А) очно-заочная форма обучения Оглавление
1. Цели освоения дисциплины……………………………..............................4
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)…………………………………………………………………….… 4-5
3. Требования к результатам освоения дисциплины…..................................5-9
4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………...…10-12
5. Содержание дисциплины……………………………………………... 13-101
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………………………………………………………101-120
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………....121-124
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………....124-128
1. Цели освоения дисциплины
Главными целями изучения дисциплины «Экономика» являются: формирование у студентов экономического мышления как неотъемлемой предпосылки понимания будущими бакалаврами юриспруденции сущности явлений и процессов экономической сферы жизни общества и выработка способности к использованию основных положений и методов экономической науки при решении социальных и профессиональных задач.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Экономика относится к учебным дисциплинам базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки бакалавра юриспруденции.
Овладение курсом базируется на знаниях, получаемых при изучении других дисциплин гуманитарного, социального и экономического блока: «Логики» , «Философии».
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен:
знать:
- основные философские принципы, законы и категории, составляющие научную основу мировоззрения будущего юриста;
- содержание основных методов философского осмысления действительности;
уметь:
- логически верно и ясно строить устную и письменную речь;
- использовать знание методов формальной логики в целях аргументированного обоснования своей точки зрения при анализе социально значимых проблем;
- работать с учебными материалами: учебниками, учебными и методическими пособиями, статистическими справочниками и Интернет-ресурсами;
владеть:
- элементарными навыками самостоятельного использования математического аппарата в процессе решения задач прикладного характера.
В свою очередь, прочное усвоение экономических знаний является необходимым условием успешного изучения дисциплин по выбору студентов: «Основы финансового менеджмента», «Экономика организации (предприятия)», а также дисциплин профессионального цикла, таких, как «Гражданское право», «Арбитражный процесс», «Трудовое право», «Финансовое право», «Налоговое право», «Земельное право» и «Предпринимательское право».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
В совокупности с другими дисциплинами основной образовательной программы дисциплина «Экономика» обеспечивает формирование следующих компетенций:
А) общекультурных (ОК)
№
п/п
| Код
| Компетенция
| Формы и методы обучения
|
|
|
|
| 1.
| ОК-3
| Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| Лекции; самостоятельная работа при подготовке к семинарам и промежуточной аттестации.
| 2.
| ОК-4
| Способность логически верно, аргументированно и ясно строить учебную и письменную речь
| Лекции; семинары классического типа и семинары-дискуссии.
| 3.
| ОК-6
| Нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону
| Лекции, семинары классического типа и семинары-дискуссии
| 4.
| ОК-7
| Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| Семинары классического типа; самостоятельная работа при подготовке к семинарам и промежуточной аттестации по дисциплине
| 5.
| ОК- 8
| Способность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| Лекции, семинары с изложением методов экономико- математического анализа при решении задач микро – и макроэкономического характера.
| 6.
| ОК-9
| Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
| Лекции; семинары – дискуссии; семинары с решением задач прикладного характера;
|
Б) профессиональных
п/п
| Код
| Компетенция
| Формы и методы обучения
| 1.
| ПК-1
| Способность к участию разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
| Семинары с элементами ролевых игр, «мозгового штурма»
|
| ПК-5
| Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| Лекции;
семинары-дискуссии;
решение ситуационных задач.
|
| ПК-12
| Способность в выявлению и оценке коррупционного поведения, содействию его пресечения.
| Лекции;
семинары классического типа и семинары-дискуссии
|
| ПК-14
| Готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
| Семинары-дискуссии;
семинары с элементами деловой игры,
«мозгового штурма».
|
Основные прогнозируемые результаты освоения дисциплины ФГОС ВО по данному направлению подготовки определяет следующим образом:
Обучающийся должен:
знать:
- основные положения и методы экономической науки и хозяйствования, и их юридическое отражение и обеспечение в российском законодательстве;
- современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков;
- роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества;
уметь:
- использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;
- находить эффективные организационно-управленческие решения;
- самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики;
владеть:
- навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.
В рабочей программе общие положения ФГОС конкретизируются через содержание соответствующих разделов и тем, что позволяет более предметно сформулировать требования к подготовке бакалавра по дисциплине «Экономика». В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о фундаментальных достижениях мировой и отечественной экономической мысли прошлого и современности;
- об основах устройства и методологии анализа различных социально-экономических систем;
- о конечных проблемах социально-экономического развития мирового сообщества, России и путях их решения в современных условиях;
знать:
- содержание основополагающих категорий экономики, фундаментальных законов и закономерностей экономических процессов на процессов на микро и макроуровне;
- механизм функционирования рынка и условия формирования рыночного равновесия;
- технико-экономические основы и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, важнейшие критерии и показатели производственно-хозяйственной практики предприятия;
- структуру, цели и показатели результатов функционирования национальной экономики, методы их исчисления и анализа;
- сущность налогово-бюджетной, инвестиционной и социальной политики, проводимой субъектами государственной власти в Российской Федерации;
владеть:
- методикой самостоятельного научного анализа событий и явлений в отечественной и зарубежной экономике;
- лексикой экономического характера;
уметь:
- вести самостоятельный поиск актуальной экономической информации, необходимой как в процессе изучения гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, так и в будущей нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и иной профессиональной деятельности;
- выступать публично, вести дискуссии, составлять текстовые материалы по социально-экономической проблематике.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очного юридического факультета (нормативный срок обучения – 4 года)
Виды учебной работы
| трудоёмкость
| Зач. ед.
| Час
| По семестрам
|
|
| Общая трудоемкость по учебному плану
|
|
|
| -
| Аудиторные занятия
|
|
|
| -
| Лекции
|
|
|
| -
| Семинары или практические занятия
|
|
|
| -
| Самостоятельная работа (СРС)
|
|
|
| -
| Форма промежуточной аттестации
|
| экзамен
|
| | | | | | |
4.2 Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочного юридического факультета (нормативный срок обучения – 4 года, группа выходного дня – 1 высшее образование; - нормативный срок обучения – 3 года – 2-е высшее образование)
Виды учебной работы
| трудоёмкость
| Зач. ед.
| Час
| 2-е высшее
| 1-е высшее
|
|
| Общая трудоемкость по учебному плану
|
|
|
|
| -
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
| -
| Лекции
|
|
|
|
| -
| Семинары или практические занятия
|
|
|
|
| -
| Самостоятельная работа (СРС)
|
|
|
|
| -
| Переаттестация
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации
|
| экзамен
|
| | | | | | | |
4.3 Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов факультета непрерывного образования, обучающихся очно на базе среднего профессионального образования (по сокращенным срокам обучения – 3 года)
Виды учебной работы
| трудоёмкость
| Зач. ед.
| Час
| По семестрам
|
|
| Общая трудоемкость по учебному плану
|
|
| -
|
| Аудиторные занятия
|
|
| -
|
| Лекции
|
|
| -
|
| Семинары или практические занятия
|
|
| -
|
| Самостоятельная работа (СРС)
|
|
| -
|
| Форма промежуточной аттестации
|
| экзамен
| | | | | | |
4.4 Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы на базе среднего профессионального образования юридического и экономического профилей (нормативный срок обучения – 3 года):
А) очно-заочная форма обучения
|