Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (выбирается в соответствии с номером в журнале)

Учебный материал

Важную роль среди инструментов, оказывающих помощь в принятии решений, играют компьютерные системы. В связи с тем, что процесс принятия решений состоит из этапов, каждый из которых имеет свою специфику, на рынке программных продуктов существуют и пользуются спросом программы, предназначенные для применения на отдельных этапах разработки управленческого решения. Например, система Decision Explorer (продукт компании Banxia Software Ltd) предназначена для применения на стадии исследования проблемы и формирования альтернатив.

Рассмотрим названную программу «в действии», исследовав возможности ее применения в процессе решения задачи вывода предприятия из кризиса.

Объектом нашего исследования выступит отечественное предприятие с оптимистичным названием «Авангард» и проблемами, типичными для отечественного машиностроения.

 

Ситуация на ОАО «Авангард»

ОАО «Авангард» – компания среднего масштаба, изготавливающая двигатели, запчасти, комплектующие для тракторов и автомобилей, а также товары народного потребления (ТНП). На протяжении многих лет компания имела высокую репутацию благодаря превосходному качеству продукции и сервиса. Однако ситуация изменилась в середине 1990-х годов. Во-первых, резко сократилось количество заказов на основную продукцию предприятия – двигатели для сельскохозяйственных машин. При этом уменьшение платежеспособного спроса сопровождалось повышением требований заказчиков к приобретаемой продукции. Во-вторых, была осуществлена приватизация, и с этого момента развитие производства необходимо было осуществлять уже не за счет централизованных источников, а за счет самостоятельно заработанных средств. Как следствие, в течение последних двух лет компания отчитывается об убытках.



О современном состоянии предприятия говорят следующие цифры: половина станочного парка эксплуатируется более 25 лет; номенклатура продукции завода обновляется ежегодно только на 1 - 2%; уровень затрат на 1 грн. продукции составляет 90 копеек при плане 75 коп.

В текущем году руководство предприятия решительно приступило к формированию антикризисной программы развития производства и сбыта. Было созвано экстренное совещание, на повестке дня которого стоял вопрос: «Как мы докатились до жизни такой?». Другими словами, руководство приступило к первому этапу процесса принятия решений – этапу, посвященному исследованию создавшейся проблемной ситуации, выявлению её причин и последствий. По настоянию начальника отдела компьютеризации, в качестве помощника в нелёгком деле диагностики проблемы выступила компьютерная система Decision Explorer.

Познакомимся с этой системой поближе.

 

Decision Explorer

Decision Explorer представляет собой инструмент построения и анализа дескриптивных нематематических моделей, описывающих набор элементов исследуемой системы (например, проблемы) и связи между ними. Примерами дескриптивных моделей выступают: структурная модель предметной области, диаграмма причинно-следственных связей, дерево целей.

Основные функции Decision Explorer – обработка качественной информации о предметной области, анализ структуры исследуемой системы, а также активизация и организация мышления ЛПР.

Работа с Decision Explorer включает две основные стадии: синтез и анализ (рис. 2). На первой стадии в процессе мозгового штурма формируется визуальная модель, отображающая совокупность элементов исследуемой системы и связи между ними. На второй стадии получившийся результат творчества подвергается анализу с помощью специализированного инструментария Decision Explorer. Затем полученный результат обсуждается, и исходная модель корректируется.

При применении Decision Explorer на первом этапе процесса принятия решения в качестве моделируемой системы выступает проблемная ситуация. В этом случае элементами модели являются причины и следствия проблемы, которые визуально изображаются в виде прямоугольных или иных фигур с соответствующими надписями. Взаимосвязи между элементами модели визуально изображаются в виде стрелок.

Рис. 2. Стадии работы с Decision Explorer

 

Для создания визуальной модели на стадии синтеза в среде Decision Explorer требуется ряд несложных действий:

а)двойной щелчок мыши – для создания элементов модели;

б) операция Drag&Drop – для создания связей между элементами модели (нужно указать на исходный элемент, нажать кнопку мыши и, удерживая ее, перенести курсор мыши на второй элемент).

Для выбора стиля оформления элементов модели служит команда Property – Show style selector, а также кнопка на панели инструментов. Создать свой стиль оформления (например, стиль, позволяющий использовать в названиях элементов символы кириллицы) можно с помощью команды Property - Concept style properties и кнопки . Масштаб изображения на экране задается командой View–Display scale. Переместить выбранный элемент модели можно с помощью команды Move concept контекстного меню. Для перемещения группы элементов следует дополнительно использовать клавишу Shift на клавиатуре.

Модель проблемной области, сформированная специалистами ОАО «Авангард», представлена на рис. 3.

Рис. 3. Карта проблемы, построенная в среде Decision Explorer

 

На стадии анализа полученная визуальная модель подвергается исследованию с помощью следующих процедур:

- с помощью команды Central и Domain определяются «ключевые» элементы модели – то есть элементы, имеющие наибольшее количество связей;

- с помощью команды Cluster выявляются относительно независимые подсистемы элементов модели (если они есть);

- команда Map concept строит иерархию «подчиненных» элементов для выделенного звена модели;

-команда Loop выявляет петли положительной и отрицательной обратной связи между элементами модели.

Эти и другие команды вводятся с клавиатуры в командную строку либо выбираются в списке меню Analysis. Командная строка DE> появляется внизу экрана автоматически при попытке ввода текста с клавиатуры. Другой способ отобразить командную строку – нажать на клавиатуре клавишу управления курсором .

Посмотрим, к каким результатам привело использование инструментария Decision Explorer специалистами предприятия «Авангард».

Применение команды Central 3 (синтаксис команды - Central n, где n – заданное пользователем количествоключевых элементов) позволило выявить три ключевых звена системы причинно-следственных связей (рис. 4). Полученная информация полезна тем, что она дает возможность сформировать 3 основные задачи антикризисного управления предприятием:

- увеличение спроса на продукцию,

- снижение себестоимости,

- повышение эффективности стратегического планирования и оперативного регулирования. (результат применения данной команды представить в контрольной работе)

Заметим, что если ваше интуитивное представление о ключевых элементах проблемы не совпало с результатами применения команды Central, это означает, что построенная модель нуждается в уточнении: ключевые элементы проблемы должны быть дополнены новыми причинными и следственными связями.

Рис. 4. Результат выполнения команды Central 3

 

Применение команды Cluster позволило выявить две подсистемы кризисообразующих факторов (рис. 5, 6), что привело к формированию на ОАО «Авангард» двух подсистем антикризисного управления:

1) подсистемы совершенствования менеджмента,

2) подсистемы совершенствования техники и технологии. результат применения данной команды представить в контрольной работе)

 

Рис. 5. Результат выполнения команды Cluster: подсистема кризисообразующих факторов в сфере техники и технологии

Рис. 6. Результат выполнения команды Cluster: подсистема кризисообразующих факторов в сфере менеджмента

 

Команда Loop позволила выявить ряд петель обратной связи между кризисными факторами (рис. 7). результат применения данной команды представить в контрольной работе)

 

Рис. 7. Одна из петель мультипликатора, выявленная командой Loop

Для выяснения причин недостаточности собственных финансовых средств предприятия к элементу № 2 модели была применена команда Map concept, позволяющая увидеть иерархию «подчиненных» звеньев данного элемента модели (рис. 8). При этом вид и параметры иерархии были заданы в диалоговом окне Mapping options(рис. 9.) результат применения данной команды представить в контрольной работе)

 

Рис. 8. Иерархия причин недостаточности собственных средств предприятия, выявленная с помощью команды Map concept

 

Рис. 9.Параметры иерархии элементов, выявляемой с помощью команды Map concept

Как видим, инструментарий Decision Explorer облегчил процесс структурирования проблемы на ОАО «Авангард», позволил сформировать относительно независимые подсистемы антикризисного управления, а также помог выявить первоочередные задачи, стоящие перед предприятием на текущем этапе развития.

 

ЗАДАНИЕ

Выбрать для исследования некоторую проблемную ситуацию и разработать ее логически обоснованное решение.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задания:

1. Сформулировать постановку задачи.

2. В среде Decision Explorer построить карту проблемы, отражающую основные взаимосвязи причин и следствий проблемной ситуации.

3. С помощью инструментария Decision Explorer провести анализ карты проблемы, в том числе:

- выявить два-три ключевых элемента модели;

- построить иерархию причин для одного из элементов модели;

- выявить петли положительной и отрицательной обратной связи;

- сделать выводы о том, для каких целей может быть использована полученная информация.

4. Разработать альтернативные варианты решения проблемы (3 альтернативы).

5. Сформировать перечень критериев оценки альтернатив (3 шт.). Множество критериев должно быть согласовано с картой проблемы.

6. Дать субъективные оценки альтернатив по каждому из критериев по 10-бальной шкале.

7. Для выявления наилучшего варианта решения проблемы рассчитать суммарные оценки каждой из альтернатив по всему множеству критериев.

8. Сформулировать итоговые выводы.

9. По результатам проделанной работы составить отчет.

 

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (выбирается в соответствии с номером в журнале)

1) проблема низкого спроса на продукцию;

2) проблема отсутствия финансовых ресурсов предприятия;

3) проблема низкой эффективности руководства;

4) проблема слабой мотивации персонала;

5) проблема высокой себестоимости продукции;

6) проблема убыточности внешнеэкономической деятельности;

7) проблема дебиторской задолженности;

8) проблема отсутствия инноваций;

9) проблема низкой квалификации сотрудников.

10) высокая текучесть кадров

11) низкий уровень использования информационных технологий

12) отсутствие взаимодействия с учебными заведениями, выпускающими специалистов соответствующего профиля

13) высокая вероятность банкротства

14) низкая температура в помещениях зимой

15) воровство на предприятии

16) сезонные колебания спроса на продукцию

17) проблема брака

18) снижение доли рынка вследствие появления конкурента

19) сотрудники не склонны к самообразованию и обмену профессиональными знаниями между собой

20) высокие цены и низкое качество обслуживания в заводской столовой

21) низкая результативность инновационной деятельности вследствие отсутствия творческих идей о путях усовершенствования продукции

22) недостаток молодых кадров

23) отрицательный имидж предприятия у покупателей

24) предприятие находится далеко от маршрутов городского транспорта

 

Также возможен вариант предложения своей проблемной ситуации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУКЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ПО АНАЛИЗУ КАРТЫ ПРОБЛЕМЫ

1. Прежде всего, лист с исходной визуальной моделью следует защитить от изменений с помощью команды View – Protect View. Работу с командами, предназначенными для анализа карты проблемы, следует выполнять на пустых листах

2. Для построения иерархии причин для ключевого элемента модели необходимо выполнить следующие действия:

2.1. Выделить на карте проблемы тот ключевой элемент, для которого будет строиться иерархия причин, и вызвать команду Analysis – Map concept.

2.2. В появившемся диалоговом окне «Map Оptions» задать следующие параметры иерархии (если окно «Map Оptions» не появилось, его можно вызвать с помощью команды Analysis – Mapping options):

- на вкладке«Map type» задать тип иерархии –«Tree» («дерево»);

- на вкладке «Tree options» задать параметры так, как изображено на рис. 9 в методичке:

- inward links (входящие связи)

- use selected concept (в качестве вершины иерархии использовать выбранный элемент)

- ориентацию дерева выбрать на свое усмотрение.

Затем нажать «OK».

2.3. В появившемся диалоговом окне нужно выбрать тот пустой лист, на котором планируется отобразить иерархию (так как лист с исходной моделью защищен от изменений).

3. После применения команды loop нужно отобразить визуальные модели найденных петель (как на рис. 7 в методичке) с помощью команд map loop1,map loop2 … и т.д. в зависимости от количества найденных петель.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.