Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Роль церкви в средневековом обществе

Церковь в средневековом обществе играла очень важную роль, Своим религиозно-моральным авторитетом она продвигала идею божественного происхождения королевской власти, а также призывала народ к смирению и покорности. Церковный приход являлся одной из важнейших форм организации социального общения людей. В нем осуществлялся идеологический и нравственный контроль над населением.

Католическая церковь строилась как авторитарно-монархическая организация. Все высшие священнослужители назначались Ватиканом. Власть пап считалась выше власти Вселенских соборов (собраний высшего духовенства). Религиозность населения усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность духовенства способствовала поддержанию религиозности в канонизированной форме.

Одной из главных задач церкви стала задача формирования и поддержки религиозного миропонимания жизни. Оно было основано на требовании умерщвления плоти и освобождения духа, которое заключено в философии аскетизма. В этих условиях церковь культивировала институт монашества. Первой формой монашества было отшельничество по принципу уединения в пустыне по примеру Св. Антония, позднее – объединение в общины по примеру Св. Пахомия. Затем появляется черное и белое духовенство. В 529 г. Фома Наурсийский организует первый общежитийный монастырь в Монтекассино (Италия). Презрение к миру, выражавшееся в стремлении к монашеской жизни, – одна из важнейших черт средневековой культуры.

Естественно, в реальной жизни не представлялось возможным полное пренебрежение обыденной человеческой деятельностью, в силу чего церковь создала обширную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями и т. д. В то же время для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты ее догматов делается упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. С одной стороны, признавались греховными любые проявления плотских страстей. Они заменялись страстной, подчас фанатической любовью к Христу и Деве Марии. С другой стороны, культивировалась непримиримая ненависть к врагам христианства. Вера в видения, чудесные исцеления, посещения людей нечистой силой были неотъемлемой частью индивидуального и общественного сознания. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью.



В борьбе за религиозное единство Западной Европы, необходимость поддерживать свой авторитет и незыблемость позиций католической церкви. требовалась постоянная защита официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей. Сами ереси возникли еще во времена раннего средневековья. В тот период они во многом отражали процесс становления церкви, ее иерархического устройства, так что во главе еретических движений даже стояли представители епископата. Среди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить, например, монофизитство (отрицало учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа), несторианство (доказывало положение о «самостоятельно существующей» человеческой природе Христа) адопцианскую ересь, в основе которой лежала идея об усыновлении (adopcio) Богом человеческого сына Христа.

Во времена расцвета средневековья ереси были направлены уже против самого института церкви, значительной части клира (гр. klеros – общее наименование служителей церкви, против всепроникающей церковной регламентации жизни. К таким ересям можно отнести ереси катаров (Италия, Фландрия, Франция, XI–XIII вв.), вальденсов (Франция, конец XII в.), лоллардов (Антверпен, особое распространение получила в Англии), альбигойцев (Франция, XII–XIII вв.) и др. Еретические движения классического средневековья отражали в основном интересы малоимущих сословий, выступали против церковного землевладения, проповедовали философию аскетизма. Одновременно они выдвигали идеи, направленные против отдельных догматов церкви.

Католическая церковь в период своего наивысшего могущества беспощадно подавляла ереси. Для борьбы с ересями в конце ХII в. была создана система специальных церковных трибуналов – инквизиция (от лат. inqusitio – розыск). С XIII в. она стала самостоятельным учреждением под верховной властью пап. Деятельность инквизиции была направлена не только против еретиков, но и против различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т. п. Широко использовалось доносительство. В процессе тайного дознания в застенках инквизиции у жертв, обычно с помощью пыток, вырывалось признание вины. Кроме этого для устрашения церковные трибуналы практиковали аутодафе (лат. actus fidei, исп. auto de fe, букв. – акт веры) – публичные казни, сожжения еретиков, ибо считалось, что огонь наиболее полно уничтожает преступника. Существенным был тот факт, что часть расходов по содержанию инквизиции покрывалась из сумм, конфискованных у казненных еретиков.

Другим орудием церкви против еретиков стали нищенствующие монашеские ордена – францисканцы и доминиканцы. Оба ордена были основаны в XIII в. Из представителей ордена «братьев-проповедников» – доминиканцев, которых еще называли псами господними, обычно формировались суды инквизиции. Орден францисканцев был провозглашен нищенствующим: монахам предписывалось жить только подаянием, одеваться в грубую одежду, ходить босиком, подпоясываться веревкой и не иметь никакой собственности. Его целью стало отвлечение от ересей городской бедноты.

Кроме того, в практику католической церкви входит продажа индульгенций – свидетельств об отпущения грехов. было разработано целое учение об индульгенциях. Цена индульгенции зависела от тяжести совершенного преступления, существовал своего рода «прейскурант» цен на отпущение грехов. Доходы от продажи стали немаловажным источником пополнения церковной казны. Со временем, торговля индульгенциями принимает характер беззастенчивой наживы и косвенным образом начинает способствовать распространению пороков. Эта деятельность католической церкви весьма способствовал распространению еретических движений.

Люди средних веков жили в постоянном ожидании страшного Суда и конца света, в страхе перед дьяволом. Ради упрочения собственного авторитета церковь усугубляла эти страхи, часто играла на них, а также указывала на «слуг» дьявола: мусульман, евреев, женщин, ведьм и колдунов. Доминиканцы в ХV в. утверждали, что каждый третий христианин является ведьмой или колдуном. В это же время была написана книга «Молот ведьм», в которой описывалось, кто такие ведьмы, как их изобличать, судить и карать. Пик гонений на ведьм пришелся на 1560–1630 гг. В это время были сожжены сотни тысяч человек. Общее же число жертв инквизиции оценивается некоторыми историками в несколько млн. человек.

Религиозные мотивы часто играли главную роль в захватнических войнах. Так, в XI–XIII вв. были предприняты так называемые крестовые походы западноевропейских феодалов на Восток. Осенью 1095 г. римский папа Урбан II впервые призвал Западную Европу к крестовым походам. Официальной целью крестовых походов было освобождение «гроба господня». Однако, наряду с этим, крестовые походы были призваны решить и иные задачи.

К XI в. в Западной Европе земля была уже практически полностью поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора, по обычаю, мог только его старший сын. Этот принцип наследования получил название майорат. Младшие сыновья образовали многочисленный слой феодалов, не имевших земли и желавших получить ее любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, католическая церковь во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и за их счет увеличить свои доходы. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Девизом крестоносцев стал призыв папы римского: «Пусть увенчает двойная награда тех, кто раньше не щадил себя в ущерб своей плоти и души». Освобождение «гроба господня» сопровождалось захватом рыцарями-крестоносцами заморских земель, городов, богатств.

В результате первых походов (Первый крестовый поход состоялся в 1095–1099 гг.) крестоносцам удалось создать свои государства на территории Палестины. Первым на плодородных землях Святой земли, как европейцы называли тогда Палестину, было основано королевство Иерусалимское (на территории Южной Сирии и Палестины), затем были основаны княжество Антиохийское, графство Эдесское и Триполитанское. Пришедшие с рыцарями крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальнейшем все меньшее их число участвовало в крестовых походах.

C целью упрочения владений крестоносцев вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации – духовно-рыцарские ордена. Орден тамплиеров (или храмовников) создавался для охраны идущих в Иерусалим паломников. Иоанниты (или госпитальеры) содержали госпиталь св. Иоанна Иерусалимского, в котором лечились больные, бедные паломники, раненные рыцари. В конце XII в. возник орден, посвященный Деве Марии, большинство членов которого были выходцами из Германии, поэтому его назвали Тевтонский (или Немецкий). Ордены были полувоенными-полу­монашескими объединениями. Под монашеским плащом «орденских братьев» (у тамплиеров – белого цвета с красным крестом, у госпитальеров – красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей – белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачами орденов являлись оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели централизованное устройство. Их возглавляли великие магистры, и подчинялись они непосредственно папе. Ордена пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

В XII в. рыцарям пришлось много раз собираться на войну под знаком креста (Второй крестовый поход – 1147–1149 гг.; Третий крестовый поход – 1189–1192 гг.), чтобы удержать захваченные территории. Однако все кресто­вые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. по призыву папы Иннокентия III в был организован Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.), французские, итальянские и немецкие рыцари не стали сражаться против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили и разграбили ее столицу Константинополь. За падением Константинополя последовал захват половины Византийской империи, где крестоносцы основали свое государство – Латинскую империю, которая просуществовала всего 57 лет (1204–1261 гг.).

Крестовые походы принесли много бедствий, они не только не достигли своей прямой цели, но и принесли гибель сотням тысяч их участников и сопровождались тратой колоссальных средств европейских государств. В то же время они стимулировали развитие контактов с Востоком. Влияние исламского мира (Египта, Марокко, Испании, Персии и даже Индии), где побывали крестоносцы, проявилось в знакомстве не только с новой религией – исламом, но и с новой культурой.

Значение крестовых походов для Западной Европы было велико. Небывалого расцвета достигло мореплавание. Расширились торговые отношения, главными проводниками которых были итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и др. В Европу потекли деньги, что приводило к упадку натурального хозяйства и содействовало экономическому перевороту и развитию товарно-денежных отношений. С востока в Европу было привезено много полезных растений, например шафран, абрикос, лимон, фисташки (сами эти слова – арабские). Вошли в широкое употребление рис, появился сахар. В значительном количестве ввозились произведения высокораз­витой на Востоке ткацкой промышленности – ситец, кисея, дорогие шелковые ткани (бархат, атлас), а также ковры, ювелирные изделия, краски т. п. Знакомство с этими предметами и способом их изготовления привело к развитию подобных же отраслей в Европе (например, во Франции – ковроткачества по восточным образцам, а ковры получили название «сарацины»). На Востоке были позаимствованы многие предметы одежды и домашнего обихода, которые до сих пор носят арабские названия: юбка, альков, софа и др. В европейские языки проникли и закрепились арабские понятия и слова, их обозначающие: адмирал, амулет, талисман, таможня и др.

Крестовые походы познакомили западных ученых с арабской и греческой наукой (в частности, с трудами Аристотеля). Значительно расширились географические знания европейцев, успехи сделали также математика, астрономия, медицина, естествознание, история. В европейском искусстве с эпохи крестовых походов замечается влияние византийского и мусульманского искусства. Например, в архитектуре появляются подковообразные и остроконечные арки, арки в виде трилистника, плоские крыши; в художественных ремеслах популярным становится орнамент арабески (назван так, потому что он похож на арабскую вязь). Благодаря крестовым походам обогатилась поэзия – появились новые сюжеты, новые стихотворные форм.

Образование и наука

 

В период раннего средневековья церковь являлась полным монополистом в сфере образования и науки. Научная мысль средневековья опиралась на Священное Писание и сочинения отцов церкви. Важнейшей наукой являлась теология (богословие). Посредством нее распространялись идеи христианства, шла подготовка священнослужителей, разрабатывались эффективные методы воздействия на человека. Остальные сферы культуры так или иначе призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов. Так, считалось, что вселенная является творением Бога, который создал ее «из ничего», и в установленный срок она погибнет. Вселенная представлялась в виде системы концентрических сфер, в центре которой находится Земля. Не менее фантастичными были представления о мире. Предполагалось, что Земля имеет форму колеса, со всех сторон окруженного океаном. В цент­ре его находится Иерусалим. Шарообразность Земли отрицалась на том основании, что в таком случае на другой ее стороне люди ходили бы вниз головой.

Церковь (особенно в период раннего средневековья) являлась хранителем письменности и грамотности. В каждом монастыре был скрипторий, где переписывались богословские труды и богослужебные книги, а также составлялись хроники. Церковь сохранила остатки образованности, содержала школы. В основном эти школы предназначались для подготовки клириков, но были в них и элементы светского образования. Это – «семь свободных искусств» (лат. "septem artes liberales"). Они состояли из двух циклов: тривиум (лат. trivium - трёхпутие) - грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (лат. quadrivium — четырёхпутие) - арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Циклы представляли собой систему знаний, разработанную в античный период. В средние века разнообразное и богатое для своего времени содержание античной системы постепенно свелось к ограниченному числу элементарных сведений, использовавшихся в религиозных целях (например, грамматика трактовалась как наука, нужная для понимания церковных книг, риторика - как пособие для составления церковных проповедей, астрономия - для вычисления пасхалий и т.д.

В X–XI вв. возрождается интерес к античному наследию. Результатом этого стало собирание греческих и арабских рукописей, перевод их на латынь и комментирование. Запад получил таким путем не только полный курс сочинений Аристотеля, Евклида и Птолемея, но и работы исламских ученых.

Развитие экономики, потребности государственного управления и повышение культурного уровня европейцев послужило стимулом для развития системы образования. Постепенно кафедраль­ные школы в крупнейших интеллектуальных центрах Европы превращались во всеобщие школы (studia generalia), а с конца XI в. . – в университеты (от лат. universitas – совокупность, общность), ставшие объединениями преподавателей (universitas magistrorum) или преподавателей и учеников (universitas magistrorum et scholarium).

В 1088 г. был основан Болонский университет. В Англии первым был основан университет в Оксфорде (1167 г.), вторым – университет в Кембридже (1209 г.). Университеты получали особые права – привилегии, денежное содержание, поддержку в спорах с городскими властями, поскольку обслуживали нужды государства и церкви. Университет имел свои суд, печать и подчинялся правилам – статутам, утвержденным на общем собрании университета. Университеты получили право присуждения ученых степеней и выдачи разрешения на преподавание, что раньше было исключительной привилегией епископа и архиепископа. Кроме того, преподавателей и студентов (от лат. studens, – усердно занимающийся) освобождали от воинской повинности, дорожных пошлин и ночной сторожевой службы в городе. Они платили за жилье меньше, чем другие приезжие. Теперь церковные власти не могли наказывать провинившихся студентов без разрешения римского папы, а магистры имели право прекращать занятия в случае нарушения независимости и прав университетов.

Независимость от светских и духовных властей стала самой ценной привилегией университетов. Внутренняя жизнь университета отличалась строгой регламентацией. Преподаватели университета объединялись в особые организации – факультеты (от лат. facultas – способность преподавать тот или иной предмет). Преподаватели избирали декана (с лат. decanus – десятник, руководитель группы из 10 человек). Студенты, в свою очередь, объединялись в провинции и землячества. Все вместе они избирали ректора (лат. rector – правитель). Ректор был связующим звеном между университетской корпорацией и властями, им становился человек, имевший вес в обществе, заслуживший уважение преподавателей и студентов.

Крупнейшим в Европе стал Парижский университет (1160 г.), названный по имени основателя Сорбонной. В 1200 г. он получил королевскую грамоту, узаконивающую его права. Парижский университет имел четыре факультета. Первый факультет назывался «младшим», или «артистическим», и был общеобразовательным. После освоения учащимися основных норм христианской нравственности, чтения по Псалтыри и письма им преподавали средневековые «семь свободных искусств», унаследованные от римской школы. На «младшем» факультете учились 6 лет, а затем получали право продолжить образование на одном из «высших» факультетов. На медицинском и юридическом обучение длилось 5 - 6 лет. Богословию учились минимум 8 лет. А чаще обучение затягивалось на 15-16 лет.

В Европе к XV в. насчитывалось уже 60 университетов. Каждый университет имел свою профессиональную направленность. Например, в Саламанке (Испания), Монпелье (Франция), Салерно (Италия) изучали медицину; в Болонье (Италия) – право, в Оксфорде (Англия) лучше всего преподавали математику и астрономию, в Сорбонне готовили богословов.

Студенчество обычно формировалось из средних слоев населения. Это были родственники священнослужителей, дети рыцарей и торговцев. Поступившие в университет давали присягу быть преданным университету, защищать его независимость, подчиняться его правилам. Обучение было дорогим и нелегким. учебный процесс проходил в виде двух основных форм – лекции и диспута. На занятиях магистр читал необходимые книги вслух, разъясняя трудные места. Книги стоили дорого, поэтому их переписывали от руки, взяв в специальном магазине – архиве за небольшую плату. Большинство текстов студент должен был выучивать наизусть, а в случае невыполнения задания он подвергался телесному наказанию (чаще всего порке).

Поскольку часто университет не имел единого помещения для занятий, подходящие помещения снимали в городе, либо преподаватели проводили занятия у себя дома. Если в доме не хватало места, лекция читалась из окна дома, а студенты рассаживались прямо на улице, подстелив солому. Несмотря на жесткие условия учебы и жизненные трудности, студенческая братия быстро превратилась в группу горожан, которая отличалась энергией, сообразительностью и вольнолюбием. Студенты имели свои законы, свой образ мысли, свои формы существования.

Из студенческой среды выдвинулись поэты, воспевавшие радости жизни: природу, вино, любовь. Их называли вагантами (лат. vagantes – странствующий, бродячий). Студенты всем укладом своей жизни утверждали особый демократизм отношений: «Все желанны, все равны, к нам вступая в братство, невзирая на чины, титул и богатство…». Все обучение и общение шло на латинском языке, поэтому студенты и преподаватели могли свободно переходить из университета в университет в поисках условий, отвечающих их желаниям и возможностям.

Отличительными чертами средневековой университетской науки были схоластичность, т. е. стремление опереться на авторитеты (главным образом церковные), и полное пренебрежение опытом (например, медикам запрещалось анатомировать). Доказательства схоласты черпали из Священного писания.

Изучение «семи свободных искусств» вплоть до XV–XVI вв. оставалось основой средневековой образованности и позволяло перейти к восприятию высшей мудрости – теологии и философии. Преподавание латинской грамматики и риторики подчинялось задаче использования античных риторических приемов при составлении проповедей, классическая теория стихосложения должна была стать основой для создания церковных гимнов. Античное учение о добродетелях применялось при разработке христианской этики. Система грамматического и риторического образования оказалась одинаково приемлемой и для церковных деятелей, и для лиц, управляющих государством, земельными владениями, дипломатов и др. Знание имело комментаторский характер и опиралось на классические сочинения, поэтому ведущую роль в обучении играло развитие памяти.

В XII в. университеты стали центрами научных исследований, основы­вающихся на непререкаемом научном авторитете Аристотеля. В середине XIII в. Фома Аквинский (1225–1274) осуществил синтез аристотелевской философии и христианской доктрины. Он подчеркивал гармонию разума и веры, укрепляя таким способом основы естественной теологии. Это направление схоластики было названо томизмом (по имени Фомы Аквинского).

В 1277г., уже после смерти Фомы, церковь признала непригодными 219 из утверждений, содержащихся в его сочинениях. В результате была развита номиналистская доктрина. Номинализм стремился отделить науку от теологии. Крупнейшим представителем номинализма был Уильям Оккам (около 1285–1349). В течение XIII и XIV вв. европейские ученые всерьез расшатывали фундаментальные устои аристотелевой методологии и физики. Роджер Бэкон (1214–1294) – английский францисканский монах – ввел в науку математический и экспериментальный методы. Ему также принадлежат работы о природе света и цвета и опыт создания первых оптических линз.

Важное место в научной культуре европейского средневековья занимала алхимия. Алхимики занимались преимущественно поисками субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Хотя цели алхимии и применявшиеся средства были весьма сомнительными и чаще всего иллюзорными, алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии. Первые дошедшие до нас достоверные работы из области европейской алхимии принадлежат Роджеру Бэкону и немецкому философу Альберту Великому (1193–1280). Они оба верили в возможность превращения низших металлов в золото. Эта идея поражала воображение, вызывая алчность у многих людей в течение всех средних веков. Алхимики верили, что золото – совершеннейший металл, а низшие металлы менее совершенны, чем золото. Поэтому они пытались изготовить или изобрести вещество, называемое философским камнем, которое совершеннее золота, а потому может быть использовано для совершенствования низших металлов до уровня золота. Роджер Бэкон верил, что золото, растворенное в царской водке (aqua regia), является эликсиром жизни. Альберт Великий был величайшим практическим химиком своего времени. Российский ученый В. Л. Рабинович провел блестящий анализ алхимии и показал, что она представляла собой типичное порождение средневековой культуры, сочетая магическое и мифологическое видение мира с трезвым практицизмом и экспериментальным подходом.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.