Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Место психологии в системе наук

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Справочное руководство Под ред. В.Н. Дружинина

МОСКВА

 

л ИНФРА-М

Предисловие


Предлагаемая вашему вниманию кни­га не совсем традиционна по содержанию, название же «Справочное руководство» лишь примерно характеризует ее жанр.

За последние годы появилось множе­ство учебников, монографий, словарей, классических трудов, дающих представле­ние как о психологической науке в целом, так и об отдельных ее отраслях. Среди психологических изданий лидирует лите­ратура по психотерапевтической и психо­аналитической проблематике, далее сле­дуют публикации, посвященные вопросам психологии образования и тому, что на­зывается «психология для всех». Нет не­достатка и в учебниках, предназначенных для желающих получить начальную пси­хологическую подготовку.

Любой учебник или словарь содержит материал «устоявшийся», традиционный, составляющий «научный багаж» профес­сиональных психологов и неизменно со­путствующий им. Однако результаты фун­даментальных исследований опережают приведенные в учебниках данные по край­ней мере на 15—20 лет. Для психологии — отрасли научного знания, особенно бурно развивающейся в XX в., такое положение имеет негативные последствия. Влияние отставания содержащегося в учебниках материала от результатов, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, а также от созданных в последнее время теорий и моделей, в первую очередь ска­зывается на уровне квалификации отече­ственных психологов, долгое время нахо­дившихся в относительной изоляции от достижений мировой науки. Поэтому авторы этой книги решили восполнить информационный пробел и рассказать о последних успехах мировой фундаменталь­ной психологии.



Мы сознательно исходили из того, что квалифицированный читатель знаком с ос­новными понятиями психологической


науки и практики. Книга предназначена для тех, кто стремится углубить свои по­знания в области научной психологии.

Современная психология, так скупо представленная в различных образователь­ных структурах, — это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на не менее обширную сферу психологической практики. Разуме­ется, ни одно учебное пособие не в состо­янии охватить все многообразие теорий, фактов, методов и других аспектов психо­логической науки. Вместе с тем авторы старались представить результаты иссле­дований и научных поисков максимально полно и доступно для читателя.

Монография состоит из глав, каждая из которых посвящена определенному разделу психологической науки. Основное внима­ние уделено общей психологии, психоло­гии личности и социальной психологии.

Несоответствие объема материала его значимости объясняется достаточно про­сто: как и в любой другой области науки, в психологии имеются более или менее разработанные проблемы, «точки роста», а также отрасли, где за последние 10-15 лет не наблюдается существенного прогресса (нет новых фактов, гипотез, методических находок и пр.). Кроме того, некоторый «перекос» в изложении материала может быть объяснен и тем, что отечественные психологи не занимаются в равной мере всеми направлениями фундаментальной и прикладной психологии. Сегодня когни­тивная психология является доминирую­щим направлением мировой науки. Вслед­ствие этого изучение проблем эмоций, воли, чувств находится на «обочине» ос­новного пути, по которому идут современ­ные исследователи. Надеемся, что такое положение дел будет исправлено общими усилиями в ближайшем будущем.

Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожале-


ПРЕДИСЛОВИЕ


 


нию, авторам справочного руководства не удалось в полной мере представить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив ин­формации чрезвычайно велик. Приклад­ная психология заслуживает не одного, а, возможно, нескольких отдельных спра­вочных изданий. Мало представлены результаты исследований и прикладных разработок в области психологии образо­вания. Но этот пробел легко восполняет­ся: существует обширная и многообразная отечественная литература по данному вопросу. Самый большой «отряд» отечест­венных педагогических психологов рабо­тает в системе Российской академии об­разования, и мы отсылаем читателей к их трудам.

Авторский коллектив этой книги состо­ит преимущественно из сотрудников Института психологии Российской акаде­мии наук. В той мере, в какой это возможно, результаты их исследований представлены в соответствующих разделах.

Каждый раздел монографий включает в себя сжатое изложение современного состояния конкретной отрасли психоло­гии. Основное внимание уделено резуль-


татам (фактам, закономерностям, моделям, теориям и др.), полученным в последние 15—20 лет. Дается представление о пред­мете, методе, основных проблемах и базо­вых понятиях, специфичных для отрасли. Приводится краткая история исследова­ний в нашей стране и за рубежом, характе­ризуются основные направления, центры и научные школы данной* отрасли психо­логической науки. Основное содержание посвящено изложению фактов, закономер­ностей, законов и их объяснений/В кон­це каждого раздела авторы обсуждают нерешенные проблемы и оценивают пер­спективы дальнейших исследований, а также возможности и сферы применения полученных результатов. Раздел заканчи­вается списком рекомендуемой литерату­ры. Иностранные источники приводятся лишь в том случае, если нет их русских изданий или аналогичных по содержанию российских работ.

Книга занимает «промежуточное место» между учебником и научной моногра­фией, это— «продвинутый» учебник, ко­торый может быть интересен и полезен всем, кто интересуется научной психоло­гией.


ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА


Предмет психологии

С тех пор как немецкий философ Хрис­тиан Вольф (1679—1754) ввел в научный обиход термин «психология», прошло более двухсот лет, сопровождавшихся ее становлением, кризисами, научными рево­люциями ; в системе знаний и методов «науки о душе».

Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т. д. При этом считалось, что доподлин­но известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «'сознание», «поведе­ние». Наиболее распространенным и не­научным является тавтологичное опреде­ление: «психология — наука о психике». Это — «определение, которого стыдятся». Следует утешиться лишь тем, что до на­стоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере в этом опреде­лении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена-с помощью научных методов.

Во-первых, мало кто из взрослых лю­дей сомневается в наличии у себя субъек­тивной-реальности: переживаний, чувств, мыслей, снов; Она периодически демонст­рирует свое отличие от реальности объек-* тивной: в неадекватности отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т. д.

Во-вторых, наблюдая за поведением других людей, своим, живых существ, а также движениями неодушевленных пред­метов, человек бессознательно выделяет то общее, что «сближает» его с окружающим миром, а именно — одушевленность.

В-третьих, не может не вызывать удивн ления разнообразие в особенностях и'мо­тивах поведения людей, их характеров, привычек, способностей. Наличие психи­ки как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах центральной нервной системы и сомати-


ческих болезнях, ведущих к изменению «состояний сознания».

Но един ли и монолитен класс явлений, которые по традиции подлежат психоло­гическому изучению?

Рискну высказать предположение: тако­го единства нет. Его нет, даже если мы будем опираться только на феноменоло­гию,.; Одно дело, когда мы ведем речь о субъективной реальности,' данной только самому субъекту и никому более (об ощу­щении красного цвета, о вкусе ухи ил hi переживании мыслей о смерти и бессмер­тии). Другое дело, когда речь идет о фик­сации и изучении причин внешнего пове­дения других людей: мы лишь условно можем считать, что это поведение объяс­няется особенностями их «субъективной реальности», сходной и отличной от-субъ­ективной реальности исследователя. После открытий французских психиатров конца XIX чв., которые теоретически осмыслил 3. Фрейд, мы не вправе считать, что осо­знаваемая субъективная реальность исчер­пывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного. Для объяснения проис­ходящих там процессов можно применить систему традиционных для психологии сознания;понятий (образ,.эмоция, влече­ние и т, д.).

После работ Э. Кречмера и особенно У. Шелдона стало ясно, что существует едина» детерминация характерологических, и физиологических особенностей индиви­да, которая определяется индивидуальной конституцией. Понятие «конституцио­нальные особенности психики» не нужда­ется в представлении о субъективной реальности исследуемого индивида (так-же как и вся Чертографическая парадигма ис­следования личности). Таким образом, можно выделить по крайней мере несколь­ко областей реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей при­роде:' осознаваемая субъективная реаль-


 


1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА


 


 


ность, бессознательные процессы, структу­ра индивидуальных психических свойств, внешнее наблюдаемое поведение, которые в той или иной мере важны для психоло­гов в качестве предметов изучения.

Не все в поведении индивида детерми­нировано психикой: прыжок в длину зависит не только от адекватного восприя­тия ситуации, мотивации, опыта и способ­ностей, но и от телосложения (например, длины ног прыгуна), величины земного тя­готения и других факторов; траектория и скорость движения обусловлены физиоло­гическими и физическими факторами.

Признавая самостоятельность за на­укой психологией, мы должны признать и самостоятельную онтологию — природу психики (Я.А. Пономарев). Если психика имеет собственную онтологию, т. е. явля­ется объектом, она может быть предметом изучения не только психологии, но и дру­гих наук. Следует, по-видимому, различать науки, изучающие психику, от психологии как таковой. Психика может исследоваться физиологическими методами (психофизио­логия), методами герменевтики (понимаю­щая психология), языкознания и культуро­логии, математическими методами. Не ис­ключено, что вскоре с помощью физичес­ких методов будут изучаться психические сознательные и бессознательные процессы.

В начале XX в. стало ясно, что психо­лог изучает психику путем исследования индивидуального и группового поведения в изменяющихся ситуациях с применени­ем субъективной интерпретации детерми­нант этого поведения. Объективное на­блюдение и поведенческий эксперимент в сочетании с методом субъективной интер­претации в терминах «состояний созна­ния» до сих пор остаются главными ору­диями психологического научного позна­ния. На сегодняшний день приборное физическое исследование психической реальности невозможно; психология оста­ется центральной наукой, изучающей пси­хику человека и высших животных. Нали­чие такого феномена, как внутренняя душевная жизнь, не оставляет сомнений в том, что психология как наука является и должна быть самостоятельной.

У. Джемс, основоположник функцио­нального подхода к изучению психики и


предтеча бихевиоризма, считал, что пси­хика служит целям адаптации индивида в окружающем мире и, следовательно, отра­жает объективную реальность (внешний мир и внутренние состояния организма) и регулирует индивидуальное поведение [4]. Со времен Джемса основными функция­ми психики считают когнитивную и регу­лятивную. Позже ряд авторов, в частности Б.Ф. Ломов, дополнили этот список ком­муникативной функцией, обеспечиваю­щей взаимодействие двух индивидов, обладающих психикой [8].

Ряд поведенческих проявлений человека по своей природе неадаптивны и даже дезадаптивны. Неадаптивность творчес­кого поведения была очевидной для мно­гих исследователей (как психологов, так и философов). Я.А. Пономарев дополнил список функций психического творческой активностью, которая ведет к созданию новой реальности, выходящей за рамки уже существующего [12].

Научная психология включает на сегод­няшний день собственно фундаменталь­ную психологию как самостоятельную на­учную дисциплину, а также прикладную психологию, базирующуюся на*ее дости­жениях. От научной психологии следует отличать обыденную психологию как систему донаучных, житейских знаний о психических явлениях и детерминантах поведения человека, а также совокупность психологических знаний, включенных в систему знаний других научных дисциплин и прикладных отраслей. Фундаментальная научная психология тесно взаимодейст­вует с обыденной психологией: достаточно сказать, что на первых порах почти весь терминологический минимум психологи­ческой науки был взят из естественного языка. Научная психология сегодня обо­гащает обыденную психологию новыми терминами и знаниями: понятия «экстра­версия», «инсайт», «сублимация», «уровень притязаний» вошли в повседневную речь.

Практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач.

В последние годы из-за возросшего интереса общества к психологическому


1.2. Место психологии в системе наук


 


знанию возникла новая сфера: так назы­ваемая «поп-психология». По мнению М. Гриффитса, ее можно обозначить как: «упрощенная психология», «неакадемичес-кая психология», «психология для массо­вого читателя». Психология стала частью культуры, в том числе — массовой куль­туры. От развития средств массовой ком­муникации неотделим расцвет «поп-психологии». Кроме того, рекомендации «поп-психологов» адресованы любому человеку и используются в повседневной жизни. «Поп-психологию» не следует путать с популяризацией научных психо­логических знаний. В основном это — эле­мент идеологии общества потребления, эрзац-знания, обоснованность которых не ясна. Названия книг «Как достичь успеха в жизни», «Как женщине не остаться оди­нокой», «Не давите мне на психику», «Сила ума» говорят сами за себя.

К сожалению, научная психология вы­нуждена сегодня вести «войну на два фрон­та*: против оккультного знания (астрологи­ческой психологии, хиромантии и т. д.) и поп-психологии, вульгаризирующей и иска­жающей результаты научных исследований.

Место психологии в системе наук

Проблема положения психологии в системе наук волновала многих исследо­вателей. Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих чело­века. Этим во многом обусловлено ее осо­бое положение в системе наук. Б.М. Кед­ров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полеми­зируя с Б.М. Кедровым, поставил психо­логию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокуп­ностью всех научных дисциплин.

Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психоло­гии с другими науками в контексте разра­ботанной им концепции комплексного человекознания [1]. Вслед за Б.Г.Ананье­вым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф.Ломов [9]. Он вы­делил систему связей психологии: с 1) об-


щественными науками (через отрасль психологии — социальную психологию и связанными с ней дисциплинами); 2) есте­ственными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизио­логию); 3) медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психоло­гию, нейропсихологию и психофармаколо­гию); 4) педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию); 5) техническими науками (через инженерную психологию). Согласно мнению Б.Ф. Ломова, диффе­ренциация психологии обусловлена ее от­ношениями с другими науками. Особенно он выделял отношения психологии с фи­лософией и математикой.

В последние годы проблеме положения психологии в системе наук уделяет боль­шое внимание известный методолог М. Бунге. Он рассматривает место психо­логии на шкале, образуемой социальными науками и биологией. Бунге приходит к выводу, что в течение столетия произошла эволюция в отношениях между психоло­гией и социальными науками и биологи­ей. Возникла «область перекрытия» этих отраслей науки, что привело к появлению социобиологии. Поэтому сегодня их отно­шения описываются двухмерной схемой.

Изменение отношений психологии, биологии и социальных наук Бунге иллю­стрирует следующими схемами [18]:

Социальные науки

Психология Биология

Здесь р\(/ — биопсихология, \|/5\|/ — психологичес­кая социальная психология (включая физио­логическую социальную психологию), 66\|/ — социологическая социальная психология.

Место, которое психология занимает среди других наук, очевидно, зависит от оснований их систематизации. Если пси-



1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА


 


 


612.821 613.8 616.89
159.9:62 J629.7 159.9:01 .015 .016 .018 .019 159.9,07 .072 .075 .078 159.92 .922

хология «не попадает» в число системо­образующих научных дисциплин, то'она «растворяется» в отношениях с другими дисциплинами или занимает место между основными науками/Психологам при этом остается утешаться мыслью о «централь­ности» своего положения.

Схема Бунге на примере отношений психологии с биологией и -социальными науками подтверждает самостоятельный статус психологии в системе наук.

Наиболее важным в работах методоло­гов последних лет является вывод о приоб­ретении психологией статуса самостоятель­ной фундаментальной науки, имеющей многообразные связи с другими научными областями.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.