Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Что может произойти в худшем случае?

Есть люди, склонные раздувать сверх всякой меры возможные "последствия" и "наказания", связанные с критической ситуацией. Они направляют собственное воображение против самих себя, "делая из мухи слона". Зачастую они вообще не в состоянии оценить реальные опасности, соответствующие конкретным обстоятельствам, а, долго не размышляя, действуют так, словно речь идет о жизни и смерти.

Когда вы сталкиваетесь с подлинным кризисом, необходим известный "запас" волнения, которое должно употребить с большой пользой для себя. Однако если вы переоцениваете степень угрозы или трудностей, то благодаря такой искаженной информации вы можете возбудить себя больше, чем требуют обстоятельства. Поскольку же реальная угроза много меньше воображаемой, вы не можете "выпустить эмоциональный пар" целиком, и он остается внутри вас, "взаперти", неизбежно принимая форму нервной дрожи. Большой избыток эмоционального возбуждения не помогает, а только вредит делу.

Бертран Рассел поделился с нами методом, который онс успехом применял для снижения чрезмерного волнения:"Когда вам угрожает какая-нибудь беда, вдумчиво и серьезно прикиньте худший из вариантов. Взглянув такой возможности в лицо, продумайте, действительно ли будет столь ужасной катастрофа? Подходящие аргументы найдутся всегда, ибо даже самое худшее, что может с вами случиться, не имеет глобального значения. Пристально рассмотрев в течение некоторого времени со всех сторон худшую из возможностей, скажите себе с глубокой убежденностью: "Ну что ж, в конце концов, даже это не будет иметь такого уж большого значения". И вы увидите, что ваша тревога почти улетучится. Может статься, что эту процедуру придется повторить несколько раз, но если, размышляя над худшим вариантом, вы ничего не затушевали, то в итоге обнаружите, что ваши страхи исчезли, а им на смену пришло приподнятое настроение".



Многие из нас, однако, позволяют себе пасть духом под влиянием гораздо менее значительных или даже воображаемых опасностей. Кто-то правильно сказал, что наиболее распространенная причина возникновения язвы желудка - стремление "сделать из мухи слона".

Молодая девушка, впервые выезжающая в свет, может представить себе, что от предстоящего бала зависит ее жизнь.

Иногда люди, ожидая собеседования в связи с поступлением на работу, выглядят так, будто готовятся к смертельному испытанию.

Не исключено, что чувство "жизнь или смерть", которое многие ощущают в различных критических ситуациях, мы унаследовали от наших предков, когда "неудача" действительно нередко являлась синонимом "смерти".

Однако каково бы ни было происхождение этого восприятия, опыт множества моих пациентов показывает, что от него можно избавиться, если спокойно и рассудительно анализировать каждую конкретную ситуацию.

Спрашивайте себя всякий раз: "Что может произойти в худшем случае?". Не реагируйте по сложившейся негативной привычке безрассудно, вслепую.

Если внимательно присмотреться, то окажется, что большинство повседневных так называемых "критических ситуаций" не только не представляют собой проблему "жизни или смерти", а всего лишь являются возможностью продвинуться вперед или сохранить прежние позиции.

Например, что может ожидать коммивояжера? Он получит заказ на товар и тем самым окажется в лучшем положении, то есть продвинется вперед; или же сделка не состоится, и он останется на прежних, но не на ухудшившихся позициях. Самое скверное, что может случиться с молодой девушкой-дебютанткой, - это то, что ее на балу не заметят и она не произведет фурора в своем кругу.

Мало кто по-настоящему осознает, какой мощный заряд содержится в простой смене точки зрения на критическую ситуацию. Я знаю коммивояжера, который удвоил свой доход, взяв на вооружение девиз: "Я могу приобрести, но отнюдь не потерять".

Известный актер Уолтер Пиджон рассказывал, что его первое появление на сцене было исключительно неудачным, поскольку он чувствовал себя совершенно оцепеневшим от страха. Однако в антракте он сказал себе, что раз уж он все равно сегодня провалился, терять ему теперь нечего, но если вообще уйти со сцены, это будет означать, что как актер он вообще не состоялся. Следовательно, у него нет оснований тревожиться, вновь выходя на сцену. Во втором действии Пиджон играл уже спокойно, уверенно и имел огромный успех.

Запомните:

главная фигура в любой критической ситуации - это ВЫ. Следуйте нашим рекомендациям и, подобно сотням других людей, вы научитесь заставлять кризис работать на вас, усиливая творческий потенциал.

ПОБЕДА ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ - ВЫБОР ЗА ВАМИ

Выше уже говорилось, что ваш Творческий Механизм - устройство телеологическое, нацеленное на достижение определенной цели, определенного конечного результата. Как только вы установите конкретную цель, вы можете положиться на свою автоматическую систему наведения, которая выведет вас к данной цели лучше, чем это сделаете вы с помощью сознательных усилий. Ваш "автопилот" обеспечит и необходимые для этого средства. Если для достижения задуманной цели мышцам нужно совершить какое-то движение, ваш автоматический механизм в состоянии управлять ими значительно точнее и тоньше, чем сможете вы, опираясь на сознательное мышление. Когда потребуются новые и оригинальные идеи ваш Механизм Успеха и здесь снабдит вас всем необходимым.

Это сладкое чувство победы

Лес Гиблин, основатель знаменитой лаборатории исследования социальных отношений, в течение ряда лет успешно руководил группой коммивояжеров, немного попробовал свои силы в сфере рекламы и приобрел определенную известность в качестве эксперта в области социальных отношений. Работа ему нравилась, но хотелось расширить поле своей деятельности. Больше всего его интересовали сами люди, и после многолетней теоретической и практической подготовки он заключил, что сможет помочь им решить некоторые проблемы, которые часто отягощают человеческие отношения. Ему хотелось читать лекции по этим вопросам, однако отсутствие опыта выступлений перед большими аудиториями оказалось серьезным препятствием на пути осуществления этого желания.

"Однажды ночью, - рассказывал Лес, - я, по обыкновению, лежал и думал о своей большой мечте. В то время мой опыт публичных выступлений сводился к наставлениям небольшой группы разъездных торговых представителей. Да еще, служа в армии, я какое-то время выполнял обязанности инструктора. Одна мысль о выступлении перед многочисленной публикой приводила меня в ужас. Я просто не мог себе представить, как смогу с этим справиться. Но в то же время я хорошо помнил, что, разговаривая с коммивояжерами, не ощущал ни малейшей неловкости и совершенно свободно беседовал с солдатами. Лежа в постели, я вспомнил то чувство воодушевления и уверенности, которое испытывал, выступая перед немногочисленными группами, восстановил в памяти отдельные мелкие подробности, сопровождавшие это чувство душевного подъема. Затем я вообразил себя стоящим перед гигантской аудиторией и рассуждающим о различных аспектах отношений и одновременно переживающим то же самое чувство душевного подъема и уверенности в себе. Я нарисовал мысленно детальную картину происходящего, причем до такой степени вжился в образ, что явственно ощутил под ногами доски сцены. Я ясно видел выражение лиц присутствующих, слышал, как они аплодировали. Почувствовал, что успешно справился со своей задачей.

В этот момент что-то "замкнулось" в мозгу. У меня появилось приподнятое настроение и уверенность в том, что я в состоянии осуществить свои намерения. Я соединил воскресшие в памяти прошлые чувства уверенности и триумф, созданный моим воображением. Чувство свершения, удачи было настолько реальным, что я уже нисколько не сомневался в успехе. У меня появилось и уже больше не покидало меня чувство победы. И хотя в тот момент я не видел подходящей возможности для реализации своей мечты, уже через три года она осуществилась почти в том виде, в каком я себе ее представил и прочувствовал.

Поскольку я не был широко известен и не обладал значительным опытом, ни одна посредническая фирма не желала иметь со мной дело. Но это меня не остановило. Я сделался своим собственным агентом, стал сам заключать договоры и поступаю так до сих пор. Сейчас у меня заказов на выступления больше, чем я в состоянии выполнить".

Сегодня Лес Гиблин - признанный авторитет в области социальных отношений. Сотни крупнейших корпораций Америки обращаются к нему с просьбой организовать для их сотрудников центры обучения по налаживанию межличностных отношении. Его книга "Как обрести уверенность и силу" получила широкую известность и стала классической в своей области. А ведь все началось с воображаемой картины и обретения чувства победы.

Чтобы привести в движение ваш Творческий Механизм, представьте себе конечные результаты и то, что возможности их достижения уже существуют.

Мысленная картина возможности осуществления цели должна быть настолько ясной и живой, чтобы стать "реальной" для вашей нервной системы. Причем столь реальной, чтобы вызвать те же самые чувства, которые вы испытали бы, если бы цель в самом деле была реализована.

В этом нет ничего трудного или мистического, как может показаться на первый взгляд. Мы проделываем нечто подобное практически ежедневно, тревожась о неблагополучном исходе наших намерений, опасаясь обид и унижений. В данном случае мы ощущаем те же самые эмоции, которые у нас возникли бы, если бы мы действительно потерпели неудачу. Мы мысленно рисуем неудачу - не вообще, схематично, а очень ярко и во всех подробностях. Неоднократно воспроизводя в мыслях зловещую картину, роемся в поисках аналогичных негативных примеров в нашем прошлом, воскрешая детали.

Вспомните, однако, о чем уже не раз говорилось выше: Наша нервная система не в состоянии отличить реальные переживания от живо воспроизведенных нашим воображением. Поэтому, когда мы долго размышляем о возможной неудаче, непрерывно расписываем ее яркими красками и для нашей нервной системы неудача приобретает реальные очертания, тогда мы начинаем испытывать те же самые чувства, которые обычно сопровождают подлинное фиаско.

Но, с другой стороны, если мы постоянно думаем о желанной цели, мысленно рисуем ее так же живо и ярко и думаем о ней, как о свершившемся факте, то у нас обязательно возникнет специфическое чувство победы, включающее уверенность в собственных силах, смелость и веру в благополучный исход дела.

У нас нет возможности заглянуть в наш Творческий Механизм и узнать: он нацелился на успех или на неудачу? Но в нашей власти определить его направленность через наши чувства. Когда он устремлен к успеху, у нас возникает приподнятое настроение - то самое желанное чувство победы. Его можно сравнить с термометром, который не создает тепла в помещении, а лишь измеряет его. Но вы можете использовать этот термометр в практическом плане. Вспомните: если у вас возникло чувство победы, это означает, что ваш внутренний механизм настроен на успех.

Обучение какому-либо мастерству - процесс, во многом связанный с методом проб и ошибок, который продолжается до тех пор, пока в памяти не отложится определенное количество "попаданий" или успешных акций. Всякая практика состоит из серии попыток и постоянного исправления допущенных ошибок; когда, наконец, удается добиться желаемой цели, вся успешная операция от начала до конца фиксируется не только так называемой сознательной памятью, но всем организмом, в том числе и мышечной тканью. В основе народных поговорок и крылатых выражений часто лежат интуитивные истины. Когда человек говорит: "У меня такое чувство, что я с этим справлюсь", - он очень близок к истине.

Президент Гарвардского университета (США) доктор Чарльз Эллиот однажды прочитал лекцию на тему: "Привычка к успеху". По его словам, неуспеваемость в школе во многом объясняется тем, что ученикам в самом начале школьной жизни дают мало заданий, которые они могли бы успешно выполнять; поэтому у них нет возможности ощутить атмосферу успеха, нет того, что мы называем "чувством победы". "Школьник, - сказал он, - который ни разу не пережил успех в самом начале школьной жизни, едва ли в состоянии развить привычку к успеху, то есть хорошо знакомое чувство уверенности, которое появляется, когда приступаешь к новому заданию". Доктор Эллиот призвал учителей организовать преподавание в. начальных классах таким образом, чтобы позволить ученикам как; можно чаще переживать успех. Задания должны быть вполне по силам учащимся, но одновременно достаточно интересными, чтобы пробудить энтузиазм и обеспечить мотивацию. "Ряд небольших удач, говорит Эллиот, - вызовет у школьника "чувство успеха", которое окажется ценным союзником в последующей деятельности".

Из сказанного следует, что, следуя совету, который доктор Эллиот дал учителям, вы можете приобрести привычку к успеху, запечатлев в сером веществе вашего мозга энграммы (отпечатки) чувства победы в любое время и в любом возрасте. Если вы постоянно испытываете разочарование и неудовлетворенность, когда вас постигает неудача, то у вас почти наверняка образуется устойчивое чувство поражения, которое станет бросать тень на любое ваше начинание. Но добившись успеха в небольших делах, вы в состоянии эту атмосферу затем перенести и на свои, крупные начинания. "Успех способствует успеху" - эта старая поговорка, во многом справедлива.

Штангисты начинают с веса, который они в состоянии легко поднять, постепенно увеличивая его. Опытные тренеры начинающих боксеров сначала подбирают для них посредственных соперников, постепенно выпуская) своих подопечных на ринг против все более серьезных противников. Подобный принцип применим почти к любому виду деятельности.

Основное правило: начинать с дела, в котором вы можете преуспеть, постепенно переходя к более сложным.

Даже в тех сферах, где вы добились значительного мастерства, иногда полезно как бы отойти назад, "понизить планку" и тренироваться спокойно и непринужденно. Это особенно важно, ибо, когда приостанавливается дальнейший рост показателей, наступает временный предел достижений; наращивание усилий обычно не приносит ощутимых сдвигов, а их продолжение способно лишь закрепить чувство напряженности, связав его с тренировками или обучением. В подобных случаях штангисты, например, снижают вес штанги и некоторое время отрабатывают движения спокойно, без чрезмерного напряжения.

Я знал одного довольно известного коммерсанта, который использовал этот принцип, когда нужно было выйти из полосы неудач. Он не старался получить крупный заказ, прекращал посещать трудных клиентов, а концентрировал внимание на мелких продажах тем заказчикам, которые, как ему было известно, не создавали особых проблем.

Как вернуть удачу

Каждый из нас когда-то в чем-то имел успех. Не обязательно большой. Возможно, это была победа в драке с известным школьным задирой или в школьных соревнованиях по бегу, а возможно, удачное выступление в каких-либо состязаниях на пикнике с коллегами, или это был счастливый финал долгих ухаживаний за любимой девушкой. Это может быть воспоминание об удачной торговой сделке или о призовом месте на конкурсе по выпечке тортов. Не имеет никакого значения, в чем вы преуспели, важно чувство, которое вы при этом испытали.Требуется лишь какой-то эпизод из вашего прошлого, когда вы преуспели, делали то, что вам хотелось, осуществляли задуманное, испытав благотворное чувство удовлетворения.

Упражнение

Воскресите в памяти любой из этих эпизодов. Представьте себе всю картину как можно детальнее, Пусть перед вашим мысленным взором встанет не только центральное событие, но и сопровождавшие успех всевозможные будничные мелочи. Какие звуки вы тогда больше воспринимали? Что вас окружало (объекты, люди, предметы)? Что в тот момент происходило вокруг? Какое это было время года? и т. д. Чем больше деталей, тем лучше. Если вы в состоянии воспроизвести в своем воображении подробности происходившего в тот момент, то обязательно вновь испытаете те же самые чувства. Постарайтесь вспомнить эти чувства. Если вы сможете это сделать, то прошлые чувства как бы перейдут в ваше настоящее и вы сразу ощутите уверенность в своих силах - уверенность, основанную на воспоминаниях о прежних удачах.

Теперь, ощутив это чувство успеха, думайте о предстоящей крупной сделке, совещании, выступлении, соревновании, о любом деле, в котором вы хотели бы преуспеть сейчас. С помощью воображения представьте, как бы вы вели себя и что чувствовали, если бы уже преуспели.

Не говорите об этом Генри...

Представьте, что вас ожидает полный и несомненный успех. Не принуждайте себя. Не "давите" на свой инстинкт, не пытайтесь с помощью волевых усилий убедить себя в неизбежности желаемого исхода. Просто поступайте так же, как поступаете всегда, когда тревожитесь о чем-то, беспокоитесь; только в этот раз беспокойтесь не по поводу возможной неудачи, нежелательного результата, а относительно достижения желаемой конечной цели.

Не старайтесь заставить себя поверить в абсолютный успех. На начальной стадии ваша "мыслительная машина" не в состоянии это воспринять. Действуйте постепенно. Начните размышлять о желаемом конечном результате в той же самой манере, как вы это делаете, тревожась о будущем. Ведь в этом случае вы вовсе не пытаетесь убедить себя в том, что вас непременно ожидает неудача. Нет, вы продвигаетесь постепенно. Обычно все начинается с предположения. Вы говорите себе: "Предположим, произойдет то-то и то-то". Вы вновь и вновь возвращаетесь к данной мысли, "играете" с ней.

Затем всплывает слово "возможно". "Ну что же, - говорите вы, - такое, возможно, может случиться". Теперь начинает действовать воображение. Вы расписываете мысленно разнообразные варианты неудачного исхода, помногу раз возвращаясь к ним, дополняя воображаемую картину различными деталями. По мере того как представления приобретают все более "реальные" очертания, появляются и соответствующие чувства, словно неудача уже произошла, возникают страх и тревога.

Смелость и вера в счастливый исход возникают точно так же. Вы лишь меняете конечную цель. Если уж вы решили тратить время на беспокойство, то почему бы вам не беспокоиться конструктивно?

Упражнение

Начните с мысленного определения наиболее желательного конечного результата, затем переходите к "предположению". Скажите: "Предположим, что задуманное в самом деле вышло". Теперь напомните себе, что подобное вполне может случиться. Пока что речь идет лишь о возможности.

Постепенно вы накапливаете чувство веры и оптимизма. Размышляя о желаемых конечных результатах как о реальной возможности, вы дополняете воображаемую картину успеха различными подробностями. Неоднократно возвращаясь в мыслях к созданному вами образу, вы на каком-то этапе обнаруживаете, что начинают возникать и соответствующие чувства, будто желаемая цель уже достигнута. Как вы сможете убедиться, среди этих чувств будут превалировать вера в успех, уверенность в своих силах и смелость в принятии решений, которые все вместе и составляют чувство победы. Максимум развития чувства победы представляет собой "печать успеха", которую я помогаю выработать на индивидуальных занятиях.

Когда знаменитого генерала Паттона спросили, испытывает ли он когда-либо страх перед сражением, генерал ответил, что испытывал как перед серьезной битвой, так и во время боя, и добавил: "Но я никогда не слушал советов, которые подавал мне мой страх".

Если вы, как случается время от времени с каждым, ощутите страх и тревогу перед важным делом, то не воспринимайте эти негативные чувства в качестве "верного признака" неудачи. Все зависит от того, как вы на них реагируете и какую позицию по отношению к ним занимаете. Если вы к ним прислушиваетесь, им подчиняетесь, советуетесь с ними, то, вероятно, вас действительно ожидает фиаско. Но так не должно быть.

Прежде всего необходимо уяснить, что негативные чувства - страх, тревога, отсутствие уверенности в себе - вовсе не привносятся извне чьей-то злой волей, не начертаны на звездах, не веление судьбы, неизбежное и неотвратимое. Эти чувства - продукт вашегомышления, они лишь характеризуют склад вашего ума, а вовсе не указывают на какие-то внешние факторы, которые якобы работают против вас. Они только означают, что вы недооцениваете свои способности, переоцениваете и преувеличиваете характер трудностей, воскрешаете в памяти прошлые неудачи, игнорируя успехи. Это все, о чем эти чувства свидетельствуют. Они не имеют никакого отношения к будущим событиям, а отражают лишь вашу личную психологическую установку в этом вопросе.

Поэтому в вашей власти принять или отвергнуть подобные чувства, подчиниться им или, отказавшись от их совета, смело приступить к выполнению собственных планов. Более того, вы можете использовать их с выгодой для себя.

Когда вы реагируете на негативные чувства напористо и с позитивных позиций, они обретают форму вызова, автоматически пробуждая в вас дополнительные силы и способности.

Представления об ожидающих трудностях, опасностях, угрозах придают вам твердости, если вы реагируете не пассивно, а активно.

Ранее уже говорилось, что известная степень волнения, правильно истолкованного и использованного, не препятствует, а помогает делу. Все зависит от конкретной личности и ее позиции. Каждому из нас встречались люди, которые терялись и терпели неудачу, когда им говорили: "Вы не сможете это сделать". Но есть и такие, которых эти слова только подстегивают, прибавляют решимости во что бы то ни стало добиться успеха.

Коллега Генри Кайзера как-то заметил: "Если вы хотите, чтобы Генри чего-то не делал, не говорите ему, что этого нельзя осуществить или что он не сможет этого сделать, поскольку тогда он лопнет, но непременно сделает".

Из сказанного следует, что агрессивно реагировать на негативный совет собственных чувств не только можно, но обязательно нужно, как, впрочем, и на аналогичные мнения со стороны.

Выход из "заколдованного круга"

Вы не в состоянии "кроить" ваши чувства по заказу, включать или выключать их, подобно электрическому освещению. Но если они не поддаются непосредственному управлению, это можно сделать косвенным путем. Если не удается вытеснить негативные чувства, наступая фронтально, то добиться аналогичных результатов можно, "подменив" их положительными чувствами. Вспомните, что чувство следует за образом. Как только у вас возникают чувства нежелательного характера, вы не должны концентрировать на них внимание, пытаясь изгнать их. Вместо этого немедленно заполняйте ваше воображение приятными вам образами, представлениями и воспоминаниями.А негативные чувства пусть позаботятся о себе сами. Вы вдруг обнаружите, что у вас возникли новые чувства, соответствующие вашим мысленным образам и воспоминаниям.

Если же вы станете идти в атаку на тревожные мысли, то тем самым сосредоточите все внимание именно на них. И даже если вам посчастливится отогнать одну тревожную мысль, ее место тотчас займет другая, не менее тревожная, ибо общая психологическая атмосфера будет все еще оставаться негативной.

Нужно просто вытеснить зло, заменив его добром.

По словам доктора Чаппелла, мы - беспокойные люди, которые так долго практиковали беспокойство, что стали в этой области подлинными мастерами. Мы чересчур увлекаемся воссозданием негативных образов и картин из нашего прошлого и представлениями о нашем будущем.

Беспокойство порождает напряжение. Тогда мы пытаемся перестать беспокоиться, делая сознательные усилия, и попадаем в некий заколдованный круг. Усилия усугубляют напряжение, а напряжение в свою очередь создает атмосферу тревоги.

Единственное спасение, полагает доктор Чаппелл, заключается в выработке привычки немедленно заменить неприятные, тревожные мысли приятными, благотворными образами. Как только человек почувствует беспокойство, он должен рассматривать это в качестве предупредительного сигнала и сразу же воспроизводить в своем воображении приятные картины из своего прошлого или такие же представления относительно будущего. Со временем беспокойство и тревоги станут работать против самих себя, ибо превратятся в стимулы позитивного мышления.

ЧАСТЬ II
ИСКУССТВО ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

ВЫБОР ЗАНЯТИЯ

Ваш талант и есть ваше призвание.

"Изучайте себя, - говорил Лонгфелло, - и самое главное - хорошенько подмечайте, в чем природа предназначила вам отличиться".

Все одинаково должны изучать свои сильные и слабые стороны, свои склонности и нерасположения. Справедливо было сказано, что ни один человек, понявший свои таланты, не будет ничтожной величиной, как не будет значительной величиной тот, кто не поймет их.

Следуйте вашей склонности.

"Ни один человек не может постоянно и успешно бороться против своей натуры, - говорит Бульвер, - и одно из первых правил успеха в жизни состоит в расположении нашей деятельности таким образом, чтобы можно было использовать наши природные склонности, вместо того, чтобы стараться противодействовать им".

Для вас имеется особое место и особая работа в мире. Найдите это место и выполните эту работу.

Когда мы пытаемся делать то, к чему мы непригодны, наши лучшие силы остаются без применения. При этом наши сила воли и воодушевление падают; мы делаем неудовлетворительную работу, теряем уверенность в себе и приходим к заключению, что у нас нет способностей, потому что мы не можем выполнять того, что делают другие. Словом, весь тонус нашей жизни понижается.

Ни один человек не может достигнуть наивысшего возможного для него успеха, пока не найдет своего места. Подобно локомотиву каждый человек силен лишь на своем пути, но слаб на всяком другом месте.

Выбирайте себе такое занятие, которое сосредоточивает наибольшую сумму вашего опыта и ваших вкусов. Тогда вы будете не только иметь подходящее занятие, но и широко пользоваться вашим искусством и вашими знаниями, которые составляют ваш истинный капитал.

Если человек берется за какую-нибудь свободную профессию, не имея влечения к ней, и просто потому, что его дедушка прославился в ней или его маменька так желает, то из этого ничего хорошего не выйдет.

Мир не требует, чтобы вы были непременно адвокатом, проповедником, доктором или ученым; он не предписывает, кем вам быть, а требует лишь, чтобы вы делали что-нибудь и были знатоком в своем деле. Если вы будете мастером в своем занятии, вы заслужите общее одобрение; всякую же неудачную, плохо выполненную работу мир осуждает.

Если нравящееся вам занятие скромно, возвысьте его, внося в него ваш ум, сердце и энергию.

Изучите относительно его все, что может быть изучено. Дойдите до самого основания вашего занятия, если вы хотите взобраться на вершину его. Ничто не может быть названо маловажным, если это касается вашего занятия.

Работайте не как чернорабочий, словно из-под палки, а как артист, с пониманием красоты, присущей каждой честной работе.

Как говорит Эмерсон, "земледелец, который видит лишь свой четверик и свою телегу и, кроме них, ничего другого, целиком тонет в фермере, вместо того чтобы быть человеком на ферме".

При выборе занятия не руководствуйтесь тем соображением, где вы можете более заработать денег, а выбирайте такую работу, которая вызовет к деятельности все ваши силы и разовьет вашу личность с наибольшей силой и полнотой.

Может быть, вы и не заработаете при этом столько денег, сколько могли бы заработать при другом занятии, но зато вы будете более человеком, а это - выше всяких богатств. "Наша награда в том пути, по которому мы идем, а не в самом призе".

Всякое занятие, которое вызывает хоть малейшее сомнение относительно его честности, почтенности или законности, тотчас же должно быть оставлено.

Как бы привлекательна ни казалась вам та или иная будущность, но раз она не безупречна в нравственном отношении, она несет в себе зародыш неудачи в самом истинном смысле этого слова.

Как часто приходится видеть прекрасных, великодушных молодых людей, которые выходят из университета с большими надеждами и возвышенными целями, берутся за сомнительное занятие и через несколько лет так изменяются, что их едва можно узнать. Некогда открытые, великодушные черты делаются ограниченными, узкими. Человек стал алчным, черствым, пошлым. Его общественные чувства и великодушие совершенно затерялись среди его маленьких корыстных планов, и он не заботится теперь ни о чем, кроме денег. Ради денег тут уродуется человеческая личность, калечится ум и подавляются все высшие стремления.

Джон Стюарт Милль дает следующее простое правило для выбора занятия:

неутомимо испытай себя, пока не найдешь самой высокой вещи, на выполнение которой ты способен, и затем выполняй ее.

Лучший прием для выбора занятия - это задать себе вопрос: "Какое назначение дало бы мне человечество, если бы оно, приняв в соображение мои качества и способности, пожелало извлечь из моей деятельности наибольшую для себя пользу?".

Мы можем сделать возможно больше для самих себя, когда находимся в таком положении, в котором мы можем сделать возможно более для других; другими словами - мы успеваем наилучшим образом для самих себя тогда, когда наилучшим образом успеваем для других.

БЛАГОПРИЯТНЫЕ СЛУЧАИ

Не выжидайте каких-нибудь исключительных благоприятных случаев, а пользуйтесь теми, какие имеются под рукой: эти случаи часто оказываются очень благоприятными, если только вы будете действовать.

Один человек проходит через жизнь, совершенно не усматривая случаев для совершения чего-нибудь значительного, тогда как другой, идущий рядом с ним, из тех же самых обстоятельств выхватывает случаи для достижения великих результатов.

Доктор Джонсон хорошо сказал, что тот, кто выжидает случая делать много добра сразу, никогда не сделает нисколько. Люди беспечные, нерешительные часто не усматривают смысла в самых счастливых случаях и спохватываются лишь тогда, когда бывает уже слишком поздно и когда им остается на собственном опыте убедиться в справедливости изречения, что "мельница не может работать пробежавшею водою".

Слабые люди выжидают благоприятных условий, а сильные - сами создают их.

Едва ли среди читателей этих строк найдется хоть один такой, который не был бы в лучших условиях для достижения успеха, чем Гарфильд, Франклин, Линкольн, Бичер Стоу и тысячи других прославившихся людей.

Гарфильд, например, лишился отца в самом раннем детстве и остался на попечении матери, жившей в бедной хижине в лесах штата Огайо (США). Став подростком, он начинает помогать своей матери рубить дрова и возделывать маленький клочок земли в лесу, а каждый свободный час проводит за книгами. В шестнадцать лет он охотно устраивается погонщиком мулов. Вскоре он воспользовался случаем и попал в учебное заведение подметать полы и давать звонки и тем расплачивался за свое обучение там.

Его первый учебный год обошелся ему в 17 долларов. Когда он возвратился на следующий год, у него было в кармане всего шесть пенсов, и эту монету он опустил в церковную кружку на следующий день. Гарфильд договорился с одним плотником об аренде у него помещения за один доллар шесть центов в неделю, выговорив себе при этом право работать по ночам и субботам в течение всего того времени, какое ему потребуется. Гарфильд прибыл в субботу и отстрогал в этот день пятьдесят одну доску, заработав этим один доллар и два цента. И вот таким образом он содержал себя.

Когда этот учебный год закончился, то за покрытием всех расходов у Гарфильда осталось еще три доллара. В следующую зиму он преподавал в низшей школе, получая двенадцать долларов в месяц и полное содержание.

Скоро мы находим его в Вильямском колледже, где он по прошествии двух лет получил ученую степень. В сенат штата он попал в возрасте двадцати шести лет, а в конгресс - в тридцать три года. Через двадцать семь лет после того, как Джемс Гарфильд поступил в колледж Гирама, оплачивая свое учение тем, что подметал полы и давал звонки на занятия, он сделался президентом Соединенных Штатов.

"То, что мы называем поворотным пунктом в жизни человека, - замечал Арнольд, - есть просто подсчет и приведение к результату предшествующей подготовки. Случайные обстоятельства сами по себе не имеют значения; они ценны лишь для людей, обладающих надлежащей подготовкой. Для молодого хирурга, например, наступает время, когда после продолжительного и терпеливого учения он внезапно сталкивается со своей первой критической операцией. Знаменитый хирург отсутствует, а время не терпит, так как речь идет о жизни и смерти. Его благоприятный случай представился ему. Может ли он заполнить место великого хирурга и сделать его работу? Это уже он сам должен решать".

Время - это сырой материал, из которого мы можем делать все, что захотим. Не тратьте слишком много времени на размышления о прошлом и на мечты о будущем, а схватывайте настоящий момент и извлекайте из него возможную пользу.

Люди, которые управляют в настоящее время рычагами, приводящими мир в движение, почти все были бедны в молодости.

"Бедность, - говорил Джемс Гарфильд, - очень неудобна, как я могу удостоверить по личному опыту, но в девяти случаях из десяти лучшая вещь для молодого человека - это быть выброшенным за борт и быть вынужденным плыть ради своего спасения".

"Позвольте мне сказать вам относительно вашего неблагоприятного общественного положения, - говаривал молодым людям д-р Тальмидж, - что вы находитесь сейчас на одном уровне с теми, кто в конце концов достигнет успеха. Заметьте мои слова и вспомните о них лет через тридцать; вы найдете тогда, что те люди, которые через тридцать лет от сегодняшнего дня будут известными ораторами, знаменитыми писателями и влиятельными общественными деятелями, находились в настоящее время на одном уровне с вами, ни на полвершка не выше вас, и в таких же стесненных обстоятельствах".

Благодаря имеющемуся в мире обилию работы, ждущей своего выполнения, каждая минута доставляет нам какой-нибудь новый благоприятный случай. Зоркие глаза везде увидят благоприятные случаи для совершения добра; чуткие уши не затруднятся различить крики тех, кто погибает из-за отсутствия помощи; великодушное сердце никогда не будет испытывать недостатка в достойных предметах для проявления своих качеств, и щедрые руки никогда не будут иметь недостатка в благородной работе.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.