Обратная связь
|
Определение разряжения во впускном коллекторе
Замеряют вакуумметром. Величина разряжения у рабочего двигателя может изменяться не только по причине изношенности ЦПГ, по и в зависимости от состояния деталей газораспределителя, установки зажигания регулировки карбюратора, частоты вращения коленчатого вала и др.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРЯЖЕНИЯ ВО ВПУСКНОМ ТРУБОПРОВОДЕ
Присоединить вакуумметр к впускному трубопроводу:
- пустить двигатель и наблюдать за показаниями стрелки вакуумметра;
- повторить замер, определить среднее значение разряжения, записать в таблицу 9 и сделать вывод о техническом состоянии двигателя. Если разряжение меньше нормы, то определить разряжение в стартерном режиме
- провернуть колен вал стартером и определить разряжение;
- повторить замер, определить среднее значение, данные записать в таблицу 9 и сделать вывод о техническом состоянии двигателя;
У исправного двигателя разряжение во впускном трубопроводе должно составлять 380-430 мм.рт.ст. при проворачивании двигателя стартером.
Таблица 10 – Значение параметров разряжения во впускном трубопроводе на минимальных оборотах холостого хода двигателя.
Марка двигателя
| Номинальное значение параметра, мм.рт.ст.
| Предельно-допустимое значение параметра, мм.рт.ст.
| «ЗИЛ-130»
| 560 (74,6 кПа)
|
| «ЗМЗ-53-11»
|
|
| «ЗМЗ 402.1», «402»
|
|
|
Данный метод характеризует общее состояние двигателя, но не позволяет выделить конкретную неисправность.
4.5 Прослушивание двигателя
В результате износа деталей двигателя (цилиндров, поршней и поршневых колец) увеличиваются зазоры между сопряженными деталями, вследствие чего снижаются мощность и топливная экономичность, появляются стуки и шумы в механизмах. Для увеличения долговечности двигателя необходимо обеспечивать регулярную его диагностику и техническое обслуживание.
Неисправность двигателя можно определить по характеру стука или шума. Для прослушивания применяют стетоскопы, стетофонендоскопы, электронный стетоскоп.
Рисунок 4 – Характеристика стуков в двигателе в зависимости от режима его работы
Рисунок 5 – Акустический стетофонендоскоп:1-слуховые трубки; 2-наконечник; 3-щуп; 4-усилительная головка; 5-мембрана
Рисунок 6 – Электронный стетоскоп:а – общий вид; б – принципиальная схема; 1-провод; 2-элементы питания; 3-корпус; 4-преобразователь; 5-щуп; 6-телеф
Места прослушивания и характера стука приведены в таблице.
Таблица 11
Детали между которыми проверяется зазор
| Тепловое состояние двигателя
| Режим работы двигателя
| Место прослушивания
| Характер стука при ненормальном зазоре
| Заключение о пригодности двигателя
| Последствия не устраненного дефекта
|
|
|
|
|
|
|
| Коренные подшипники коленчатого вала
| Прогрет
| Резко переменный (изменение оборотов двигателя производится резким открытием и прикрытием дроссельной заслонки)
| В нижней части блока цилиндров (вблизи плоскости разъема картера)
| Глухой стук низкого тона
| К эксплуатации не допускается, требуется ремонт
| Разрушение баббита, задир шеек коленвала
| Шатунные подшипники коленвала
| Прогрет
| Резко переменный (изменение оборотов двигателя производится резким открытием и прикрытием дроссельной заслонки)
| На стенках блока цилиндров по линии движения поршня в местах, соответствующих верхнему и нижнему положениям поршневого пальца
| Стук среднего тона (более резкий, чем стук коренных подшипников); при выключении зажигания стук исчезает или значительно уменьшается
| К эксплуатации не допускается, требуется ремонт
| Разрушение баббита, задир шеек коленвала
| Поршневой палец шатуна
| Прогрет
| Резко переменный (изменение оборотов двигателя производится резким открытием и прикрытием дроссельной заслонки)
| В верхней части блока цилиндров
| Резкий металлический стук, пропадающий при выключении зажигания
| К эксплуатации не допускается, требуется ремонт
| Разрушение бобышек, поршня, ускоренный износ шеек и подшипников коленвала
| Поршень-цилиндр
| Холодный
| При резком уменьшении частоты вращения колен вала
| В верхней части блока цилиндров
| Глухой щелкающий стук, уменьшающийся по мере прогрева двигателя, при сильном износе стук уменьшится, но будет прослушиваться также на прогретом двигателе
| К эксплуатации допускается
| Увеличенный расход горючего и масла
|
Продолжение таблицы 11
|
|
|
|
|
|
| Клапан-толкатель
| Прогрет
| Малые обороты холостого хода
| В верхней плоскости блока цилиндров
| Отчетливый звонкий стук
| К эксплуатации допускается (регулировать зазоры следует в том случае, если при эксплуатации стук будет усиливаться и четко прослушиваться без стетоскопа)
| Усиленный износ гнезд блока и головок клапанов
| Клапан-втулка
| Прогрет
| Малые обороты холостого хода
| В местах расположения втулок
| Глухой стук
| К эксплуатации допускается
| Обеднение горючей смеси из-за подсоса воздуха через зазоры между втулками и стержнями впускных клапанов вследствие усиленного отложения нагара на стержнях
| Подшипники-шейки распред-вала
| Прогрет
| Малые обороты холостого хода
| На стенках блока цилиндров в местах расположения подшипников распредвала
| Ясно слышимый звук
| К эксплуатации допускается
| Усиленный износ подшипников и кулаков распредвала
|
Рисунок 7 - Зоны прослушивания
Таблица 12 – Основные неисправности механической части двигателя, их причины и способы устранения
Продолжение таблицы 12
Продолжение таблицы 12 Продолжение таблицы 12
Продолжение таблицы 12
Продолжение таблицы 12
Продолжение таблицы 12
5 ПРОВЕРКА КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ БЛОКА
Для предотвращения пропуска газов и охлаждающей жидкости через прокладку головки цилиндров следует проверять и при необходимости определенным усилием (момент затяжки) подтянуть гайки ее крепления к блоку динамометрическим ключом.
Момент и последовательность затяжки устанавливается заводами-изготовителями.
Чугунную головку цилиндров крепят в горячем состоянии, а головку из алюминиевого сплава – холодом, что объясняется неодинаковым коэффициентом линейного расширения материала.
Необходимость подтягивания крепления головок из алюминиевого сплава в холодном состоянии объясняется не одинаковом коэффициентом линейного расширения материала болтов и шпилек (сталь) и материала головки (алюминиевый сплав). Поэтому подтягивание на горячем двигателе не обеспечивает после его остывания необходимой плотности прилегания головки цилиндров к блоку.
Отвернуть гайки крепления крышки головки и снять ее. Гайки крепления головки цилиндров затягивать динамометрическим ключом. Момент затяжки должен соответствовать данным, приведенным в таблице 12.
Таблица 13
Марка двигателя
| Момент затяжки кгм
| Состояние двигателя или затяжки
| ВАЗ-2101-07
| 1-10 болты 9,8÷12,1
11 болт 3,2÷4
| Холодный
| МЗМА-412
| 9,0-10,0
| Холодный
| ЗМЗ-402
| 7,3-7,8
| Холодный
| ЗМЗ-53
ЗМЗ-406
| 7,3-7,8
13-14,5
| Холодный
| ЗИЛ-130
| 7-9
| Холодный
| ЯМЗ-236, 238
ВАЗ 2108-09
ВАЗ-2111,-2110
ВАЗ-2112
КамАЗ-740
| 20-24
7,1÷8,7*
7,1÷8,7*
2*
15÷18
| Прогретый
Холодный
Холодный
Холодный
Холодный
|
* затем два раза довернуть все болты на 90о
(ЗМЗ-406 крышки крепления распредвалов 1,9-2,3 кгс×м)
Для равномерного обжатия всей поверхности прокладки, обеспечения герметичности камеры сгорания и предупреждения опасных деформаций блока, гайки крепления головки цилиндров нужно затягивать в определенном порядке: начинать со средних и последовательно подтягивать гайки, расположенные от средних справа и слева. Подтягивать надо в два приема: предварительно и окончательно.
Рисунок 8
|
|