Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Приемы управления работоспособностью

Содержание понятия «работоспособ­ность* и перечень факторов деятельности, влияюших на ее уровень, определяют ос­новные направления регуляции способ­ности человека выполнять конкретную работу с заданными параметрами эффек­тивности и надежности. Обеспечение ра­ботоспособности в соответствии с требо­ваниями профессиональной деятельности реально на основе учета возможностей человека при совершенствовании техни­ческих систем управления, условий и ор­ганизации трудового процесса, проведения профессионального отбора специалистов и использования эффективных приемов их подготовки. Все эти направления ориен­тированы на обобщенные рекомендации {средства, методы, нормативы и т. п.), предназначенные для специалистов опре­деленного профиля деятельности. В этих рекомендациях, как правило, не учитыва­ются возможные индивидуальные измене­ния уровня работоспособности.

Для повышения или поддержания ра­ботоспособности на заданном уровне путем непосредственного воздействия на кон­кретного человека предложен достаточно большой комплекс приемов, разработан­ный и обоснованный в ряде исследований [1,5]. Эффективным средством профилак­тики функциональных нарушений и обес­печения высокой работоспособности является индивидуальная регламентация деятельности, а именно — учет профессио­нальных, психологических, физиологичес­ких особенностей конкретного специалиста,


его текущего состояния при организации режима труда, отдыха и питания, плани­рования трудовой нагрузки, ее периодич­ности, последовательности и длительности. В связи с тем что при интенсивной деятельности возникает утомление, психи­ческая напряженность, астенизация орга­низма и даже невротические расстройства, действенным средством их профилактики и восстановления нормального функцио­нального состояния является организация активного отдыха. В специальной литера­туре обоснованы формы и содержание активного отдыха (утренняя зарядка, тре­нировки на спецснарядах, спортивные игры, прогулки и т.д.). Как известно, физическая подготовка направлена не только на совершенствование силы, вы­носливости, скорости, ловкости, но и на развитие эмоциональной устойчивости, объема и распределения внимания, сенсо-моторной координации и других качеств, необходимых для выполнения професси­ональных заданий в экстремальных усло­виях деятельности [41]. Одним из методов психогенного управления функциональ­ным состоянием и соответственно работо­способностью является аутогенная трени­ровка и ее варианты в форме психосома­тической саморегуляции (В.М. Звонников, М.М. Решетников и др.). Основная задача тренировок состоит в освоении трех ме­тодических приемов: а) аутогенной релак­сации, предназначенной для снятия чрез­мерного нервно-психического напряжения и самоуспокоения; б) аутогенной стиму­ляции, направленной на снятие явлений утомления и повышение или поддержание высокой работоспособности; в) релак-сидеомоторной тренировкой, которая за­ключается в формировании образного представления профессиональной деятель­ности путем мысленного проигрыша ее элементов и этапов на фоне аутогенной ре­лаксации. Известен рядфизиолого-гигие-нических средств управления функцио­нальным состоянием, а именно: ускорен­ная (гладкая и дробная) адаптация орга­низма к измененным условиям внешней среды, дыхание чистым кислородом (лик­видация гипоксических состояний, возни­кающих при чрезмерных напряжениях), закаливание организма. Для профилакти-





ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ


 


ки мышечного дискомфорта в условиях длительной операторской деятельности и повышения обшей работоспособности ре­комендуется метод электростимуляции нервно-мышечного аппарата, в частности управляемой многоканальной электрости­муляции. Установлено, что его применение не только снимает явления мышечного дискомфорта, но и повышает умственную работоспособность на 20—30%. Уменьшение проявлений чрезмерного психического на­пряжения возможно при использовании метода центральной электроанальгезии (Э.М. Каструбин), основу которого состав­ляет эффект элекгротранквилизации в ре­зультате применения импульсного электро­тока (замедление процесса проведения возбуждения в лобных долях головного мозга и ослабление таким образом корко­вого компонента эмоциональных реак­ций). Имеется большое количество пси­хофармакологических средств, способст­вующих коррекции функционального со­стояния и повышению работоспособности. Для мобилизации резервных возможнос­тей организма могут быть использованы психоз нал ептики или стимуляторы ЦНС (фенамин, сиднокарб, центедрин и др.); для улучшения обменных процессов, нор­мализации энергетического баланса — психоэнергизаторы; для предотвращения воздействия на организм неблагоприятных факторов среды — актопротекторы; для ускорения и закрепления адаптации орга­низма — адаптогены (элеутерококк, корень женьшеня и др.); к средствам седативного действия, используемым для регуляции эмоционального состояния, относятся та­кие транквилизаторы, как триоксидин, феназепам, фенибут и др.

Использование тренажеров '
для восстановления работоспособности

Для решения задач ранней диагностики и коррекции функциональных расстройств профессиональной этиологии у операторов перспективным направлением является создание средств и методов моделирова­ния деятельности и персонально сложных трудовых ситуаций как приемов адекват­ной оценки резервных возможностей ор-


ганизма и отражения скрытых профес­сиональных и функциональных наруше­ний.

В целях психофизиологического обос­нования методики использования пило­тажного тренажера для решения указан­ных задач были проведены специальные исследования, в которых принимало учас­тие свыше 300 летчиков с функциональ­ными расстройствами сердечно-сосудис­той и нервной системы и выраженными профессиональными затруднениями |8]. Изучение особенностей профессионального анамнеза летчиков с функциональным расстройствами позволило установить, что существенную роль в их развитии играет психотравмирующее воздействие субъек­тивной сложности выполнения полетных заданий.

В результате теоретико-эксперимен­тального исследования разработаны про­фессионально-нагрузочные пробы (ПНП) для их использования на летных тренажерах. Они удовлетворяют следующим требо­ваниям: 1) учитывают возможную пато­генетическую связь функциональных рас­стройств с психотравмируюшим воздейст­вием полетной ситуации; 2) содержание упражнений воспроизводит интеллекту­альные и психоэмоциональные нагрузки летной деятельности, устойчивость к ко­торым может быть снижена вследствие не­диагностируемых другими методами функ­циональных нарушений; 3) успешность выполнения упражнений не определяется уровнем развития специальных навыков,' связанных с квалификацией летчика; 4) по­зволяют дозировать профессиональную нагрузку в процессе обследования.

Экспертные возможности разработан­ной методики были подтверждены в спе­циальном исследовании. В процессе про­ведения реабилитационной программы полеты на тренажере сочетались с проце­дурами лечебно-восстановительного комп­лекса. Результаты психофизиологичес­кого обследования на тренажере после ре­абилитационных мероприятий показали, что улетчиков, выполнявших медико-пси­хологическую программу, по сравнению с летчиками, прошедшими только курс ме­дицинских мероприятий, уменьшилась нервно-психическая напряженность в про-



7.5. Психология профессиональнойдеятельности


 


цессе ПНП в среднем на 34 и 7%, усили­лась целенаправленная ориентировочная активность в ходе опознания отказа при­боров в 2,6 и 0,8 раза, снизились проявле­ния тревожности при воспроизведении аварийной ситуации на 45 и 3%.

Эффективность проведения восстано­вительных мероприятий в значительной мере определяется полнотой реализации в содержании и организации данной про­цедуры следующих принципов: ]) воздейст­вие не только на организм, но и на лич­ность специалиста (апелляция к личности); 2) использование всех возможных форм активного и сознательного включения специалиста в восстановительный процесс, привлечение его к участию в восстановле­нии функционального состояния и профес­сиональной направленности; 3) ориентация восстановительных мероприятий на пато­генетические механизмы функциональных нарушений; 4) единство психосоциальных и биологических методов и средств воз­действия; 5) разносторонность воздейст­вий при реализации восстановительных программ, т. е. направленность на профес­сиональную, психологическую, физиоло­гическую и социальную сферы жизни и деятельности специалиста; 6) этапность восстановительных мероприятий, т. е. по­следовательное увеличение объема и слож­ности воздействия, смена его методов и способов, профилактический и корректи­рующий периоды воздействия.

Инженерно-психологические проблемы

В проективной инженерной психоло­гии одной из центральных является про­блема совершенствования методов анали­за деятельности, обоснования их иерархии при использовании в процессе проекти­рования человеко-машинных комплексов.

Интенсивная разработка методических основ инженерно-психологического ана­лиза и проектирования систем «человек-машина» позволила создать иерархию под­ходов и методов для анализа этих систем на разных уровнях, с разной степенью детализации [49, 54J.

Наиболее высокий уровень анализа реализуется с помошью системно-струк-


турного подхода (Б.Ф. Ломов). Далее осу­ществляется переход к анализу психоло­гических факторов сложности достижения цели, решения задач человеком. Основу такого анализа составляет структурно-пси­хологическая концепция (В.Ф. Венда). Если процесс решения задач, выполнения функций человеком может быть представ­лен в виде стабильной блок-схемы, то анализ эффективности и надежности сис­темы производится на основе обобщен­ного структурного метода, разработанного А.И. Гусинским. В случае если возможно не только блочное, но и пооперационное описание труда оператора, используются алгоритмические методы, обоснованные применительно к системам «человек—ма­шина» Г.М. Зараковским и А.И. Галактио-новым. В общем случае блочный и опера­ционный анализы деятельности использу­ются для определения некоторых психо­физиологических факторов сложности, та­ких, как число операций в алгоритме при­нятия решения и его реализации. Если известны операции, выполняемые людьми как индивидуально, так и коллективно в процессе совместного управления систе­мой, успех приносит применение имита­ционных моделей.

При анализе динамики детермини­рованных систем «человек—машина» по­следовательное уточнение их описания до­стигается путем перехода к дискретным, импульсивным и, наконец, аналогичным (непрерывным) математическим моделям. Этот уровень соответствует детальному и строгому описанию трудовых процессов, которое применимо к ограниченному кругу хорошо изученных функций операторов, таких, например, как компенсаторное сле­жение. На каждом уровне анализа изуча­ется возможность оптимизации системы «человек—машина»,

Предложенная А.И. Галактионовым концепция идеализированных структур деятельности использовалась при изуче­нии формирующихся у оператора психи­ческих образов как целого объекта, так и его профессиональных проекций. При этом психический образ рассматривался как система с присущими ей специфичес­кими свойствами [15]. Основные цели изучения операторской деятельности: вы-



ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ


 


членение элементен психических образов, определение структуры логических связей между ними, выявление частных структур деятельности (частных психических обра­зов) и анализ их назначения. Результаты экспериментов показали, что деятельность оператора-тех нол о га многоструктурна; на разных уровнях обучения он использует различные оперативные единицы информа­ции (ОЕИ) и логические связи между ними, формируя на их основе частные структуры деятельности в виде психичес­ких образов, профессионально значимых для решения задач контроля и упраиления технологического объекта. Выделены тех­нологическая, функциональная, информа­ционная, алгоритмическая, образная и топологическая структуры, образованные различными ОЕИ. Системогенетический подход позволили изучить процессы фор­мирования и трансформации частных психических образов, ОЕИ и логических связей между ними в процессе обучения операторов. Показано, что деятельность оператор а-технолога лишь на низших кон­цептуальных уровнях связана с формиро­ванием и совершенствованием алгоритмов решения отдельных задач; на более позд­них этапах самостоятельная деятельность заключается в формировании и совершенст­вовании ее частных структур. В процессе приобретения опыта оператор-технолог начинает создавать интеграчьную структуру деятельности на основе постоянной транс­формации технологического психического образа, включая в него элементы других формируемых им частных психических образов.

Системный подход и применение принципов многоуровневой взаимной адаптации человека и машины позволили выдвинуть проблему построения перспек­тивных систем адаптивного информаци­онного взаимодействия типа «гибридного интеллекта» [54]. В основе идеи лежит, в частности, тот факт, что ЭВМ позволяет организовать информационное взаимодейст­вие людей, разделенных во времени. Ранее была возможность передавать информа­цию от предшественников к последовате­лям лишь в пассивной форме. Теперь ЭВМ, моделирующая процесс решения определенной задачи кем-либо в прошлом,


выполняя функцию заместителя, полно­мочного представителя авторов решения, может не только влиять на ход решения этой или подобной задачи кем-либо в бу­дущем, но и признавать в ходе такого взаи­модействия ошибочность или отдельные недостатки первоначального решения. Эти свойства ЭВМ позволяют достигнуть боль­шой непрерывности накопления знаний, совершенствования способов решения научных и технических задач. Процесс совместной интеллектуальной деятель­ности людей и ЭВМ как компонентов системы «гибридного интеллекта» есть процесс формирования адекватной интег­ральной модели объекта, точно соответст­вующей возникшей задаче и реальной стратегии ее решения на общем для всех компонентов языке. Далее на этой основе формируется абстрактный алгоритм управ­ления данным объектом или видом объ­ектов (систем) для расширения фонда зна­ний, которые фиксируются в ЭВМ, Такой процесс может осуществляться как пере­ход операторов от информационных мо­делей, индивидуальных по языку, субъек­тивных по отношению к объективной ре­альности, частных по назначению отраже­ния, к интегральным моделям, адекватным структуре объекта и задаче.

Создание теории и методов синтеза адаптивных социотехнических систем «гиб­ридного интеллекта» — перспективное комплексное направление работ в инже­нерной психологии.

Слисок литературы

* Авиационная медицина: (Руководство)/Лод ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Газулова. М.:Ме­дицина, 1986-

<, Береговой Г.Т., Завалова И.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Экспериментально-психологи­ческие исследования в авиации и космонавтике. М,: Наука, 197S.

^ Бодров В.А. Экспериментально-психологичес­кое исследование совмещенной операторской дея-тельности//Методология инженерной психологниХ / психологии труда и управления. М.: Наука, 1961.V С. 192-209.

у Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора//Психол. журн. 1985. Na 2. С. 85-94.

Г Бодрое В.А. Работоспособность человека-опе­ратора и пути ее повышения//Психол_ журн. 1987. Ne 3. С. 107-117.



7.5. Психология профессиональной деятельности


 


С Бодров В.А. Проблема утомления летного состава: (понятие, причины, признаки, классифика-ция)//Физиология человека. 1988. № 5. С. 835-843.

7 Бодров В.А. Проблема профессиональной и функциональной надежности операторов//Психол. журн. 1989. № 4. С. 142-149.

f Бодров В.А. Использование тренажеров для диагностики функциональных расстройств и восста­новления профессиональной работоспособности// Физиология человека. 1992. № 1. С. 33-41.

? Бодров В.А. Психологический стресс: разви­тие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995.

\ / /*> Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные V особенности пилотов и профессиональная эффектив-ность//Психол. журн. 1981. № 2. С. 51-65.

К Бодров В.А., Малкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Психологический отбор летчиков и космонавтов//Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. Т. 48.

/£ Бодров В.А., Писаренко Ю.Э. Исследова­ние структуры и динамики развития летных способ-ностей//Психол. журн. 1994. № 3. С. 65-77.

rf Вавилов В.А. Принципы моделирования адап­тивного информационного взаимодействия чело­века и машины в психологическом эксперименте//Пси-хологические проблемы взаимной адаптации чело­века и машины в системах управления. М.: Наука, 1980. С. 180-197.

'Y Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностро­ение, 1975.

/f Галактионов А.И., Янушкин В.Н. Трансфор­мация структуры деятельности оператора АСУ ТП на стадии самообучения//Психол. журн. 1981. № 6. С. 65-75.

V

'/6. Галактионов А.И., Вавилов В.А. Анализ и

организация операторской деятельности//Психол. журн. 1992. № 3. С. 14-24.

/^Галактионов А.И., Грошев И.В. Особен­ности формирования психического образа аварийных ситуаций при обучении операторов АСУ//Психол. журн. 1996. № 2. С. 46-55.

if Го л и ко в Ю.Я. Эволюция подходов к человеку и технике в процессе научно-технического прогресса// Психол. журн. 1992. № 4. С. 68-74.

v

/^Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Виды проблем-| ностей в сложной операторской деятельности//Прак-тическое мышление: функционирование и развитие. М.: ИП АН СССР, 1990. С. 61-68.

& Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности//Психол. журн. 1994. № 2. С. 3-16.

2/ Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Проблемы мето­дологических оснований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях// Психол. журн. 1995. № 4. С. 11-24.

Ц Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология ав­томатизации управления техникой. М.: ИП РАН, 1996.

2.^Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда//Психол. журн. 1992. № 3. С. 24-41.

\1 Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экс­периментальные проблемы управления психическим состоянием человека//Вопросы кибернетики. Психи­ческие состояния и эффективность деятель­ности. М.: Наука, 1983. С. 28-53.


;>>~~Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа эмоционального состояния в экстре­мальных условиях деятельности//Психол. журн. 1991. № 1. С. 55-66.

Дикая Л.Г., Семикин В.В., Щедров В.И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния//Психол. журн. 1994. № 6. С. 28-37.

?3 Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение чело­века к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования//Психол. журн. 1996. № 3. С. 137-148.

?f Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. Саратов: СГУ, 1990. Ч. 1-2.

7уЗавалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономарен-ко В.А. Образ в системе психической регуляции де­ятельности. М.: Наука, 1986.

"V Зараковский Г.М., Магазанник В.Д. Пси­хологические критерии сложности процесса приня­тия решения человеком-оператором//Методология инженерной психологии, психологии труда и управ-ления/Отв. ред. Б.Ф.Ломов, В.Ф. Венда. М.: Наука, 1981. С. 63-78.

"V Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991.

52 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

^"5 Климов Е.А. Психологическое содержание тру­да и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986.

^Y Климов Е.А., Носкова О.Г. История психо­логии труда в России: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1992.

^•^Климов Е.А. Образ мира в разнотипных про­фессиях. М.: МГУ, 1995.

ЗС Костин А.Н. Изменение принципов распреде­ления функций между человеком и автоматикой при возрастании сложности техники//Психол, журн. 1992. № 5. С. 57-64.

*» Котик М.А., Емельянов A.M. Природа оши- \/ бок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993.

£/ Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985.

2J Лапа В.В..Пономаренко В.А., Разумов А.Н. Некоторые итоги и перспективы развития отечествен­ной авиационной инженерной психологии//Психол. журн. 1993. № 1. С. 100-108.

^ Ломов Б.Ф. Методологические и теоретичес­кие проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

Y/Марищук В.Л. Психологические основы фор­мирования профессионально значимых качеств: Дис. ... докт. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1982.

^Махнач А.В. Компонентный анализ психологи­ческого состояния человека в особых условиях дея-тельности//Психол. журн. 1991. № 1. С. 66-76.

xj Никифоров Г.С., Суходольский Г.В. Трид­цать лет инженерной психологии в СССР//Психол. журн. 1989. № 5. С. 55-65.

**Х Пономаренко В.А., Алешин С.В., Воро­на А.А. Психический образ в практике профессио­нального обучения//Вопр. психологии. 1986. № 3. С. 16-28.

^ * Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. Авиаци­онная психология. М.: НИИИА и КМ, 1992.

УбПоваренков Ю.П. Психология профессиональ­ного становления личности. Курск: КГПИ, 1991.



7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ


 


V2 Психологические исследования проблемы форми­рования личности профессионала/Под ред. В.А. Бод­рова. М.: ИП АН СССР, 1991.

у/ Психическая напряженность в трудовой деятель­ности/Под ред. Л.Г. Дикой, А.Н. Занковского. М.: ИП АН СССР, 1989.

^/ Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления/Под ред. Б.Ф.Ломова и др. М.: Наука, 1980.

Психологические проблемы деятельности в осо­бых условиях/Под ред. Б.Ф.Ломова, Ю.М.Забро­дина. М.: Наука, 1985.

J7Психологические проблемы подготовки специа­листов с использованием тренажерных средств/Отв. ред. В.А. Бодров. М.: ИП АН СССР, 1988.

$2. Психологические проблемы профессиональной деятельности/Под ред Л.Г. Дикой, А.Н. Занковского. М.: Наука, 1991.

5""}Решетников М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США//Психол. журн. 1987. № 3. С. 145-153.

S/ Системный подход в инженерной психологии и психологии труда/Отв. ред. В.А. Бодров, В.Ф. Венда. М.: Наука, 1992.

Т> Функциональные состояния и эффективность деятельности человека-оператора в режиме непре­рывной деятельности/Под ред. Л.Г. Дикой, А.Н. Зан­ковского. М.: ИП АН СССР, 1987.

З^Хаккер В. Инженерная психология и психоло­гия труда. М.: Машиностроение, 1985.

^ЗШапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации//Психол. журн. 1996. № 1. С. 19-34.

£?Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза про­фессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

£^ Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

tfBenjamin R.G. Stress, life quality and aviation safety//Flying Safety. 1984. V. 40, № 6. P. 19-23.

tf Bolin S.F. A task-based approach to soldier trai-ning//Defense Manag. J. 1981. V. 2. P. 24-25.

t^ Green R.G. Stress and accidents//Aviation Space and Environmental Medicine. 1985. V. 56, № 7. P. 638-641.

b\ Kaus M.J. Fatique the catalyst for tragedy//Flying Safety. 1984. V. 40, № 12. P. 60.

$Y Lazarus R.S. Progress in a cognitive motivational relational theory of emotion//Amer. Psychol. 1991. V. 46. P. 819-837.

^' Lazarus R.S., Launier R. Stressrelated trans­actions between person and environment/Perspectives in interactional psychology/Eds. L.A. Pervin, M. Lawis. N.Y.: Plenum, 1978. P. 287-327.

(pi Mar in ugh G. A super-fast recruiter's aid//All Vo­lunteer/US Army. 1981, № 7. P. 12-13.

*^ Richard son J.E. A human factors problem//J. Air Trafic Contr. 1984. V. 26, № 12. P. 29-31.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.