Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эмоциональная сфера (тревожность-спокойствие)

Лабораторное занятие № 1 (4 часа)

Наблюдение как метод специальной психологии

 

База:центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Цель:

ü формировать навык составления и заполнения протокола наблюдения;

ü формировать навыки целенаправленного «активного» и «пассивного» наблюдения за ребенком с тяжелыми (множественными) нарушениями развития;

ü формировать навык написания психолого-педагогической характеристики (части) по результатам наблюдения.

ü проследить сформированность (либо отсутствие) ценностно-смыслового поля будущего специалиста.

Подготовка к занятию

1. Изучить главу 4 «Методы психолого-педагогического изучения ребенка» §2 «Наблюдение» в монографии Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.

2. Повторить материалы, раскрывающие сущность метода наблюдения в специальной психологии.

3. Изучить предложенные схемы наблюдения (Приложение 1), определить их соответствие (несоответствие) необходимому уровню протоколов наблюдения.

4. Используя литературные источники и предложенные схемы наблюдения подготовить протоколы для наблюдения за ребенком с тяжелыми множественными нарушениями развития по следующим опциям: внешний вид; фон настроения; выраженные аффективные и эмоциональные реакции; соблюдение правил поведения в обществе; навязчивые стереотипные действия; особенности двигательной сферы.

План занятия:

1. Устный опрос по заданиям, проверка наличия протоколов наблюдения.

2. Изучение (методом наблюдения) ребенка с тяжелыми множественными нарушениями по следующим критериям:



ü Внешний вид. Опрятность в одежде.

ü Фон настроения.

ü Выраженные аффективные и эмоциональные реакции.

ü Соблюдение правил поведения в обществе.

ü Навязчивые стереотипные действия.

ü Особенности двигательной сферы.

3. Заполнение протокола наблюдений.

Форма отчетности:

ü заполненный протокол наблюдения;

ü по результатам проведенного наблюдения написать сочинение-эссе «Ребенок с тяжелыми (множественными) нарушениями глазами студента-дефектолога».

Литература:

1. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.

Лабораторное занятие № 2 (4 часа)

Общение детей с особенностями психофизического развития

База:специальные учреждения образования (непрофильные учреждения для каждой группы студентов)

Цель:

ü изучить методом наблюдения некоторые формы общения у детей с разными вариантами дизонтогенеза;

ü формировать навыки целенаправленного «активного» и «пассивного» наблюдения за ребенком с дизонтогенезом;

ü формировать навык заполнения протокола наблюдения.

Подготовка к занятию

1.Изучить в монографии Шипицыной Л.М. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» §2 «Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка» (стр.21-30).

2. Изучить в папке «К лабораторным занятиям» файл «К лабораторному -2».

3. Подготовить протокол наблюдения за общением детей с дизонтогенезом.

План занятия:

1. Устный опрос по заданиям, проверка наличия протоколов наблюдения.

2. Изучение (методом активного наблюдения) специфики общения ребенка с дизонтогенезом.

3. Заполнение протокола наблюдений.

Форма отчетности: в форме таблицы (приложение 2) изложить специфику общения конкретного ребенка с дизонтогенезом.

 

Литература:

1. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя/ Л.М.Шипицина. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с.

Приложение 1

Схемы наблюдения

Мелкая моторика

Баллы Характеристика Отметка
0-1 практически полностью парализованы кисти рук и пальцы  
ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий немелкий предмет  
3-5 средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы и пр.  
6-8 хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать, плести и т.д.  
9-10 мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов  

Общая координация движения

Баллы Характеристика Отметка
0-1 соответствует возможностям практически парализованного человека  
ребенок самостоятельно не передвигается  
3-5 среднее состояние двигательных возможностей, ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно; может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью; может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть и пр.); может пройти на цыпочках  
6-8 хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений, ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и т.д.  
9-10 координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов  

Мимика

Баллы Характеристика Отметка
0-1 соответствует «каменному» лицу  
чрезвычайно малая подвижность мышц лица, ребенок может только совершать движения глазами и ртом, не улыбается  
3-5 средняя подвижность лица, ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы  
6-8 хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице; оттенки улыбки; может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, испуг, удивление, печаль и т.д.)  
9-10 артистическая мимика, ребенок может без слов выражать все мимикой  

Коммуникативность (замкнутость-общительность)

Баллы Характеристика Отметка
0-2 явная интровертированность, замкнутость, аутичность  
тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах  
4-6 биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах  
7-8 экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт; знакомится с незнакомыми людьми  
9-10 крайняя экстраверсия  

Эмоциональная сфера (импульсивность-рефлексивность)

Баллы Характеристика Отметка
0-1 крайняя импульсивность: внимание ребенка рассеяно, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции, крайняя неуправляемость, асоциальность  
отражает чрезмерную эмоциональность, неусидчивость, плохую саморегуляцию поведения  
3-5 характеризует среднюю степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, иногда проявление неадекватных эмоциональных реакций  
6-8 достаточно выраженная рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошая саморегуляция поведения, глубокое восприятие, интровертированность  
9-10 крайняя степень рефлексивности: замкнутость на себе и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокая интроверсия  

Эмоциональная сфера (тревожность-спокойствие)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.