Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эмоциональная активация в процессе решения задачи

Поскольку в наших исследованиях роль эмоциональной активации выявляется при сопоставлении ее с другими компонентами умственной деятельности, мы прежде всего остановимся на вопросе о соотношении эмоциональной активации с осязательной активностью и речью.


Рис. 16. Явление кумуляции эмоций в ходе развития смысла элемента пс2

Анализ экспериментальных данных показывает непосредств£н-ную связь эмоциональной активации с осязательной активностью. Так, если по отношению к речи можно констатировать в основном закономерное предвосхищение эмоциональной активацией ее продуктов, то по отношению к уровню осязания можно выделить как случаи предвосхищения эмоциональной активацией взаимодействий, так и подготовки эмоциональной активации в ходе установления взаимодействий в осязании; кроме того, можно говорить о развитии эмоциональной активации, осуществляющемся по мере установления взаимодействий в осязании.

Яркий случай предвосхищения эмоциональной активацией взаимодействия, устанавливаемого на уровне осязательной активности, можно наблюдать во второй попытке (рис. 16): на 10'42" возникает эмоциональная активация (КГР=4,310), она развивается в течение 15" и достигает максимума на 10'57".

В осязании в период Ю'42"—45" фиксируется элемент КрЬ4, а затем^в интервале 10'47"—53", т. е. по мере нарастания эмоциональной активации, устанавливается взаимодействие пс2—с4— КрЬ4—Ке4—Jlf4, в ходе которого раскрывается эмоционально предвосхищаемое свойство элемента пс2: пешка на поле с4 защищает белого короля Ь4 от возможной угрозы Jlf4 в случае, если ладья берет Ке4.



В речи в момент возникновения эмоциональной активации появляется восклицательное междометие «что!». Сама же вербализация свойства пс2 происходит в интервале 10'50"—53" — «пешка загородит четвертую линию от скрытого шаха», т. е. уже после установления в осязании взаимодействия элементов. Этот же пример, по-

10 Здесь и далее цифра в скобках обозначает величину KJP в ком.


Рис. 17. Подготовка эмоциональной активации в осязательной активности

мимо предвосхищения эмоциональной активацией других компонентов умственной деятельности, показывает развитие эмоциональной активации по мере установления в осязании взаимодействия элементов.Процесс подготовки эмоциональной активации на уровне осязательной активности мы рассмотрим на другом примере (рис. 17); в осязании в период 5'4"—8" устанавливается взаимодействие Jlf4—Ke4—КрЬ4, смысл которого: «Ладья f4 может взять коня е4 и объявить шах белому королю Ь4».

На 5'8", т. е. после установления взаимодействия, возникает эмоциональная активация (КГР=2,4). Затем (5' 10"—15'') происходит вербализация свойства ладьи f4: «Ладья может дать шах, взяв коня».

Рассмотренные нами примеры, число которых можно было бы умножить, показывают существование сложных неоднозначных отношений между компонентами умственной деятельности: может происходить как предвосхищение эмоциональной активацией взаимодействий на уровне осязания, так и возникновение эмоциональной активации вслед за установлением этих взаимодействий.

Анализ экспериментальных данных показывает связь между типом соотношения компонентов умственной деятельности и определенной функцией эмоциональной активации.

В процессе решения задачи есть стадии, на которых не осуществляется активный поиск действий, а производится обследование наличной или определенным образом преобразованной ситуации.

В эти периоды эмоциональная активация выполняет оценочную функцию, констатирующую соответствие некоторых свойств ситуации отдельным характеристикам конечной ситуации, определяемым поставленной целью. Такая функция эмоциональной активации находится в связи с определенным соотношением компонентов^умственной деятельности: вначале устанавливается взаимодействие в осязании, затем происходит вербализация свойства, подготовленного в осязании, и только после этого возникает эмоциональная активация.

С другой стороны, в процессе решения задачи имеются стадии, на которых по преимуществу производится поиск преобразований и последующее преобразование ситуации.

В такие периоды процесса решения задачи эмоциональная активация выполняет предвосхищающую оценочную функцию, т. е. на ее основе часто производится выбор действия или обнаружение свойства ситуации, которое позволяет затем произвести выбор действия, реализующего ту или иную цель.


Этой другой функции эмоциональной активации соответствует и иной тип соотношения компонентов умственной деятельности: в этих случаях эмоциональная активация всегда предшествует вербализации в речи действия или свойства элемента; по отношению к осязанию возможны как случаи предвосхищения эмоциональной активацией взаимодействия, устанавливаемого на уровне осязания, так и случаи возникновения эмоциональной активации вслед за установлением взаимодействия на уровне осязания. Здесь представляется возможным конкретизировать знание о классическом феномене «предвосхищения» (феномен «антиципации», по терминологии других авторов).

Как показывает экспериментальный материал, это явление оказывается неоднородным по своей психологической природе. Так, предвосхищение может носить эмоциональную природу, когда возникновение эмоциональной активации опережает формирование невербализованного смысла и его последующую вербализацию. С другой стороны, предвосхищение может основываться на развитии невербализованного смысла, который в свою очередь может получить последующую эмоциональную окраску.

Далее мы рассмотрим некоторые условия возникновения эмоциональной активации в процессе решения задачи и последующее ее влияние на ход процесса.

Эмоциональная активация подготавливается развитием смыслов определенных элементов ситуации; она представляет собой продукт деятельности по обследованию и переобследованию элементов, который возникает на том этапе развития смысла элемента, когда этот смысл начинает непосредственно удовлетворять определенным требованиям конечной цели. Эта закономерность возникновения эмоциональной активации одинаково обнаруживается как в условиях отсутствия конкретных преобразований ситуации, так и в условиях деятельности, характеризующейся такими преобразованиями.

Рассмотренные материалы позволяют говорить о выполнении эмоциональной активацией роли обобщенной эмоциональной оценки целых периодов деятельности по формированию смыслов элементов. Действительно, первая эмоциональная оценка возникла после установления ряда свойств Kpd5, а вторая — вслед за образованием окончательного смысла этого элемента на данной стадии поиска.

Проведенный нами анализ показывает, что эмоциональная активация возникает на определенном этапе развития смысла элемента, а именно когда его свойства начинают удовлетворять требованиям конечной цели.

Являясь продуктом деятельности по формированию и развитию смыслов элементов ситуации, эмоциональная активация вместе с тем оказывает существенное влияние на дальнейшее протекание поиска, обеспечивая его избирательность. В этом проявляется регулирующая функция эмоциональной активации в процессе решения задачи. Эмоциональная активация, возникающая в предшест-


Вующей попытке, фиксируя определенные смысловые образования, оказывает регулирующее влияние на направление деятельности в последующей попытке, обеспечивая использование ранее выделенных смысловых образований.

Регулирующая функция эмоциональной активации проявляется и в другой форме. Так, она может возникнуть как при формировании действия, реализующего лишь некоторые характеристики конечной цели, так и при формировании действия, достигающего конечной цели. Однако есть существенное различие между этими случаями. При формировании объективно верного действия (достигающего конечную цель) интенсивность эмоциональной активации (судя по реакции КГР) значительно выше, чем при формировании действия, реализующего лишь некоторые характеристики конечной ситуации, обусловленные поставленной целью. Разделение в эмоциональной сфере действий, разных по своей значимости по отношению к конечной цели, регулирует протекание процесса (направляет его на достижение объективно верного результата).

На основании рассмотренного материала мы можем отметить следующее: большее или меньшее соответствие действия требованиям конечной цели отражается в разной интенсивности эмоциональной активации, предвосхищающей и первоначально оценивающей эти действия. Данные, полученные в нашем эксперименте, дают возможность установить некоторые условия возникновения и развития эмоциональной активации в процессе решения задачи.

В определенных случаях удается проследить, как возникновение эмоциональной активации подготавливается развитием, невер-бализованного смысла элемента ситуации, а последующее увеличение эмоциональной активации опосредуется дальнейшим развитием невербализованного смысла того же элемента.

Так, во второй попытке невербализованный смысл элемента пс2 (рис. 16) развивался в ходе установления взаимодействия пс2— сЗ (10'17"—19")— пешка может занимать поле сЗ. Вслед за этим взаимодействием на 10'19,5" возникает эмоциональная активация (КГР = 2,9 ком). После возникновения эмоциональной активации ее последующее увеличение обусловлено дальнейшим развитием невербализованного смысла пешки — она может занять поле с4, где будет поддерживаться королем Ь4 и оказьгоать угрозу черному королю (взаимодействие КрЬ4—с4—Kpd5 в интервале 10'21"— 24").

Дальнейшее развитие невербализованного смысла пешки происходит путем постоянного переобследования элементов пс2, КрЬ4, с4. В ходе этого переобследования элементов ситуации подготавливается новый невербализованный смысл данного элемента — пешка на поле с4 одновременно с угрозой черному королю защищает белого короля. Такой ноеый неЕербализованный смысл пешки обусловливает возникновение эмоциональной активации большей величины, чем предыдущая эмоциональная активация (КГР = = 4,3 ком), рис. 16.


Таким образом, если в предыдущих исследованиях указывалось на закономерное предвосхищение эмоциональной активацией некоторых вербализованных смыслов, то в данном исследовании удалось показать закономерную подготовку возникновения эмоциональной активации в ходе развития невербализованных смыслов элементов и кумуляцию (возникновение большей по величине эмоциональной активации) в ходе дальнейшего развития невербали-зованного смысла элемента.

В процессе решения задачи наряду с положительными эмоциональными оценками и предвосхищающими эмоциональными реакциями возникают и отрицательные эмоциональные оценки промежуточных результатов деятельности, оказывающие определенное регулирующее влияние на дальнейшее протекание процесса решения задачи. При этом всякий раз получение отдельного отрицательного результата эмоционально окрашивалось, хотя и регистрировалась небольшая величина КГР, не превышающая 2 ком. Наконец, в заключение рассматриваемого этапа поиска возникла эмоциональная реакция, в два с лишним раза превышающая прежние (КГР = 4,1 ком), (рис. 18).

В период нарастания эмоциональной реакции испытуемый дает вербальную оценку предшествующих действий: «... Да ... что-то здесь ничего ... не получается». Это есть выраженная в речи обобщенная оценка, согласующаяся по времени с моментом возникновения КГР. (Необходимо заметить, что получение каждого в отдельности отрицательного результата не сопровождалось их вербализацией).

Обращает на себя внимание следующее за отрицательной оценкой формулирование вопроса: «Что же здесь придумать?» (9'55"— 10'5"). По-видимому, постановка такого общего вопроса связана с отрицательной оценкой субъектом результатов предшествующей деятельности: испытуемый на данном этапе не видит пути к достижению цели. Дополнительным подтверждением такого объяснения этого вопроса является отсутствие на уровне осязания взаимодействия, свидетельствующего о формировании нового замысла: испытуемый во время постановки вопроса фиксирует элемент Kpd5.

Возникновение такой большой по величине КГР и вербальная оценка объясняются, по-видимому, тем, что прежде происходило постепенное (по мере получения отрицательных результатов) накопление соответствующих их оценок на невербализованном уровне, отражающемся в осязательной и эмоциональной активности. И лишь при достижении определенной степени этих оценок возникает обобщенная оценка результатов как на невербализованном уровне (эмоциональная сфера, в частности), так и на уровне речи.

Предварительно можно заключить, что в процессе поисковой деятельности наблюдается этапность в формировании обобщенной отрицательной оценки. Обобщенная оценка, по-видимому, оказывается своеобразным регулятором протекающего поиска; она прекращает поиск в определенных замыслами направлениях или зо-


Рис. 18. Эмоциональная активация, выражающая отрицательную эмоциональную оценку предшествующей деятельности

нах, тогда как локальная отрицательная оценка, невербализуе-мая, а имеющая место лишь на невербальном уровне, еще не обладает таким действием, чтобы прекратить поиск в каком-либо направлении.

Эмоциональная активация играет существенную роль в постановке испытуемым значимых с точки зрения достижения целей вопросов, регулирующих в дальнейшем протекание поисковой деятельности.

Развитие невербализованного смысла элемента, получающего последующую эмоциональную оценку, обусловливает не только постановку, но и определенное содержание вопроса.

Так, при первичном обследовании ситуации испытуемый формули»

4' 47" 4' 50"

рует вопрос: «какие могут быть шахи белому королю?» Характерным в этом вопросе является то, что сама возможность угрозы белому королю в исходной ситуации представляется уже реальной и спрашивается лишь о средствах оказания угрозы («какие шахи?»).

Обращение к невербальному уровню показывает, что постановку рассматриваемого вопроса предваряет взаимодействие Jlf4— Kpb4 (4'45"—47"), в котором получает отражение невербализо-ванный смысл элемента JIf4— черная ладья может оказать угрозу белому королю, так как находится с ним на одной горизонтали. Вслед за установлением взаимодействия возникает (на 4'47") эмоциональная активация (КГР = 2,2). Таким образом, сама постановка и содержание вопроса обусловлены в данном случае развитием невербализованного смысла элемента и последующей эмоциональной оценкой его; формулирование вопроса подготавливается деятельностью на невербальном уровне.

В ходе формирования конкретных попыток формулируются вопросы, направленные на выяснение функций элементов. В том слу-


чае, если элемент оказывается значимым с точки зрения достижения цели, постановке вопроса о его функции предшествует развитие невербализованного смысла элемента и эмоциональная оценка его. Так, при формировании первой попытки невербализованный смысл nf5 состоит в том, что этот элемент перекрывает угрожающее действие белой ладьи на черного короля (взаимодействие Jlh5— nf5 в интервале 5'30"—31"); на 5'31", сразу же вслед за взаимодействием, возникает эмоциональная активация (КХР = 2,7); и лишь только затем (5'35"—40") формулируется вопрос о функции данного элемента: «Зачем эта пешка?»

Рассмотренные примеры показывают, что эмоциональная активация, возникающая на основе развития невербализованных смыслов элементов, имеет существенное значение в формулировании вопросов, выполняющих важную роль в регуляции последующего протекания процесса мыслительной деятельности.

После рассмотрения некоторых общих закономерностей возникновения и влияния эмоциональной активации на процесс решения задачи остановимся на той функции, которую выполняют эмоцир-нальные реакции при формировании и реализации попыток, а следовательно, при формировании промежуточных планов и окончательного плана решения задачи. Соответствие замысла промежуточной цели, как следует из экспериментальных данных, оценивается эмоционально. При этом замысел попытки возникает и формируется на невербальном уровне. Эмоциональная активация выделяет, фиксирует замысел попытки (конкретное взаимодействие) среди других взаимодействий элементов ситуации.

Последующий поиск в попытке состоит в образовании или формировании операциональных смыслов элементов и в результате этого вьщеления таких характеристик элементов, которые могут выступать в качестве средств реализации замысла. Соответствие отдельной характеристики элемента содержанию замысла эмоционально предвосхищается в поисковой деятельности испытуемого.

Обсуждая вопрос о роли эмоциональной активации при выборе средства реализации, необходимо отметить, что в некоторых случаях эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда обнаруживается соответствие средства не только замыслу, но и характеристикам промежуточной и конечной цели. В тех же случаях, когда средство удовлетворяет только замыслу, эмоциональная реакция может и не возникать. По-видимому, это говорит о том, что эмоциональная активация выступает иногда в качестве такого механизма, который выделяет и оценивает из всей совокупности действия, согласующиеся не столько с тактическими задачами (замысел, попытка), сколько со стратегическими образованиями (промежуточная, конечная цель).

Как уже отмечалось, эмоциональная активация включена в процесс подготовки попыток, но этим функция эмоциональной активации не ограничивается. Экспериментальные данные показывают, что эмоциональная активация включена и в самый процесс


реализации попыток. Так, если прогнозирование ответных действий за противника не было связано с возникновением эмоциональной активации, то формирование действия, непосредственно реализующего конечную цель, как правило, было связано с эмоциональным предвосхищением нахождения этого действия. В этих случаях эмоциональная активация предвосхищает соответствие искомого действия требованиям конечной цели, которые варьируют в зависимости от того или иного действия противника.

Таким образом, эмоциональная активация непосредственно включена в создание плана как перечня действий для достижения результата: при формировании первого действия эмоциональная активация возникает при соответствии замысла промежуточной цели и при соответствии средства реализации замыслу. Средство и выступает как первое действие в промежуточном и окончательном плане решения задачи. При формировании второго действия плана эмоциональная активация предшествует его нахождению и свидетельствует о соответствии действия требованиям конечной цели.

Проведенный анализ экспериментальных данных выявил некоторые условия возникновения и развития эмоциональной активации, дополнил знание о функциях эмоциональной активации в процессе решения задачи, позволил также рассмотреть вопрос о взаимоотошении эмоциональной активации с другими компонентами мыслительной деятельности. Было показано существование связи между типом соотношения компонентов умственной деятельности и функций эмоциональной активации. Констатирующая оценочная функция связана с таким соотношением, когда эмоциональная активация возникает уже после установления взаимодействия в осязании и вербализации соответствующей характеристики элемента. Напротив, предвосхищающей оценочной функции эмоциональной активации соответствует такое соотношение, когда эмоциональная активация опережает установление взаимодействия на уровне осязания и вербализацию некоторого свойства.

Было прослежено, как происходит подготовка эмоциональной активации в процессе развития смысла элемента, и установлено, что эмоциональная активация возникает на том этапе, когда операциональный смысл элемента начинает соответствовать характеристикам конечной цели. Причем такое соответствие может быть не только прямым, но и опосредованным замыслом или промежуточной целью, в содержании которых заключены требования конечной цели.

В процессе поиска решения эмоциональная активация выполняет регулирующую функцию. Эта функция проявляется в том, что эмоциональная активация, выделяя определенное смысловое образование, затем обеспечивает непосредственное его использование в дальнейшей деятельности. Регулирующая функция эмоциональной активации проявляется также в разной субъективной оценке действий, достигающих конечной цели, и действий, которые реализуют лишь некоторые характеристики конечной цели.


Сопоставление экспериментальных данных позволило установить, что возникновение эмоциональной активации подготавливается развитием невербализованных смыслов элементов ситуации. Последующее нарастание эмоциональной активации также обусловлено дальнейшим развитием невербализованных смыслов элементов. Было экспериментально установлено, что в основе явления кумуляции эмоций (т. е. возникновения новой эмоциональной реакции большей величины) лежит процесс развития невербализованных смыслов элементов, протекающий в форме многократного переобследования одних и тех же элементов ситуации.

В ходе анализа была выявлена существенная роль эмоциональной активации в формулировании испытуемым некоторых вопросов, оказывающих регулирующее влияние на дальнейшее протекание мыслительного процесса.

Можно, по-видимому, заключить, что, выполняя существенную роль в подготовке формулирования некоторых вопросов, эмоциональная активация опосредованно (через вопросы) оказывает регулирующее влияние на протекание мыслительного процесса.

Был рассмотрен вопрос о роли отрицательной эмоциональной активации в процессе решения задачи. Выдвинуто предположение об этапности формирования обобщенной отрицательной оценки. Показано, что такая оценка является регулятором поиска — она прекращает поиск в некоторых направлениях. При этом такой регулирующей функцией обладает только обобщенная оценка, получившая отражение в речи. Напротив, локальные отрицательные оценки, имеющие место лишь на невербальном уровне, неспособны прекратить поиск в каком-либо направлении.

В ходе анализа было установлено, какую функцию выполняет эмоциональная активация при формировании и реализации попытки решения задачи, другими словами — какова роль эмоциональной активации в деятельности планирования. Показано, что соответствие замысла попытки промежуточной цели эмоционально окрашивается; установлено, что соответствие характеристики элемента содержанию замысла также эмоционально оценивается.

В некоторых случаях одного соответствия замыслу некоторой характеристики элемента оказывается недостаточно для возникновения эмоциональной активации. Необходимо еще соответствие характеристикам промежуточной и конечной цели. В таких случаях эмоциональная активация выполняет роль механизма, который выделяет и оценивает действия, согласующиеся со стратегическими (промежуточная цель, конечная цель), а не с тактическими (замысел) задачами.

Эмоциональная активация включена и в процесс реализации попытки. Она предвосхищает соответствие того или иного действия требованиям конечной цели и обусловливает выбор объективно верного действия. Не только образование, таким образом, но и само развитие мысли теснейшим образом связано с эмоциональной активацией.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.