Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на содержание данного комплекса.

Специфика в изучении разделов № 1, 2 настоящего комплекса проявляется в необходимости познакомиться с ним в самом начале изучения данного курса. Это важно для того, чтобы студент познакомился с целями и задачами данной учебной дисциплины, требованиями к тому, что он обязан знать по данному курсу, какими знаниями, умениями и навыками он должен овладеть в результате изучения дисциплины «Общая психология». Анализируя литературу, необходимо остановиться на практической стороне применения полученных теоретических знаний, усвоении тестовых методик и методов анализа полученных данных.

При работе над изучаемой дисциплиной особое внимание необходимо обратить на журнальные статьи из журналов «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Культурно-историческая психология», «Развитие личности» в том числе на электронные архивы этих журналов, ауа также максимально использовать монографическую литературу. Глубокая самостоятельная работа над ними обеспечит успешное усвоение курса «Общая психология».

Перед зачетом следует обратить внимание на советы по подготовке.

Раздел № 6 содержат основные термины и понятия, относящиеся к общей психологии. Это не отменяет необходимость знакомиться с контекстными определениями терминов, используя словари.

Пожелания к изучению отдельных тем курса

При изучении темы 1 Психология как наука. Плюрализм психологического знанияследует обратить внимание на то как эта теме представлена во 2Ведениях» к различным учебниками по психологии, что позволит лучше понять плюралистичность этой науки.



При изучении темы 2 Психология в междисциплинарном пространстве. Характеристика основных разделов и отраслей психологииследует обратить внимание на категориальную матрицу, предложенную А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским, которая может служить ориентировочной основой для понимания вопроса.

При изучении темы 3 Программы создания психологической науки

Основным материалом может служить учебник «Психология» В.В. Нурковой и Н.Б. Березанской, а также учебники по истории психологии А.Н. Ждан и М.Г. Ярошевского, дополнительные сведения можно найти в книге «Теоретическая психология» А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.

При изучении темы 4 Ассоциативная психологияследует выделить специфические ограничения подхода, его когнитивную ориентацию при акцентировании роли рефлекторных механизмов психики.

При изучении темы 5 Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Экспериментальная психология сознанияможно воспользоваться учебниками по истории психологии А.Н. Ждан и А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.

При изучении темы 6 Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психикиможно воспользоваться учебниками по истории психологии А.Н. Ждан и А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.

При изучении темы 7 Бессознательное как предмет психологии. Психоанализможно воспользоваться учебниками по истории психологии А.Н. Ждан и А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, а также текстами основателя подхода З. Фрейда. Краткое и емкое описание психоанализа содержится в «Большом психологическом словаре» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко (2009).

При изучении темы 8 Бихевиоризм: психология как наука о поведениирекомендуется обратиться к словарной статье в «Большом психологическом словаре» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко (2009).

При изучении темы 9 Культурно-историческая психологиярекомендуется помимо учебников, пособий и словаре ознакомится с современными исследованиями, проводимыми в этой научной школе, по публикация журнала «культурно-историческая психология» электронный архив которого находится в свободном доступе.

При изучении темы 10 Деятельностный подход в психологиирекомендуется обратиться к словарной статье в «Большом психологическом словаре» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко (2009).

Рекомендации по работе с литературой

При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие основные (базовые) литературные источники:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

Следует с осторожностью относиться к интернет-ресурсам (помимо указанных в УМК).

Разъяснения по работе с тестовой системой курса

 

Раздел 4 настоящего комплекса включает в себя тестовые задания по темам дисциплины.

Специфика решения данных заданий заключается в том, что здесь требуется наличие знаний по всему курсу. Прежде чем приступать к решению тестовых заданий, необходимо внимательно прочесть вопрос и все варианты ответов и выбрать верный ответ.

Советы по подготовке зачету

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1. Зачет по дисциплине «Общая психология» может проводиться как в устной, так и в письменной форме с последующим собеседованием. Для написания письменной работы дается 40-45 мин. Зачет проводится строго по расписанию. Неявка на зачет или отказ от ответа приравниваются к неудовлетворительной оценке.

2. На зачете особое внимание уделяется умению синтезировать знания по разным вопросам программы, проводить обобщения, соотнесения и аналогии. Не поощряется сосредоточенность на узких границах одного вопроса из программы зачета.

3. При выставлении рейтинговой оценки преподаватель учитывает текущую успеваемость и посещаемость студента, участие в практических занятиях, в научных конференциях, результаты промежуточной аттестации и пр.

Для того чтобы избежать трудностей при ответе на вопросы, необходимо принимать участие в практических занятиях, прояснять свои знания и их ограничения в диалоге с преподавателем однокурсниками.


 

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (УММ)

Методическое обеспечение теоретического курса

Лекция 1 (2 часа). Психология как наука. Плюрализм психологического знания

План

1. Принципы построения научных теорий: монизм, дуализм, плюрализм. Понятия «парадигмы» и «дисциплинарной матрицы». Методология Т. Куна и К. Поппер. Представления В. Франкла о множественности психологических теорий.

2. В. Виндельбанд и Г. Риккерт о номотетическом и идеографическом подходах в науке. Бихевиоризм как пример номотетического подхода. Гуманистическая психология как пример идеографической модели.

3. Методологический кризис психологии в понимании Л.С. Выготского.

4. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. «Две психологии» В. Вундта. Влияние других наук на развитие психологии.

5. Современная психология и проблемы психологического образования

 

Основные понятия

парадигма, дисциплинарная матрица, номотетический подход, идеографический подход, структурализм.

Лекция 2 (2 часа). Психология в междисциплинарном пространстве. Характеристика основных разделов и отраслей психологии

План

1. Систематика наук О. Конта и место психологии в системе наук. Классификация наук по Б.М. Кедрову. Классификационная схема наук по Ж. Пиаже. «Пограничные» области психологии. Психология и парапсихология. А.С. Арсеньев о проблеме предмета психологии.

2. Структура современной психологии, ее разделы и отрасли. Общая психология: изучение универсальных закономерностей возникновения функционирования психики. Разделы общей психологии: общетеоретический (возникновение и функционирование психики как органического целого); психология познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи); психология регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания; психология воли); психология личности.

3. Отрасли психологии: экспериментальная психология; возрастная психология, психология развития и педагогическая психология; социальная психология, политическая психология, историческая психология; психология управления и организационная психология, психология труда и психогигиена, инженерная психология; психогенетика и дифференциальная психология; психодиагностика и психометрия и т.д.

Основные понятия

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.