Пиши Дома Нужные Работы


Феодализм как общественная система

Общепринятое определение феодализма в исторической науке отсутствует. В марксизме феодализм - одна из пяти общественно-исторических формаций, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости. Ряд современных историков определяют феодали́зм как экономическую и общественную модель, в основе которой лежат межличностные отношения: вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника.

Термин «феодализм» происходит от латинского «feudum». Феодом в средние века называли владение, предоставляемое собственником земли какому-либо лицу при условии выполнения определенных обязанностей (повинностей). На его территории находилось некоторое количество участков земли, принадлежащих непосредственным производителям (крестьянам).

Феод получал представитель правящей элиты, господствующего класса на условиях выполнения определенных повинностей (прежде всего военной службы) в пользу верховной власти, выступавшей в качестве верховного собственника земли. Верховный собственник (сеньор) как бы передавал часть своей собственности или часть прав, связанных с этой собственностью, своему вассалу (буквально означает «слуга»).Держатель феода – феодал – получал право присваивать себе часть продукта, созданного непосредственными производителями на территории его феода. Таким образом, это была условная и расщепленная собственность. Условное держание называлось бенефицием, леном (в Германии), фьефом (во Франции), фи (в Англии). Наделение землей называлось инвеститурой. Вассал давал клятву верности своему господину – сюзерену, сеньору. Он должен был выполнять военную повинность (40 дней в году бесплатно), участвовать в суде своего господина, а также делать денежные выплаты в определенных случаях: для выкупа господина из плена, в случае свадьбы старшего сына и т. п.

Условный характер бенефициев со временем исчезает, и они становятся наследственными владениями – вотчинами. Во Франции это произошло уже в IX в., в других районах Европы – в Х в.

Между феодалом и крестьянином также устанавливаются условные отношения. Оказавшись в пределах феода и, таким образом, имея наделы, нахо­дящиеся на земле другого собственника, крестьяне сохраняли определенные права на них только при условии несения повинностей в пользу феодала, выплаты той или иной (натуральной или денежной) феодальной ренты – платы за землю.

Условный, расщепленный характер собственности на землю является основным признаком феодального строя в его классическом виде. Однако на практике классические феодальные формы часто переплетались с иными укладами, рождая массу переходных типов отношений, сближавшихся и с рабством, и с патриархальными, и с капиталистическими отношениями.

Процесс становления феодальных отношений охватывает V–Х вв. – период раннего средневековья. В V–VI вв. в пределах варварских королевств сосуществовали германские и позднеримские экономические институты. Во всех государствах были конфискованы земли римской знати. перераспреде­ление собственности затронуло в среднем от 1/3 до 2/3 земель. Крупные земельные владения короли раздавали своим дружинникам, которые переводили оставшихся в римских виллах рабов на положение зависимых крестьян. Мелкие наделы получали рядовые германцы-общинники. Первоначально община сохраняла собственность на землю. на территории варварских королевств сосуществовали крупные вотчины новых германских землевладельцев, в которых работали превратившиеся в крепостных крестьян бывшие римские колоны и рабы (по происхождению часто коренные жители этих мест, обращенные в рабство за долги), римские виллы, где прежние землевладельцы продолжали вести хозяйство позднеримскими методами, и поселения свободных крестьянских общин – как германские, так и коренного населения.

Изначально правящая верхушка варварского общества стремилась установить ту или иную форму эксплуатации коренного населения бывшей Римской империи. Однако восстановление античного рабства являлось психологически неприемлемым для большинства свободных общинников. В силу чего варварская знать не имела необходимой социальной опоры для превращения завоеванного населения в рабов и вынуждена была искать иные пути.

Процесс оформления феодальных отношений заключался в том, что феодалы постепенно втягивали свободных крестьян в экономическую, политическую и юридическую зависимость. Крестьяне попадали в феодальную зависимость разными путями. Многие свободные люди вверяли себя под защиту светских феодалов или церкви, передавая им взамен свой участок земли. Зачастую свободных крестьян закабаляли за долги. Зависимые крестьяне делились на два разряда: вилланы – лично свободные, платившие оброк и выполнявшие барщину, и сервы – лишенные личной свободы, которых можно было продавать. В IX–XI вв. свободное крестьянство в Европе практически исчезло.

Для государственного строя было характерно сочетание римских и варварских обычаев. В сельской местности функционировали народные собрания вооруженных общинников. Сохранилась римская система налогообложения, хотя налоги были уменьшены и поступали королю. Cосущество­вали две системы судопроизводства: германское право (варварская «салическая правда» – для германцев) и римское право (для римлян и местного населения).

К концу периода раннего средневековья варварские королевства представляли собой уже сложившиеся классовые общества и государства феодального типа. По форме политической власти это были монархии, как правило, наследственные и не ограниченные законом. Идеологической опорой монархической власти стала христианская церковь, которая освящала королевскую власть как богоугодную. Варварские короли очень быстро осознали важность христианской идеологии для укрепления своей власти, и поэтому уже в V–VI вв. христианство стало господствующей религией в варварском обществе. Короли считали себя духовными, а иногда и светскими вассалами папы римского. Церковные иерархи от имени папы короновали новых государей. Административный аппарат раннефеодального государства был развит слабо, поэтому большинство судебных и фискальных функций король передавал вместе с феодом крупным феодалам.

Главной заботой короля было создание и поддержание в боевой готовности профессионального войска. В ходе борьбы против мобильных и хорошо вооруженных конных арабских войск, захвативших в VIII в. часть Испании и создавших на этой территории свое государство – Кордовский халифат, была создана хорошо вооруженная и обученная рыцарская конница. Для увеличения числа рыцарей и улучшения их содержания короли превращали своих воинов в мелких феодалов, выделяя им небольшие владения (бенефиции, лены) в пожизненное пользование. Однако, как правило, лен становился наследственным владением и ничем, кроме размеров, не отличался от феода.

Процесс складывания феодальных отношений в различных регионах Европы проходил неодинаково. Например, в Северной Галлии феодализм складывался при равном влиянии рабовладельческого строя и варварского общества, в Византии при формировании феодализма наблюдался перевес позднеримских элементов, а в Скандинавии феодализм вырастал непосредственно из варварского общества, и синтеза не было вообще, так как Скандинавия никогда не принадлежала Риму. Различия в соотношении позднеримских и варварских элементов предопределили разновременность в становлении феодализма в различных районах Европы. На территориях Германии и Англии, отличавшихся преобладанием варварских начал, процесс завершился к середине XI в., в Скандинавии средневековая цивилизация складывалась медленнее и имела несколько иные формы.

Наиболее последовательно феодализация проходила в пределах империи франков. В начале IX вв. империя включала территории современной Франции, значительную часть будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Вскоре после смерти Карла Великого (814 г.) это наднациональное образование распалось. Раздел империи положил начало трем государствам: Франции, Италии и Германии, – хотя их границы тогда не совпадали с современными. В будущей Франции, где римские и варварские элементы были уравновешены, темпы формирования феодализма оказались самыми высокими. Франция в середине IX в. стала классической страной феодализма.

Социальная структура общества средних веков базировалась на двух принципах:

1. владение землей было основой жизни и социального положения человека.

2. характерной чертой феодального общества стал сословно-корпора­тивный строй, где принадлежность к той или иной социальной группе давала человеку гарантию защиты его интересов.

Привилегированным сословием в средневековом обществе было дворянство. оно делилось на несколько групп: титулованную знать (герцоги, графы и т. д.), баронов и рыцарей. Прямыми вассалами короля являлись герцоги и графы. К концу раннего средневековья они являлись обладателями обширных наследственных владений. Крупные феодалы получали от короля иммунитетные грамоты, которые освобождали их и их владения от вмешательства королевских служащих и предоставляли полные судебные и фискальные права. Каждый из вассалов короля тоже передавал часть владений своим людям. Они становились вассалами по отношению к нему, а он их сеньором. Ступенью ниже все повторялось снова.

На нижней ступеньке феодальной лестницы стояли рыцари – мелкие феодалы, владеющие небольшим количеством земли и зависимых крестьян. Рыцарство сформировалось из дружинников королей и знати, нередко людей несвободных, получавших землю от своих господ на условии несения военной службы. В наиболее развитых странах рыцарство окончательно сформировалось к концу Х в. Только в Германии этот процесс завершился в XII в. В ХI в. появляется само слово «рыцарь» (ritter, knight, chevalier). обращаясь к рыцарю, в Англии его называли «сэр», во Франции – «месье», «мессир».

Характерной особенностью этой многоступенчатой системы вассальных отношений было то, что вассал подчинялся только своему непосредственному сеньору. Из этого проистекала формула, характеризующая социальные отношения в эпоху феодализма: «Вассал моего вассала – не мой вассал»

Вторым привилегированным сословием феодального общества являлось духовенство. Духовенство делилось на белое и черное, клир и монашество. И тем, и другим католицизм предписывал обязательное безбрачие – целибат и необходимость служить примером праведной жизни для своей паствы.

Католическая церковь представляла собой жестко организованную, хорошо дисциплинированную иерархическую структуру во главе с первосвященником – папой римским. На уровне герцогов и графов стояли высшие церковные иерархи – епископы и аббаты, также располагавшие крупными земельными владениями, как правило, в форме владений монастырей.

Церковь была своего рода государством в государстве. Она оказывала огромное влияние на всю идейную и политическую жизнь средневековых государств. Поскольку это была надгосударственная организация, папа имел возможность через архиепископов, епископов, среднее и низшее белое духовенство, а также монастыри быть в курсе всего, что происходило в католическом мире, и проводить свою линию через те же институты. Стремясь укрепить собственную власть, заручившись поддержкой церкви, светские правители делали церкви богатые земельные пожалования. Поэтому церковь вскоре стала крупным землевладельцем. Она владела третью обрабатываемых земель Западной Европы с прикрепленными к ним крестьянами, мастерскими (позже мануфактурами), имела свою казну и свои законы. Занимаясь ростовщическими операциями и ведя хозяйство в принадлежащих ей владениях, католическая церковь представляла собой реальную экономическую силу, что было одной из причин ее могущества.

К третьему сословию принадлежали все те, кто не входил в первые два.

Самой большой социальной группой являлось крестьянство, затем шли ремесленники и купцы.

В Европе к X в. практически не осталось полностью свободных крестьян, не связанных какой-либо формой зависимости от феодала. степень зависимости была разной. В наиболее тяжелом положении находились крестьяне, лишенные личной свободы, прикрепленные к земле и к личности феодала, в наиболее выгодном – сохранившие полную личную свободу, но выплачивавшие феодальную ренту за право пользования землей до тех пор, пока они работали на этой земле. Действовало правило, согласно которому каждый человек должен был иметь господина, иначе он не имел защиты со стороны закона. Например, в Германии «безгосподные люди» рассматривались как дичь: их можно было обращать в рабов и безнаказанно убивать. крестьянам запрещалось носить оружие.

С течением времени все возраставшая роль денег побуждала феодалов переходить от натуральной феодальной ренты к денежной и предоставлять своим крестьянам бóльшую хозяйственную и личную самостоятельность. Наиболее предприимчивая часть крестьян к концу XIII в. пошла по пути специализации и внедрения передовых методов сельского хозяйства. Важную роль в подъеме производительности труда сыграли переход на трехпольную систему земледелия, а также развитие виноградарства, огородничества и садоводства.

Развитие торговли и ремесел стимулировали рост городов как торгово-ремесленных центров. В XI–XII вв. многие города Италии и Франции с помощью выкупа добились свободы от феодалов, являвшихся владельцами территорий, на которых они возникли, и получили право на самоуправление.

Создание вассально- ленной системы оказало децентрализирующее воз-действие на раннефеодальное государство. Промежуточные ступени феодальной иерархии (вассалы магнатов) становятся недосягаемыми для королей. В IX – XIII вв. Европа погружается в состояние феодальной раздробленности. Каждый магнат был полновластным государем в своем графстве, а король был лишь первым среди равных. Междоусобные войны (“файды”) становятся повседневным явлением. Лишь в Англии после завоевания ее герцогом Нормандским Вильгельмом в 1066 г. процесс развития феодальной раздробленности был остановлен. Покоренных англосаксов нужно было держать в повиновении.

В ходе дальнейшего развития исторического процесса в западном обществе произошли социально- политические сдвиги, которые привели к восстановлению сильной центральной власти. Ею стала сословно-представительная монархия в XIII – XIV вв. Она опиралась на расширенную социальную базу. В это время резко возросла численность свободного населения. Во-первых, короли отпускают своих крестьян на волю за деньги, дабы пополнить свой бюджет. Во-вторых, важную роль в освобождении крепостных сыграли Крестовые походы европейского рыцарства на Восток в 1096 – 1270 гг.

Союзником королевской власти становятся и города, подъем которых начинается с XI в. Города надеялись найти в королях опору в борьбе против произвола знати. Королей поддерживала и католическая церковь, также нуждавшаяся в защите от посягательств со стороны светских магнатов. Церковь выступала против феодальных междоусобиц. Так, например, в Тулузе с пятницы до понедельника устанавливалось “божье перемирие”. Затем было вынесено постановление, разрешавшее воевать только по понедельникам, вторникам и средам. Нарушитель подлежал отлучению от церкви. Наконец, низшие слои феодалов также начинают поддерживать королей, видя в них защиту от своеволия знати.

Опорой королей в борьбе со знатью стали парламенты. Впервые парламент появился в Англии в 1265 г. После поражения короля Генриха III в войне против мятежных баронов здесь был создан Совет королевства, в который входили представители светской и духовной знати, рыцарства и городов. До середины XIV в. английский парламент был однопалатным. С середины XIV в. появляются палата лордов и палата общин. Членов верхней палаты назначал король пожизненно из числа светской и духовной знати. Члены палаты общин избирались по графствам. Во Франции парламент возник в 1302 г. под названием Генеральные штаты. Заседания в них происходили раздельно по сословиям. Главной функцией парламентов было вотирование налогов. Английский парламент в XIV- XV вв. получает также право законодательной инициативы. В Германии же в общеимперском парламенте – рейхстаге решающее влияние имели князья – курфюрсты.

Важную роль в политической и социально-экономической истории Европы сыграла серия династических войн, которые вели между собой Англия и Франция с 1337 по 1453 г. В истории она получила название Столетней войны. Причина конфликта состояла в том, что правители северофранцузского герцогства Нормандия, завоевавшие Англию в XI в. и утвердившиеся на английском престоле, сохранили обширные владения на территории Франции. После смерти последнего короля французской династии Капетингов они начали борьбу за французской престол с новой династией Валуа (1328–1589). В результате войны французские короли захватили все английские владения на территории Франции. В ходе войны была создана боеспособная армия на основе рекрутского набора, заменившая рыцарское ополчение. Опираясь на эту новую вооруженную силу, короли Франции сделали покорной всю феодальную знать. В ходе войны Генеральные штаты согласились на введение постоянного прямого налога в пользу государства, который впервые давал королевской семье стабильный доход в общенациональном масштабе.

В XIII–XIV вв. практически повсеместно, кроме Германии, где в общеимперском парламенте – рейхстаге решающее влияние имели князья – курфюрсты, происходит укрепление королевской власти. На большей части территории Европы в руки королевского аппарата переходит судебно-админи­стративная власть, устанавливаются единые денежные системы.

К концу XV в. в Англии и Франции сословная монархия стала перерастать в абсолютную, которая покончила с такой важной чертой классического феодализма, как иммунитет феодальных сеньоров от королевской власти в пределах своего феода. Другой стороной этого процесса стало прекращение существования условной, расщепленной собственности на землю. Фактически, все мелкие феодальные владения и личные домены крупных феодалов превратились в частную собственность, которая свободно продавалась и покупалась.

В наибольшей степени зависимость феодального типа сохранилась в отношениях между феодалами и крестьянами: все крестьянские хозяйства выплачивали ту или иную ренту владельцу феода. В результате крупных крестьянских восстаний, таких как Жакерия во Франции (1348 г.), восстание Уота Тайлера в Англии (1381 г.), значительная часть крестьян добилась личной свободы и ликвидации личных повинностей. В этих условиях феодальная рента, фактически, приблизилась к арендной плате за пользование землей.

Все эти изменения привели к тому, что после Столетней войны в Западной Европе начался постепенный процесс размывания феодальный отношений. В обществе стали складываться отношения нового типа, в рамках которых ведущим становится труд лично свободного наемного работника, т. е. капиталистические отношения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.