Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 10. Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна.

Выдвижение деятельности в самостоятельный предмет исследования. принципиальное отличие «деятельности» от «реакции» в бихевиоризме. Критерии различения соответствующих психологических феноменов. Деятельность и проблема личности.

Принцип единства психики и деятельности А.Н. Леонтьева. Предметность как конституирующая характеристика деятельности. Структура деятельности. Взаимопереходы между структурными элементами. Полимотивированность деятельности. Явление «сдвига мотива на цель».

Понятие ведущей деятельности. Значение ведущей деятельности для развития психики в онтогенезе.

Соотношение теории деятельности А.Н. Леонтьева и культурно-исторической психологии Л.С. Выготского: преемственность и различия.


1.4 Организация самостоятельной работы

№ п/п Тема Количество часов Вопросы, выносимые на СРС Содержание СРС Форма контроля
Психология как наука. Плюрализм психологического знания 1. Методологический кризис в психологии в понимании Л.С. Выготского. 2. Поиск предмета и релевантного метода психологического исследования. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,  
2. Психология в междисциплинарном пространстве. Характеристика основных разделов и отраслей психологии   1. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в современной психологии. 2. Наука и искусство. Их влияние на психологию. 3. Психология и общественные процессы. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,  
3. Программы создания психологической науки 1. Что понимается под научной программой? В чем необходимость ее разработки? Что входит в содержание научной программы? 2. Дайте характеристику первых научных программ в психологии: - «Практической психологии» К. Морица (1792); - «Экспериментальной психологии» В. Вундта (1862); - «Описательной психологии» В. Дильтея (1894). 3. Как соотносятся эти программы научных исследований с основными парадигмами психологии: естественнонаучной и гуманитарной? 4. В чем отличие научных программ психологии 20 века от программ предшествующего периода? Раскройте содержание основных объяснительных принципов психологии 20 века: - принципа детерминизма; - принципа развития; - принципа системности. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,  
4. Ассоциативная психология 1. Ассоциация как механизм работы сознания. 2. Описание ассоциаций в трудах Платона и Аристотеля. Дж. Локк о «неразумности» ассоциаций. 3. Ассоциация как преобладающий и как всеобщий механизм работы сознания в теориях Дж. Беркли и Д. Юма. Стремление к строгому детерминизму в анализе явлений сознания. Становление классического ассоцианизма во второй половине 18 века. 4. Ассоцианизм и объяснительные принципы психики Д. Гартли, Т. Брауна, Дж. Милля. Концепция «ментальной механики» Дж. Милля. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,  
Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Экспериментальная психология сознания 1. Какова была историческая необходимость введения понятия «сознание» в психологию? 2. На чем основан метод аналитической интроспекции? В чем связь этого подхода с учением Дж. Локка? В чем ограниченность этого метода? Дайте развернутую характеристику понятия «апперцепция». 3. Что понимается под «потоком сознания»? Как понимал В. Джеймс приспособительную функцию сознания? 4. Дайте развернутую характеристику личности с точки зрения психологии сознания. Что понимается компонентами эмпирического «Я»? 5. Каковы причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания?   Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,  
Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики 1. Дайте краткое определение революции в естествознании на рубеже 19 и 20 веков. В чем состояло ее влияние на научное мировоззрение того времени и методологию научного исследования? 2. Почему ситуация в психологии на рубеже XIX и XX вв. стала называться «открытым кризисом»? Дайте его краткую характеристику по Л. С. Выготскому. 3. В чем главные основания противопоставления гештальтпсихологии и структурной психологии В. Вундта? Что такое принцип изоморфизма в гештальтпсихологии? 4. Опишите основные экспериментальные достижения и открытия, сделанные в работах М. Вертгеймера и В. Келера, а также в исследованиях мышления К. Дункера. 5. Дайте развернутую характеристику основных идей динамической психологии и теории поля К. Левина. 6. В чем состоит различие между решениями проблемы целостности в Австрийской и Берлинской психологических школах? 7. В чем состоит вклад гештальтпсихологии в психологическую науку? В чем проявляется ее влияние на современные исследовательские подходы? Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,  
Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ 1. Изложите путь З. Фрейда к понятию «бессознательное». Каковы конкретно-исторические предпосылки возникновения этого учения? 2. Опишите структуру психики по З. Фрейду. На каком основании модели психики, предложенные З. Фрейдом, называют топологической и энергетической? 3. Каковы конкретные методы изучения бессознательного в психоанализе? Приведите известные вам примеры использования таковых. 4. Каково место учения о влечениях в общей системе психоанализа? 5. В чем отличия в трактовке содержания и функции бессознательного в теориях А.Адлера и К.Г. Юнга от исходных представлений фрейдизма? 6. Раскройте основное содержание психоаналитических концепций К. Хорни и Э. Фромма. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала.  
Бихевиоризм: психология как наука о поведении 1. Почему в бихевиоризме отказались от сознания как предмета психологии? Изложите основные положения учения Дж. Уотсона о психологии поведения. 2. Приведите примеры конкретных исследований поведения в бихевиоризме и объясните их результаты с помощью введенных в бихевиоризме понятий. 3. Зачем понадобилось Э.Ч. Толмену ввести понятие «промежуточные переменные»? 4. Дайте развернутое описание явлений инструментальных, или оперантных, условных реакций в учениях Э. Торндайка и Б. Скиннера. 5. В чем состоит значение бихевиоризма для развития современной психологии? Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала.  
Культурно-историческая психология 1. На каких основаниях культурно-исторический подход получил название неклассической психологии? 2. В чем состояло влияние на психологию работ культур-антропологов Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, П. Жане? 3. Чем отличалось понимание Л. С. Выготским социокультурной обусловленности сознания от такового в работах представителей французской социологической школы и произведениях П. Жане? 4. Что такое высшая психическая функция? Каковы ее свойства в соотношении с особенностями натуральных психических функций? 5. Что понимается в научной школе Л.С. Выготского под «интериоризацией» и «знаковым опосредствованием»? 6. Какие идеи культурно-исторического подхода Л. С. Выготского были эмпирически подтверждены в экспериментах А. Н.Леонтьева? Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала.  
.Деятельностный подход в психологии 1. На каких основаниях категория деятельности была введена в психологию? Чем выступает деятельность для психологии: предметом изучения или объяснительным принципом? 2. Что такое постулат непосредственности в психологии и в чем его ограниченность? Как он преодолевается в деятельностном подходе школы А.Н. Леонтьева? 3. По каким критериям выделяются типы, виды и формы человеческой деятельности? 4. На примерах покажите, какие отношения существуют между разными составляющими человеческой деятельности. 5. Опишите структуру деятельности, предложенную А.Н. Леонтьевым. Опишете динамику деятельности и переходы между структурными элементами. Что понимается под «сдвигом мотива на цель»? 6. Что конкретно дает понимание психики как функционального органа деятельности для решения теоретических и практических задач психологии? Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала.  

Список литературы



Основная литература по курсу

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 (или более поздние издания).

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М. Мир, 1992..

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

5. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. Т. 1. – М.: Педагога, 1980.

2. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М., 2002.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М., 2001.

4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. — СПб.; М., 2004.

4. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. — М., 1997.

5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982.

6. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.

7. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6. т. — М., 1982. — Т. 1.

8. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987.

9. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: «Книжный дом «Университет», 2000.

10. Гальперин П.Я. Лекции по общей психологии. — М., 2002.

11. Ждан А. Н. История психологии: от античности до современности. — 4-е изд., перераб. — М., 2002.

12. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. — М., 1994.

13. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — М., 1983.

14. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: «Когито-Центр», «Институт психологии РАН», 1997.

15. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов н/Д, 1998.

16. Лекторский В. А. Объект // Новая философская энциклопедия: В 4 т. — Т. 3. - М., 2001.

17. Лекторский В. А. Отражение // Новая философская энциклопедия: В 4 т.-Т. 3. -М., 2001.

18. Лекторский В. А. Субъект // Новая философская энциклопедия: В 4 т. -Т. 3. -М., 2001.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004.

20. Леонтьев А. Н. Философия психологии. — М., 1994.

21. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. — М., 1985. – Т. 1.

22. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — М., 2004.

23. Мешкова Н. Н. «Развитие психики» А. Н. Леонтьева — взгляд через шестьдесят лет // Традиции и перспективы деятельности ого подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. — М., 1999.

24. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психол — М., 1981.

25. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2 т. — Ростов н/Д, 1996. – Т. 1.

26. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М., 1998.

27. Общая психология: Тексты: В 3 т. — Т. 1. Введение / Отв. ред. В. В. Петухов. — М., 2001.

28. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2001.

29. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психоло­гии: Тексты. — М., 1986.

30. Розин В. М. Типы и дискурсы научного мышления. — М., 2000.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

32. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995.

33. Соколова Е.Е. К определению понятия «психическая деятельность»: теоретический анализ дискуссий между А.Н.Леонтьевым и П.Я.Гальпериным// Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1998. — № 4.

34. Солсо Р., Джонсон X., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М., 2001.

35. Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2 т. – М., 1985. – Т. 2.

36. Узнадзе Д. Н. Общая психология. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.

37. Уотсон Дж. Бихевиоризм // История психологии. XX век. — М., 2002.

38. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.

39. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

40. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., 1997.

41. Юнг К. Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994.

42. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1985.

 

Электронные учебники по дисциплине

«Общая психология»

и учебные материалы в сети Интернет

1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.

2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.

3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..

4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.

5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.