Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Призыв иудеев к исламу мудрым словом

Одним из шагов, предпринятых Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, для налаживания мира и организации жизни мусульманского общества после при­езда в Медину, была попытка наладить контакт с местными иудея­ми через посредничество Абдуллаха ибн Саляма и призвать их к исламу.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Узнав о приезде в Медину посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абдуллах ибн Салям, да будет доволен им Аллах,[518] пришел к нему и ска­зал: “Я хочу спросить тебя о трех вещах, которые может знать только пророк: скажи мне, что станет первым предзнаменова­нием Часа[519], что в первую очередь отведают оказавшиеся в раю и почему ребенок получается похожим на своего отца или на свою мать?” На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Обо всем этом мне только недавно сообщил Джибриль”, — Абдуллах воскликнул: “Он является для иудеев врагом из числа ангелов!” После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Что касается пер­вого предзнаменования Часа, то им станет огонь, который погонит людей к месту сбора с востока на запад; что ка­сается первой еды, которую отведают обитатели рая, то ею станет доля печени кита; что же касается сходства ребенка, то здесь дело обстоит так: если во время полово­го сношения вода мужчины опережает воду женщины, то ребенок получается похожим на него, если же ее вода опере­жает его воду, то ребенок становится похожим на нее”, — и Абдуллах воскликнул: “Свидетельствую, что ты — посланник Аллаха!” — после чего сказал: “О посланник Аллаха, поистине, иудеи лживы, и если они узнают о том, что я принял ислам до того, как ты спросишь их обо мне, они станут возводить на меня ложь”. Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал за иудеями, и когда они пришли к нему, он спросил (этих иудеев): “Какое место среди вас зани­мает этот Абдуллах ибн Салям?” Они ответили: “Он — самый знающий из нас и сын самого знающего из нас, и он — лучший из нас и сын лучшего из нас!” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А что бы вы сказали, если бы Абдуллах принял ислам?” В ответ на это они воскликнули: “Да упасет его от этого Аллах!” Тогда Абдуллах вышел к ним и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха!” — после чего они стали го­ворить: “Он — худший из нас и сын худшего из нас!” — и про­должали злословить о нем и впредь»[520].



Таким был первый опыт общения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с иу­деями, который он приобрел в первый же день после своего при­езда в Медину[521].

Одним из проявлений мудрости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, явилось то, что он скрыл присутствие Абдуллаха ибн Саляма от иудеев во время беседы с ними до тех пор, пока не расспросил о его положении среди них. Лишь после того, как они отозвались о нем с похва­лой и дали ему высокую оценку, он приказал ему выйти. Абдуллах вышел, заявил о своем принятии ислама и открыто подтвердил правдивость Мухаммада, знание о котором тщательно скрывалось иудеями. Затем Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, упорядочил свои отношения с иу­дейской общиной, заключив с ними договоренности, о которых рассказывается ниже.

Братание мухаджиров и ансаров

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занимался не только строительством ме­чети и призывом к исламу иудеев, но сделал и другое дело, став­шее одним из самых прекрасных дел, в котором выразилась его мудрость, благоразумие и совершенство как руководителя[522].

По инициативе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мухаджиры и ансары по­братались друг с другом в доме Анаса ибн Малика, да будет им до­волен Аллах. Их было девяносто человек, одну половину которых составляли мухаджиры, а другую — ансары. Он привел их к брата­нию, которое должно было послужить мухаджирам, лишившимся своего имущества, утешением, так как в случае смерти одного из названых братьев другой наследовал ему наряду с кровными род­ственниками. Такое положение сохранялось вплоть до битвы при Бадре, но после того как Всемогущий и Великий Аллах ниспослал аят, в котором было сказано: «…а кровные родственники ближе друг к другу…»(8:75), наследование побратимам было отменено, а узы братства остались[523].

Значение этого братания состояло в том, что благодаря ему ис­чезал дух племенной непримиримости, свойственный эпохе джа­хилийи, люди становились приверженными только исламу, стира­лись различия, обусловленные происхождением, цветом кожи и местом рождения, и каждый мог выделиться среди других только благодаря своему мужеству или благочестию. Люди, которых свя­зывали узы этого братства, отдавали своим братьям предпочтение перед самими собой, сочувствовали им и относились к ним как к друзьям, подавая прекрасные примеры человеческих взаимоот­ношений новому обществу. Это братство являлось одним из са­мых выдающихся проявлений справедливости ислама в вопросе человечности и нравственных норм[524].

Братание не было соглашением, заключенным лишь на бумаге или на словах. Оно запечатлелось в сердцах, стало делом, имевшим отношение к жизни и имуществу людей и не ограничивавшимся пу­стословием без практического значения. Оно связало людей слова­ми, делами, жизнями и имуществом как в радости, так и в горе[525].

Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что, ког­да мухаджиры приехали в Медину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побратал Абдуррахмана ибн ‘Ауфа с Са‘дом ибн ар-Раби‘, да будет дово­лен Аллах ими обоими, и Са‘д ибн ар-Раби‘ сказал ‘Абдуррахману: «Поистине, я — самый богатый из ансаров, и я отдам тебе половину того, что имею. Посмотри также, какая из двух моих жен тебе по­нравится, и я уступлю ее тебе, а когда закончится ее срок[526], ты же­нишься на ней». ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет им доволен Аллах, сказал: «В этом нет необходимости», — и спросил: «Есть ли здесь рынок, где люди занимаются торговлей?» Са‘д ответил: «Есть рынок кайнука». И Абдуррахман понес туда творог и масло, после чего стал ходить на рынок постоянно, и уже через короткое время он явил­ся с желтыми следами от благовоний на теле[527]. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Ты женился?» Он сказал: «Да». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «На ком?» Он ответил: «На одной женщине из ансаров». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «И сколько же ты отдал?»[528] Он сказал: «Золото, рав­ное по весу косточке[529]». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Тебе следу­ет устроить угощение хотя бы из одной овцы”»[530].

Акт братания, произведенный Пороком, да благословит его Аллах и приветствует, уникален по своей мудрости и являлся наивернейшим политическим шагом и пре­красным решением многих из тех проблем, с которыми столкну­лись мусульмане в тот период.

Мудрое воспитание

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял неустанную заботу и о духовной жизни му­сульман. Он обучал и воспитывал их, очищал их души, побуждал к благонравию, прививал им чувства взаимной любви и братства, направлял ко всему достойному и благородному и побуждал к по­клонению и повиновению Аллаху[531].

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О люди, распространяйте приветствия, кормите (других)[532], поддерживайте род­ственные связи, молитесь, когда другие люди будут спать, и вы войдете в рай с миром»[533].

Он также говорил: «Не войдет в рай тот человек, сосед ко­торого не находится в безопасности от его зла»[534];

«Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) му­сульманам вреда своим языком и своими руками»[535];

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет же­лать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе»[536].

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга”, — и, произнеся это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переплел между собой пальцы своих рук[537].

Он сказал: “Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивай­тесь спиной[538] друг к другу, не перебивайте торговли друг другу[539] и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусуль­манин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязнен­ность скрыта здесь!” — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды указал рукой себе на грудь, после чего произнес: “Достаточным со­вершением зла для человека является то, что он презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!”[540]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не разрешается мусульманину преры­вать общение с братом на срок, превышающий три дня, так, что, когда они встречаются, то отворачиваются друг от друга! Лучшим из них двоих окажется тот, кто первым по­приветствует другого!”[541]

И он говорил: «Врата рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу, ничему не по­клонявшемуся наряду с Аллахом, за исключением такого че­ловека, которого ненависть разделяла с его братом, и тогда произносятся слова: “Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом! Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом!”[542]

И он говорил: «Помогай брату своему независимо от того, притеснителем он является или притесняемым!» (Услышав это, один человек сказал: “О посланник Аллаха, я могу помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?!”) На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Удержи его (или: … помешай ему) от притеснения и, поистине, это (станет) помощью ему”[543].

И он говорил: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его. Если он пригласит тебя, ответь на его приглашение. Если он попросит у тебя совета, дай ему совет. Если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, поже­лай ему блага. Если он заболеет, навести его. А если он умрет, то проводи его в последний путь»[544].

Аль-Бара ибн 'Азиб сообщил[545]: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ве­лел нам делать семь вещей и запретил семь других. Он велел нам навещать больных, провожать погребальные носилки, же­лать блага чихнувшему, выполнять клятвы того, кто дает их,[546] помогать притесняемому, принимать приглашение приглашаю­щего и приветствовать людей. И он запретил нам носить золо­тые кольца, пить из серебряных сосудов, использовать шел­ковые седла и аль-касси[547], а также носить шелк, истабрак и дибадж[548].[549]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не войдете вы в рай, пока не уверуете, а не уве­руете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаим­ной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой![550]»[551]

Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое проявле­ние ислама является наилучшим?” Он ответил: “Лучшее состоит в том, чтобы ты кормил людей[552] и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”[553].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «В своей любви, милосердии и сочув­ствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой»[554].

Он говорил: «Не будет помилован тот, кто сам не проявля­ет милосердия (к другим)!»[555]

И говорил: «Не помилует Аллах того, кто сам не проявляет милосердия к людям»[556].

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поношение верующего есть проявление нечестия, а сражение с ним (свидетельствует о) неверии»[557].

Вне зависимости от того, каким путем доходили эти и другие наставления Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до ансаров — слышали ли они их непо­средственно от него самого или в передаче мухаджиров, знавших их до хиджры, — пророческие наставления прививали им и всем другим сподвижникам исламское воспитание. Эти наставления являются уроками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, для каждого, до кого они дошли или будут доходить вплоть до Судного дня.

От Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передано еще много других настав­лений, на которых воспитывались мусульмане. В них он побуж­дал их тратить свое имущество на богоугодные цели, указывал на достоинства и преимущества этого великого вида поклонения, вызывал у них горячее стремление к его совершению. Наряду с этим Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, настоятельно побуждал людей к воздержанию от просьб, напоминал им о достоинстве терпения и нетребователь­ности. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал людям о достоинстве раз­личных видов поклонения и обещанной за них награде Аллаха. Он сообщал им о ниспосылаемых ему откровениях, читал им эти откровения и слушал их чтение, и подобное изучение служило указанием на то, что на них возлагаются обязанности призыва и обязанности распространения этого послания, не говоря уже о необходимости понимания и размышления.

С помощью подобных средств, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повышал духовный уровень своих сподвижников, объяснял им, в чем заключаются высшие духовные ценности, и показывал им наилучший пример, в результате чего они стали высшими образцами совершенства, какие только знала история.

Благодаря всему этому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, удалось построить новое мусульманское общество, которое стало самым прекрасным и достойным обществом в истории человечества, и найти решение проблем этих людей, дотоле блуждавших во мраке невежества и предрассудков. Это новое общество собрало в себе все элемен­ты идеального человеческого социума, вобрало в себя всякое совершенство, доступное людям. Все это произошло в первую очередь по милости Аллаха, а затем благодаря мудрости и гению Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому те, кто трудится на поприще исламского призыва, не имеют права пренебрегать его путем и отказываться от его примера[558].






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.