Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дооперациональная стадия развития (от 2 до 7 лет)

Основная характеристика данной ста­дии развития — это становление мышле-


ния как системы ментальных операций. Непрерывность между стадией сенсомо-торного интеллекта и дооперациональной стадией состоит в том, что в предыдущем периоде у ребенка были развиты сложные координированные действия. Согласно Пиаже, ментальные операции — это ин-териоризированные формы действий, ко­торые младенец уже освоил, например упорядочивая, комбинируя и разделяя объекты в физическом мире. Однако мыш­ление не является еще полностью логичес­ким, потому что детские ментальные действия в репрезентируемом мире должны быть систематизированными и скоордини­рованными.

Пиаже разделил дооперациональную стадию на две субстадии: доконцептуаль-ную (2—4 года) и интуитивную(4—7 лет).На доконцептуальной субстадии наблюда­ется быстрое развитие символических функций: языка, воображения, способ­ности действовать «понарошку». Так, ре­бенок может использовать объекты, заме­няющие реальные: кормить куклу палоч­кой, как ложкой, укладывать ее спать на кусочек материи, как на подушку, и т. п. На интуитивной субстадии ребенок спо­собен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравне­ние объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует. Он применяет операции и не может объяснить причину решения задачи.

Пиаже выделил две особенности дет­ского мышления, которые существенно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта. Это — эгоцентризмдетского мышления и анимизм(одушевление неживой природы).

Типичный диалог Пиаже с ребенком, иллюстрирующий эти особенности.



Пиаже: Солнце движется?

Ребенок: Да, когда гуляешь, оно идет за мной, если я поворачиваю — оно тоже поворачивает.

Пиаже: Почему оно движется?

Ребенок: Потому что, когда идешь, оно тоже идет.

Пиаже: Почему оно идет?

Ребенок: Чтобы слушать, о чем мы го­ворим.

Пиаже: Оно живое?



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


 


Ребенок: Конечно, если бы это было не так, то оно не ходило бы за нами и не могло бы светить (цит. по: [Hetherington, Parke, 19931).

; Диалог демонстрирует обе характерис­тики: одушевленность и эгоцентризм. Ребенок полагает, что мир организован и создан для него (солнце подражает ему, поворачивает за ним, ходит, слушает его).

Эгоцентризм детского мышления на дооперациональной стадии проявляется также в неспособности ребенка видеть веши с точки зрения другого человека. Данная особенность наиболее ярко про­является в задаче «Три горы». Макет трех гор разного размера находился в центре стола, вокруг которого были расставлены стулья. Ребенок сидел на одном из них, а кукла помещалась на каком-либо из ос­тавшихся стульев. Ребенок должен был идентифицировать по картинкам с раз­ными видами гор, какое именно изобра­жение «видит» кукла со своей позиции. Верные решения оказались доступными только детям 9-10 лет. , . Обе характеристики детского мышле­ния, выделенные Пиаже, подвергались критике. Критика анимизма детского мышления состоит в том, что Пиаже ис­пользовал в диалогах такие объекты, как солнце, луна, ветер, которые часто имеют сказочные и магические интерпретации. В экспериментах А. Мезей и Р. Гельман (1988), было показано, что если использо­вались простые и знакомые объекты для сравнения, то дети младше 4 лет хорошо различали живые объекты, например млеко­питающих, от неживых статуэток. Даже дети 3-летнего возраста отличали движение повозки от движения животного, а чучело животного — от самого животного.

Критика эгоцентризма детского мыш­ления была направлена на неадекватность и отвлеченность вопросов и заданий, ко­торые использовал Пиаже. М. Дональдсон 11985], а затем П.Лайт [Light, 1988) и М. Сигал [Siegal, 1991| предположили, что ошибки детей логически решать задачи в большей степени связаны не с их ограни­чениями в понимании вопросов, а с абст­рактностью, отвлеченностью задач, не имеюших социального контекста. В зада­чах Дональдсон ребенок должен был спря-


тать куклу-мальчика сначала от одного, а затем от двух полицейских. В этой задаче дети 3,5 года давали 90% правильных от­ветов. Обсуждая исследования Дональдсон и задачу Пиаже «Три горы», М. Кокс [Сох, 1991J пришла к выводу, что задача на интерпретацию невидимых объектов у Дональдсон не требует такой сложной связи пространственных отношений, как в задаче с тремя горами. Кокс заключила, что знания более сложных пространствен­ных сцен (как вид трех разновеликих гор) появляются позже, чем предполагает Дональдсон. Однако дети 4-6 лет могут отделить свою собственную точку зрения от другой. Интерпретация задачи Пиаже «Три горы* состоит не в том, что дети опи­раются на эгоцентрическую точку зрения, они просто выбирают лучший вид сцены. Кокс предлагала детям такую же задачу, как Пиаже, но только на столе были раз­ложены предметы разной величины — кув­шин, бутылка и стакан. Дети выбирали тот вид предметов, который позволял им ви­деть их все одновременно, и отвергали те виды, в которых один предмет «пере­крывал» другой, мешая их восприятию. Г'"* Ключевой характеристикой мышления ' дошкольников, согласно мнению Пиаже, является их центрация на какой-то одной характеристике задачи в данное время, что оставляет мышление дологическим. Эта особенность проявляется в решении раз­ных задач. Ребенок дошкольного возраста не способен выполнить задачу на сернацию. Сериацией называется способность распо­лагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Напри­мер, разложить палочки по их длине.

Ограничения мышления обнаружива­ются и в задачах классификации (установ­ление отношений класс-подкласс). Если ребенка, которому были даны семь игру­шечных собачек и три кошки, спрашивали, кого больше, собак или кошек, он отве­чал правильно. Но если его спросить, кого больше, животных или собачек, он ответит неверно.

Основным достижением при заверше­нии стадии дооперационального мышления Пиаже считал способность к сохранению (консервации). Сохранение есть главная составляющая компетенции ребенка, ко-



5.2. Когнитивное развитие


 


торая помогает ему видеть закономерности в окружении, кажущемся изменчивым и неправильным. Сохранение позволяет иг­норировать изменения, непосредственно воспринимаемые в мире, и тем самым подчеркивает неизменность и непрерыв­ность существования. Сохранение отно­сится к разным атрибутам объекта, напри­мер массе, длине, количеству. Ошибки в решении задач детьми 5-6-летнего воз­раста, демонстрирующими несформиро-ванность понятия о сохранении, называют феноменами Пиаже.Примеры задач на сохранение представлены на рис. 5.4.

Дологичность мышления на стадии дооперационального интеллекта связана с характеристиками логических операций, свойственных детям данного возраста. Важнейшая характеристика — необрати­мость.Дети не понимают, что каждая логическая операция обратима. Пример необратимости при решении простой логической задачи ребенком 4 лет:

«*У тебя есть брат?» — «Да». «Как его имя?» — «Джим». «У Джима есть брат?» — «Нет».

Вторая характеристика дооперацио­нального мышления, тесно связанная с сохранением, — транзитивность,пред­полагающая образование общей системы операций, обеспечивающей переход от одного состояния к другому. Например, ребенок игнорирует действия эксперимен­татора по переливанию жидкости из ши-


рокого сосуда в узкий, решая задачу (где жидкости больше?) только на основании конечной характеристики — уровня жид* кости в сосуде.

Третья характеристика мышления детей-дошкольников — центрация.Ребенок фо­кусируется на одном измерении, например высоте воды в сосудах. Такая центрация не позволяет перейти к рассмотрению возможностей реципрокного взаимодейст­вия изменений между атрибутами объекта.

Стадия конкретных операций(7-11 лет) Пиаже выдвинул положение об освое­нии ребенком системы конкретных опе­раций. Операция — тип схемы, который определяется как интериоризированное, обратимое образование. Это означает, что ребенок может совершать действия не только в поведенческом плане, но и в ментальном. Тогда операции должны об­ладать характеристиками обратимости, сохранения и транзитивности, которые начали формироваться на предыдущей стадии развития мышления. В период конкретных операций происходят карди­нальные изменения: уменьшается центра­ция и эгоцентризм мышления; возрастает способность понимания сохранения коли­чества, массы, объема; формируется понятие времени и пространства; растут возмож­ности классификации и сериации и на их основе развиваются характеристики обра­тимости и транзитивности. Однако на дан-


 


Усяовие2 '-"*"-'-

Свойства

Условие!

 


 



Объем (жидкость в стаканах)

 


 


Количество {фишки в каждом РЯДУ)

;•/*.

 


 


Длина (каждого стержня)

рис. 5.4. Задачи Ж. Пиаже на сохранение - -






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.