Воспитательные функции преподавателя физической культуры Тема 1 Формирование личностных качеств занимающихся
В процессе физического воспитания
План
1.1 Роль физической культуры в воспитании личностных качеств
1.2 Основные факторы направленного формирования личности
1.3 Реализация различных видов воспитания в процессе физического воспитания
Роль физической культуры в воспитании личностных качеств
Известно, что физическое воспитание объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитания физических способностей позволяют эффективно решать ряд задач нравственного, волевого, эстетического и интеллектуального воспитания.
Физическая культура личности является воплощением в человеке результатов использования материальных и духовных ценностей физической культуры, т.е. в освоении человеком необходимых знаний, навыков, умений и психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания (Ю. Ф. Курамшин, 2003). Естественно, что компоненты физической культуры личности связаны с мировоззрением человека и могут иметь положительную или негативную динамику, в зависимости от успешности различных сторон воспитания, в том числе и физического.
Основные факторы направленного формирования личности
Для того чтобы процесс учебно-воспитательной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо использовать современные педагогические технологии, разбираться в их сути, создавать свои профессиональные стратегии деятельности.
Технология воспитательной деятельности – это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок использования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания в сфере физической культуры и спорта.
Стратегия воспитания – общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач.
Тактика воспитания – в соответствии со стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности. Техника воспитания – совокупность приемов, операций и других воспитательных воздействий педагога.
Методы воспитания – определенные способы педагогического воздействия на занимающихся или взаимодействия с ними в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно-значимых целей. Наиболее действенными методами воспитания являются: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример (рисунок 1).
|
| МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
|
|
| |
|
|
|
| Методы формирования личности
|
| Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
|
| Методы стимулирования поведения и деятельности
|
|
|
|
|
| | Беседы
|
| Педагогическое требование
|
| Соревнование
| | |
|
|
|
|
| | | Лекции
|
| Общественное мнение
|
| Поощрение
| | |
|
|
|
|
| | | Диспуты
|
| Приучение
|
| Наказание
| | |
|
|
|
|
| | | Пример
|
| Упражнение
|
|
| | |
|
|
|
|
| | |
|
| Воспитывающие ситуации
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Рисунок 1 –Классификация методов воспитания(по Ю. К. Бабанскому)
Воспитательные функции преподавателя физической культуры
Успешность любых мероприятий в сфере физической культуры, эффективность учебно-тренировочных занятий во многом зависят от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовленности, отношения к делу.
Специалист физического воспитания – все работники в области физического воспитания, реализующие воспитательные функции (учитель, тренер, инструктор).
Чем выше квалификация специалиста и шире круг его профессиональных знаний, тем больше у него возможностей для качественного решения воспитательных задач. Хорошего специалиста характеризуют широта кругозора, основанного на глубоких знаниях, понимание основных закономерностей профессиональной деятельности, ее принципов и перспектив развития, умение адекватно применять свои знания на практике (Л. П. Матвеев, 2008).
Определяющие черты профессионального мастерства педагога:
1) педагогическая техника, включающая в себя педагогические знания, навыки, умение прогнозировать результат, способность к педагогическому творчеству.
2) педагогический такт – как способность к эмпатии, позволяющей понять чувства своих подопечных, добиться взаимопонимания с ними.
Основополагающие характеристики педагогического такта:
– требовательность без грубости, высокомерия;
– естественность, простота в общении, при отсутствии панибратства;
– скромность, без ее афиширования;
– юмор, без грубых насмешек;
– интерес, внимание к подопечным; советы без навязчивости.
3) педагогическая культура – наличие у специалиста высокого уровня общей культуры, нравственной, правовой и эстетической воспитанности.
Поэтому здесь важно оптимальное соотношение ведущей роли воспитателя, самостоятельности и активности занимающихся. Гармоническое соотношение направляющей роли воспитателя и сознательной активности воспитываемых ведет к постепенному перерастанию воспитания в самовоспитания.
1.3 Реализация различных видов воспитания в процессе ФВ [1]
В общей системе воспитания физическое воспитание неотделимо от других видов всестороннего воспитания человека. Объективной основой их органической взаимосвязи являются, с одной стороны, единство физического и духовного развития человека, с другой – основные социальные закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе (рисунок 2). Реальный вклад каждого отдельного вида воспитания во всестороннее развитие личности зависит и от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно воспитатель использует эту объективно существующую предпосылку для соединения различных сторон воспитания ради достижения единой цели .
Рисунок 2 – Взаимосвязь физического воспитания
с другими видами воспитания
Нравственное воспитание
Определяющее значение нравственного воспитания обусловлено значимостью моральных устоев личности во всех социальных жизненных проявлениях, и в первостепенной заинтересованности общества в упрочнении принятых в нем нравственных норм. Тесно связанные задачи нравственного, идейного, патриотического воспитания могут успешно решаться в процессе физкультурно-тренировочных занятий.
Задачи:
– формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов физкультурной деятельности согласующихся с идеалами морали;
– воспитание моральных чувств (дружбы, товарищества, коллективизма, солидарности, любви к Родине и пр.);
– формирование нравственного опыта, привычек соблюдать этические нормы (в том числе и применительно к конкретным нормам физкультурной и спортивной этики).
Результаты спортивной деятельности во многом зависят от того, в каком направлении формируются ее мотивы. Наиболее существенными являются мотивы всестороннего развития личности, совершенствования всего, что определяет ценность человека, как активного участника общественного прогресса.
Спортивная этика выражается в общечеловеческих началах, т. е. каждый спортсмен должен вести себя достойно человека, честно соблюдать правила состязания, уважать соперника и быть благородным в спортивной борьбе. В спорте очень высокое значение имеет сила примера (нравственного) – тренера, товарищей.
Эффективность нравственного воспитания определяется тем, как его результат сказывается на поведении ученика в условиях реальной жизни.
Морально-волевое воспитание
Воля – деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движениями (И. М. Сеченов).
Задачи по воспитанию воли в процессе физического воспитания:
1) формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям физкультурной и спортивной деятельности;
2) развитие волевых качеств, необходимых в спортивной деятельности (целеустремленности, смелости, настойчивости, инициативности и т. д.) и формирование на этой основе стержневых черт характера.
Проявления воли зависят главным образом от мотива деятельности; а сила их проявлений – от того, насколько этот мотив совпадает с жизненными интересами личности, с ее идеалами и нравственными нормами. Вместе с тем, воля, во внешнем своем выражении, не может проявиться без мышечных движений, и этим обусловлено единство физического и волевого воспитания.
В процессе физического совершенствования, обучения движениям, всегда задействованы волевые свойства личности. Специфический фактор воспитания волевых качеств – это преодоление трудностей, связанных с мобилизацией воли. Эффективность воспитания воли определяется тем, насколько этот процесс перерастает в сознательную самоактивность личности, направленную на выработку своих волевых качеств.
Основные методические линии воспитания воли в процессе ФВ:
– первая линия: мобилизация на безусловное выполнение заданий и установок, вытекающих из логики планомерных занятий по физическому воспитанию. Регулярное (многолетнее) выполнение серьезной деятельности воспитывает стойкую установку на обязательное к нему отношение, не останавливаясь перед возникающими трудностями, в результате это сказывается на формировании соответствующих черт характера.
– вторая линия: системное использование специальных, мобилизующих волю заданий и установок, преодоление возникающих в связи с этим дополнительных трудностей (это необходимо, когда возникает устойчивая адаптация к стандартным нагрузкам и их выполнение уже не требует волевых усилий).
Трудовое воспитание– представляет собой главное прикладное направление всех сторон воспитания.
Роль физического воспитания в трудовом воспитании:
1) общеподготовительное значение физического воспитания (ППФК);
2) путь к физическому совершенству – это путь многолетнего упорного труда (т. е., формируется отношение к труду вообще, особенно когда физическое воспитание прочно связано с нравственным и другими видами воспитания, воспитывается трудолюбие);
3) общественный физический труд (дозированный) – (как одно из средств тренировки);
4) в процессе спортивной подготовки вырабатываются навыки самообслуживания (подготовка формы и инвентаря, ремонт оборудования, уборка мест занятий).
Интеллектуальное воспитание
Задачи:
1) обогащение человека специальными знаниями (формируется осознанное отношение к спортивной деятельности, своему здоровью);
2) развитие познавательных способностей, содействие творческим проявлением личности средствами физической культуры.
Реализация этих задач в процессе физического воспитания связана прежде всего с физическим образованием, причем педагогической основой являются дидактические принципы, средства и методы.
Эффективными являются следующие формы, методы и приемы активизации умственной деятельности: анализ тренировок и соревнований; прогнозирование; выделение ООТ; анализ ошибок; лекции, беседы и просмотр кино- и видеоматериалов; система постепенно усложняющихся заданий эвристического характера (с элементами поиска и творческих проявлений).
Эстетическое воспитание
Задачи:
1) воспитать способность воспринимать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры; стремление к физическому совершенству;
2) содействовать становлению эстетики межличностных отношений.
Для реализации этих задач требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия (культура, эстетичность, эмоциональность, выразительность движений и речи); использование музыки, хореографии.
Самовоспитание–это процесс многогранный, включает в себя самоопределение, самообразование, самопознание, самоубеждение, саморегуляцию, самопреодоление, самоконтроль и пр. Самовоспитание в процессе физического воспитания начинается тогда, когда сформирована осмысленная потребность физического совершенствования, проявляющаяся в самостоятельных действиях, направленных на достижение намеченных результатов.
Основные пути и формы самовоспитания:
– самообразование и самопознание (самостоятельное получение различных знаний, навыков самонаблюдения, самоанализа и самооценки);
– самоприучение (преодоление инерции покоя по отношению ко внутреннему побуждению, разумные самоограничения);
– самомобилизация и саморегуляция (самопобуждения, самопрогнозирование, самоприказы, настройка и самокоррекция);
– самоконтроль (за состоянием, результатами деятельности) складывается из самонаблюдений, самоанализа и самооценок с последующим принятием решений.
Следует помнить, что самовоспитание нельзя рассматривать как полностью автономный процесс, направляющая роль в нем принадлежит педагогу (хотя его роль и формы руководства меняются по мере формирования и становления личности). Педагог всегда должен помнить, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается» (А. С. Макаренко).
|