Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Психология как наука. Плюрализм психологического знания

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Волгоградский филиал

Кафедр психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Общая психология»

Направления подготовки 030300.62 «Психология»

Профиль «Психологическое консультирование

 

РазработчикМедведев Александр Михайлович канд. психол. наук, доцент

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол №______ от «___» ______________2014_г.
 
Зав. кафедрой _________________________________
(подпись заведующего кафедрой)

 

 

Волгоград 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА № СТР.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  
1.1. Пояснительная записка
1.2. Тематический план учебной дисциплины
1.3. Содержание учебной дисциплины
1.4. Организация самостоятельной работы
1.5. Список литературы
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.3. Рекомендации по работе с литературой
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса
Раздел 4. Материалы практических заданий по темам
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Пояснительная записка

Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи) Данная учебная дисциплина принадлежит к базовой части профессионального цикла дисциплин Б3.Б.2. Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как «История психологии», «Основы психосоматики» и «Зоопсихология и сравнительная психология» в той его части, которая представляет собой филогенетические введение в психологию человека. Для изучения дисциплины необходимы знания в области биологии и концепций современного естествознания. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для решения комплексных задач в областях производства и хозяйственной деятельности, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и осуществления следующих видов профессиональной деятельности: диагностической и коррекционной; экспертной и консультативной; учебно-воспитательной; научно-исследовательской; культурно-просветительской.
Соответствие учебной программы требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов   Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Цель и задачи учебной дисциплины Целью настоящей учебной дисциплины является… Цель настоящей учебной дисциплины – ведение студентов в область научной психологии и знакомство с основными научными школами, методологическими подходами, исследовательскими программами и теориями, составляющими корпус классический научной психологии. В ходе ее достижения решаются задачи: - обеспечить овладение базовыми компетентностями, соответствующими профессиональному образованию согласно стандарту ВПО по данной специальности; - обеспечить навыки работы с информационными источниками в соответствии с условиями обучения в вузе.
Требования к результатам обучения В результате изучения предмета студент должен знать - базовые категории и понятия психологии как в исходном, так и в современном научном контексте, - о многомерности и неоднозначности понятийного аппарата современной психологии; - об основных парадигмах современной психологии – естественнонаучной и гуманитарной; - об истории происхождения и основном содержании, предмете исследования, определившихся в основных (классических) школах научной психологии. Студент, прошедший курс обучения, должен уметь: - сопоставлять основания, на которых строится научная психология с основаниями житейской психологии; - выделять общие и специфические признаки научных теорий, позволяющие относить теорию к определенной парадигме; - соотносить донаучные и научные подходы в психологии, обнаруживая в них преемственность, развитие и принципиальные различия. По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-4 – использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; ПК-6 – психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека ПК-7 – прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях ПК-9 – способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.  
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.   Учебная дисциплина «Общая психология» общим объемом 90 часов изучается в течение 1 семестра. Изучение дисциплины заканчивается зачетом в 1 семестре.  

 


 

1.2. Тематический план учебной дисциплины

 

Наименование тем Количество часов
Лек Лаб Пр СРС Всего
Очная форма обучения
1. Психология как наука. Плюрализм психологического знания  
2. Психология в междисциплинарном пространстве. Характеристика основных разделов и отраслей психологии    
3. Программы создания психологической науки  
4 Ассоциативная психология.  
5. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Экспериментальная психология сознания  
6. Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики  
7. Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ  
8. Бихевиоризм: психология как наука о поведении  
9. Культурно-историческая психология.    
10. Деятельностный подход в психологии  
Экзамен/зачет          
Итого по курсу:   90 /(3_ЗЕ)

1.3. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Психология как наука. Плюрализм психологического знания

Принципы построения научных теорий: монизм, дуализм, плюрализм.

Понятия «парадигмы» и «дисциплинарной матрицы». Методология Т. Куна и К. Поппер. Представления В. Франкла о множественности психологических теорий.

В. Виндельбанд и Г. Риккерт о номотетическом и идеографическом подходах в науке. Бихевиоризм как пример номотетического подхода. Гуманистическая психология как пример идеографической модели.

Методологический кризис психологии в понимании Л.С. Выготского.

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. «Две психологии» В. Вундта. Влияние других наук на развитие психологии.

Современная психология и проблемы психологического образования

Тема 2. Психология в междисциплинарном пространстве. Характеристика основных разделов и отраслей психологии

Систематика наук О. Конта и место психологии в системе наук. Классификация наук по Б.М. Кедрову. Классификационная схема наук по Ж. Пиаже. «Пограничные» области психологии. Психология и парапсихология. А.С. Арсеньев о проблеме предмета психологии.

Структура современной психологии, ее разделы и отрасли. Общая психология: изучение универсальных закономерностей возникновения функционирования психики. Разделы общей психологии: общетеоретический (возникновение и функционирование психики как органического целого); психология познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи); психология регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания; психология воли); психология личности.

Отрасли психологии: экспериментальная психология; возрастная психология, психология развития и педагогическая психология; социальная психология, политическая психология, историческая психология; психология управления и организационная психология, психология труда и психогигиена, инженерная психология; психогенетика и дифференциальная психология; психодиагностика и психометрия и т.д.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.