объяснительные от потерпевшего и свидетелей, медицинские заключения о характере и тяжести травмы, причинах смерти потерпевшего, а также о нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения);
оформления акта о несчастном случае на производстве формы Н-1;

 

оформление факта несчастного случая на производстве в журнале регистрации несчастных случаев;

разработку плана мероприятий по устранению нарушений, приведших к несчастному случаю;
оформления акта о непроизводственном несчастном случае формы НП;
ведение журнала регистрации непроизводственных несчастных случаев;
оформление приказа руководителя предприятия о проведении мероприятий по устранению причин несчастного случая, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения;
ведение журнала регистрации микротравм.
10-Й ЭТАП – аттестация рабочих мест по условиям труда. Этап включает:
издание приказа руководителя предприятия о создании комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда (установление сроков проведения аттестации рабочих мест, полномочия аттестационной комиссии, определение ответственного лица за ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест);
оформление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
оформление протоколов инструментальных замеров факторов производственной среды;
оформление карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
оформление карт фотографии рабочего времени;
оформление протоколов количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса;
оформление протокола аттестационной комиссии о завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда;
издание приказа руководителя предприятия о результатах проведенной аттестации;
оформление перечня рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
оформление перечня рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными или опасными условиями труда;
разработку и оформление плана мероприятий по улучшению условий труда.
11-Й ЭТАП – предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Этап включает:
получение доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда);
предоставление дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда);
разработку перечня тех профессий и категорий работников, занятых в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах, которые дают право на обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами;
разработку перечня профессий тех и должностей работников предприятия, которые обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами.
12-Й ЭТАП – порядок организации контроля соблюдения законодательства об охране труда на предприятии. Этап включает:
оформление инструкции о проведении контроля соблюдения законодательства по охране труда на предприятии;
ведение ответственными лицами журнала ежедневного контроля состояния охраны труда;
ведение ответственными лицами журнала ежемесячного контроля состояния охраны труда;
27

оформление акта ежеквартального контроля состояния охраны труда на предприятии, с указанием обнаруженных недостатков и мероприятий по их устранению;
издание приказа руководителя предприятия о проведении Дня охраны труда с назначением комиссии для проведения Дня охраны труда;
оформление протокола проведения Дня охраны труда в предприятии;
рассмотрение на общем собрании коллектива итогов работы по организации охраны труда в предприятии;
издание приказа руководителя предприятия о состоянии охраны труда в целом по предприятию.
13-Й ЭТАП – порядок организации работ повышенной опасности на предприятии. Этап включает:
разработку перечня профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, для выполнения которых требуется проведение проверки знаний по вопросам охраны труда;
разработку перечня работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску;
оформленние согласно установленной форме наряда-допуска;
предоставление необходимых СИЗ перед выполнением работ;
допуск к выполнению работ повышенной опасности определенной категории работников предприятия (мужского пола не имеющих медицинских противопоказаний, не моложе 18 лет, имеющих достаточный опыт, умеющих оказывать первую доврачебную помощь).
14-Й ЭТАП – организация работы по обеспечению пожарной безопасности, включающий:
издание приказа руководителя предприятия о назначении противопожарного режима на предприятии;
издание приказа руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность;
разработку общеобъектовой инструкции по вопросам пожарной безопасности;
оформление средств наглядной агитации, уголков по пожарной безопасности;
содержание первичных средств пожаротушения;
плановый осмотр первичных средств пожаротушения, своевременная перезарядка огнетушителей;
своевременное проведение инструктажей по пожарной безопасности (вводного, первичного, целевого, внепланового);
издание приказа руководителя предприятия о создании добровольных пожарных дружин;
разработку плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
разработку планов эвакуации людей и материальных ценностей на случай пожара;
оформление согласно установленной форме наряда-допуска на проведение огневых работ;
ведение журнала регистрации огневых работ.

На каждом предприятии должны быть разработаны локальные нормативные акты в сфере охраны труда. Эти локальные документы являются непосредственной правовой базой управления охраной труда на уровне предприятия.

 

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Оптимальный режим труда и отдыха — важнейшее условие поддержания высокой работоспособности человека. Под режимом труда понимают порядок чередования и продолжительность периодов труда и отдыха. При введении на определенное время в течение трудового дня физиологически обоснованных перерывов и их рациональном использовании можно предотвратить и замедлить наступление утомления. Регламентированные паузы эффективны на начальных стадиях появления утомления и если не ухудшают врабатываемость.

Время установления дополнительных (кроме обеденного) перерывов и их длительность зависят от характера работы. Чем она тяжелее и напряженнее, тем раньше после начала смены (или после обеденного перерыва) вводят регламентированный перерыв (или несколько перерывов). Продолжительность пауз различна и находится в прямой зависимости от тяжести и напряженности работ (рис. 3.2).

Следует отметить, что при снижении плотности рабочего времени и наличии простоев наступление утомления не отдаляется, а наоборот. Поэтому наилучшим режимом труда и отдыха считают установление в середине дня обеденного перерыва с оптимальной продолжительностью около 1 ч, а в первую и вторую половины рабочего дня — дополнительные перерывы за счет рабочего времени.

Рис. 3.2. Режимы труда при некоторых видах профессиональной деятельности:

А — бухгалтеры; Б — корректоры; В — рабочие на горячей штамповке; Г — операторы ЭВМ при I категории работ по тяжести и напряженности; заштрихованными участками обозначают перерывы, а цифрами — их длительность в минутах: 60 — обеденный, 5, 10 и 15 — дополнительные длительностью не более 20 мин. При менее тяжелых работах протяженность дополнительных перерывов соответственно уменьшают.

Отдых во время перерывов должен быть рационально организован. Активный отдых по сравнению с пассивным полезнее, так как в первом случае в центральную нервную систему идут потоки афферентных импульсов от работающих мышц. Но при тяжелой работе, особенно в условиях повышенной температуры воздуха, более целесообразен отдых в хорошо проветриваемом помещении.

При определении времени установления перерывов нельзя в качестве основы использовать организационные (распорядок работы столовых, детских садов и т. п.) или эмпирические (сравнение 2...3 вариантов различных режимов труда и отдыха) критерии. Такой основой должно служить изучение динамики работоспособности.

Работоспособность человека изменяется и в течение суток. Максимальный ее уровень наблюдают с 9 до 20 ч, минимальный — с 2 до 4 часов утра.

В Трудовом кодексе РФ записано, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю.

Нормальная продолжительность рабочего времени в неделю сокращается на: 16 ч — для работников в возрасте до 16 лет; 5ч — для инвалидов I и II групп; 4 ч — для работников в возрасте от 16 до 18 лет; 4 ч и более — для работающих во вредных и (или) опасных условиях.

При этом продолжительность ежедневной работы для лиц в возрасте 15... 16 лет не должна превышать 5 ч, в возрасте 16... 18 лет — 7 ч. Для работающих во вредных и (или) опасных условиях производства при 36-часовой рабочей неделе максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не должна превышать 8 ч, а при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 ч.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшают на 1 ч. Время работы в ночные смены (с 22 до 6 ч) также снижают на 1 ч.

В организациях при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) не может превышать нормальное число рабочих часов, а весь учетный период не должен быть более одного года. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Сверхурочные работы (за пределами установленной продолжительности рабочего времени) допускают в исключительных случаях при наличии письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Продолжительность таких работ не должна превышать для каждого работника 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Для отдыха и питания работникам предоставляют перерыв продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин, который не включают в рабочее время. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

Межсменный непрерывный отдых не должен быть менее двойной продолжительности работ в предыдущую смену. Работа в течение двух смен подряд запрещается. Еженедельный непрерывный отдых доложен быть не менее 42 ч.

Работникам гарантирован ежегодный отпуск с сохранением должности и среднего заработка продолжительностью не менее 28 календарных дней. Он предоставляется работникам по истечении 6 мес непрерывной работы в данной организации, а за последующие годы — в любое время рабочего года в соответствии с установленной очередностью.

Работникам с ненормированным рабочим днем (которые при необходимости по распоряжению работодателя выполняют свои обязанности за пределами нормальной продолжительности времени смены, но на следующий день обязаны явиться на работу вовремя) предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, но в любом случае она должна быть не менее трех календарных дней. Если такой отпуск не предоставляется, то переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Отпуска по беременности и родам, по временной нетрудоспособности в счет ежегодных не включают.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.