Тема 10. Деятельностный подход в психологии Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна.
Выдвижение деятельности в самостоятельный предмет исследования. принципиальное отличие «деятельности» от «реакции» в бихевиоризме. Критерии различения соответствующих психологических феноменов. Деятельность и проблема личности.
Принцип единства психики и деятельности А.Н. Леонтьева. Предметность как конституирующая характеристика деятельности. Структура деятельности. Взаимопереходы между структурными элементами. Полимотивированность деятельности. Явление «сдвига мотива на цель».
Понятие ведущей деятельности. Значение ведущей деятельности для развития психики в онтогенезе.
Соотношение теории деятельности А.Н. Леонтьева и культурно-исторической психологии Л.С. Выготского: преемственность и различия.
1.4 Организация самостоятельной работы
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Вопросы, выносимые на СРС
| Содержание СРС
| Форма контроля
|
|
|
|
|
|
|
| Психология как наука. Плюрализм психологического знания
|
| 1. Методологический кризис в психологии в понимании Л.С. Выготского.
2. Поиск предмета и релевантного метода психологического исследования.
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,
|
| 2.
| Психология в междисциплинарном пространстве. Характеристика основных разделов и отраслей психологии
|
|
1. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в современной психологии.
2. Наука и искусство. Их влияние на психологию.
3. Психология и общественные процессы.
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,
|
| 3.
| Программы создания психологической науки
|
| 1. Что понимается под научной программой?
В чем необходимость ее разработки?
Что входит в содержание научной программы?
2. Дайте характеристику первых научных программ в психологии:
- «Практической психологии» К. Морица (1792);
- «Экспериментальной
психологии» В. Вундта (1862);
- «Описательной психологии» В. Дильтея (1894).
3. Как соотносятся эти программы научных исследований с основными парадигмами психологии: естественнонаучной и гуманитарной?
4. В чем отличие научных программ психологии 20 века от программ предшествующего периода? Раскройте содержание основных объяснительных принципов психологии 20 века:
- принципа детерминизма;
- принципа развития;
- принципа системности.
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,
|
| 4.
| Ассоциативная психология
|
| 1. Ассоциация как механизм работы сознания.
2. Описание ассоциаций в трудах Платона и Аристотеля. Дж. Локк о «неразумности» ассоциаций.
3. Ассоциация как преобладающий и как всеобщий механизм работы сознания в теориях Дж. Беркли и Д. Юма. Стремление к строгому детерминизму в анализе явлений сознания. Становление классического ассоцианизма во второй половине 18 века.
4. Ассоцианизм и объяснительные принципы психики Д. Гартли, Т. Брауна, Дж. Милля. Концепция «ментальной механики» Дж. Милля.
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,
|
|
| Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Экспериментальная психология сознания
|
| 1. Какова была историческая необходимость введения понятия «сознание» в психологию?
2. На чем основан метод аналитической интроспекции? В чем связь этого подхода с учением Дж. Локка? В чем ограниченность этого метода? Дайте развернутую характеристику понятия «апперцепция».
3. Что понимается под «потоком сознания»? Как понимал В. Джеймс приспособительную функцию сознания?
4. Дайте развернутую характеристику личности с точки зрения психологии сознания. Что понимается компонентами эмпирического «Я»?
5. Каковы причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания?
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,
|
|
| Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики
|
| 1. Дайте краткое определение революции в естествознании на рубеже 19 и 20 веков. В чем состояло ее влияние на научное мировоззрение того времени и методологию научного исследования?
2. Почему ситуация в психологии на рубеже XIX и XX вв. стала называться «открытым кризисом»? Дайте его краткую характеристику по Л. С. Выготскому.
3. В чем главные основания противопоставления гештальтпсихологии и структурной психологии В. Вундта? Что такое принцип изоморфизма в гештальтпсихологии?
4. Опишите основные
экспериментальные достижения и открытия, сделанные в работах М. Вертгеймера и В. Келера, а также в исследованиях мышления К. Дункера.
5. Дайте развернутую характеристику основных идей динамической психологии и теории поля К. Левина.
6. В чем состоит различие между решениями проблемы целостности в Австрийской и Берлинской психологических школах?
7. В чем состоит вклад гештальтпсихологии в психологическую науку? В чем проявляется ее влияние на современные исследовательские подходы?
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала,
|
|
| Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ
|
| 1. Изложите путь З. Фрейда к понятию «бессознательное». Каковы конкретно-исторические предпосылки возникновения этого учения?
2. Опишите структуру психики по З. Фрейду. На каком основании модели психики, предложенные З. Фрейдом, называют топологической и энергетической?
3. Каковы конкретные методы изучения бессознательного в психоанализе? Приведите известные вам примеры использования таковых.
4. Каково место учения о влечениях в общей системе психоанализа?
5. В чем отличия в трактовке содержания и функции бессознательного в теориях А.Адлера и К.Г. Юнга от исходных представлений фрейдизма?
6. Раскройте основное содержание психоаналитических концепций К. Хорни и Э. Фромма.
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала.
|
|
| Бихевиоризм: психология как наука о поведении
|
| 1. Почему в бихевиоризме отказались от сознания как предмета психологии? Изложите основные положения учения Дж. Уотсона о психологии поведения.
2. Приведите примеры конкретных исследований поведения в бихевиоризме и объясните их результаты с помощью введенных в бихевиоризме понятий.
3. Зачем понадобилось Э.Ч. Толмену ввести понятие «промежуточные переменные»?
4. Дайте развернутое описание явлений инструментальных, или оперантных, условных реакций в учениях Э. Торндайка и Б. Скиннера.
5. В чем состоит значение бихевиоризма для развития современной психологии?
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала.
|
|
| Культурно-историческая психология
|
| 1. На каких основаниях культурно-исторический подход получил название неклассической психологии?
2. В чем состояло влияние на психологию работ культур-антропологов Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, П. Жане?
3. Чем отличалось понимание Л. С. Выготским социокультурной обусловленности сознания от такового в работах представителей французской социологической школы и произведениях П. Жане?
4. Что такое высшая психическая функция? Каковы ее свойства в соотношении с особенностями натуральных психических функций?
5. Что понимается в научной школе Л.С. Выготского под «интериоризацией» и «знаковым опосредствованием»?
6. Какие идеи культурно-исторического подхода Л. С. Выготского были эмпирически подтверждены в экспериментах А. Н.Леонтьева?
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала.
|
|
| .Деятельностный подход в психологии
|
| 1. На каких основаниях категория деятельности была введена в психологию? Чем выступает деятельность для психологии: предметом изучения или объяснительным принципом?
2. Что такое постулат непосредственности в психологии и в чем его ограниченность? Как он преодолевается в деятельностном подходе школы А.Н. Леонтьева?
3. По каким критериям выделяются типы, виды и формы человеческой деятельности?
4. На примерах покажите, какие отношения существуют между разными составляющими человеческой деятельности.
5. Опишите структуру деятельности, предложенную А.Н. Леонтьевым. Опишете динамику деятельности и переходы между структурными элементами. Что понимается под «сдвигом мотива на цель»?
6. Что конкретно дает понимание психики как функционального органа деятельности для решения теоретических и практических задач психологии?
| Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала.
|
|
Список литературы
Основная литература по курсу
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 (или более поздние издания).
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М. Мир, 1992..
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.
4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
5. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. Т. 1. – М.: Педагога, 1980.
2. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М., 2002.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М., 2001.
4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. — СПб.; М., 2004.
4. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. — М., 1997.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982.
6. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.
7. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6. т. — М., 1982. — Т. 1.
8. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: «Книжный дом «Университет», 2000.
10. Гальперин П.Я. Лекции по общей психологии. — М., 2002.
11. Ждан А. Н. История психологии: от античности до современности. — 4-е изд., перераб. — М., 2002.
12. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. — М., 1994.
13. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — М., 1983.
14. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: «Когито-Центр», «Институт психологии РАН», 1997.
15. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов н/Д, 1998.
16. Лекторский В. А. Объект // Новая философская энциклопедия: В 4 т. — Т. 3. - М., 2001.
17. Лекторский В. А. Отражение // Новая философская энциклопедия: В 4 т.-Т. 3. -М., 2001.
18. Лекторский В. А. Субъект // Новая философская энциклопедия: В 4 т. -Т. 3. -М., 2001.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004.
20. Леонтьев А. Н. Философия психологии. — М., 1994.
21. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. — М., 1985. – Т. 1.
22. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — М., 2004.
23. Мешкова Н. Н. «Развитие психики» А. Н. Леонтьева — взгляд через шестьдесят лет // Традиции и перспективы деятельности ого подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. — М., 1999.
24. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психол — М., 1981.
25. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2 т. — Ростов н/Д, 1996. – Т. 1.
26. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М., 1998.
27. Общая психология: Тексты: В 3 т. — Т. 1. Введение / Отв. ред. В. В. Петухов. — М., 2001.
28. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2001.
29. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. — М., 1986.
30. Розин В. М. Типы и дискурсы научного мышления. — М., 2000.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
32. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995.
33. Соколова Е.Е. К определению понятия «психическая деятельность»: теоретический анализ дискуссий между А.Н.Леонтьевым и П.Я.Гальпериным// Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1998. — № 4.
34. Солсо Р., Джонсон X., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М., 2001.
35. Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2 т. – М., 1985. – Т. 2.
36. Узнадзе Д. Н. Общая психология. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.
37. Уотсон Дж. Бихевиоризм // История психологии. XX век. — М., 2002.
38. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.
39. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
40. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., 1997.
41. Юнг К. Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994.
42. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1985.
Электронные учебники по дисциплине
«Общая психология»
и учебные материалы в сети Интернет
1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.
2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.
3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..
4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.
5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru
|