Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Пополнение словаря наречий путем словообразования

 

Одним из самых важных вопросов в развитии ребенка всегда был вопрос развития речи. Речь играет огромную роль в становлении ребенка как личности. Именно поэтому ее формирование занимает отдельное место в воспитании детей. К тому же дошкольный возраст – это самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой. Это необходимо не только для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению и дальнейшей социализации их в обществе.

Термин ОНР появился в 50-60-х годах XX века. Ввела его в употребление основоположник дошкольной логопедии в России Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В.Ястребова и др.).

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень выявлен Т.Б. Филичевой.

На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует. Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств. Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет. Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.



Процесс словообразования у детей с общим недоразвитием речи формируется в той последовательности, что и у детей с нормой речевого развития, но задерживается в развитии и материал усваивается медленно. Механизм саморазвития словообразования не функционирует у детей с общим недоразвитием речи. Дети с ОНР не знают значений многих слов, не имеют представления о составе слова, и, следовательно, затрудняются в образовании новых форм от исходных слов.

Дети с общим недоразвитием речи имеют особенность развития словаря: они обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка. Это затрудняет процесс пополнения словарного запаса детей с ОНР и делает их речь бедной и стереотипной.

У детей с ОНР встречается большое количество ошибок при образовании всех частей речи. Дети хорошо понимают и образуют лишь те слова, которые встречаются в речевой практике. Поэтому словарный запас у детей с ОНР намного ниже возрастной нормы (почти в два раза). Ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Бедность словарного запаса приводит к частым заменам одного названия другим, причём замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признаку.

Расширение объема словаря детей с ОНР возможно только при проведении определенной логопедической работы, которая включает в себя уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, актуализацию их в речи, знакомство с новыми словами. Параллельно проводится усвоение различных способов словообразования, работа над структурой слова, уточнение его грамматического значения.

С целью выявления сформированности словаря наречий у дошкольников с общим недоразвитием речи нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе МБДОУ №139 г. Пенза. В эксперименте принимали участие 10 детей с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) в возрасте 5-6 лет.

В ходе диагностики сформированности словаря наречий у детей с общим недоразвитием речи выявились многочисленные трудности: образование наречия от имени существительного, образование наречий с суффиксом «о», образование наречий с суффиксом «е», образование наречий-антонимов, называние наречий по картинкам.

После подведения итогов эксперимента было выявлено 80% детей с низким уровнем сформированности словаря наречий, 20% детей со средним уровнем сформированности словаря наречий и ни одного ребенка с высоким уровнем сформированности словаря наречий.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности словаря наречий у дошкольников данной группы и необходимости проведения целенаправленной логопедической работы по коррекции выявленных нарушений в речи детей с ОНР.

Для коррекции словообразования у дошкольников с ОНР можно использовать различные методы: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Дидактические игры. Это широко распространенный метод словарной работы. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами, где используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются.

- настольно-печатные игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Также широко используются игры-лото, домино, игры типа «Лабиринт». Распространены настольно-печатные игры, устроенных по типу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет делится на несколько частей. Они способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

- словесные игры, они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. В игре процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Дидактические игры почти все на победителя. Это тоже повышает интерес детей. Чем правила жестче, тем острее игра и динамичнее, ярче окончание игры. Факт создания мнимой ситуации ведет к развитию отвлеченного мышления. Облегчают подведение итогов фишки и жетоны.

2. Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.

3. Ребенок, слушая или пересказывая сказку, даже без специального обучения, интуитивно усваивает формы изменения различных частей речи, например, глаголов по лицам, числам и временам. Навыки употребления новых слов глаголов закрепляются в играх.

На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» можно увидеть употребление ребенком разных форм глагола:

- не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;

- плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выгоню, не выгонишь и т.д.;

Из всего вышеизложенного видно, что задачи, содержание и методы логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.