Обратная связь
|
Тема 1. Психология как наука. Плюрализм психологического знания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Кафедр психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Общая психология»
Направления подготовки 030300.62 «Психология»
Профиль «Психологическое консультирование
РазработчикМедведев Александр Михайлович канд. психол. наук, доцент
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
| Протокол №______ от «___» ______________2014_г.
|
| Зав. кафедрой _________________________________
| (подпись заведующего кафедрой)
|
Волгоград 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА
| № СТР.
| Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
|
| 1.1.
| Пояснительная записка
|
| 1.2.
| Тематический план учебной дисциплины
|
| 1.3.
| Содержание учебной дисциплины
|
| 1.4.
| Организация самостоятельной работы
|
| 1.5.
| Список литературы
|
| Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
|
| 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
|
| 2.2.
| Пожелания к изучению отдельных тем курса
|
| 2.3.
| Рекомендации по работе с литературой
|
| 2.4.
| Разъяснения по работе с тестовой системой курса
|
| 2.5.
| Советы по подготовке к экзамену (зачету)
|
| Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса
|
| Раздел 4. Материалы практических заданий по темам
|
| Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
|
| Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)
| Данная учебная дисциплина принадлежит к базовой части профессионального цикла дисциплин Б3.Б.2.
Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как «История психологии», «Основы психосоматики» и «Зоопсихология и сравнительная психология» в той его части, которая представляет собой филогенетические введение в психологию человека.
Для изучения дисциплины необходимы знания в области биологии и концепций современного естествознания.
Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для решения комплексных задач в областях производства и хозяйственной деятельности, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и осуществления следующих видов профессиональной деятельности: диагностической и коррекционной; экспертной и консультативной; учебно-воспитательной; научно-исследовательской; культурно-просветительской.
| Соответствие учебной программы требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов
|
Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
| Цель и задачи учебной дисциплины
| Целью настоящей учебной дисциплины является…
Цель настоящей учебной дисциплины – ведение студентов в область научной психологии и знакомство с основными научными школами, методологическими подходами, исследовательскими программами и теориями, составляющими корпус классический научной психологии.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- обеспечить овладение базовыми компетентностями, соответствующими профессиональному образованию согласно стандарту ВПО по данной специальности;
- обеспечить навыки работы с информационными источниками в соответствии с условиями обучения в вузе.
| Требования к результатам обучения
| В результате изучения предмета студент должен знать
- базовые категории и понятия психологии как в исходном, так и в современном научном контексте,
- о многомерности и неоднозначности понятийного аппарата современной психологии;
- об основных парадигмах современной психологии – естественнонаучной и гуманитарной;
- об истории происхождения и основном содержании, предмете исследования, определившихся в основных (классических) школах научной психологии.
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
- сопоставлять основания, на которых строится научная психология с основаниями житейской психологии;
- выделять общие и специфические признаки научных теорий, позволяющие относить теорию к определенной парадигме;
- соотносить донаучные и научные подходы в психологии, обнаруживая в них преемственность, развитие и принципиальные различия.
По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
ОК-4 – использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
ПК-6 – психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
ПК-7 – прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях
ПК-9 – способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.
| Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.
|
Учебная дисциплина «Общая психология» общим объемом 90 часов изучается в течение 1 семестра.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом в 1 семестре.
|
1.2. Тематический план учебной дисциплины
Наименование тем
| Количество часов
| Лек
| Лаб
| Пр
| СРС
| Всего
| Очная форма обучения
| 1. Психология как наука. Плюрализм психологического знания
|
|
|
|
|
| 2. Психология в междисциплинарном пространстве. Характеристика основных разделов и отраслей психологии
|
|
|
|
|
| 3. Программы создания психологической науки
|
|
|
|
|
| 4 Ассоциативная психология.
|
|
|
|
|
| 5. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Экспериментальная психология сознания
|
|
|
|
|
| 6. Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики
|
|
|
|
|
| 7. Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ
|
|
|
|
|
| 8. Бихевиоризм: психология как наука о поведении
|
|
|
|
|
| 9. Культурно-историческая психология.
|
|
|
|
|
| 10. Деятельностный подход в психологии
|
|
|
|
|
| Экзамен/зачет
| | | | | | Итого по курсу:
|
| |
|
| 90 /(3_ЗЕ)
|
1.3. Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Психология как наука. Плюрализм психологического знания
Принципы построения научных теорий: монизм, дуализм, плюрализм.
Понятия «парадигмы» и «дисциплинарной матрицы». Методология Т. Куна и К. Поппер. Представления В. Франкла о множественности психологических теорий.
В. Виндельбанд и Г. Риккерт о номотетическом и идеографическом подходах в науке. Бихевиоризм как пример номотетического подхода. Гуманистическая психология как пример идеографической модели.
Методологический кризис психологии в понимании Л.С. Выготского.
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. «Две психологии» В. Вундта. Влияние других наук на развитие психологии.
Современная психология и проблемы психологического образования
Тема 2. Психология в междисциплинарном пространстве. Характеристика основных разделов и отраслей психологии
Систематика наук О. Конта и место психологии в системе наук. Классификация наук по Б.М. Кедрову. Классификационная схема наук по Ж. Пиаже. «Пограничные» области психологии. Психология и парапсихология. А.С. Арсеньев о проблеме предмета психологии.
Структура современной психологии, ее разделы и отрасли. Общая психология: изучение универсальных закономерностей возникновения функционирования психики. Разделы общей психологии: общетеоретический (возникновение и функционирование психики как органического целого); психология познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи); психология регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания; психология воли); психология личности.
Отрасли психологии: экспериментальная психология; возрастная психология, психология развития и педагогическая психология; социальная психология, политическая психология, историческая психология; психология управления и организационная психология, психология труда и психогигиена, инженерная психология; психогенетика и дифференциальная психология; психодиагностика и психометрия и т.д.
|
|