Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


 


гии. Выживаемость человеческого орга­низма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истошаемости, а во вто­ром — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит, с нашей точки зрения, приспособительная, адаптивная роль тем­перамента.

К настоящему времени в многочислен­ных исследованиях удалось не только экс­периментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, выте­кающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые ком­бинации. Было установлено, что в струк­туре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргич-ность» (выносливость), которая соответст­вует «афферентному синтезу» и харак­теризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с пред­метной средой (в том числе и с собой) и другими людьми. Другой важнейшей фор­мально-динамической характеристикой активности является «пластичность», со­ответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие. Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы. В структуре эмоциональности был выде­лен только один фундаментальный пара­метр — порог чувствительности к несовпа­дению реального результата действия с «акцептором результата действия» (по тер­минологии П.К.Анохина). В этом пара­метре отражается основное свойство эмо­циональности — «впечатлительность, рани­мость». Все остальные эмоциональные ха­рактеристики (радость, гнев, страх и т. д.), с нашей точки зрения, являются производ­ными сочетаниями различных уровней ак­тивности и порога эмоциональной чувст­вительности. Например, радость представ­ляет собой сочетание высокой психичес­кой активности и высокого порога эмо­циональной чувствительности; гнев — вы-




сокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого эмо­ционального порога и т. д. Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления тем­перамента: психомоторной, интеллекту­альной или коммуникативной (Русалов, 1989, 1990]. Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изу­чаемое в лаборатории, может достигать двенадцати, что нашло свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).

Сопоставление выявленных свойств темперамента с индикаторами общих свойств нервной системы показало, что. например, индивидуальный темп (ско­рость) поведения положительно коррели­рует с уровнем пространственно-времен­ной синхронизации ЭЭГ-процессов. Плас­тичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванных потенциа­лов. Эргичность (выносливость) сопряжена с уровнем энергии медленных ритмов ЭЭГ [Русалов, 1979).

На основе разработанной в лаборато­рии теоретической модели темперамента удалось сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) — уни­кальный отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ высоко корре­лируют с объективными тестами, эксперт­ными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и ана­логично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Кроме того, ОСТ обладает высокой ретестовой надеж­ностью и прошел стандартизацию с уче­том возраста испытуемых [Храмов, 1993]. Тест-опросник (ОСТ) позволил исследо­вать не только структуру, половые раз­личия, генетические и психофизиологи­ческие предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темпера­мента с другими вышележащими струк­турами индивидуальности, а именно ~


5.4. Темперамент


 


 


с общим интеллектом и творческими способностями- Например, установлено, что темпераментальные свойства оказы­вают влияние на процесс формирования общеинтеллектуальных способностей чело­века преимущественно на ранних этапах его развития. По мере нзросления подклю­чаются специальные факторы (знания, умения, навыки), приводящие к форми­рованию таких динамических характерис­тик интеллекта (общеинтеллектуальных способностей), которые практически не зависят от темпераментального уровня ре­гуляции поведения. На этом основании было введено специальное понятие «фор­мально-динамический интеллект» (или первооснова общеинтеллектуальных спо­собностей). Формально-динамический ин­теллект является подсистемой формально-динамических свойств индивидуальности (общего темперамента) и характеризуется сходной гомологичной структурой свойств. Формально-динамические характеристики интеллекта и формально-динамические измерения темперамента (интеллектуаль­ная эргичность/темпераментальная эргич-ность, интеллектуальная пластичность/ темпераментальная пластичность, интел­лектуальная скорость/темпераментальная скорость, интеллектуальная саморегуля­ция/эмоциональный порог имеют, по-ви­димому, общие генетические и нейро­физиологические источники (задатки) [Дудин, 1993; Семенченко, 1996].

Экспериментально удалось подтвер­дить, высказанные ранее предположения [Русалов,1982, 1986, 1989] о том, что тем­перамент может рассматриваться не только как задаток общих способностей, но и как важнейшая природная предпосылка раз­вития творческих способностей. Было показано, что н структуре творческих спо­собностей можно выделить две категории характеристик: а) содержательные, такие, как «оригинальность», «продуктивность» и др., которые определяются уровнем зна­ний, социальным опытом и мотивацией испытуемых; б) формально-динамические — «беглость» и «гибкость», которые обуслов­лены преимущественно темпераменталь-ными факторами независимо от возраста и профессиональной ориентации испытуе-

15*


мых. Установлено, что «беглость» как ком­понент творческих способностей обуслов­лена преимущественно темпераменталь-ной пластичностью и темпом (как в пред­метной, так и социальной сферах). По­казано, что «гибкость» как компонент творческих способностей зависит преиму­щественно от эмоциональности (социаль­ной) и общей темпераментальной актив­ности.

5.4.5. Нерешенные проблемы и перспективы их исследований

Считается общепризнанным, что свой­ства темперамента наследуются, однако каждый раз при создании того или иного конкретного метода, нацеленного на из­мерение темперамента, необходимо про­ведение специальных контрольных психо­генетических исследований, которые под­твердили бы наследуемость данного набора изучаемых свойств темперамента. Такая психогенетическая валидизация необходима и для метода ОСТ.

Предстоит уточнить роль темперамента как важнейшей предпосылки становления личностных, когнитивных и стилевых свойств, связанных, например, с адапта­цией детей к школе, профессиональной пригодностью, поведением человека в экст­ремальных условиях. Прежде всего необ­ходимо сопоставить свойства темперамента, определенные по методу ОСТ, с базальными личностными свойствами, диагностируе­мыми с помощью широко известных пяти-факторных личностных опросников (на­пример, метод NEOAC-BIG FIVE, Costa and MacCrae), что позволило бы вплотную подойти к экспериментальному решению проблемы о соотношении темперамента и характера человека. Предстоит лаборатор-но-экспериментальная валидизация моди­фицированного варианта метода ОСТ — универсального теста оценки формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Используя данный метод, можно измерить формально-динамические свой­ства не только в психомоторной и ком­муникативной сферах, но и в интеллек­туальной, что даст возможность более



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


 


обстоятельно и глубоко ответить на вопрос о темпераментальных задатках общих спо­собностей.

Необходимо принципиально по-новому подойти к решению проблемы типологии темперамента, которая обычно соответст­вует тому или иному уровню представле­ний о биологических основах темперамента: у Гиппократа, например, в основе темпе­рамента лежат четыре жидкости, отсюда — четыре типа темперамента; у Э. Кречмера — три типа телосложения, которые соответст­вуют трем типам темперамента; у И.П. Пав­лова — четыре типа высшей нервной дея­тельности и соответственно четыре типа темперамента. В настояшее время наи­более часто под типом темперамента понимают устойчивое сочетание крайних вариантов тех или иных шкал темперамента. Например, согласно мнению Г. Айзенка, тип темперамента представляет собой сочетание крайних вариантов двух орто­гональных шкал: I) экстраверсии-интро-версии и 2) эмоциональной стабиль­ности—эмоциональной лабильности (или нейротицизма). Айзенк соотносит выде­ленные «типы» темперамента с гиппокра-товскими: сочетание крайней выражен­ности экстраверсии и эмоциональной устойчивости — с типом сангвиника; экстра­версии и эмоциональной лабильности — с типом холерика; интроверсии и эмоцио­нальной устойчивости — с типом флегма­тика, а интроверсии и эмоциональной лабильности — с типом меланхолика.

Если же в основу темперамента поло-жить общую конституцию организма (всю биологическую подсистему человека или хотя бы основные психофизиологические индикаторы общих свойств нервной сис­темы), то можно предполагать, что типов темперамента будет столько, сколько типов общих конституций. К сожалению, мы еще далеки от знания точного количества типов общих свойств нервной системы, не говоря уже о количестве типов конститу­ций человеческого организма, хотя совре­менная вычислительная техника и мате­матика (таксономия) делают эту проблему вполне решаемой. До сих пор, однако, предметом многомерной классификации являются лишь наборы отдельных призна-


ков, относящихся к тем или иным под­системам человеческого организма, а не к общей конституции в целом, в которую следует включать и генетические, и био­химические, и соматические, и, конечно же, общие свойства нервной системы че­ловека. Очевидно, что недалеко то время, когда мы будем располагать более точными сведениями об основных биологических типах человеческого организма как целого, что позволит создать более точную клас­сификацию типов темперамента человека.

5.4,6. Практические приложения

Представления о темпераменте, методы его оценки широко применяются в педа­гогической практике, в системе профот­бора, в медицине и других сферах общест­венной практики. Во многих прикладных исследованиях темперамент рассматрива­ется как важнейший фактор трудовой, учебной и спортивной деятельности. Пока­зана роль темперамента как важнейшего компонента индивидуального стиля дея­тельности, который обеспечивает опти­мальную «сопряженность» требований де­ятельности и индивидуально-психологи­ческих особенностей человека. Установлено, что наиболее явственно роль темперамента выступает в тех трудовых, учебных и спор­тивных ситуациях, где наблюдается высокий уровень нервно-психического напряжения (или стресс). Для некоторых профессий установлен профиль темпераментальных свойств, который является оптимальным для данной профессии. Например, для лиц, склонных заниматься бизнесом, харак­терны более высокие значения коммуни­кативной эргичности и скорости и более низкие значения по шкале пластичности и эмоциональности. Экспериментально показано, что оптимум и пессимум про­дуктивности в стрессовых ситуациях зна­чительно ниже у лиц с меланхолическим темпераментом (у лиц, обладающих низ­ким уровнем эргичности) по сравнению с теми, кто имеет высокие показатели эр­гичности. Было также установлено, что при формировании индивидуального стиля, например, спортивной деятельности, т. е.


5.4. Темперамент


 


 


в процессе приспособления темперамента к требованиям спортивной деятельности наблюдаются закономерности двоякого рода: 1) в зависимости от психологичес­ких условий деятельности одни и те же свойства темперамента проявляются раз­личным способом: они могут либо тормо­зиться, либо усиливаться; 2) в зависимости от особенностей темперамента успешность выполнения одной и той же деятельности в разных условиях различна.

Список литературы

Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы// Иностр. психология. 1993. Т. 1, № 2. С. 9-23.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного че-ловекознания. М.: Наука, 1977.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология ус­ловного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

Белоус В. В. Проблема типа темперамента в со­временной дифференциальной психологии//Психол. журн. 1981. Т. 2, № 1. С. 45-55.

Голубева Э.А. Способности и индивидуаль­ность. М.: Прометей, 1993.

Дудин С.И. Темперамент как основа развития общих способностей: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1993.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1924.

Леонгардт К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследова­ния индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

Небылицын В.Д. Психофизиологические иссле­дования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

Небылицын В.Д. Избранные психологические труды/Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1990.


Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 3, кн. 2.

Равич-Щербо И.В. (ред). Роль среды и на­
следственности в формировании индивидуальности
человека. М.: Педагогика, 1988. '•*•

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психоло­гии. М.: Педагогика, 1976.

Русалов В.М. Биологические основы индиви­дуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способнос­тей человека//Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 198-205.

Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств челове-ка//Вопр. психологии. 1985. № 1. С. 19-32.

Русалов В.М. Теоретические проблемы пост­роения специальной теории индивидуальности//Пси-хол. журн. 1986. Т. 7, № 4. С. 23-35.

Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека//Психол. журн. 1989. Т. 10, № 1. С. 10-21.

Русалов В.М. Природные предпосылки инди­видуального поведения как фактор становления ин­дивидуальности человека//Журн. высшей нервной деят. 1989. Т. 34, вып. 3. С. 403-414.

Русалов В.М. Опросник структуры темпера­мента: Метод, пособие. М.: ИП АН СССР, 1990.

Русалов В.М. Измерение темперамента чело-века//Психол. журн. 1992. Т.13, № 2. С. 133-140.

Семенченко Е.В. Возрастные особенности со­отношения темперамента и интеллекта у детей 7-12 лет: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1996.

Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (PTS) среди других теорий темперамен-та//Иностр. психология. 1993. Т. 1, № 2. С. 37-48.

Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагоги­ка, 1985. Т. 2.

Храмов Е.В. Концептуально-конструктная и эм­пирическая валидизация опросника структуры тем­перамента: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1993.

Buss A., Plomin R. Temperament theory of per­sonality development. N.Y., 1976.

Thomas A., Chess S. Temperament and deve­
lopment. N.Y., 1977. ,;



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


 


Структура личности

5,5.1. Введение

В энциклопедиях и словарях понятие «личность» определяется как: 1) человек, индивид как субъект отношений и созна­тельной деятельности; 2) устойчивая сис­тема социально значимых черт, характе­ризующих индивида как члена того или иного обшества или общности. Первое из приведенных определений носит общий, философский характер, второе же доста­точно часто используется психологами [Платонов, 1986]. Если исходить из тако­го понимания личности, то ее изучение подразумевает исследование внешних характеристик человека, его поведения. Однако предметом изучения психологии личности являются внутренние закономер­ности, которые детерминируют все про­явления человека.

Изучение детерминант поведения не­избежно ставит вопрос о структуре лич­ности, что в свою очередь предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементами, образующих структуру как целое.

Современные теории личности харак­теризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объ­единяющих элементы в систему. Как спра­ведливо отмечал Р. Кеттел, «в психологии никогда не ощущалось недостатка в тео­риях личности», что привело к ситуации, когда «небольшие ростки точно сфор­мулированных гипотез легко теряются в буйных зарослях непроверяемых, но гран­диозных теорий» [Cattell, 1977, р. 3].

Преодоление этой тенденции в первую очередь требовало разработки корректных процедур измерения, используемых в психо­логии для описания личности. К настоя­щему времени в психологии личности раз­работан арсенал измерительных методов, включающий: ... ч, ,.

интервью; , . :. .

экспертные оценки; ,

наблюдение;

семантический дифференциал;
! репертуарные решетки; , .


психологические тесты: а) опросники; б) проективные методы; в) объективные методы.

Давая сравнительный анализ приведен­ным методам, Пауль Кляйн [Kline, 1983]. один из ведущих специалистов в области психометрики, отмечает, что наибольшую ценность для научного описания личности представляют психологические тесты (ав­тор оговаривает при этом необходимость совершенствования методов формализа­ции и анализа результатов проективных тестов).

Наличие в рамках конкретной теории личности разработанного психометричес­кого инструментария делает возможной эмпирическую проверку ее положений, что особенно важно зля реализации естественно­научного подхода к изучению личности.

Еще одной проблемой исследований является определение набора элементов, необходимого и достаточного для описа­ния структуры личности, (Более подробно эта проблема будет рассмотрена ниже.) Необходимо отметить, что в прикладных исследованиях структуры личности в со­став характеристик, согласно традиции, не включаются особенности когнитивных процессов.

Хотя такое разделение недостаточно обоснованно и ряд авторов ставят его под сомнение (Р. Кеттел, Г. Олпорт, К.К. Пла­тонов и др.), на методическом уровне оно отражается в том, что большинство совре­менных методов диагностики личности не имеет шкал оценки уровня развития по­знавательных способностей человека.

5.5.2, Краткая история исследований структуры личности

Исследования личности неразрывно связаны с изучением индивидуально-психологических различий. Первое систе­матизированное описание индивидуаль­ных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту и изложено в трактате «Характеры». Ключевым для Теофраста являлся вопрос: «Почему греки, живущие в одних и тех же климатических условиях, воспитанные и получившие об­разование по одной системе, так сильно



5.5. Структура личности

 


 


различаются между собой?». Не найдя на него ответа, Теофраст ограничился описа­нием тридцати «характеров», каждый из которых был выделен по преобладающей негативной характеристике поведения (по­рочность, льстивость, хвастовство и т.д.) и стал результатом обобщения наблюде­ний автора.

Отмеченные Теофрастом характеристи­ки вполне могут быть применены и для описания наших современников. Так, дву­мя тысячами лет позже английский иссле­дователь А. Робак [Roback, 1931] писал: «Благодаря авторам античности и их про­тотипам с определенной долей уверенно­сти можно утверждать, что природа лю­дей, разделенных веками и океанами, ос­тается той же, иначе говоря, люди харак­теризуются одними и теми же индивиду­альными различиями, будьте древние гре­ки или американцы двадцатого столетия».

Работа Теофраста стала первым опытом идеографического подхода в психологии, суть которого на современном этапе сво­дится к абсолютизации уникальности каж­дой личности и вытекающей отсюда не­возможности естественнонаучного подхо­да в психологии.

Незадолго до появления трактата «Ха­рактеры» мыслитель и врач Гиппократ за­ложил основы другого подхода к решению того же вопроса. Созданное им учение о четырех типах темперамента, получившее развитие в работах его последователя Гал-лена, дало начало номотетическому под­ходу в психологии. В рамках этого подхо­да основной акцент ставится на вскрытие причинно-следственных связей, объясня­ющих актуальное поведение человека.

Бурное развитие теоретических и эм­пирических исследований структуры лич­ности наблюдается в конце XIX - начале XX столетия и связано с появлением ра­бот таких выдающихся психологов, физи­ологов и клиницистов, как Вундт, Кеттел, Кречмер, Олпорт, Павлов, Фрейд, Хаггард, Штерн и их многочисленных последова-гелей. Именно в это нремя происходит становление психологии как эксперимен­тальной науки, теоретически обосновыва­ется возможность эмпирического исследо­вания устойчивых поведенческих характе­ристик (концепция черт), изучаются био-


логические основы поведения (типы со­матической конституции и высшей нерв­ной деятельности), применяются матема­тические методы в психологии (факторный анализ).

Применение естественнонаучного под­хода в психологии обусловило дифферен­циацию предмета исследования. X. Хаггард и К. Фрай [Haggard, Fry, 1936], авторы фун­даментального исследования «Анатомия личности*, представили структуру личности, состоящую из пяти основных элементов, в целях ее дальнейшего анализа:

телосложение;

импульсы или движущие силы;

интеллект; - . ., „.- ,.,

темперамент;

Эго (самосознание).

В различных вариациях выделенные авторами этой работы элементы структуры личности встречаются в большинстве со­временных теорий, В первые десятиле­тия нашего века преобладающей тенден­цией исследований стало изолированное, углубленное изучение одного или несколь­ких перечисленных элементов.

Результатом аналитического этапа раз­вития психологии личности явилась раз­работка ряда теорий, различающихся как по основаниям анализа личности, так и по предлагаемым авторами системообразую­щим механизмам или факторам, опреде­ляющим целостность личности. Основные теории, их авторы и периоды, в течение которых были созданы эти концепции, обобщены в табл. 5.5 (приводится по: [Хьелл, Зиглер, 1997)).

Ряд из представленных в этой таблице теорий продолжает свое развитие и в на­стоящее время, в некоторых случаях са­мими авторами (Айзенк, Кеттел, Бандура), в других — усилиями их последователей (некоторые психоаналитические и когни­тивные теории).

Приведенный в табл. 5.5 перечень тео­рий личности, сложившихся в нашем сто­летии, демонстрирует высокую степень их разнообразия. Некоторые из теорий всту­пали в явные противоречия, выливавшиеся порой в достаточно острые дискуссии между авторами. Наиболее принципиальный характер для современной психологии, на наш взгляд, носила дискуссия между сто-



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИВ


 


Таблица 5.5

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.