Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Анализ продукта речевой деятельности

В результате речемыслительной дея­тельности может возникнуть продукт двух видов: физический, в виде звучащей (или записанной) речи, и идеальный, выражен­ный в содержании речи. Разработаны ис­следовательские методики, анализирую­щие каждый из видов речевого продукта.

Психоакустика.Характеристики звуча­ния речи привлекают к себе внимание как к объективному материалу, дающему воз­можность производить его физический анализ и искать корреляты физических и психологических данных. Акустика речи стала объектом изучения специального направления — психоакустики.

Акустический анализ состоит в фикса­ции речи субъекта в виде аудиозаписи и дальнейшего аппаратурного выявления в электрическом сигнале ряда показателей. В психологических исследованиях обычно используются следующие параметры рече­вых сигналов. Спектр звука — показатель частотных составляющих, образующих данный звук. Для спектрального анализа применяются анализаторы, позволяющие получать статические и динамические спектрограммы. Первые из них показывают, какие частоты и в какой мере представлены в данном звуке; вторые отражают измене­ние частот звучания во времени. Ампли­туда звуковых колебаний характеризует степень интенсивности звука. Основной тон — это область усиленной частоты спект­ра в его нижней части (от 50 до 400 Гц), возникающая вследствие колебания голо­совых связок и зависящая от их длины, толщины, натяжения. Основной тон вклю­чается в образование гласных и звонких согласных звуков. Форманты — области частот, усиленных за счет резонансных систем надгортанных полостей. В качестве информативных обычно используются первая и вторая форманты — более низ-




кие, расположенные ближе к частоте основного тона. (Подробнее описание акустики речи см. в подразд. 3.9)

Анализ акустических характеристик речи используется в психологических ис­следованиях и на практике. Так, запись производимых звуков и их акустический анализ — необходимая часть работы спе­циалистов, занимающихся исследованием речи детей на ранних этапах развития, в так называемый доречевой период. Иссле­дователи пытаются дать ответ на вопрос о том, как природно заданный набор вока­лизаций детей постепенно трансформиру­ется в фонетическую систему, аналогичную системе языка, употребляемого окружаю­щими.

Выявлен ряд акустических показателей речи говорящего, по которым можно ха­рактеризовать его функциональное состоя­ние — эмоции, утомление и др. Это по­лезно, например, в практике космических полетов и позволяет понимать состояние удаленного от наблюдателя человека без применения сложной аппаратуры. При диагностике состояний ориентируются на спектральные и амплитудные характерис­тики речи, основной тон, мелодический контур, длительность речевых элементов. Выделены многие формальные признаки речевой акустики, с помощью которых можно с большой долей уверенности диа­гностировать эмоциональное возбуждение или энергетический спад в состоянии че­ловека.

Анализ содержания речевой продукции.Методические подходы, дающие возмож­ность проникнуть в глубинные основы формирования речи и понять стоящие за речью мысль, настроение, интенцию субъ­екта, являются в наши дни одним из наи­более актуальных направлений развития. Это направление обращено к анализу раз­личных сторон содержания речевой про­дукции. Одной из таких сторон, допускаю­щей психологическую интерпретацию, являются ошибки, оговорки, спонтанные трансформации языкового материала.

Интерес психологов к указанным фе­номенам проявился еще в прошлом веке. Немецкие ученые Р. Мерингер и К. Майер собрали и опубликовали большую коллек­цию речевых ошибок и классифицирова-



3.8. Речь, язык, коммуникация


 


ли их на основании описания вызвавших их причин. В. Вундт использовал такой материал с целью проникновения в созна­ние человека. Речевые обмолвки, очитки и описки анализировал 3. Фрейд, усмат­ривавший за ними действие скрытых вы­тесненных мотивов.

В настоящее время активное исследо­вание материалов речевых ошибок продол­жается в русле психолингвистики. Задача заключается в том, чтобы составить обос­нованное представление о протекании процесса создания предложений, органи­зации развернутой связной речи человека, а также функционировании сложной когнитивной системы, обеспечивающей порождение и восприятие речи.

Наиболее популярный тип рассматри­ваемых ошибок — так называемые спуне-ризмы. Термин произошел от фамилии англичанина Спунера, декана одного из Оксфордских колледжей, вошедшего в историю психолингвистики как автор широко известных речевых оговорок. Спунеризмы состоят в непроизвольном нарушении порядка следования речевых единиц. (Литературный пример одного из вариантов такого рода оговорок в русском языке находим у С. Маршака: «Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?».) Подроб­ный анализ собранного материала пока­зал, что оговорки происходят из-за сме­шения вербальных элементов разных уров­ней: звуков, слогов, слов, фраз. Выявлены условия, провоцирующие такие смешения. Показано, что при построении связной речи все составляющие ее целостные грам­матически оформленные единицы образу­ются в ходе речевой динамики.

Богатый материал для психологичес­кого исследования речеязыкового меха­низма предоставляет так называемое детское словотворчество. Этим термином обозначается непреднамеренное создание и использование детьми слов, не являю­щихся общепринятыми. Словотворчество наблюдается примерно у 80% нормально развивающихся детей в возрасте от 2-х до 6-7 лет и обнаруживается на материале различных языков. Исследование большого материала по детскому словотворчеству позволило проникнуть во внутренние механизмы формирования языка у детей.


Оно обнаружило, что нормальное развитие речи идет не только путем подражания и имитации, но и через активную внутрен­нюю переработку вербального материала, что обеспечивает быстрое усвоение языка. Другой формой речевой продукции, активно используемой в психологии, яв­ляется текст. Н.И. Жинкин предложил предикативный анализ текста. Его идея со­стояла в том, чтобы характеризовать текст через описание иерархии предикатов. В письменных текстах предикаты выстраи­ваются в определенном порядке, представ­ляя главные, дополнительные и дополни­тельные к дополнительным признаки. Такая структура соответствует тому, как человек видит и понимает описываемый объект (см. [Жинкин, 1982]). Варианты предикативного и субъектно-предикатив-ного анализа были предложены позднее рядом авторов: Л.П. Доблаевым, Н.Д. Пав­ловой, А.И. Новиковым, И.Ф. Неволиным.

Одним из популярных подходов к ана­лизу текста стал так называемый контент-анализ, зародившийся как метод анализа текстов главным образом политического характера. Контент-анализ направлен на выявление, обобщение и количественную оценку слов и других языковых элементов некоторого определенного содержания. Например, в газетном тексте выделяются и просчитываются все слова о войне, ору­жии, переговорах и т. п. В результате полу­чаются данные, в количественном выра­жении представляющие темы обсуждения. В дальнейшем возможна аттрибуция тех или иных тем субъекту наблюдения, а так­же прослеживание смены тем с течением времени или изменением обстоятельств.

Контент-анализ проводится как цели­ком объективная процедура, ориенти­рованная на формальные показатели анализируемой речи. В последнее время в психологии поднимается вопрос об огра­ниченности подходов, ориентирующихся только на объективные и количественные показатели. Разрабатываются интерпрета­ционные подходы к анализу речи. Одним из них является так называемый интент-анализ. Он состоит в том, что все элементы анализируемого текста определяются по их целевой ориентации, или интенцио-нальному содержанию. По совокупности



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


подобных интерпретаций возможно пост­роение своего рода субъективной «кар­тины мира» говорящего, которую он вы­ражает в своем дискурсе.

3.8.5. Проблемы и перспективы рассматриваемой области

Одну из основных проблем (труднос­тей) рассматриваемой области составляет многопрофильность ее объекта, отчет­ливо обнаруживаемая в приведенных нами материалах. Они показывают, что различ­ные науки и подходы (психология, линг­вистика, социология, психофизиология, психоакустика, компьютерное моделиро­вание) вносят свой вклад в исследование речи и языка. Внутри психологии тема речи^ тесно связанна со многими другими темами: личности, мышления, эмоции, памяти. Способность человека выразить в словах то или другое психологическое со­стояние — мысль, чувство, воспоминание, опасение, желание — в каком-то смысле является всепроникающей. Соответственно адекватное описание речевого функциони­рования по своей сущности оказывается комплексным и многоплановым. Данные разных наук и подходов должны быть при­влечены для такого описания. На рис. 3.36 показан их возможный на сегодняшний день состав.

Сопряжение разного рода данных пред­ставляет в рассматриваемой области зна­чительную проблему — как содержательную, связанную с осмысливанием существа дела, так и текстовую, имеющую задачей описание полученного наукой знания. Однако специалисты в области психологии, лингвистики, естественных и социальных наук, как правило, работают каждый в своем направлении. Осознание проблем­ной задачи создания комплексной науки применительно к исследованию речи и языка вызвало к жизни новую научную область, так называемую Speech sciences (речеведческие науки), делающую пока свои первые шаги. Существующие же учебники по психологии, как старые, так и новые, практически не решают задачу адекватного описания рассматриваемой


Рис. 3.36.Возможный состав наук и подходов,

необходимых для адекватного описания

речевого функционирования

области. Разделы «Психология речи», «Психолингвистика» либо просто не вклю­чены в них, либо представлены в «уре­занном» объеме, порой имея довольно случайное содержание.

Проблема сопряжения разных факто­ров, с которыми связано осуществление речевой функции, в определенной степени разрабатывается современной когнитив­ной психолингвистикой при построении сложных многоэлементных моделей рече-мыслительной деятельности. Однако, решая проблему адекватной сложности описаний, специалисты данного направления сохра­няют слабость другого рода — объекти­вистский редукционизм (редукция — сокра­щение, упрощение). В теориях обычно не затрагивается субъективная сторона речи, которая тем не менее существует и вполне реальна. Вспомним, что в своей речи че­ловек обнаруживает свободу воли: по сво­ему желанию он может сказать нечто или воздержаться, сделать выбор между одним или другим высказыванием. Здесь уместно признать заслугу В. Гумбольдта, четко утверждавшего связь языка-речи с прояв­лением человеческого духа. В самом об­щем смысле — в речи, при говорении мы



3.8. Речь, язык, коммуникация


 


имеем переход от нематериальной мысли к материальному слову, а при слушании и понимании — от материально выражен­ного слова к нематериальной мысли, по­ниманию. В этом пункте исследователь фактически сталкивается с известной на­уке так называемой психофизиологичес­кой (психофизической) проблемой — про­блемой отношения психического, немате­риального, и физического, материального. В настоящее время, к сожалению, данная проблема практически не рассматривается позитивной наукой. И это оставляет боль­шую лакуну в знаниях.

Намечая перспективы развития знаний в области психологии речи и психолинг­вистики, следует предположить, что более полное комплексное знание объекта по­зволит продвинуть работу в области его моделирования. Это будет означать успех в разработке искусственного интеллекта и еще более высокие, по сравнению с теперш-ними, достижения в передаче компьютер­ной технике речемыслительных и других психических функций человека.

Перспективным развитием темы должно стать и усиление ее возможностей при оказании помощи людям, страдающим нарушениями речевой способности.

Список литературы

Арно А., Лансло К. Грамматика общая и ра­циональная Пор-Рояля. М., 1990.

Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. М., 1995.

Выготский Л.С. Мышление и речь//Избранные психологические исследования. М., 1956.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

Гумбольдт В. фон. Язык и философия куль­туры. М., 1985.


Дейк Т. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М„ 1989.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

Леонтьев А.А. (ред.). Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

Лингвистика текста//Новое в зарубежной линг­вистике. М., 1978. Вып. 8.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ре­бенка. М., 1997.

Методы обследования речи детей/Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. М., 1992.

Павлова А.А., Шустова Л.А. Методика вы­явления особенностей речевого развития детей// Вопр. психологии. 1987. № 6.

Павлова Н.Д. Современный диалог-анализ// Иностранная психология. 1996. № 6.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. Смоленск, 1997.

Потебня А. А. Мысль и язык//Эстетика и поэти­ка. М., 1976.

Психологические и психофизиологические иссле­дования речи. М., 1985.

Рац У., Михайлова Н.Б. Новый метод диаг­ностики языковой компетентности: Ц-тест//Иностран-ная психология. 1995. № 5.

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1974.

Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.

Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.

Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979.

Ушакова Т.Н. Речевое искусство//Психоло-гическое обозрение. 1995. № 1.

Ушакова Т.Н. и др. Ведение политических дискуссий. М., 1995.

Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А.,Чиркина Г.Б. Основы логопедии. М., 1989.

Филмор Ч. Дело о падеже//Новое в зарубеж­ной лингвистике. М., 1981. Вып. 10.

Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реаби­литация больных. М., 1985.

Шахнарович A.M. (ред.). Психолингвистика. М., 1984.

Erneling С. Langage development//Discursive psychology in practice/Eds. R. Harre, P. Stearns L, 1995.

Harre R., Stearns P. (eds.). Discursive psycho­logy in practice. L., 1995.

Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology. L., 1989.



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.