Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Под экстренной психологической помощьюпонимается система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события и имеющая целью регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Целью оказания экстренной психологической помощи является поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работа с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями.

Характерные реакции на экстремальное событие

Характерные реакции на кризисное или чрезвычайное событие:

Препатологические(длятся несколько минут)

· ажитация

· ступор

Патологические реакции

· истерика

· неадекватные реакции на происходящее

· неспособность общения

· неспособность действовать

Психогении (реактивные психические состояния)

· неврозы

· психозы

· аффективные реакции

 

Классификация групп, пострадавших в ЧС

Все люди, оказавшиеся в непосредственной близости от возникшего

Кризисного или чрезвычайного события

Считаются пострадавшими,

так как даже если не пострадал сам человек и его родственники, невозможно остаться равнодушным, когда вокруг страдают другие люди!

I группа – «жертвы»

II группа – пострадавшие

III группа – очевидцы

IV группа – наблюдатели

Психофизические особенности групп, пострадавших в ЧС



I группа – «жертвы»

· болевой шок,

· острые психические реакции.

Психологическая помощь:

· информационная помощь (поддержка),

· элементы суггестии,

· удержание в сознательном состоянии.

II группа – пострадавшие

· чувство потери,

· состояние оглушенности,

· реакция избегания,

· психосоматические проявления,

· шок (ступор, тремор, двигательные возбуждения),

· обратная реакция (прилив сил).

Психологическая помощь:

· экстренная психологическая (возможно психиатрическая) помощь,

· в первую очередь тем, кто в состоянии шока,

· снятие острых психических реакций,

· перевод из пассивного в активное состояние,

· применение элементов суггестии,

· изоляция от толпы, от родственников.

III группа – очевидцы

· аффективные реакции,

· речевая активность,

· поиск виновных в происшедшем.

Психологическая помощь:

· постараться озадачить работой (попросить что-нибудь помочь сделать)

IV группа – наблюдатели, им присущи:

· проявление аффективных реакций (редко)

Психологическая помощь:

· возможна экстренная психологическая помощь

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ – скорая медико-психологическая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса.

Методы кризисной интервенции:

Групповые

Индивидуальные

· Кризисное психологическое консультирование

· Психотерапия кризисных состояний

Помощь при кризисе ориентирована на проблему, а не на человека, тем самым, отличаясь от других видов психотерапии и консультирования.

Принципы кризиснойинтервенции

· Кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не на личности;

· Кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации, не нужно вскрывать старые раны, у человека в кризисе нет сил с ними справиться;

· Необходимо идентифицировать старые проблемы, вплетенные в кризисную ситуацию, обозначить их место в ней, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме;

· Необходимо четко определить проблему;

· Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить ее.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ

Психологический дебрифинг, как форма кризисной интервенции, представляет собой особо организованное обсуждение и используется в группах людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие.

Общая цель группового обсуждения — минимизация психологических страданий. Реализация цели позволяет решать задачи:

— «Проработка» впечатлений, реакций и чувств.

— Способствовать когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания, как событий, так и реакций.

— Уменьшение индивидуального и группового напряжения.

— Уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций, т. е. нормализация состояния путем обсуждения чувств и реальной возможности поделиться друг с другом своими переживаниями.

— Мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания.

— Подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть.

— Определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости.

Тот, кто руководит дебрифингом, должен ясно представлять себе, что он не «консультант» и уж, конечно, не групповой терапевт, в традиционном смысле. Это также и не «лечение». Смысл его в попытках минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий после стресса. Дебрифинг не может предупредить их возникновение, но препятствует их развитию и продолжению, способствует пониманию причин и осознанию действий, которые необходимо предпринимать. Поэтому, одновременно, это метод и кризисной интервенции, и профилактики.

Психологический дебрифинг применяется при самых разнообразных происшествиях, объединенных двумя общими характеристиками: это ситуации, в которых присутствовала осознаваемая участниками угроза, и участие в ней всех членов группы.

Оптимальное время для проведения дебрифинга — не раньше, чем через 48 часов после события. Это часто случаи, когда те, кто были вовлечены, уже пройдут через период особых реакций, сразу же после события, и когда уже возможны рефлексия и самоанализ.

Но чем больше пройдет времени, тем более туманными будут воспоминания. Для воссоздания пережитых тогда чувств и состояний при большой временной дистанции после события могут использоваться видеозаписи или фильмы о событии.

Идеальной обстановкой для дебрифинга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких, например, как телефоны. Члены группы должны расположиться вокруг стола. Это лучше, чем использование традиционной модели групповой терапии, когда стулья расположены по кругу, с пустым пространством посередине. Эта организация пространства может быть непривычна для группы людей и поэтому воспринята как несущая угрозу.

Те, кто руководит дебрифингом, должны быть знакомы с групповой работой, с проблемами, связанными с тревожностью, травмой и горем. Им необходимо быть уверенными и спокойными при интенсивном проявлении эмоций у членов группы.

Руководить дебрифингом должен один лидер, имеющий ассистентов — одного-двух ко-лидеров, хотя, разумеется, бывают ситуации, когда второе условие выполнить невозможно.

Рассмотрение таких практических вопросов, как финансирование, предшествующий тренинг, пригодность персонала к работе в экстремальных условиях и размер группы могут определять, сколько ведущих потребуется для выполнения работы.

Сердцевину задания, конечно, составляет организация группового обсуждения самого по себе. Это включает говорение, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному окончанию и позитивному результату. Имеются и другие функции у ведущего. И хотя они важны, они должны быть подчинены главным задачам действия. Сюда входит знание закономерностей групповой динамики и их использования, контроль за перемещением членов группы внутри и вне комнаты, где идут занятия, контроль за временем, индивидуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось и запись происходящего.

Размер группы для дебрифинга - непростой вопрос. Пятнадцать человек, вероятно — максимум, если нет особых обстоятельств. Когда же, например, необходима работа с большим количеством участников персонала служб быстрого реагирования, задействованного в большом инциденте, люди могут осуществлять обсуждение одновременно в нескольких группах по 15 человек, при помощи соответствующего количеству групп ведущих, проводящих дебрифинг, или же последовательно.

Участникам группы вовсе необязательно работать вместе — они могут обсуждать общее задание, не будучи в «одной команде». Если, однако, число участников превышает 15, он может быть предпочтительнее разделить команду на маленькие подгруппы, поскольку каждый из присутствующих все равно слушает и потенциально переживает те же проблемы. Если на дебрифинге есть посторонние, которые не были вовлечены в инцидент и не связаны с ним ключевым образом, их не следует подключать к работе группы. Исключение составят случаи, когда чье-то присутствие необходимо группе. Это может быть руководитель, главный организатор или кто-то иной, чья роль в жизни группы — чрезвычайно важна.

В дебрифинге принято выделять три части и семь отчетливо выраженных фаз.

Часть I — проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса команды;

Часть II — детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;

Часть III — мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

Ниже сформулированы и описаны 7 фаз:

ВВОДНАЯ ФАЗА

Вводная фаза очень важна, если она проведена на хорошем уровне, организованно, это уменьшает вероятность того, что группа будет плохо функционировать в дальнейшем. Чем больше времени потрачено на введение, тем меньше шансов, что что-нибудь пойдет неверно. Типичное время, которое тратится на введение,— 15 минут.

Ведущий группы представляет себя, команду дебрифинга, и цели встречи, примерно, по следующим линиям «Я—N… Эту процедуру до сегодняшнего дня я использовал много раз в таких-то ситуациях, после ряда сложных, стрессогенных инцидентов, таких, как… Эту процедуру большинство людей признают полезной. Она дает возможность обсудить здесь некоторые мысли и чувства, которые возникли у нас в связи с тем, что произошло. Поэтому все, что будет здесь обсуждаться, мы будем считать нормальным. Знание этого поможет вам увидеть перспективу тех чувств, которые на этот момент кажутся странными и непреодолимыми для вас».

Ведущий представляет собравшимся основные задачи дебрифинга. У участников могут быть сомнения, что они не сумеют, что-либо сообщить по факту или не смогут сформулировать свою проблему.

Ведущий разъясняет, что дебрифинг — это новое для них занятие, в котором они никогда не участвовали прежде. Поэтому, будут ли они это делать хорошо, или нет, выяснится в процессе проведения группы само по себе. Такой подход задает определенную систему ожиданий, всем присутствующим предстоит говорить о своих мыслях и чувствах, и что все они попытаются найти это занятие полезным.

Затем ведущий определяетПРАВИЛА ДЛЯ ДЕБРИФИНГА. Правила обозначаются, чтобы минимизировать тревогу, которая может быть у участников.

1. Во-первых, члены группы успокаиваются, что ни один из них не будет вынуждаться говорить что-либо вообще, если он не пожелает этого сделать. Единственное требование это то, что они должны назвать свое имя и выразить отношение к катастрофе.

Однако от членов группы требуется умение выслушивать, не перебивая, и давать высказаться всем желающим.

2. Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциального содержания встречи. Руководитель или ответственный дает гарантию, что все, что будет сказано, не выйдет за рамки этого круга общения. Аналогично, членов группы просят «не сплетничать» о том, что они могут сказать прямо друг другу. Слово «сплетни» здесь предпочтительно, так как многие смутно представляют себе, что реально означает «конфиденциальность» и поэтому им легче понять инструкцию с употреблением бытовой лексики.

Необходимо снять страх, успокоить участников, что не будут записывать ответы, помимо их воли. Они не должны опасаться скрытых записывающих устройств. Однако с другой стороны, им можно сообщить, что было бы полезным для команды дебрифинга сделать запись фактов и мыслей без указания авторства. Если затем это быстро перепечатать, то в последствие люди смогут еще раз обратиться к материалу, который обсуждался в группе, для снятия иллюзий, которые возникают по поводу того, что происходило и провоцировало чувство собственной уникальности.

3. Нужно, чтобы члены группы знали, что дебрифинг не предполагает оценок, критики и приговоров. Это не трибунал, а лишь процедурное обсуждение. Подобная установка предупреждает споры, взаимные обвинения, которые могут возникнуть из-за расхождения в ожиданиях, мыслях и чувствах...

Однако некоторые ведущие психологического дебрифинга позволяют открыто ругаться по поводу операциональных моментов, иначе люди будут заниматься этим после дебрифинга.

4. Участников предупреждают, что во время сессии они могут почувствовать себя несколько хуже, но это — нормальное явление, которое обычно происходит из-за прикосновения к болезненным проблемам. Ведущий должен обозначить, что это ЧАСТЬ ПЛАТЫ ЗА ВОЗМОЖНОСТЬ ВПОСЛЕДСТВИИ ПРОТИВОСТОЯТЬ СТРЕССАМ.

5. Членам группы рекомендуют работать без перерыва. Поэтому им может быть предложено перекусить или посетить туалет до начала дебрифинга. Игнорировать этот момент — значит не предвидеть возможных проблем, в частности, такой, например, какая возникла в очень большой группе, когда из-за этого произошли длительные паузы в работе. Кстати, полезно иметь кофеварку или чайник, дабы каждый мог обслужить себя так же, не прерывая занятий.

6. Участникам сообщают, что у них есть возможность тихо выйти и вернуться обратно. Однако им следует сообщать ведущему, если они уходят в подавленном состоянии, и тогда членам команды, одному или нескольким, нужно следовать за ними.

7. Членам группы представляется возможность обсуждать нечто, что выходит за рамки заданной темы и задавать любые вопросы. Важно помнить, что у участников может быть минимальный опыт обсуждения проявлений своего «Я» в групповом контексте. У иных такого опыта может и вовсе не быть. На команде дебрифинга лежит ответственность за поощрение и успокоение членов группы, особенно в процессе вводной фазы. Здесь уместны мягкие шутки, легкое подтрунивание над собой. Они могут уменьшить напряжение.

ФАЗА ФАКТОВ

На этой фазе каждый человек кратко описывает, что произошло с ним во время инцидента. Участники могут описать, как они увидели событие, и какова была временная последовательность этапов. Ведущий команды дебрифинга должен поощрять фактологические перекрестные вопросы, помогающие прояснить и откорректировать объективную картину фактов и событий, имеющихся в распоряжении членов группы. Это важно, поскольку, благодаря и размаху инцидента, и ошибкам восприятия, каждый человек реконструирует картину по-своему. Это могут быть просто неверные переживания событий или же наличие ошибочных ключевых представлений о них. Чувство времени также часто бывает нарушено. Так, участник перестрелки, продолжавшейся 45 сек, воспроизводя этот факт, сообщил, что событие длилось, по крайней мере, 10 минут.

Исследуя инцидент, в котором две семьи оказались захваченными в качестве заложников отдельно, но в последний момент были помещены вместе, обнаружилось, что в рассказах каждой семьи детали настолько различались, что было невозможно воссоздать полное представление о мужчине, который их задержал.

Продолжительность фазы фактов может варьироваться. Но чем дальше длился инцидент, тем длиннее должна быть фаза фактов.

Знание обо всех событиях и их последовательности создает ощущение когнитивной организации. Это одна из главных задач дебрифинга — дать людям возможность более объективно увидеть ситуацию, имея картину всех фактов, что блокирует фантазии и спекуляции, подогревающие тревогу.

ФАЗА МЫСЛЕЙ

На фазе мыслей дебрифинг фокусируется на процессах принятия решения и мышления. Вопросы, открывающие эту фазу, могут быть такого типа: «Какими были ваши первые мысли, когда это произошло? Когда вы возвратились на место действия? Некоторое время спустя и т. п.»

Люди, часто сопротивляются тому, чтобы поделиться своими первыми мыслями, потому что они, эти мысли, им кажутся неуместными, причудливыми, отражающими интенсивное чувство страха. Первая мысль может отражать то, что впоследствии составляет сердцевину тревоги. Например, у одной женщины первая мысль была «Боже, что мои дети будут делать без матери?» Позже у нее начались ночные кошмары, в которых ее дети были брошены, или они были в горящем доме, а она не могла спасти их.

Затем следует спросить «Что вы делали во время инцидента? Почему вы решили делать именно то, что вы делали?» Этот, последний, вопрос часто высвечивает стремление защитить тех, к кому обращаются первые мысли. В качестве примера можно привести сюжет, когда во время воздушного крушения во Флориде, 1990 года, самолет упал в реку Потомак в Вашингтоне. Пожарный грубо заставил своего подчиненного выйти из воды. Подчиненный был чрезвычайно фрустрирован, так как он не мог продолжить спасение людей и, из-за этого был очень сердит на начальника. Во время дебрифинга причина, на которую он указал при объяснении поступка, оказалась в том, что тот почувствовал запах реактивного топлива. Этот же запах он в свое время чувствовал, когда два человека из его персонала погибли от удушья при подобном эпизоде. Ситуации связались в его представлении, и он просто не смог оставить кого-то в условиях чрезмерного риска.

Аналогичная схема была продемонстрирована при обсуждении инцидента с заложниками. Захваченного в качестве заложника и избитого отца семейства привязали к кровати. Осознавая свою беспомощность, он попытался притвориться тяжело раненным и начал громко стонать, с тем, чтобы те, кто брали заложников, более мягко обращались бы с его дочерью. Его жена, которую поместили в той же комнате, иначе поняла смысл его действий, и ощутила гнев. Она подумала, что его действия прозрачны и доставят семье в дальнейшем много хлопот. Но рассказать ему о своих переживаниях она смогла только в процессе дебрифинга.

Злость может возникнуть у персонала служб быстрого реагирования как реакция на приказы, которые непонятны и, по мнению работников, «штампуются» от нечего делать в штабе». Так, в дебрифинге после катастрофы в Мабодалене (когда в Швейцарии в 1988 г. в горах опрокинулся автобус с детьми) один из командиров на месте действия говорил, насколько тяжело ему было ощущать давление его начальников. Те многократно требовали проверять, сколько было погибших детей и сколько взрослых для того, чтобы узнать, сколько остались живыми. Он должен был приказать одному своему подчиненному пересчитывать тела несколько раз, чтобы уточнить количество мертвых. Это вызвало огромный стресс у офицера, который был вынужден идти и приподнимать покрывала у множества детских тел. Только в процессе дебрифинга рациональные основания такого командирского приказа прояснились.

В конце этой фазы могут быть проговорены впечатления участников на месте события. Вопросы, которые, возможно, будут заданы, следующие. «Каковы были ваши впечатления о том, что происходило вокруг вас, когда события только начали развиваться? Что вы слышали, обоняли, видели?»

Эти обсуждения чувственных впечатлений позволяют в дальнейшем избежать образов и мыслей, которые могут оказаться разрушительными в период после события. Вот примеры такого типа впечатлений: «Все, что я мог видеть тогда — это было дуло ружья и глаза, сверлящие меня через щель прицела…»; «Носилки были такими легкими…» (с умершими детьми); «Такие вещи, как жилетки, детские медвежата и магнитофон были сделаны так живо и напоминали нам, что это были такие же люди, как мы, и это могли быть мои дети…»; «До сих пор я могу ощутить кудри маленького ребенка в моей руке… «Запах горелых человеческих тел был ужасен. Я никогда не забуду его…», «Рука упала мне на спину с дерева». Сопоставление этих воспоминаний и проговаривание делает не столь мощным их разрушительный эффект.

ФАЗА РЕАГИРОВАНИЯ

Вопросы о мыслях, впечатлениях и действиях способствуют чувственному отреагированию. Фаза реагирования, в которой исследуются чувства, часто самая длительная часть дебрифинга. Для того чтобы достичь успеха в этой фазе, ведущему нужно помогать людям рассказывать о своих переживаниях, даже болезненных. Это может лишить чувства разрушительного характера.

Когда люди описывают причины принятых решений, они очень часто говорят о страхе беспомощности, одиночестве, самоупреках и фрустрациях. Типичные следующие комментарии: "Я так боялся сделать ошибки"… "Я знал, что если я не смогу"… "Я никогда в своей жизни не был так испуган. Мои руки тряслись и тряслись"… "Я не знал или я сохраняю жизни или отбираю их"… "Я был так одинок, что должен был принимать все решения самостоятельно …"

В процессе рассказа о чувствах у членов группы создаются ощущения схожести общности и естественности реакции. Групповой принцип универсальности является здесь ключевым. Вопросы способствующие этому такие: "Как вы реагировали на событие?", "Что для вас было самым ужасным из того что случилось?", "Переживали ли вы в вашей жизни раньше что либо подобное?", "Что вызывало у вас такие же чувства грусть, расстройство, фрустрацию?", "страх?", "Как вы себя чувствовали когда произошло событие?"

Вопрос о том, что было самым тяжелым событием важен, так как ответ на него затрагивает те переживания, которые связаны с конфликтными чувствами и из-за чего могут возникнуть трудности.

Ведущий дебрифинга должен позволить каждому участвовать в общении. Он должен вмешиваться, если правила дебрифинга нарушены или если имеет место деструктивный критицизм. Это особенно важно иметь в виду, так как один из главных терапевтических процессов дебрифинга — моделирование стратегий определяющих как справляться с эмоциональными проблемами у себя, друг у друга, в семье, с друзьями. Участники должны научиться выражать чувства, зная, что это безопасно, понимать, что они не сверхзахвачены и имеют право обсудить свои проблемы с другими.

Если у кого-то из участников ухудшается состояние, то это — ключевой момент для мобилизации групповой поддержки, сигнал соседу положить руку на плечо человека, который находится в состоянии дистресса или просто вербализировать поддержку, сказав, что слезы здесь совершенно уместны и приемлемы. Люди, которые работают вместе, особенно если это мужчины часто испытывают затруднения, когда нужно прикоснуться к коллеге даже, чтобы утешить и поэтому нуждаются в специальном разрешении. Если кто-то уходит, один из ведущих должен последовать за ним, удостовериться в его благополучии и способствовать его возвращению в дебрифинг.

Важно присматриваться к тем, кто кажется наиболее сильно пострадавшим, к тем, кто молчит или у кого есть особенно выраженные симптомы. Это могут быть те, кто более всего подвергался риску. К таким участникам следует осуществлять индивидуальный подход после окончания дебрифинга, когда может быть предложена индивидуальная программа поддержки. Иногда могут всплыть прошлые события, относящиеся к прошлым инцидентам, которые не были проработаны или более личностные проблемы, такие как собственные потери. Лидер дебрифинга должен предложить и пути проработки более ранних реакций.

ФАЗА СИМПТОМОВ

Во время фазы симптомов некоторые реакции должны быть обсуждены более детально. Участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические) которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, когда они возвратились домой в терние последующих дней и в настоящее время. Вопросы о необычных переживаниях, о некоторых трудностях возврата и сбытой работе — обязательны.

Знакомые черты посттравматического стресса — переживание феномена избегания и оцепенение и другие будут без сомнения проявляться. Страх может вызвать изменения в поведении. Фобические реакции (страхи) могут начать проявляться, когда люди не могут вернуться назад в то же место, где произошло событие. Особенно проблематичным это становится, если это место их основной работы. После подобных инцидентов люди иногда вынуждены менять местожительство, переезжая в другой дом, могут бояться спать без света или уменьшать скорость езды на машине, когда представляют, что может случиться.

Особое внимание следует уделить проблеме влияния вовлеченности в событие на семейную жизнь. Человек может чувствовать, что его семья не в состоянии понять, что он пережил. Как описал один работник: "Я не смог ответить на вопрос моей жены, о том, что мы будем делать в выходные. Это был такой контраст с тем, о чем я думал, что я взорвался и мы поссорились". "… Это может казаться "диким" принять "обычное" решение после решений, касающихся жизни и смерти"… Такие реакции могут привести к возникновению вопросов целесообразности их работы. Почему из всех профессий на земле ты занимаешься такой рискованной работой?" — спрашивает жена. Такие вопросы порождают у работников чувство непонятности и обесценивания своей деятельности. Они могут предпринимать попытку вновь примкнуть к своим коллегам, которые пережили те же события.

Иногда может быть полезно включать семьи в некоторые моменты процесса дебрифинга, возможно для начала передав им письменные материалы. Другой вариант — отдельные встречи с семьями работников. В некоторых случаях семьям может быть показан фильм о подобном инциденте, чтобы они более ясно представляли себе, что пережил человек, которого они любят.

ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФАЗА

В этой фазе один из ведущих должен попытаться обобщить реакции участников. Это лучше предпринять тем членам команды, кто записывает и осуществляет диагностику общих реакций, а затем пытается нормализовать состояние группы

Возможен путь, когда обсуждаются личные события из жизни участвующих и используются материалы других инцидентов или даже результаты исследований. Этот акцент на анализе реакций демонстрирует собравшимся оценку «нормальности реакций на ненормальные события». Но индивидуальность каждого также должна быть проакцентирована. У участников не должно сложиться впечатление, что они обязаны выражать реакции, но они должны знать, что они всегда смогут делать это, если захотят. Полезно использовать записи с зафиксированным материалом, который уточняет реакции и восстанавливает то, что происходило. Разумеется, этого не следует делать во время дебрифинга и в конце, чтобы не разрушать процесса. Хорошо иметь большую карту с симптомами, где они детально описываются и, которая может быть помещена где-нибудь в комнате, чтобы люди могли добавлять что-то к симптомам, если они не заметили ранее.

Полезно, чтобы участники, кроме того, могли бы встретиться на следующей неделе. Знание о предстоящей встрече позволяет участникам задуматься над формированием собственной стратегии преодоления своих переживаний. Важно отметить такие реакции, как насильственно внедряющиеся образы и мысли, возрастание тревоги, чувства уязвимости, проблемы со сном и с концентрацией внимания. Наряду с ожиданиями они должны быть обобщены. Необходимо отметить, что ничего страшного нет, и при нормальном развитии событий со временем симптомы будут умещаться.

ФАЗА РЕАДАПТАЦИИ

В этой фазе обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления, особенно в терминах семейной и групповой поддержки. Одной из главных целей дебрифинга, помимо всего прочего, является создание внутригруппового психологического контекста. Переживание отсутствия понимания от сотрудников может быть одним из самых травмирующих аспектов посттравматического инцидентного стресса. Группа полиции, которая работала при пожаре, прошла дебрифинг 6 месяцев спустя. Один из офицеров сказал, что дебрифинг был очень полезным, но он встретил офицеров, которые смеялись над ним, когда он рассказывал им, что пережил во время инцидента. И это его ранило больше, чем что-либо еще. После другого инцидента с заложниками группу сотрудников спросили, как они могли бы помочь друг другу. Группа, члены которой были более других дисстрессированы, сообщили: «Мы нуждаемся в возможности говорить друг с другом, поделиться все-ми переживаниями и мыслями, без страха, что другие будут смеяться над нами».

Полезно обсудить также, при каких случаях, участник должен искать дальнейшую помощь. Определяющими могут быть следующие показания:

- если симптомы не уменьшились спустя 6 недель,

- если симптомы увеличились со временем,

- если работники не в состоянии адекватно функционировать на работе и дома.

Направление дальнейшей помощи следует уточнить. Группа может принять решение о необходимости следующего дебрифинга, или, как минимум, отметить его возможность, если инцидент был особенно травматичным или не удалось справиться с проблемами. Дальнейший дебрифинг может быть также необходим при некоторых обстоятельствах, например, смерти одного из сотрудников — для усиления групповой солидарности. Участникам дебрифинга и членам группы следует продумать, как они смогут общаться друг с другом в дальнейшем, когда команда будет расформирована. Например, обменяться телефонами и адресами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕБРИФИНГА

Дебрифинг может иметь продолжение спустя две недели или даже до двух месяцев. Этот процесс уже менее структурированный, чем первый, и его главная задача проследить прогресс участников в терминах симптомов и действий, предпринятых, чтобы справиться с ними.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.