Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формирование общих замыслов решения

Как показал анализ историй решения задач, у испытуемых отмечалось возникновение двух общих замыслов решения. Первый замысел представляет собой идею форсированного заматования черного короля. Испытуемые определенный период находятся под его влиянием и только после совершения некоторого количества попыток им удается освободиться от первого замысла, являющегося в данной конкретной ситуации ложным, и направить свою деятельность на поиск выигрышной комбинации, т. е. у испытуемых возникает второй общий замысел решения.

Возникновение первого объективно неверного общего замысла у всех трех испытуемых связано с характеристиками объективной структуры задач, а именно шахматные этюды, которые были предложены для решения, имели одно объединяющее их свойство — неудачное расположение черного короля, ибо подвижность этой фигуры в каждом этюде ограниченна и кроме того у белых имеются несколько способов создания угроз черному королю.

Таким образом, структура задач однозначно повлияла на ход поисковой деятельности всех трех испытуемых, ибо первый общий замысел решения им был как бы «навязан» расположением объективно значимого элемента ситуации (черного короля).

В связи с тем что у испытуемых возникало два общих замысла решения, можно поставить следующие вопросы.

1. Как связаны зарождение общего замысла и эмоциональная активация?

2. Одинакова ли эта связь для каждого из замыслов?

3. Участвуют ли эмоциональные состояния в переходе от первого замысла ко второму?

Анализ поисковой деятельности показывает, что первый замысел возникает у испытуемых сразу при ознакомлении с условиями задачи в связи с тем, что является наиболее привычным способом действия (исходя из прошлого опыта) в данной ситуации. Следовательно, с эмоциональными механизмами, возникающими в процессе поиска решения, этот замысел не связан.



Для того чтобы более полно ответить на поставленные вопросы, проследим, каким образом осуществляется переход от одного общего замысла решения к другому.

Решение этюда I.Исходя из речевого рассуждения, а также ретроспективного отчета испытуемого Ф. В., можно заключить,


что вплоть до 19-й попытки решения его поисковая деятельность представляла собой реализацию первоначального объективно неверного общего замысла. Только в 19-й попытке испытуемый как бы сразу переходит к новому объективно верному общему замыслу, и в результате находит правильное решение задачи в этой же попытке. Проследим, с каким этапом поискового процесса связан момент возникновения самой первой эмоциональной активации.

Как показывает анализ структуры исследовательской деятельности испытуемого, самая первая эмоциональная активация возникает в первой попытке решения и связана (исходя из речевого отчета) с достижением положительного результата (постановкой мата) при помощи объективно значимого элемента ситуации (белой ладьи). Положительный результат достигается при слабой защите черных фигур и испытуемый сознает, судя по его речевому рассуждению, что подобная комбинация далека от решения задачи. Тем не менее происходит эмоциональная оценка значимости конкретного элемента ситуации, а именно — белой ладьи.

Во второй попытке решения эмоционально окрашено объективно верное действие — ход черной ладьи с шахом. В связи с эмоциональной оценкой этого найденного объективно верного действия (защита черных) испытуемый ищет возможности наилучшего ответа белых на ход черной ладьи. В первой ветви седьмой попытки испытуемый, отвечая на ходы черной ладьи, совершает белой ладьей шах черному королю с последующим возвратом на исходное поле е2. В объективном отношении действия, производимые белой ладьей, являются неверными (в соответствии с конкретным описанием в литературе решения этюда), однако дело в том, что в этих действиях заложено объективно верное значение, ибо возврат ладьи на исходное поле — это потеря темпа белыми, а объективно верное действие Ле2—el!! (которое по описанию решения необходимо совершить в данной ситуации) также обладает значением — дать темп черным фигурам, чтобы вынудить их пойти королем на поле Ь5 и поставить в положение цугцванга.

Каждое действие в ситуации обладает некоторым объективным значением (нападения, защиты, выигрыша темпа и т. п.). Значение действия может быть обобщенным тактическим приемом, например, предоставление темпа, жертва. В связи с этим необходимо различать само обобщенное значение или принцип и конкретный носитель этого значения или принципа. В каждой конкретной ситуации могут быть действия, воплощающие один и тот же принцип, но одни из них (действия в данной конкретной ситуации) ведут к достижению цели, а другие не ведут, хотя и являются носителями правильного значения или принципа. В рассматриваемой задаче действие Ле2— el!! и является таким носителем обобщенного принципа («выжидания»), которое входит в последовательность действий, ведущих к достижению цели. В данной ситуации имеются и другие носители этого обобщенного принципа («выжидания»), которые, однако, при их реализации не ведут к достижению цели.


Таким образом, объективная структура ситуации такова, что задает как бы две подзадачи — нахождение обобщенного принципа действий и нахождение конкретного носителя этого принципа (тактический прием выжидания и реализации «выжидания» с помощью данной конкретной фигуры).

Действия с ладьей (Ле2—е5+ и Ле5—е2) в седьмой попытке носят эмоциональную окраску, а по окончании ее реализации испытуемый заключает: «... тут что-то виднеется ...»

Следовательно, происходит положительная эмоциональная оценка обобщенного принципа, заключающегося в том, чтобы дать темп черным фигурам. Тем не менее нахождение конкретного носителя обобщенного принципа (хода Ле2—el!!) еще долгое время не происходит в связи с тем, что сказывается влияние объективно неверного общего замысла (испытуемый стремится к форсированному мату). Однако нахождение субъективно значимых действий Ле2—е5+ и Ле5—е2 имело большое значение в том отношении, что очертило для испытуемого конкретную зону поисковой деятельности, причем зону объективно верную, сократило количество альтернатив и закрепило на определенном тактическом приеме, ибо в последующие попытки решения испытуемый обязательно включает действия с ладьей Ле2—е5 и Ле5—е2. Эти последующие попытки испытуемый как бы строит на шахе ладьей с поля е5 и возврате на поле е2, т. е. включает эти два действия в различные комбинации, несмотря на отрицательные исходы попыток. Следовательно, вырабатывается механизм эмоционального закрепления, выполняющий положительную функцию.

В 9-й попытке эмоционально окрашивается объективно верное действие Крс8—Ь7!, а в 11-й попытке присходит окончательное формирование его смысла и испытуемый вербализует свое отношение к этому действию.

В 18-й попытке испытуемый формирует смысл сразу двух объективно значимых действий (КрЬ7—а7! и Ле2—el!!) в их сочетании: « . . . но, черт возьми, я хожу ладьей е2—el! —промежуточный ход и причем отличный ход (пауза), а ведь черные при этом ходе не пойдут ладьей, а пойдут королем! . . . (пауза), но тут сразу мата не поставить, ну что же, все равно выигрыш ...»

Эмоциональная активация возникает на 17 сек. раньше момента формирования смысла этих действий.

Таким образом, из речевого отчета испытуемого видно, что формирование смысла действий КрЬ7—а7! и Ле2—el!! способствовало переходу к объективно верному общему замыслу решения. Следовательно, можно утверждать, что механизмы смены общих замыслов заключены в предвосхищающих эмоциональных оценках действий с элементами ситуации, ибо именно на почве эмоциональных оценок происходило формирование смысла действий с этими элементами.

Исходя из ретроспективного отчета испытуемого М. #., мы можем заключить, что в ходе поисковой деятельности у него возникло


два общих замысла. Первый общий замысел возник сразу, в процессе ознакомления с ситуацией. Однако после реализации 1-й попытки а испытуемый начинает стремиться к созданию выигрышной ситуации — поставить черных в положение цугцванга2. Возвращения к 1-му замыслу в дальнейшем поиске решения уже не происходит. Первая эмоциональная активация возникает у испытуемого, когда он приступает к реализации второй ветви первой попытки (возникает одномоментно), т. е. когда испытуемый переходит ко второму общему замыслу решения. Таким образом, под влиянием 1-го общего замысла испытуемым сделана всего 1-я попытка а (первая ветвь 1-й попытки), под влиянием же 2-го общего замысла испытуемым сделана 1-я попытка б (вторая ветвь 1-й попытки), 2-я попытка, 3-я, 4-я, 5-я и, наконец, 6-я попытка.

Чем же вызван столь быстрый отказ от объективно неверного общего замысла решения и отсутствие в дальнейшем случаев возвращения к этому общему замыслу?

Ответить на этот вопрос мы можем в предположительном плане. Исходя из того что ретроспективные отчеты испытуемых строятся на эмоционально окрашенных участках процесса поиска решения, т. е. запоминается лучше та информация, которая является эмоционально окрашенной, можно заключить, что в процессе умственной деятельности человека происходит формирование интеллектуального опыта на основе эмоциональных механизмов. В результате, при решении той или иной конкретной интеллектуальной задачи у человека могут всплывать в сознании эмоционально окрашенные логические комбинации, заимствованные из прошлого опыта. В анализируемом нами процессе поиска решения этюда у испытуемого, возможно, и возникла подобная «эмоционально окрашенная ассоциация», когда он приступил к реализации второй ветви первой попытки, ибо первое же действие, которое он совершает в этой ветви, носит эмоциональную окраску, т. е. испытуемый эмоционально оценивает идею поставить черных в положение цугцванга. В 3-й попытке испытуемый положительно эмоционально оценивает найденный обобщенный принцип действий, заключающийся в том,чтобы дать темп черным фигурам, а также в этой попытке происходит положительная эмоциональная оценка объективно верного начального действия Крс8—Ь7! В 4-й и 5-й попытках можно наблюдать повторную эмоциональную окраску (эмоциональное закрепление) действия Крс8—Ь7! Кроме того, в 5-й попытке испытуемый на базе обобщенного принципа действий находит конкретный носитель этого принципа (Ле2—el!!), причем смысл действия Ле2—el!! испытуемый формирует в сочетании с другим объективно значимым действием КрЬ7—а7! В результате в 6-й попытке испытуемый окончательно реализует свой второй общий замысел решения.

2 При описании истории решения задач для обозначения различных ветвей совершаемых испытуемыми попыток мы пользовались буквенным наименованием, например, первая ветвь первой попытки — 1-я попытка а, вторая ветвь первой попытки — 1-я попытка б и т. д.


Из анализа структуры исследовательской деятельности испытуемых, направленной на решение предложенных задач (этюд I и этюд II) следует, что формирование общего объективно верного замысла осуществляется внутри первоначального объективно неверного (если оба замысла не возникают одновременно) с участием эмоциональных процессов, которые могут обладать как положительным, так и отрицательным знаком. Например, при решении этюда II у испытуемого Ф. В., в связи с отрицательными исходами попыток, возникали яркие отрицательные эмоциональные реакции. Как показал анализ, отрицательные эмоции необязательно выступают в качестве помехи для интеллектуальной деятельности человека, ибо могут нести и положительные функции. Отрицательные эмоции в данном случае не только способствовали переходу из ошибочной зоны поиска в зону, заключающую в себе объективно верное решение (интенсификация попыток решения, механизм сокращения переобследования последовательности действий, не имеющих объективно верных компонентов), но и подготавливали этот переход еще внутри ошибочной поисковой зоны, т. е. способствовали формированию новых оценочных функций на базе отрицательных исходов предшествующей последовательности действий по преобразованию ситуации. Кроме того, при анализе эмоциональной активации, возникающей в процессе решения задачи, можно наблюдать интересный факт: суммация эмоций с отрицательным знаком сменяется возникновением эмоций с положительным знаком. Это явление на первый взгляд кажется парадоксальным, но оно вызвано тем, что отрицательные исходы предыдущих попыток в психологическом аспекте подготовили испытуемого Ф. В. к «эмоциональному решению» и способствовали ему в момент анализа очередной попытки (случаи, когда испытуемый начинает переосмысливать отдельные свои попытки, проделанные ранее).

«Эмоциональное решение» мы здесь отличаем от «интеллектуального решения», в котором человек сразу находит основной принцип действий. Примером может служить формирование первого общего замысла в наших опытах. В описываемом же нами случае у испытуемого вдруг возникает чувство радости: ему кажется, что он «напал на верный след», проделывая очередную комбинацию, что «здесь где-то зерно решения», но в чем его суть — испытуемому пока неизвестно. В результате происходит мгновенный переход в новую зону поиска, и это чувство уверенности уже не покидает испытуемого. Однако конкретного высказывания в речи отказа от первоначального замысла не происходит, ибо переход в новую зону осуществляется более на эмоциональном, чем на интеллектуальном, уровне. Таким образом и возникает перенос знака в эмоциональной активации.

Однако главную роль в подготовке к переходу из объективно неверной зоны поиска в объективно верную играют положительные эмоции. Как оказалось, немаловажным фактором для формирования объективно верного общего замысла является положитель


ная эмоциональная окраска не только правильных действий, но и положительная эмоциональная окраска действий или целой последовательности действий, направляющих поиск в объективно верную зону, хотя сами эти действия или целые комбинации, в соответствии с конкретным описанием решения этюда в литературе, могут быть и неправильными. Эмоции с положительным знаком выполняют также функцию «эмоционального наведения» на объективно верные действия, что способствует переходу в объективно верную зону поиска. Действительно, в процессе решения этюда II испытуемый Ф. В. возвращается к «эмоционально окрашенной последовательности действий» (эмоционально закрепленная 4-я попытка решения), вопреки ранее произведенному логическому доказательству ее неправильности (т. е. эмоции являются настолько сильным механизмом, что способны направить испытуемого претив собственной же «логики» рассуждения), с повторным и еще более сильным эмоциональным сопровождением. Усиление эмоционального заряда одной и той же последовательности действий выступает в качестве эмоционального предвосхищения перехода в новую зону поиска, ибо после переобследования этой комбинации испытуемый переходит к объективно верному общему замыслу решения.

Первый общий замысел ни в одном из случаев не имеет эмоциональной окраски в связи с тем, что возникает как «само собой разумеющееся» действие в исходной ситуации и никакой развернутой предшествующей деятельностью не обусловлен.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Структура задач повлияла на ход поисковой деятельности испытуемых, о чем свидетельствует возникновение в результате этой деятельности двух общих замыслов решения. Первый объективно неверный общий замысел, «навязанный» испытуемым расположением элементов ситуации, эмоциональной окраски не имеет; когда же испытуемые переосмысливают исходную ситуацию и переходят ко второму объективно верному общему замыслу, возникает яркая положительная эмоциональная активация, предшествующая моменту перехода.

2. Отрицательные эмоции необязательно выступают в качестве помехи для интеллектуальной деятельности человека, ибо могут подготавливать переход к объективно верному общему замыслу решения внутри первоначального объективно неверного общего замысла.

3. Формированию объективно верного общего замысла способствовала положительная эмоциональная окраска не только объективно верных действий, но и эмоциональная окраска действий, являющихся лишь носителями объективно верного принципа, и непосредственно не ведущих к достижению цели в данной конкретной ситуации.

4. Положительные эмоциональные оценки выполняют функцию «эмоционального наведения» на объективно верные действия, что способствует переходу к объективно верному общему замыслу.


5. Количество попыток решения, представляющих собой реализацию второго (объективно верного) общего замысла, определяется тем, насколько уверенность в его правильности была сформирована в предшествующей деятельности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.