Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

III. Истощения (нарушение адаптационного процесса)

ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КРИЗИСНЫХ

И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

(для персонала железных дорог)

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ................................................................................................................. 3

1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА И ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СТРЕССА............................................................................................................. 4

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.................... 6

2.1. Классификация условий деятельности.............................................................................. 6

2.2. Механизмы формирования и последствия профессионального стресса.................. 6

2.3. Характеристика экстремальной ситуации и этапы психической адаптации........ 8

2.4. Психические состояния и их свойства................................................................................ 9

3. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР).............................. 10

3.1. Условия возникновения ПТСР и фазы развития............................................................ 11

3.2. Теоретические подходы к ПТСР........................................................................................... 11

3.3. Критерии диагностики ОСР, ПТСР, расстройств адаптации при стрессе........... 13

3.4. Оценка степени выраженности реакций при ПТСР....................................................... 17

3.5. Оценка влияния события...................................................................................................... 18

3.6. Развитие личности по травматическому типу вследствие пережитого травматического опыта............................................................................................................. 19

3.7. Задачи психологической помощи........................................................................................ 19

4. ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ ПТСР........................................................................................ 20



4.1. Система и методы профилактики..................................................................................... 20

4.2. Психологическая подготовка. Структура и факторы психологической устойчивости.................................................................................................................................. 21

4.3. Методы психологической коррекции и психологической реабилитации................ 22

5. МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ.................................................................................................... 23

5.1. Релаксация. Релаксационные упражнения......................................................................... 23

5.2. Прогрессивная мышечная релаксация Ж. Джекобсона.................................................. 25

5.3. Концентрация........................................................................................................................... 31

5.4. Ауторегуляция дыхания........................................................................................................ 32

5.5. Медитация................................................................................................................................. 33

5.6. Идеомоторная тренировка................................................................................................... 35

5.7. Кинесиология............................................................................................................................. 36

6. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ................................................................... 37

6.1. Характерные реакции на экстремальное событие....................................................... 37

6.2. Классификация групп, пострадавших в ЧС...................................................................... 38

7. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ...................................................... 39

8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ......................................................................................... 39

9. КРИЗИСНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.............................................. 51

9.1. Три стадии работы с кризисом и приемы кризисного психологического консультирования.......................................................................................................................... 51

9.2. Суггестивные техники.......................................................................................................... 51

10. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ........... 54

10.1. Экзистенциальная телесно-ориентированная терапия травмы Джона Ингла. 56

10.2. Метод титрования Эдварда Джозефа и Линн Зетти................................................. 57

10.3. Методы процессуальной психотерапии Арнольда Минделла................................... 58

11. ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА, ОКАЗЫВАЮЩЕГО КРИЗИСНУЮ ПОМОЩЬ.................. 59

11.1. Показатели контрпереноса в терапии ПТСР................................................................. 59

11.2. Признаки и симптомы вторичной травмы................................................................... 60

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Технологии психологической помощи в кризисных и посттравматических ситуациях для машинистов поездов и оперативного персонала дорог – это курс подготовки кризисных психологов. Семинар – тренинг состоит из двух циклов, в которых представлена теория и практика психологической помощи при травматическом стрессе.

Семинар предназначен для специалистов-психологов железных дорог, занимающихся профилактикой стрессовых расстройств, работой с последствиями экстремальных ситуаций и оказанием психологической помощи персоналу при тяжелых психотравмах. Такие тяжелые психические травмы вызываются событиями, выходящими за рамки привычного человеческого опыта – это может быть угроза жизни, внезапное разрушение дома, потеря семьи или родных, тяжелый ущерб самому человеку или его семье, ситуации, включающие насильственную смерть или ранение. К сожалению, события последнего времени свидетельствуют о том, что экстремальные ситуации, несущие с собой серьезные последствия для психики человека, внедряются в нашу жизнь и охватывают значительные массы людей.

Работа психологов всех уровней, вне зависимости от места работы, в таких условиях требует специальной подготовки для оказания эффективной психологической помощи. На семинаре участники приобретут специальные навыки оказания кризисной помощи, сопровождения персонала при тяжелых психотравмах и выведения из острых стрессовых состояний, научатся профессионально и эффективно использовать современные методы и техники оказания психологической помощи лицам, пережившим травматический стресс.

Вопросы дополнительной, специализированной подготовки психологов по оказанию психологической помощи и организации профилактических мероприятий актуальны, в первую очередь, для психологов транспортных предприятий, персонал которых обеспечивает безопасность перевозок.

Методические материалы для семинара разработаны и подготовлены Ольгой Игоревной Абдурашитовой, руководителем секции психотравматологии, членом координационного совета Санкт-Петербургской Гильдии психотерапии и тренинга.

Данные методические материалы, которые Вы сейчас держите в руках, являются приложением к 1-му циклу семинара – тренинга, который организован и проводится Отраслевым Центром психологических исследований для психологов отрасли.

ПОНЯТИЕ СТРЕССА И ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ. ОСНОВАНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СТРЕССА

СТРЕСС -это неспецифическаяреакция организма на предъявляемые ему требования в рамках общего адаптационного синдрома.

АДАПТАЦИЯ — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

ПСИХИЧЕСКАЯАДАПТАЦИЯ—процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

ОБЩИЙАДАПТАЦИОННЫЙСИНДРОМ—это совокупность адаптационных реакций организма защитного характера, на значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие.

Началом утверждения основ теории стресса считают знаменитую статью Г. Селье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», 1936 г.

Г. Селье:

СТРЕССэто общая неспецифическая реакция организма на воздействие стресс-агентов.

Современный подход:

СТРЕССэто особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо стрессового (часто экстремального) воздействия.

ЭУСТРЕССпредполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта.

ДИСТРЕСС-отрицательного.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, возникающее в результате взаимодействия между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возникает, главным образом, именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Стадии развития стресса (Г. Селье)

I. Алларм – реакция (стадия тревоги)

II. Повышенной (перекрестной) резистентности (стадия сопротивления)

III. Истощения (нарушение адаптационного процесса)

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека.

Признаки эмоциональной напряженности:

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.