Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Многомерность и чрезвычайная сложность процесса индивидуального развития психики, требующие многоаспектного анализа и применения разного рода подходов, предполагают использование разнообразного набора конкретных методических среде определение общей стратегии исследования, решения организационных проблем. Сам системный подход к психическому развитию человека предполагает многокомплексность исследований. Это обусловливается в первую очередь тем обстоятель­ством, что без комплексного использования методических приемов по существу не­возможно выявить и углубить понимание основных генетических законов, имеющих сложную природу, которая может быть раскрыта только путем разного рода соотно­шений и сопоставлений. Комплексное исследование необходимо также и при рас­смотрении условий и полифакторных воздействий, вызывающих различного рода из­менения в психике человека в разные периоды его жизни. Следует, однако, заметить, что изучение развития не исключает, а предполагает так называемые моноисследо­вания, имеющие дело с динамическими характеристиками каких-либо отдельных пси­хических функций и направленные на изучение соответствующих закономерностей и зависимостей, к примеру, такой важной характеристики, как неравномерность раз­вития. Подобного рода исследования приобретают большую научную ценность, если они проводятся в рамках системного и комплексного подходов к человеку, к измене­ниям его психических форм. Такие основные характеристики развития, как гетерохронность, структурообразование, могут быть выявлены только в результате соотно­шения между собой разного рода данных измерений динамики конкретных форм пси­хики как в генетическом плане, так и в плане выявления взаимоотношений разных компонентов развития.



Таким образом, чем сложнее задача, тем интенсивнее выражена комплексность в методической части исследования. В максимальной степени этот процесс выражен при описании отдельных периодов жизни, при построении в психологии различных периодизаций жизненного цикла человека, а также при соотнесении между собой зна­ний о человеке, полученных в разных научных дисциплинах.

Комплексный подход может быть направлен на решение задач разного типа. Во-первых, при установлении связей психического развития с другими формами и уров­нями развития человека в системе человекознания. Во-вторых, при исследовании собственных феноменов развития, его основных характеристик и детерминирующих его факторов. Программирование комплексных исследований, как подчеркивал Б. Г. Ананьев [4], само по себе представляет крупную методологическую задачу. По­требность в таких исследованиях возникает лишь на определенном уровне научных разработок, когда отдельные параметры и характеристики развития, полученные в специальных исследованиях, не объясняют его целостной природы. Переход от част­ных, специальных исследований к комплексному, синтезирующему изучению озна­чает сосредоточение сил и средств на познании связей, отношений и зависимостей между всеми характеристиками объекта. «Поэтому особенно важно на одних и тех же людях получать основные характеристики и величины, исследуя их реальные вза­имосвязи в процессе развития» [4, с. 326]. Проведение серий комплексных исследо­ваний, по мнению Б. Г. Ананьева, является непременным условием создания систе­мы психологической диагностики, применяемой для решения различных практиче­ских задач в целях полного использования потенциалов человеческого развития.

Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит спе­цифический характер и предполагает использование двух основных организацион­ных методов: метода возрастных, или «поперечных», срезов и лонгитюдинального метода, или метода «продольных» срезов. Такого рода стратегия исследования, где предполагается сличение характеристик разных возрастов, позволяет выявить воз­растную динамику, ее специфические черты в отношении различных форм психики.

Существенным моментом в общей системе исследования является вопрос о кон­кретных методах, процедурах добывания эмпирического материала о возрастных по­казателях психики. К ним относится большая группа основных методов психологии, которые охватывают способы получения психологических фактов в рамках общей стратегии решения задач возрастной и диффефенциальной психологии. Для того чтобы эмпирические данные приобрели научный смысл, превратились в научные факты, необходимо использование различных методов математической обработки полученных данных. Такая обработка преследует цель выяснения различий и взаи­мосвязей, разного рода соотношений и установления на их основе закономерностей возрастной и индивидуальной изменчивости психики.

При рассмотрении методической части целесообразно учитывать ее системный характер как исследовательский цикл, где имеет место последовательное включение и использование разных групп методических средств, позволяющих в своей совокуп­ности наиболее достоверным образом решать конкретные научные задачи, связанные с развитием и изменчивостью психики. Классификация методических средств, акту­альных для познания психического развития человека, основана на описании систе­мы методов современной психологии, предложенной Б. Г. Ананьевым [4]. Эта клас­сификация (см. табл. 1.1) включает организационные, эмпирические, «обрабатыва­ющие» и интерпретационные группы методов. Рассмотрим их подробнее.

Таблица 1.1

Классификация методов

Организационные Эмпирические «Обрабатывающие » Интерпретационные
Лонгитюдинальный, или «продольных» срезов   Комплексный   «Поперечных» срезов, или сравнительно-возрастной   Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)   Экспериментальные (лабораторный, по­левой, естественный, констатирующий, формирующий эксперименты)   Праксиметрические   Биографические   Анкетирование   Беседы, интервью   Психодиагностические   Количественные: Определение средне- арифметической, коэффициента вариации, лимитов, крите­рия Стьюдента и др.   Регрессионный анализ   Дискриминантный анализ   Дисперсионный анализ   Корреляционный и факторный анализы   Таксономический анализ и др.   Качественные: Психологическая казуистика   Дифференциация по типам, группам, вариантам развития Генетические (описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития)   Структурные (описание и интерпретация взаимо­связей между отдельными парамет­рами развития)  

 

Подавляющее большинство исследований в детской, возрастной, педагогической психологии, в психогеронтологии выполнены с помощью организационных методов, в частности метода «возрастных» срезов. Модификации указанного метода состоят в том, что в качестве предмета исследования берутся различные возрастные интерва­лы, например преддошкольный и дошкольный возраст, и исследуется комплекс изу­чаемых психических явлений (память, мышление и речь) или динамика какого-либо одного психического процесса. Одним из такого рода исследований является цикл работ по проблеме памяти, выполненный под руководством А. А. Смирнова [11], где сопоставлялись особенности мнемических процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей. Таким же путем проводились многие исследования по детской пси­хологии [17; 35].

В коллективных исследованиях, выполненных под руководством Б. Г. Ананьева [4; 7] в широком возрастном диапазоне методом «поперечных» срезов, в интеллекту­альных функциях взрослых были выявлены онтогенетические изменения в зритель­ном восприятии по параметру константности от раннего детства до глубокой старости. В других циклах исследований метод «возрастных» срезов был применен для опре­деления онтогенетических преобразований комплекса зрительно-пространственных функций — поля зрения, остроты зрения, линейного глазомера, где были выявлены особенности созревания и старения каждой из этих функций и специфика их взаи­моотношений в различные возрастные периоды [1; 6; 24]. Метод «поперечных» сре­зов применяется к индивидам одной возрастной группы, что дает возможность уста­новить усредненные величины и границы нормальной вариантности в показателях той или иной психической функции.

С совершенствованием указанного метода в нем усиливаются процессы интегра­ции и дифференциации. В связи с задачей изучения жизненного цикла человека в целом, при организации исследования все большее значение приобретает широкий охват разных периодов жизни. Для более глубокого понимания возрастной динамики на разных этапах жизни важным оказывается микровозрастной анализ, который по­зволяет выявить сложный характер изменений функций в различные периоды их раз­вития.

С середины XIX в. в психологии стал применяться другой организационный ме­тод — метод «длинника». Он возник, когда Дарвин, Тэн, Кусмауль, Прейер и другие ученые начали наблюдения за своими детьми, систематически фиксируя развитие их речи, эмоций, сенсомоторных функций. В отечественной психологии систематичес­кое генетико-психологическое исследование раннего детства проводилось В. М. Бех­теревым и его коллегами. Н. М. Щелованов в основанной В. М. Бехтеревым клини­ке-лаборатории длительное время изучал одних и тех же детей комплексным путем [9; 31].

Метод «продольных» срезов по сравнению с методом «поперечных» срезов при­меняется в гораздо меньших масштабах. Примерами могут служить систематическое изучение детей в течение первых двух лет жизни, которое позволило швейцарскому психологу Ж. Пиаже выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта [33], си­стематическое изучение зрительно-пространственных функций у взрослых, выпол­ненное Л. Н. Гольбиной [13].

Использование лонгитюдинального метода в широком возрастном диапазоне Л. Шоенфельдом и В. Овенсом [5] носило комплексный характер. Ими проводилось обследование вербальных, смысловых, логических и числовых функций у одних и тех же людей на протяжении 42 лет жизни. Лонгитюдинальный метод, сложившийся в детской психологии, был применен в геронтологии [2]. В работе И. С. Кона [18] рас­сматриваются результаты лонгитюдинальных исследований и вопросы их организа­ции, представленные в работах зарубежных психологов, описываются программы долгосрочных исследований, продолжавшихся 30-40 лет и охватывающих широкий круг личностных, интеллектуальных, физических характеристик человека.

Лонгитюдинальные исследования имеют целью изучение генетических связей между фазами жизни. Лонгитюдинальный метод позволяет определять диапазон воз­растной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизненного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития. По сло­вам Б. Г. Ананьева, «особенно важны наиболее отдаленные влияния, распространя­ющиеся в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла. Для определе­ния таких опосредованных и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду ге­нетических связей между фазами развития, Лонгитюдинальный метод должен быть признан основным. Этот метод может иметь значение и для определения сравнитель­ной ценности разных систем обучения, поскольку эта ценность выражается не толь­ко и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека» [5, с. 197].

С преимуществом лонгитюдиналыюго организационного метода в определении генетических связей между фазами психического развития связана и другая его важ­ная черта. Она заключается в том, что указанный метод является наиболее эффек­тивным при научном прогнозировании дальнейшего хода психической эволюции [7].

В качестве следующей существенной особенности лонгитюдинального метода следует назвать его ориентацию на выявление индивидуальных характеристик чело­века в ходе его развития, которое происходит у разных людей различными путями и с неодинаковой скоростью. Этот метод применяется для изучения становления твор­ческой индивидуальности, для более точного определения веса каждого из факторов, влияющих на ее развитие [2; 5].

Лонгитюдинальный метод предполагает такую организацию исследований, при которой в соответствии с долгосрочной программой, рассчитанной на ряд лет, непре­рывно прослеживается ход индивидуального развития путем регулярного, многократ­ного и систематического обследования на его отдельных этапах с привлечением экс­периментальных и функциональных проб и заданий, а также других методов (биогра­фического, праксиметрического анализа продуктов деятельности и т. п.). Итогом лонгитюдинальной организации исследования является монография, охватывающая несколько фаз периодов человеческой жизни. «Сопоставление ряда таких индивиду­альных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моментов перехода от одной фазы развития к другой» [4, с. 301].

Следует обратить внимание на трудоемкость и чрезвычайную сложность соблю­дения регулярности и периодичности обследования одного и того же человека, так как при таком обследовании происходит адаптация испытуемого к условиям опыта. Сочетание двух организационных методов, лонгитюдинального обследования сту­денческого возраста и обследования лиц того же возраста, но методом «поперечных» срезов, посредством применения одного и того же набора методик впервые в нашей психологии было осуществлено под руководством Б. Г. Ананьева в комплексных ис­следованиях 1965-1972 гг. Это позволило установить закономерности возрастной из­менчивости индивидных и личностных характеристик в период ранней и средней взрослости с достаточно высокой степенью надежности [4].

Для современных исследований в области возрастной и дифференциальной пси­хологии характерным является комплексный подход, при котором становится воз­можной экспериментальная разработка целостней концепции развития. «Подобно сравнительному и лонгитюдинальному методам, вовсе не представляющим сами по себе какой-либо теории, но являющимся способами организации исследовательско­го цикла, комплексный метод сам по себе еще не есть концепция целостности изуча­емых феноменов, но, бесспорно, он направлен на построение такого исследователь­ского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение такой концепции» [4, с. 302].

Следующая группа методов включает эмпирические приемы, с помощью которых добываются факты о возрастной изменчивости психики и которые используются в соответствии с общей организацией исследования путем применения метода «попе­речных» срезов, или лонгитюда. Основные эмпирические методы психологии (обсер­вационные, экспериментальные, праксиметрические, биографические и др.) пред­ставляют основные пути получения знаний об особенностях индивидуального раз­вития человека. Так, сведения о процессе усложнения поведения ребенка с момента рождения и о генезе интеллектуальной деятельности были получены Ж. Пиаже [33] путем наблюдения в сочетании с естественным экспериментом в лонгитюдинальных исследованиях детей. Многочисленные данные относительно возрастных особенно­стей памяти, мышления, восприятия в дошкольном периоде были добыты путем орга­низации исследований методом «поперечных» срезов, где широко использовались различные модификации лабораторного и естественного экспериментов [11; 35]. Для изучения становления личности и субъекта деятельности проводились лонгитюдинальные исследования в сочетании с праксиметрическим и обсервационным метода­ми в их ретроспективной модификации [19]. Сравнительное изучение биографий ученых, художников позволило определить оптимальные для человека периоды твор­чества [2; 19; 21].

В группу так называемых «обрабатывающих» методов возрастной и дифферен­циальной психологии входят различные математико-статистические методы. В соот­ветствии с задачами выяснения степени дифференциации данных по разным возраст­ным группам используются критерии различий, дискриминантный анализ. С целью получения усредненного критерия оценки возрастной группы по тем или иным пси­хологическим параметрам и степени выраженности в ней индивидуального разнооб­разия данных рассчитываются средние величины, лимиты и коэффициент вариации. Для того, чтобы теоретическим путем определить форму кривой данных, полученных в том или ином возрастном диапазоне, а также иметь возможность экстраполировать дальнейший ход изменений, применяется регрессионный анализ [26]. Для выясне­ния роли заданных факторов среди совокупности других неорганизованных факто­ров в развитии психических функций и свойств используется дисперсионный анализ [6]. Одними из распространенных методов количественной и качественной обработ­ки материала являются корреляционный и факторный анализы [15]. В результате корреляционного анализа были выявлены особенности структурирования интеллектуальных функций и их качественных преобразований в школьном и взрослом пери­одах жизни [4; 14]. Качественный анализ с использованием указанных эмпирических и статистических методик позволяет выделить типы, варианты и профили отдельных характеристик и подсистем индивидуального развития психики.

Группа интерпретационных методов включает в себя приемы обобщающего ха­рактера, направленные на теоретический синтез и интерпретацию статистически об­работанных данных. Собранный материал может быть обобщен в виде психограмм, синтетического описания онтогенеза жизненного пути личности, субъекта деятель­ности и индивидуальности. В результате применения интерпретационных методов могут быть получены типология развития, различные онтогенетические закономер­ности. Интерпретация данных осуществляется в двух основных направлениях, гене­тическом и структурном, и имеет целью исследование генетических связей и харак­тера взаимосвязей отдельных сторон психического развития.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.