Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов)

Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

Св. писание

Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарно­го университета, г. Москва.

Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.

Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характерис­тика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.

В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М. М. Бахтина «о куль­туре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «фило­софской логики культуры» В. С. Библера.

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важней­шей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диа­лог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (ком­муникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: диалектическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН +2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразова­тельная, дидактоцентрическая.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.



По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

По категории обучаемых: продвинутого уровня.

Целевые ориентации

• Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.

• Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сво­димых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Концептуальные идеи

• Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержа­ния личности.

• Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.

• Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.

• Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодей­ствие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

• Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).

В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:

1. Форма организации обучения.

2. Принцип организации самого содержания науки:

а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески форми­руемых понятий;

б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных, вопросов бытия, основных точек удивления;

в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоре­тика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления. Особенности организации содержания (по В. С. Библеру)

1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышле­ния эпох:

• античное мышление - эйдетическое (образное);

• средневековое - причащающее мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу);

• новое время - рационалистическое мышление, разум - все;

• современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; харак­терно возвращение мышления к исходным началам.

2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного про­цесса: речевой стихии (и форм организации) русской речи (1) и исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры (2).

3. Последовательность классов отвечает последовательности основных истори­ческих культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средне­вековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах совре­менной культуры XX века.

1-11 классы: Точки удивления - это «узелки» понимания, которые станут ос­новными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момен­та истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.

III-IV: Античная культура.

V-VI: Культура Средневековья.

лVII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.

IX-X: Культура современности.

XI: Класс специально диалогический.

4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходныхзагадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы.

5. Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собе­седников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людь­ми других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге.

6. Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вмес­те с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «про­блему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилет­ней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.

И это, завершающее школу состояниекануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.

Особенности методики

Создание ситуации диалога. По В. В. Серикову, введение в ситуацию диа­лога предполагает использование таких элементов технологии: 1) диагностика го­товности учащихся к диалогическому общению — базовых знаний, коммуникатив­ного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, бла­годаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемо­го материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликт­ных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвы­шение их до «вечных» человеческих проблем; 4) продумывание различных вари­антов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодей­ствия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащи­мися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диало­га, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погру­жения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п. ).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.