Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности 5 глава

Могут быть и противопоказания к педагогическому труду: грубость, черствость, авторитарность, поверхностность и ало­гичность мышления, неумение четко и ясно выражать свои мысли в словах и рассуждать вслух, дефекты речи, другие лич­ные недостатки, затрудняющие контакт с участниками образо­вательного процесса.

Специальная подготовленность преподавателя — подготовлен­ность к преподаванию конкретной учебной дисциплины. Тут опыт практика незаменим, но все же не идентичен специальной подготовленности. Ведь учебная дисциплина — не пересказ практики. Надо точно знать ее научное содержание, распреде­ление по темам, все точно и прочно помнить, чтобы свободно излагать на занятиях, знать всю рекомендуемую литературу, иметь научную подготовленность, знать новинки практики и науки, обладать исследовательским опытом и активностью, кон­структивными, научно обоснованными идеями совершенствова­ния профессиональной деятельности. Чтобы обладать только этим, даже опытному практику потребуется как минимум год-два преподавательской работы.

Педагогическое мастерство — владение преподавателем сис­темой педагогических и психолого-педагогических знаний, навыков


8. Психология и педагогика профессионального образования



и умений по организации образовательного процесса и его эффек­тивному осуществлению. Помимо соответствующих знаний оно предполагает владение педагогической техникой (техникой ис­пользования речевых и неречевых средств; приемами педагоги­ческого наблюдения, анализа, воздействия, установления кон­такта и др.), мастерством педагогического взаимодействия, пе­дагогическим тактом, методическим мастерством, творческими педагогическими умениями.



Культура личного педагогического труда — умения и привычки правильно и полно использовать свободное от занятий время для самосовершенствования и подготовки к очередным темам. Она складывается из: культуры планирования и бережливого отно­шения к свободному от занятий времени; постоянного слежения за новинками науки, практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию ин­формационных, учебных и научных материалов; подготовки публикаций; гигиены умственного труда.

Педагог должен учить, непрерывно учась, работая над собой и это не красное словцо. Стать подлинным наставником молоде­жи, настоящим педагогом можно лишь упорно, постоянно, много трудясь и самосовершенствуясь в свободное от занятий время. Здесь вполне применимы слова Аристотеля, сказанные, по преданию, Александру Македонскому: «В науке нет царского пу­ти». Нужен упорный личный труд, который за преподавателя никто не сделает. Успех каждого отдельного занятия на 80% за­висит от культуры личного труда в свободное время и лишь на 20% от непосредственной подготовки к занятию накануне его проведения.

Преподаватель всегда должен помнить древние истины,
многократно проверенные и подтвержденные практикой: ода­
ренный ученик начинается с одаренного учителя, нельзя нау­
чить тому, чего у тебя нет, невозможно воспитать хорошего че­
ловека на основе собственных недостатков.
Молодой преподава- Работа преподавателя при внешней ее ин-
тель и педагогический дивидуальности - всегда часть работы
коллектив педагогического коллектива. Преподава-

тель пользуется продуктами его коллек­тивного труда (программами, тематическими планами, методи-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


ческими разработками, фондовыми лекциями, наглядными по­собиями, коллективными решениями и др.). Вместе с тем он влияет на работу коллектива. Студенты воспринимают его не как одиночку, а как представителя кафедры, факультета, по нему судят о педагогических коллективах и учебной дисципли­не. Его научные, педагогические и методические разработки обогащают фонд коллектива, его опыт может быть перенят другими преподавателями. Короче говоря, успехи преподавателя и педагогического коллектива, к которому он принадлежит, тес­но взаимосвязаны.

Задача педагогического коллектива — помочь молодому пре­подавателю, а задача последнего — активно включиться в жизнь и деятельность коллектива. Начинающий преподаватель должен:

• внимательно изучить все, что наработано коллективом, присмотреться к стилю отношений и обсуждений общих во­просов;

• хорошо изучить опыт каждого преподавателя, побывав на занятиях и побеседовав с каждым;

• принять посильное участие в проведении занятий, кон­сультаций, выполнении методических работ, взяв на себя поло­женную долю учебной нагрузки и, не стыдясь, консультироваться с опытными преподавателями;

• включиться в научно-исследовательскую деятельность пе­дагогического коллектива, получить задание от руководителя, а вскоре начать размышлять о теме диссертационного исследования;

• принимать участие во всех обших мероприятиях, проводи­мых как в рабочее, так и в свободное время.

8.5. Учение и профессиональное становление студента

Студент — субъект Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег образовательного (1790—1866) писал:

процесса Развитие и образование ни одному человеку не

могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен


8. Психология и педагогика профессионального образования



достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.. .1.

Федеральные законы «Об образовании» и «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании» квалифицируют обучающихся,
студентов в качестве активных субъектов образо­
вательной деятельности, а не пассивных объек­
тов педагогических воздействий. Они — обучаю-
А. Дистерверг щиеся, а не обучаемые. Это они пришли получить
(1790—1866) образование и хотят его иметь, а не кто-то должен

двигать ими, как пешками. Это их свободный вы­бор и они его реализовывают. Не случайно и называют их латинским словом студент — усердно работающий, жаждущий знаний.

Учеба в профессиональном учреждении — это первая профес­сиональная проба: каков студент в учебе, таким скорее всего он бу­дет (если не произойдет чуда) и профессионалом. Наивно надеять­ся, что ленивый студент после выпуска вдруг' станет добросовест­ным работником, мало знающий — тонким профессионалом, без­дарный — интеллектуалом, безответственный - ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, кото­рые не научились самостоятельно работать, редко становятся вы­сококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение самого студента может создать полноценного профессиона­ла. Каждый образован настолько, насколько занимался сам.

Вот почему парадоксально положение, когда все в образова­тельном учреждении, помогая обучающимся, стараясь в их же интересах, а не корысти ради, пытаются дать образование, а кто-то из студентов не хочет, ленится, увиливает, сопротивляет­ся. Необходимость активно, усердно, упорно, настойчиво рабо­тать должен глубоко осознавать каждый студент и поступать со­ответственно. Это его забота — кем стать и каким быть, а забо­та педагогического коллектива — помогать ему.

Организация Организация образовательного процесса не-

и техника учения пременно должна включать оказание помощи студентам в осуществлении учения, не под­меняя их собственных усилий. Начинается это с изучения только

1 Дистервег А. Собр. соч. — М.. 1961. — Т. 2. — С. 68.



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


что поступившими в институт, академию, университет спецкурсов под названиями «Введение в специальность», «Как стать профес­сионалом», «Организация и техника учения» и лр. Их основные задачи: познакомить молодых студентов с образовательным учреж­дением, его историей, сориентировать в предстоящей работе, ее целях и задачах, содержании, требованиях к ней, условиях успеш­ности, необходимости упорного и добросовестного учения и про­фессионального становления. Молодых людей знакомят с моделью специалиста-выпускника — эталоном, к которому они должны стремиться, с возможностями образовательного учреждения, тех­никой работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных кабинетах, информационном фонде, со способами самооценки достигаемых результатов и др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными практиками, извест­ными людьми, окончившими ранее этот вуз, старшекурсниками, сопровождаются экскурсиями по образовательному учреждению, выездами на предприятия и учреждения, демонстрацией видео­фильмов. Полезна раздача молодым студентам памяток и методи­чек с советами по личной работе.

Активная помощь в налаживании и оптимизации учения особенно уместна в течение всего первого курса. Она может проводиться в групповой и индивидуальной форме, включать усилия учебного отдела, деканатов, кафедр и всех преподавате­лей, работников библиотек, редакций малотиражных газет, сети внутри вузовского телевидения и радио, других обеспечивающих служб. При анализе причин испытываемых студентами трудно­стей следует обязательно выяснять особенности организации и техники личной работы, помогать индивидуально в устранении ее недостатков.

Совершенно обязательны и личные инициативные усилия ка­ждого студента по организации и осуществлению учения. Органи­зация его предполагает:

• самомотивирование учения размышлениями над смыслом жизни, отчетливым пониманием зависимости всей жизни от то­го, как будут использованы годы в образовательном учреждении: стремление не упустить, а реализовать представляющиеся воз­можности; переживание чувства самоуважения и ответственности перед собой, родителями, народом за свой выбор отношения к учению: стремление быть в числе передовиков учебы, отличии-


8. Психология и педагогика профессионального образования



ков. участников различных конкурсов, стипендиатов; самокри­тичность и высокую требовательность к себе;

• внимательное изучение и осмысление цели образования, воплощенной в модели специалиста-выпускника, ее сопоставле-ние со своими особенностями, пробуждение желания овладеть всем, предусмотренным моделью;

• глубоко заинтересованное отношение к учебе, ко всем со­ставляющим образовательного процесса, к постижению многооб­разия и глубины человеческой культуры, мысли, опыта;

• активное участие не только в учебном процессе, но и в жизни института, академии, университета, в научных исследова­ниях, в культурном досуге; прояапепие инициативы, самостоя­тельности, творчества;

• стремление к плановости в работе, ритмичности, установ­лении режима использования свободного от занятий времени, разумного и бережливого отношения к его использованию, недо­пущению отставания и задолженностей;

• целеустремленность, упорство, трудолюбие, добросовест­ность, работоспособность в преодолении трудностей получения образования и становления как профессионала высшей квалифи­кации, умение ограничивать себя в посторонних удовольствиях, не отвлекаться зря от главной цели, дистанцирование от всего малокультурного, морально неполноценного, вредящего здоро­вью и будущему.

Студенты, которые решили реализовать свое право получить дополнительные дипломы «преподаватель» и «преподаватель высшей школы», обучаясь параллельно и самостоятельно, вклю­чают в организацию учения соответствующие меры.

К технологиям учения, которыми должен владеть и которые должен использовать каждый студент, относятся:

технология самовосприятия и самооценки (рефлексии —
взгляда и оценки себя со стороны). Самодовольство убивает на
корню всякие мысли о самосовершенствовании. Нужно учиться
приемам самоанализа и самооценки (оценивать себя по делам и
достижениям; не в сравнении с тем, что было, а с тем, что долж­
но быть, не с худшими, а с лучшими; не по своему мнению, а по
мнению других, коллектива; в сравнении с данными психологи­
ческого тестирования и др.);


306 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

технология самоуправления. Заключается она в применении приемов самоконтроля, самостимулирования, самомобилизации, саморегуляции, самопринуждения, самопоощрения, самокрити­ки, самонаказания;

технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с пер­сональным компьютером;

технология научной организации студенческого труда: орга­низация рабочего места, рационализация режима труда и отдыха, техника конспектирования, собирания, систематизации и хране­ния учебных материалов, конспектов, выписок, заметок, органи­зация отдыха, гигиена умственного труда.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

1. Каковы требования федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании» к целям, задачам и содержанию образования?

2. Как соотносятся цели и задачи образования с целями и задачами самого студента?

3. Назовите общие принципы государственной политики в области образования.

4. Какие положительные моменты вы усматриваете в раз­ных мировых педагогических школах, которые следовало бы, по вашему мнению, объединить в отечественном об­разовании? А что может сделать сам студент, чтобы сис­тема собственного учения приблизилась к этому идеалу?

5. Какова роль самого студента, его личности, его собственной активности в образовательном процессе и его результатах? Где и в чем они должны быть предусмотрены и прояшшться?

6. Дайте характеристику психологического портрета про­фессионализма специалиста — выпускника вуза.

7. Назовите компоненты педагогического портрета профес­сионала-специалиста, которые должны быть сформиро­ваны у каждого выпускника вуза.

8. Чем отличаются профессиональные знания от профес­сиональных умений? Какова роль тех и других в профес­сионализме специалиста?


8. Психология и педагогика профессионального образования 307

9. Что в образовательном учреждении и как сказывается на формировании личности студента как будущего высоко­образованного специалиста? Попытайтесь оценить, как каждая из групп факторов, входящих в формирующий потенциал вуза, сказывается именно на вас в вашем вузе.

10. Каковы компоненты педагогической культуры препода­вателя? Дайте их краткую характеристику. Если вам по окончании вуза или через некоторое время сделают пред­ложение пойти работать преподавателем или учителем, то какие компоненты и их слагаемые вы считаете важным развить у себя? На что надо будет обратить внимание, чтобы успешно войти в педагогический коллектив?

11. Что имеют в виду, когда говорят — «Студент — субъект образовательного процесса»?

12. Как надо строить свое учение, чтобы полноценно подгото­виться к будущей самостоятельной жизни и профессио­нальной деятельности? Что и как в психологических и пе­дагогических характеристиках лично своего учения сказы­вается на этой подготовке? Проанализируйте конкретно: как то, что вы, делаете сейчас, вносит вклад в общее и про­фессиональное становление вашей: а) образованности, б) обученное™, в) воспитанности, г) развитости (рассмотрите а, б, в, г последовательно, конкретно, неспеша)?

Литература

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. -- М., 1980.

2. Барботько А.И. Проблемы формирования творческого потенциа­ла личности молодого специалиста. — Курск, 1999.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образова­ния. — М., 1999.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методический анализ). — М„ 1986.

6. Закон РФ «Об образовании». — М., 1996.

7. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании». — М., 1996.


308


Раздел III. Психология и педагогика; профессионал


8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д., 2000.

9. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональ­ной педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.

10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

11. Маркова А.И. Психология профессионализма. — М., 1996.

12. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна. — М., 1989. - Разд. IV.

13. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. — Разд. II.

14. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М.. 1988.

15. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. — М., 1991.

16. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Культура уметенного труда студентов. — М., 1994.

17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.

18. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология управления. — Рос­тов н/Д., 1997.

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998.

20. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. — М., 1979.

21. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. /Рук. авт. колл., научи, и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 1999.

22. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994.


Глава 9

Психология и педагогика профессионального обучения

9.1. Педагогические основы обучения

Обучение в образова- Обучению принадлежит важное место в тельном процессе педагогической теории и практике. Педа­гогическая теория обучения именуется ди­дактикой1. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осу­ществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и разви­тие. Это не означает, что тут все просто и решается без про­блем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов.

Сущностью обучения считается формирование знаний, навыков и умений. Во взаимосвязях с образованием, воспитанием и разви­тием обучение не только зависимо, но и само призвано влиять на них. Поскольку его положение в функционировании образова­тельного учреждения ведущее, эти влияния имеют особое значе­ние. Возможности обучения используются полно, когда кроме основной функции — обучающей, в ходе его максимально реализу­ются три другие — образовательная, воспитательная и развиваю­щая. Все эти функции должны быть органически присущи всем элементам обучения — преподаванию, учению, содержанию, формам, методам и др. Надо вести обучение так, чтобы процесс приобретения профессиональных знаний, навыков и умений приносил одновременно образовательные, воспитательные и раз­вивающие результаты. Выигрывает от этого и само обучение.

1 От греч. didaktikos - поучающий.



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


Педагогические прин- Впервые педагогические принципы обуче-ципы профессиональ ния были разработаны Я.А. Коменским,

ного обучения который трактовал дидактику как

«универсальное искусство обучения всех всему». В основу их он положил принцип природосообразности, т. е. соответствия обучения природе человека, говоря современ­ным языком — объективным закономерностям обучения. За прошедшие четыре сотни лет его принципы частично измени­лись, были дополнены новыми, классифицированы, конкрети­зировались к специфике того или иного вида обучения.

Закономерности профессионального обучения имеют свои осо­бенности в сравнении со школьным обучением, принципы которого широко представлены в учебниках по педагогике (фактически — школьной педагогике). Обоснованно различать закономерности об­щие, присущие всей педагогической системе обучения, и по груп­пам, компонентам се. На этой основе выделяется система педагоги­ческих принципов профессионального обучения, включающая общие, содержательные, организационные и методические принципы (рис. 9.1). В дополнение к каждому принципу существуют рекоменда­тельные положения, конкретизирующие пути его реализации и именуемые в педагогике правшами (иногда — требованиями).

К общим принципам профессионального обучения, которым подчиняются все элементы педагогической системы обучения, относятся:

принцип природосообразности;

принцип научности, определяющий при обучении науч­ность не только содержания, но и осуществления, организации, методики;

принцип педагогической комплексности, указывающий на необходимость постоянно искать пути не только обучения, но и достижения на занятиях параллельного образовательного, воспи­тательного и развивающего эффекта;

принцип гуманизма;

принцип гражданственности, требующий учить профессио­налов умению за мелочами повседневных профессиональных дел усматривать задачи построения цивилизованного общества и сильного российского государства, обеспечения мира, экологии, здоровья народа. Необходимо связывать содержание, организа­цию и методику каждого занятия с этими вопросами, имеющими хоть какое-то отношение к его теме.


9. Психология и педагогика профессионального обучения



 


Содержательные

целеустремлен ности единства фундаменталь­ности и профессиональ­ной практичное™ единства изучения ос­нов и мировых дости­жений науки, образо­вания и практики


Общие

нрирояосообразности научности

педагогической ком­плексности гуманизма тажданстведности


Организационные

единства группового, дифференцированного и индивидуального подходов

преемственности и сис­тематичности педагогической систем­ной организованности плановости и дисциплины комплексирования


Методические

-сознательности и активности -доступности и последователь­ности -прочности -интенсивности -приближения условий обуче­ния к реальным профессио­нальным

Рис. 9.1. Система принципов профессионального обучения

Группа содержательных принципов обученияотражает зависи­мости эффективного обучения от целей, задач и содержания обучения.

Принцип целеустремленности учитывает закономерную связь обучения с ответом на вопрос: какие знания, навыки и умения надо сформировать у обучающихся.

Правило реализации портрета (модели) профессионала требует подчинять цели и задачи обучения формированию у обучающихся всех компонентов профессионализма и иных, предусмотренных ею.



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


Правило актуальности (связи с жизнью) требует постоянно совершенствовать содержание обучения, приближать его к ре-альностям жизни, подготовке к решению задач профессиональ­ной деятельности, ее трудных проблем, новому опыту, лучшим технологиям и способам действий.

Правило международной интегративности требование учи­тыватьзарубежный опыт обучения и международные образова­тельные стандарты.

Принцип единства фундаментальности и профессиональной практичности отвечает основному предназначению обучения — подготовке высокообразованного профессионала, способною практически решать стоящие перед ним задачи на уровне миро­вых достижений. Его правила:

фундаментальности -- обучать, непременно ориентируясь на формирование у обучающихся общей и профессиональной образованности;

профессионализации — отбирать содержание, соответст­вующее специфике профессиональной деятельности, к которой готовятся обучающиеся;

единства теории и практики — обеспечивать осмысленное, базирующееся на обстоятельных знаниях усвоение и применение навыков, умений, развитие профессионального мышления, про­фессиональной культуры и других элементов профессионализма;

практичности — доводить все знания будущих специалистов до понимания, где, когда, для чего и как их применять, а осваивае­мые профессиональные действия — до уровня навыков и умений.

Принцип единства изучения основ и мировых достижений науки, образования и практики формулирует зависимость успехов обуче­ния от представленности в нем всего современного и лучшего в человеческом знании и опыте. Из этого вытекют правила:

изучения научных и эмпирических основ профессиональной деятельности, специальности;

обучения на современных достижениях науки и мировой практики:

обучения в соответствии с реальными потребностями и за­просами российской действительности.

Организационные педагогические принципы обученияоснованы на закономерных связях результатов обучения с организацион­ным порядком при его осуществлении.


9. Психология и педагогика профессионального обучения



Принцип единства группового, дифференцированного и индивиду­ального походов в обучении отражает организационную, психолого-педагогическую и экономическую необходимость обучать группы людей и в то же время каждого из них. Обучение один на один дорого, не во всем безупречно, да просто и невозможно.

Классно-урочный подход в обучении разработан Я.А. Коменским и не нашел замены до сих пор. Суть его — обучающиеся объе­диняются в учебные группы, в которых проводятся занятия (уроки) в специальных учебных помещениях. В группах возни­кает и особые атмосфера, взаимоотношения, которые способст­вуют успеху обучения.

Правило дифференциации определяет целесообразность сво­дить в группы обучающихся по какому-то общему признаку: возрасту, уровню образованности, изучаемой специальности, интересам, успеваемости, одаренности и др. В ряде ведомств есть необходимость обучать специальные группы как единицы профессиональной деятельности (следственно-оперативные груп­пы, экипажи самолетов и судов, отряды спасателей и др.).

Правило индивидуализации — обязательное для всех видов пе­дагогической работы, в том числе и обучения.

Правило прогрессивного сокращения численности групп с повы­шением уровни, ступени образования и требований к качеству обу­чения каждого обучающегося.

Принцип преемственности и систематичности исходит из необходимости осваивать учебный план, программы, темы, формировать у обучающихся знания, навыки и умения в проду­манно организованном системном порядке, где все обоснованно связано по содержанию, времени, структуре.

Правило преемственности, опоры на имеющийся у обучающихся уровень образованности, развитости и воспитанности требует продолжать то, чему обучались они ранее, на предшествующих ступенях и уровнях образования, двигаться вперед, а не дубли­ровать и не топтаться на месте.

Правило психолого-педагогического комплексирования дисциплин в учебном процессе рекомендует исходить из связей между ними и профессионализмом. При практическом решении задач в созна­нии профессионала всплывают из памяти и используются разные знания (специальные, социальные, технические, экономические, финансовые, правовые, психологические, управленческие и др.), вспоминаются рекомендации, аналогичные случаи из практики. Возникают многочисленные ходы мысли, соображения, взвеши-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


вание «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично, к какой учебной дисциплине относятся те или иные знание, мысль, умозаключение, аргумент, аспект, норма. Что приходит на ум — зависит от решаемой задачи и того, как знания перепле­тены в его сознании. Образно говоря, как был «намотан клубок знаний» при обучении, так он и «разматывается».

В учебном процессе комплексный по своей сущности про­фессионализм распределяется по учебным дисциплинам, целое разбивается на части. В каком порядке их изучать, как «наматывать клубок»? Бывает, что это делается малообоснованно. Видимо, полагают, что главное — «загрузить» память обучающих­ся, а в процессе мышления все само по себе свяжется, образует­ся, «разложится по полочкам». В действительности оптимальный результат получается лишь при сближенном по времени и согла­сованном (по возможности параллельно-ступенчатом, «перекры­вающем» — рис. 9.2) изучении взаимосвязанных дисциплин и вопросов на макроуровне организации учебного процесса и на микроуровне — в методике проведения занятий.

Согласование по времени

Последовательное Параллельное Смешанное

Рис. 9.2. Схема вариантов согласования изучения разных учебных дисциплин: (Д — дисциплины, Т — темы)

Д! - ------ ► ---- ► --- ►

Правило опоры на уровень усвоения обучающимися предшест­вующего учебного материала рекомендует считаться с тем, с какой глубиной и прочностью усвоен ранее изучавшийся материал.


9. Психология и педагогика профессионального обучения






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.